Формирование нравственных ценнностных ориентаций у старшеклассников
методическая разработка (10 класс) по теме

Рыбакова Наталия Александровна

Воспитательная программа для 9,10,11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:                                                                          Утверждаю:

Зам. директора по ВР                                                             Директор

МКОУ «Николаевская  СОШ»                                              МКОУ «Николаевская СОШ»              

 __________Захарова Н.Г.                                                      _____________ Сидоренко Л.Г.

«___» ___________ 2012 г.                                                   «___» ____________ 2012 г.

Воспитательная программа

«Формирование нравственных ценностных ориентаций у старшеклассников»

9,10,11 класс

Классный руководитель

Рыбакова Н.А.

Цели программы:

 Создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.

Задачи:

- формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющей выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;

- повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности в организации жизни детского коллектива и социума;

- формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности учащихся;

-развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения и работы во всех возможных отраслях хозяйства страны;

-организация учебно-исследовательской деятельности учащихся;

-формирование системы самоуправления в классе;

Сроки реализации программы:

2010-2011 уч.год.

2011-2012 уч.год.

2012-2013 уч.год.

Формы реализации задач:

-изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);

-систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;

-дискуссии,диспуты;

-ролевые, деловые, образовательные игры;

-экскурсии,походы;

-круглые столы, ток-шоу, брейн-ринги;

-соревнования;

-викторины;

-интеллектуальные марафоны;

-КВН;

- участие в общешкольных мероприятиях.

Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.

Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей;

  1. Гуманизм во взаимоотношениях «учитель-ученик», «ученик-ученик».
  2. Демократизм, уважение ученика.
  3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
  4. Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе.
  5. Принцип индивидуальности.
  6. Принцип развития.
  7. Принцип творчества и успеха.
  8. Принцип поддержки и доверия.
  9. Принцип ответственности.
  10. Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать)
  11. Принцип элективности наравлен на умение делать выбор в различных ситуациях.

В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории:

- педагогика гуманизма ( Сухомлинский В.А.);

-гуманно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили);

-концепция поликультурного образования ( З.М.Малькова, В.В.Макаев);

-педагогика сотрудничества ( И.П.Иванов, В.А.Караковский);

-технология коллективно-творческих дел;

-игровые технологии.

Реализация поставленных задач ведется через работу по следующим направлениям:

«Я- Человек».

Данное направление соответствует нравственному, духовному ,семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культура поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.

«Моя Родина»

Направление соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания:

- военно-патриотическое воспитание;

-героико-патриотическое воспитание;

-национально-патриотическое воспитание;

       -гражданское воспитание;

      -гражданско-патриотическое воспитание.

«Здоровье»

Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию. Предполагает организацию природосообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, воспитание гармонично развитой личности.

«Мир прекрасного»

Направление соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.

«Ученическое самоуправление»

Данное направление включает участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления класса и школы.

Цель классного самоуправления- формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:

-создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах;

-создание условий для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

-воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах не только своей личности, но и общества  (класса, школы);

-формировать толерантность.

Структура самоуправления.

Староста класса. Выбирается путем тайного голосования .Он совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть , контролирует выполнение поручений. (Стройлова  Евгения)

1.Сектор  «Просвещение»-оказывает помощь учащимся в преодолении затруднений в учебе, контролирует посещаемость и готовность к занятиям, помогает классному руководителю проводить рейтинг учащихся по результатам обучения, готовит тематические классные часы, викторины, знакомит с современными достижениями науки и культуры, участвует в подготовке к интеллектуальным конкурсам.(Кусаинова Сафура, Колесник Татьяна)

2. Сектор «Порядок»- по мере необходимости проводит работу с нарушителями дисциплины и порядка, составляет график дежурства, осуществляет организацию субботников, отвечает за своевременную сдачу учебников, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению школьного двора, контролирует озеленение класса. (Шик Алексей, Потравная Татьяна, Кобыляцкая Евгения)

3. Сектор «Патриот»- организует и проводит мероприятия по гражданско- патриотической тематике, отвечает за участие класса в общешкольных мероприятиях данного направления. (Безуглов Игорь, Литко Дмитрий)

4. Сектор «Досуг»- способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе и школе, отвечает за организацию экскурсий , классных и школьных вечеров, дискотек, составление развлекательной программы. (Зиатдинова Юлия, Штрайс Наталья)

5. Сектор «Пресс-центр»- контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классном уголке, руководит работой по оформлению классного альбома. (Гудым Владислав, Увалитов Ануар)

6. Сектор «Олимпиец»- формирует команду для участия в школьных мероприятиях, организует спортивные мероприятия в классе. Отвечает за организацию выездов класса в туристические поездки.(Салий Сергей, Герасименко Александр)

«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет. (Безуглова Светлана Васильевна,Кусаинова Асия Капасовна, Герасименко Наталья Анатольевна)

Функции родительского комитета:

- рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива;

-решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

-принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

-оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

-организует и проводит индивидуальную работу с семьями  обучающихся.

Главные заповеди воспитания:

- Главная цель воспитания- счастливый человек.

-Воспитание без уважения- подавление.

-Интеллигентность- антипод невежеству.

- Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны.

-Дети должны быть лучше нас и жить они должны лучше.

Ожидаемые результаты как конечный результат, воспитания личности:

- мыслящий, способный найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;

-творческой,  обладающей широкими способностями,  развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;

-духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;

- гуманной, стремящейся к миру  и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;

- любящей свою малую и большую Родину;

- знающей и хранящей традиции;

- ведущей здоровый образ жизни;

- свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.

                                         Примерная тематика классных часов.

Напрвление  «Я-человек».

Тема.

Форма проведения

Класс.

Время проведения

1

Как научится властвовать собой?

тренинг

9,11

3 четверть

2

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть

беседа

9

2 четверть

3

«Я имею право на…»

дискуссия

9

1 четверть

4

Я среди людей, люди вокруг меня

Деловая игра

10

1 четверть

5

«Все профессии хороши, выбирай на вкус…»

Классный час

9.11

3 четверть

6

Моя будущая профессия. Какой я её вижу?

Экскурсия в мир профессий

9.11

1,2 четверть

7

Чувство взрослости. Что это такое?

беседа

10

2 четверть

8

Какие воспоминания оставлю я о себе в школе

Классное собрание

11

1 четверть

9

Мой профессиональный выбор. Прав я или нет?

конференция

9,11

4 четверть

10

Стресс в нашей жизни

тренинги

9,11

3 четверть

11

«Никого дороже нет…» ( к дню матери)

праздник

10

2 четверть

12

Поговорим о нравственности…

беседа

11

4 четверть

13

«Маме посвящаю…» (к дню матери)

праздник

9

2 четверть

14

«Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя-Мать!»

Урок-презинтация

11

2 четверть

15

«О милосердии»

беседа

9

1 четверть

16

Что значит быть счастливым?

дискуссия

10

3 четверть

17

«Человек и закон»

Деловая игра

10

4 четверть

Направление «Моя Родина»

Тема

Форма проведения

класс

Время проведения

1

Каким я вижу свое любимое село?

дискуссия

9

1 четверть

2

«О них мы будем помнить всегда»

Устный журнал

9

Май

3

«Есть такое слово- выстоять»

Классный час

11

Май

4

«Афганистан болит в моей душе»

Поэтический вечер

10

Февраль

5

«Пусть не повторится никогда…»

Классный час

11

октябрь

6

Доблести защитников Отечества

беседа

10

Февраль

7

«Всеобщая декларация прав человека»

беседа

11

Декабрь

8

«Суд присяжных»

Ролевая игра

9

январь

9

«Глобализация. За и против»

дискуссия

11

3 четверть

10

«государственные символы России»

Классный час

9

Декабрь

11

«Культура эпохи великих потрясений»

Устный журнал

10

4 четверть

12

«Мои права и права других, мои обязанности»

Классный час

10

2 четверть

13

«Великая Отечественная война»

Познавательная викторина

9

3 четверть

Направление «Здоровый образ жизни»

Тема

Форма проведения

класс

Время проведения

1

«Урок здоровья»

Ролевая игра

9

3 четверть

2

«Формула здоровья»

дискуссия

9

4 четверть

3

«Здоровый образ жизни»

КТД

10

4 четверть

4

«Здоровье- бесценное богатство»

анкетирование

10,11

2четверть

5

«Не сломай судьбу свою»

беседа

11

4 четверть

6

«о вкусной и здоровой пище»

беседа

10

1 четверть

7

Причины суицида среди подростков»

тренинг

9,11

3 (4)четверть

8

«Безопасность на дорогах»

беседа

9-11

1 четверть

9

«Это мы не проходили…»

Интел.-познав. игра

10

3 четверть

Направление «Мир прекрасного»

Тема

Форма проведения

Класс

Время проведения

1

Человек и творчество. Великие творения человечества.

Брейн-ринг

9

1 четверть

2

Юмор в жизни человека

Классный час

11

2 четверть

3

«Ты женщина- и этим ты права»

вечер

10

3 четверть

4

«Русская культура эпохи великих потрясений»

викторина

9

2 четверть

5

«Музыка и мы»

дискуссия

11

4 четверть

6

«Красота и труд- вместе идут»

беседа

10

2 четверть

7

«Всему начало любовь…»

дискуссия

11

3 четверть

8

«Что такое духовное богатство человека»

беседа

9

3 четверть

9

«Немного о прекрасном…»

Классный час

9

4 четверть

10

«Слава рукам золотым!»

Брейн-ринг

11

1 четверть

11

Элективный курс «Мир мужественности , женственности и красоты:

1

Ум, сила и красота

Занятие-диалог

9

2четверть

2

Стиль и тон поведения

Занятие-диалог

9

3четверть

3

Смотрись, как в зеркало, в другого человека

Занятие-диалог

9

4четверть

4

Человек и мода. Хороший вкус.

Занятие-диалог

10

1четверть

5

Человек и безобразное

Занятие-диалог

10

2четверть

6

Человек и его духовные ценности

Занятие-диалог

10

3четверть

7

Красивый человек- богатый человек

Занятие-диалог

11

1четверть

8

Что значит быть счастливым?

Занятие-диалог

11

2четверть

9

Прекрасное в нас

Занятие-диалог

11

3четверть

Примерные темы родительских собраний

Тема

Класс

Время проведения

1

«Помощь семье в правильной профессиональной ориентации»

9

1четверть

2

«Профилактика злоупотребления психоактивных веществ»

9

2четверть

3

«Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам»

9

3четверть

4

«Роль самооценки в формировании личности»

9

4четверть

5

«Детская агрессивность»

10

1четверть

6

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

10

2четверть

7

«Организация летнего труда и отдыха детей в семье»

10

3четверть

8

«Как уберечь ребенка от вредных привычек»

10

4четверть

9

«Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста.»

11

1четверть

10

«Принуждение: может ли оно быть эффективным»

11

2четверть

11

«Помощь ребятам в период подготовки к ЕГЭ»

11

3четверть

12

«Методы снижения тревожности у выпускников»

11

4четверть

Примерная диагностика.

1.Отношение старшеклассников к проблемам современности.

2.Удовлетворенность школьной жизнью.

3.Моя самооценка.

4.Я и смысл моей жизни.

5.Добрый ли ты человек?

6.Любят ли вас окружающие.

7.Готов ли ты к выбору профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Актуальность данной работы заключается в том, что физическая культура для большинства учащихся ещё не стала  личной ценностью, уровень их образованности в этой сфере остаётся низким, многие из ни...

Доклад « Формирование нравственных ценностных ориентаций школьников во внеурочной деятельности"

В сообщении рассказывается об опыте внеурочной работы школы -интерната  №22 ОАО "РЖД"...