Классный час "Здоровье- фундамент жизни"
классный час (9 класс) по теме

Толстова Татьяна Николаевна

 

КЛАССНЫЙ ЧАС "ЗДОРОВЬЕ - ФУНДАМЕНТ ЖИЗНИ"


Цель: Воспитание в учащихся убеждения в том, что  здоровье является важным условием для счастливой жизни.

Задачи:

  • продемонстрировать необходимость выработки специальных навыков, которые могли бы помочь школьникам уберечься от нежелательных форм поведения,
  • формировать навыки публичного выступления,
  • развивать умение находить необходимую информацию в дополнительной литературе,
  • формировать умение работать с ИКТ,
  • воспитывать чувство коллективизма, умение работать в группе,
  • обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Оформление: плакаты и рисунки по теме, видеофильм, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС "ЗДОРОВЬЕ - ФУНДАМЕНТ ЖИЗНИ"

Цель: Воспитание в учащихся убеждения в том, что  здоровье является важным условием для счастливой жизни.

Задачи:

продемонстрировать необходимость выработки специальных навыков, которые могли бы помочь школьникам уберечься от нежелательных форм поведения,

формировать навыки публичного выступления,

развивать умение находить необходимую информацию в дополнительной литературе,

формировать умение работать с ИКТ,

воспитывать чувство коллективизма, умение работать в группе,

обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Оформление: плакаты и рисунки по теме, видеофильм, презентация.

Ход мероприятия

Приветствие.

Классный руководитель: - Здравствуйте, дорогие ребята!

При встрече люди издревле желали друг другу здоровья:

«Здравствуйте, доброго здоровья!»

«Как ваше драгоценное здоровье?!»

И это не случайно. Ведь ещё в Древней Руси говорили

«Здоровья не купишь»,   «Дал бы здоровья, а счастья найдёшь»

Проблема здоровья молодёжи считается  острой в стране. Цель здоровья подрастающего поколения - это здоровье нации Российского народа. В наше время стали, распространены среди молодёжи наркомания и алкоголизм, курение. Более подробно об этих факторах сегодня мы поговорим на классном часе. Мы пригласили на нашу беседу врача здравпункта .

На повестке дня сегодня следующие вопросы:
- Что значит быть здоровым ?
- Жить без болезней, вести нормальную деятельность, быть живым.
- Здоровье  в большей  степени зависит от вас самих?
- Что может повлиять на состояние здоровья? (Образ жизни,  Состояние окружающей среды – природы ,Питание )

Древние Греки например, мало болели, но долго жили!
-От чего же им так везло?
-Пищу ели растительную, мяса употребляли мало, табака не знали, вино пили разбавленным, много двигались.
-Но главное закалялись.        
В школе полдня занимались наукой, полдня физкультурой.

II. Игра «Ромашка» На лепестках ромашки записана первая половина пословицы- продолжить…

В здоровом теле ,(здоровый дух)

Голову держи в холоде, (а ноги в тепле)

Заболел живот, держи (закрытым рот)

Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)

Землю сушит зной, человека (болезни)

К слабому и болезнь (пристает)

Поработал (отдохни)

Любящий чистоту – (будет здоровым)

- Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы - это народная мудрость.
- Так что же такое здоровье?

III. Мозговой штурм

Дети высказываются на тему:
Здоровый человек- это…

Отгадайте загадку:

- Что на свете дороже всего? (здоровье).

- А что такое здоровье? (Всегда хорошее настроение, ничего не болит, хочется прыгать, играть и учиться, здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся).

Здоровье – это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Здоровье – это здоровый образ жизни. Образ жизни человек строит сам в процессе всей своей жизни. Слово “здоровье” как и слово “любовь”, “красота”, “радость” принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.

Здоровье человека – это главная ценность жизни каждого из нас. Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. Здоровье перевешивает все остальные блага жизни. “Здоровый нищий счастливее больного короля” (цитата Шопенгауэра).

2. Вот сегодня мы с вами и поговорим, как сохранить ваше здоровье и уберечься от вредных привычек.

Сначала о вас заботятся родители, но вы растете и каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.

Сейчас много компьютеров, телевизоров, мобильных телефонов.

- А они вредны для здоровья? (От компьютера, телевизора, мобильного телефона идут вредные для организма излучения, а компьютер, кроме того, очень влияет на зрение).

Нужно знать, как пользоваться ими без вреда для собственного здоровья.

30 минут работы на компьютере, перерыв не мене 30 минут.

Не смотреть телевизор более 2 часов.

Не носить телефон на теле.

Нужно помнить, что забота о здоровье начинается с утра и продолжается до самого вечера ежедневно.

- Что мы должны сделать, как только проснулись?

Умыться, почистить зубы, зарядку сделать.

- А что нужно сделать еще для ЗОЖ? Прочитайте в анаграмме.

“ П Д О Р И Ж У С Ь     О С     О П Т О С Р М ! ”(Подружись со спортом!)

30 минут умеренной физической активности в день существенно поддерживают и улучшают здоровье. И неважно прогуливаетесь ли вы в это время, проедете на велосипеде или погоняете в футбол, просто это должно быть каждый день. Недаром говорят: “Здоровье – футляр красоты”. Будешь заниматься спортом – будешь красивым.

По мнению ученых, ежедневные физические упражнения замедляют старение организма и прибавляют в среднем 6-9 лет жизни!

- А что сильно вредит здоровью еще? (плохой воздух и вода)

Воду мы можем очистить с помощью фильтра, а вот воздух, к сожалению, мы очистить не можем.

- Какие угрозы здоровью вы еще знаете? (вредные привычки – курение, алкоголь, наркомания)

Это самые страшные разрушители здоровья, потому что они могут быть смертельными.

3. Сегодня мы поговорим о вредных привычках. Одно из них – КУРЕНИЕ.

КУРЕНИЕ – это употребление вещества , дающий при горении ароматический дым .

ТАБАК – травянистое растение из семейства маслёновых , с крупными листьями.

Вопросы.

Почему табак был завезён в Европу? Дым табака, считался отпугивающим злых духов (лечебной травой). В 1543 году в одной учебной книге сказано «Табак вызывает сон, избавляет от усталости, успокаивает боль». В  Италии табак считался «забавой дьявола» (5 монахов покуривших были заживо замурованы в стены монастыря).

Почему же табак выращивают до наших лет, и продают сигареты? (Доходная статья для торговцев именно они распространили по свету табак)

Почему людям покурившим однажды очень трудно отказаться от сигареты? Никотин- наркотическое вещество, вызывающее зависимость от табака.

 Откуда же попал в Россию табак, нам поведают историки (4 ученика).

1 ученик. В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. . Первыми европейцами попробовавшими его в 1492 г., были матросы знаменитой флотилии Христофора Колумба.
Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы – взрослые и дети держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснилось, что “дикари” традиционно используют его листья для частого вдыхания дыма. В числе подарков жители острова Гуанахани, который Колумб назвал Сан- Сальвадор, поднесли сушеные на солнце листья растения «петум». Сами они курили эти листья, свернутые в трубочку.

2 ученик. Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев “тобакко” и… нескольких курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые “дикари”, украшенные перьями и пускающие дым изо рта, поразили весь испанский двор. Вскоре табак попал во Францию: Жан Нико, бывший послом в Испании, привез оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве, Екатерине Медичи. От фамилии Нико произошло слово “никотин” - так называют основной компонент табака. 

В Англии, в эпоху Елизаветы 1, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.
3 ученик. Постепенно курение стало “путешествовать” по Европе, дошло до России. В России, во времена царствования Михаила Федоровича Романова, уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по ступням, во второй раз- обрезанием носа и ушей. После сильнейшего пожара в Москве в 1634 г., причиной которого, как стало известно, было курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

Но активного распространения курение не получило до тех пор, пока царевич Петр Алексеевич, постоянно общавшийся с иноземцами, не научился курить… Торговля табаком и курение были разрешены в России в царствование Петра 1, который стал сам заядлым курильщиком после посещения Голландии.   

При Петре I в России появились первые табачные фабрики; в казну потекли доходы от торговли табаком. Курение распространилось по всей стране. Тогда еще никто не знал, насколько опасна эта привычка.

4 ученик. В 19 веке в обществе существовали довольно строгие правила этикета. Если в доме устраивался бал или прием, для курения отводилось специальное помещение – отдаленная комната или кабинет хозяина. Если бы кто-то вздумал закурить за столом или в танцевальном зале, такого гостя немедленно перестали бы принимать. Курить в гостиной, при дамах было просто непозволительно! В курительной комнате, разумеется, находились только мужчины. Курящая женщина была такой же редкостью, как сказочная Баба Яга. Даже курение на улице, при всех, считалось неприличным.

О чем же нам поведают социологи? (4 человека)

1 ученик. Статистика говорит, что от последствий курения каждые 13 минут умирает человек. Каждая выкуренная сигарета сокращает человеческую жизнь на 5,5 минут.

2 ученик. В развитых странах в последнее время все более модным становится здоровый образ жизни – занятие спортом, потребление полезных продуктов и, разумеется, отказ от курения. При приеме на работу предпочтение отдается некурящим претендентам.

3 ученик. Во многих общественных местах – кинотеатрах, ресторанах и так далее – действует официальный запрет на сигареты. За курение в общественных местах взимаются крупные штрафы, запрещается реклама табачных изделий.

4 ученик. Я позволю себе напомнить еще об одной проблеме. Существует еще так называемое пассивное, или вынужденное курение. И дома, и в общественных местах некурящий человек часто вынужден находиться рядом с курильщиками и вдыхать табачный дым. Курение в присутствии некурящих – это не только элементарная невоспитанность, но и покушение на чужое здоровье.

4. О влиянии курения на организм и о курении “за” и “против” нам поведает (называется имя ученика, подготовившего презентацию).

Презентация (Приложение 1) (дети составляли сами)

Мы с вами узнали о вреде курения и о воздействии его на человека.

- А как же противостоять приглашению попробовать закурить?

Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самый весомый с вашей точки зрения аргумент и настаивайте на нем.

Умение отказаться от какого-либо предложения – необходимо в повседневной жизни.

- А что бы вы сказали, если бы вам предложили закурить?

(Нет, спасибо, я не курю! Нет, спасибо, мне не нравится курить! Нет, спасибо, это не для меня! Нет, спасибо, мне и так хорошо! Нет, курить не модно !)

Противостоять приглашению попробовать закурить – и есть по-настоящему взрослый поступок, которым можно гордиться. Курильщики не могут бросить это занятие – они попали в рабство сигареты, а вот те, кто может противостоять, - по-настоящему сильные и свободные люди.

Лучший способ борьбы с табаком – никогда не брать сигарету в рот. 

5. Внимательно посмотрите фильм “Профилактика курения” (Приложение 3 (объем 157 МБ, можно взять у автора)), попробуйте сформулировать аргументы за и против курения, которые вы выскажите в конце классного часа.

-Что больше всего взволновало(удивило) вас в фильме?.

Ученица читает стихотворение.

Запомни – человек не слаб. Рожден свободным. Он не раб.

Сегодня вечером. Как ляжешь спать ты должен так себе сказать:

“Я выбрал сам дорогу к свету я, презирая сигарету,

Не стану ни за что курить. Я человек. Я должен сильным быть!”

Следующая вредная привычка, наносящая ущерб здоровью- это наркомания

Наркомания- общее поражение личности с осложнениями со стороны физического здоровья. Это значит, что человек, принимающий наркотики, постепенно уничтожает свои лучшие нравственные качества; становится физически не вполне нормальным; теряет друзей и семью; не может приобрести профессию или забывает имеющуюся и, в конце концов, полностью разрушает свой организм.
Какова же средняя продолжительность наркомана? Если речь идет о принятии наркотиков внутривенно, то средняя продолжительность жизни с момента первого укола составляет 7-10 лет непрерывного потребления. Иногда этот период может продлиться до 15 лет, но есть люди, которые погибают через 6-8 месяцев.
Наркомана можно отличить от обычных людей, по следующим признакам:

длинные рукава одежды всегда независимо от погоды и обстановки;

неестественно узкие или широкие зрачки от освещения;

неряшливый вид , сухие волосы , отёкшие кисти рук;

невнятная <растянутая> речь или неуклюжие движения

Бороться с наркоманией никогда не поздно, но лучше никогда не пробовать никакие наркотики.
В наше время одна из важных задач сейчас - снизить уровень наркомании. Некоторые специалисты считают ограничить доступность наркотиков, другие полагают, что важно уменьшить спрос.  Ограничить доступ к наркотикам оказалось трудно, практически невозможно. Несмотря на частые сообщения о конфискации крупных партий наркотиков, их по-прежнему легко раздобыть в любой части страны. Очень сложно контролировать транспортировку и распространение наркотиков доход от наркотических средств побуждает людей идти на риск, связанный с противозаконными действиями.
Действия, связанные с употреблением и оборотом наркотиков приводят, в конечном счете, к уголовной ответственности, т.е. тюремному заключению. Но это ещё не самое страшное. Наркоманы калечат жизнь близких и окружающих их людей.

 Существует ещё один вид из разряда наркотических веществ- это алкоголь.

 Алкоголь является химическим веществом (этиловый спирт), который влияет на то, как функционирует организм. То , что он получил широкое распространение не означает , что он безвреден.  Это изменяющее сознание человека вещество влияет на головной мозг, что сказывается на мыслительных процессах человека, его ощущениях и на том, как он говорит, двигается. Молекула спирта не велика и всасывается в кровь легко, без предварительного переваривания. Всасывание происходит быстро и начинается уже в слизистой оболочки рта.
Алкоголь разносится кровью, попадает во все органы тела человека. Что дает возникновению состояния опьянения. Данное состояние влияет на работу головного мозга, что нарушает процессы запоминания и извлечения информации из памяти, вызывает галлюцинации и припадки, снижается острота зрения и слуха, нарушение координации движений и снижение быстроты реакции.
По данным МВД России в 2006 г. жертвами злоупотребление алкоголя стало
1 миллион человек:

100 тыс . жизни унесли алкогольные болезни.

230 тыс . убиты людьми, которые были в состоянии алкогольного опьянения.

250 тыс . отправили на тот свет пьяные водители. Кого же можно считать алкоголиком?
Алкоголик - это человек, который болен алкоголизмом.
Алкоголизм - это болезнь, при котором человек продолжает употреблять алкоголь, несмотря на то, что это вызывает проблемы в его жизни. Кроме того, этот человек не способен заранее спланировать, что он выпьет небольшое количество алкоголя и на этом остановится.
Организм алкоголика изменяется так, что он не может существовать без алкоголя. Когда алкоголик воздерживается от алкоголя, он ощущает болезненные симптомы. Он может испытывать дрожь, ощущать озноб, страдать галлюцинациями.
Признаками алкоголизма являются:

частое употребление алкоголя с целью справится с повседневными трудностями и заботами;

ссоры с членами семьи по поводу выпивки;

заниженная самооценка, плохое отношение к себе;

твердое решение бросить пить или пить меньше, непрерывно нарушаемое;

поиск оправдания продолжающемуся пьянству;

провалы в памяти - пьющий человек не может вспомнить, когда он пил;

просьба к членам семьи или друзьям скрыть факт выпивки;

возложение вины за своё пьянство на других членов семьи и друзей.

Подростки могут пристраститься к алкоголю на много быстрее, чем взрослые. Чем раньше подросток начинает выпивать, тем больше риск того, что он станет алкоголиком. Подростки обычно весят меньше, чем взрослые, и печень у них меньшего размера. Содержание алкоголя в крови у них растет быстрее, когда они выпивают. Таким образом, подростки быстрее пьянеют от меньшего количества алкоголя. Алкоголизм у подростков развивается быстрее, чем у взрослых, поэтому молодому организму легче нанести вред.

По статистике в 2002 году из-за случайных отравлений алкоголем в России умерли 32854 человека на 2084 человека больше чем в 2001 году. В Алтайском крае в 2002 году отравилось "некачественной водкой" свыше 1тыс. человек из них 431 с летальным исходом.

6. Рефлексия. ( Работа в группах) Закончите предложение.

Постараюсь избегать вредных привычек чтобы:

Сохранить свое здоровье и здоровье своей семьи;

Иметь привлекательную внешность;

Получить престижную работу;

Не тратить попусту время;

Сохранить работоспособность;

Не тратить деньги на то, за что потом нужно дорого платить;

Не лишать себя удовольствия от жизни;

Завоевать уважение среди некурящих авторитетов;

Не изменить своим жизненным принципам, не вредить себе и своим близким;

Остаться в среде некурящих и сохранить здоровье.

Подведение итогов

Наш разговор подходит к концу. На слайде арабская пословица: «У кого есть здоровье, есть и надежда, у кого есть надежда – есть все». Мы толкуем ее, пытаемся осознать глубокий смысл сказанного. Своим коллегам я рекомендую при подготовке подобного классного часа воспользоваться и «Детской энциклопедией» (том «Человек»), и «Книгой для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» И.Д. Зверева, и материалами книги «Как я воспринимаю мир» О.Н. Скороходовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Христианство. Жизнь Иисуса Христа".

Цель:обогатить знания детей о нравственном учении христианства, расширить  знания  о жизни Иисуса Христа.Предварительная подготовка:подготовить теоретический материал о   христиан...

Классный час "Движение-жизнь"

Презентация поможет провести классный час в 5-7 классах о здоровом образе жизни....

Классный час "Смысл жизни""ppt

Классный час "Поговорим о смысле жизни". Цель занятия: формирвание ценностных ориентаций учащихся...

Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...

Классный час. В жизни всегда есть место подвигу (5-7 классы)

Классный час "В жизни всегда есть место подвигу", посвященный Дню Героя России, для 5-7 классов...

Психологический классный час "Счастливая жизнь..."

Классный час проводился в 10 классе среди классных руководителей в неделе психологии...

Методическая разработка классного часа "Радуга жизни в нас самих"

Цель: Формирование позиции противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям – от наркотиков, алкоголя, курения и другим.Задачи:- Актуализировать проблему вредных привычек, выявить отношение по...