Классный час "Игры разума"
классный час (6 класс) по теме

Овчарова Людмила Васильевна

Классный час "Игры разума" посвященный знакомству детей с логическими за­дачами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Основная общеобразовательная Владимировская школа»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ

 КЛАССНЫЙ  ЧАС

     ИГРЫ РАЗУМА

                                              Учитель: Овчарова Л. В.

                                                   2012

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ  КЛАССНЫЙ  ЧАС

ИГРЫ РАЗУМА

Силу уму придают упражнения, а не покой.

А. Поп, английский поэт

Классный час, посвященный знакомству детей с логическими задачами.

ЦЕЛИ:  ознакомить детей с логическими задачами и способами их решения; формировать позитивное отношение к умственному труду;

побуждать к саморазвитию, самосовершенствованию; воспитывать умение работать в группе.

Оборудование.

-  сделать ксерокопии страницы с логическими задачами (по одной на парту);

-  тетрадные листки для решения задач (положить на парту каждому ученику).

План классного  часа

I. Интерактивная беседа по теме «Почему нам нравятся детективы?»

II. Демонстрация «Как решать логические задачи».

III. Игры разума.

IV. Заключительное слово.

V. Подведение итогов (рефлексия).

                                             Ход классного часа

I. Интерактивная беседа по теме «Почему нам нравятся детективы?»

Классный руководитель. Ребята, ни для кого не секрет, что самые популярные книги и фильмы - это детективы. Как вы думаете, почему?

Примерные ответы детей:

-  Потому что в реальной жизни сейчас тоже много преступлений.

-  Потому что там есть захватывающий сюжет.

-  Читатель или зритель как бы участвует в расследовании, может догадаться, кто преступник.

-   Интересно следить за ходом расследования, за поиском преступника.

-   Нравится, когда побеждает справедливость, преступник наказан. В жизни не всегда справедливость торжествует.

Классный руководитель. Действительно, многие любят детективы именно за то, что в них есть какая-то логическая задача с ответом в конце. Такие логические задачки в повседневной жизни людям приходится решать нечасто. А мозг человека постоянно требует материала для работы, буквально жаждет пищи для ума. Мозг человека - это очень мощный инструмент. Но если им не пользоваться, этот инструмент может заржаветь, прийти в негодность. Мозг - он как нож: чтобы он сохранял остроту, его тоже нужно грамотно использовать - точить и править. И оттачивать мозг лучше всего на решении логических задач.

II. Демонстрация «Как решать логические задачи»

Классный руководитель. Сегодня мы и будем решать такие задачи - назовем это играми разума. Это игры для ума. Они развивают наше мышление, логику, интеллект. Логические задачи, с которыми вы сегодня познакомитесь, лучше всего решать с помощью таблиц. У вас на партах лежат листочки с условиями задач. С первого взгляда эти задачи могут показаться неразрешимыми. Но не торопитесь сдаваться - поработайте головой. Сейчас я покажу вам, как можно решить первую задачку (читает условие): «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Квас находится: 1) в бутылке; 2) стакане; 3) кувшине; 4) банке; 5) бутылке или кувшине».

Для начала рисуем такую таблицу:

Бутылка

Стакан

Кувшин

Банка

Молоко

Лимонад

Квас

Вода

Затем внимательно читаем условие и ставим в соответствующих ячейках значок «минус» или «плюс».

(Читает условие, объясняет действия, один из учеников ставит минусы или плюсы в таблице на доске.)

1. Вода и молоко не в бутылке (ставим минусы в соответствующих ячейках).

2. Сосуд с лимонадом стоит между кувшином (значит, в кувшине не лимонад - ставим минус) и сосудом с квасом (значит, в кувшине не квас - ставим минус).

3. В банке не лимонад и не вода (ставим минусы).

4. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком (значит, в стакане и в банке не молоко - ставим минусы).

5. После этого сразу видно, что в строке «Молоко» только одна свободная ячейка - «Кувшин» (ставим плюс).

6. В кувшине не может одновременно находиться молоко и вода (ставим минус в столбике «Кувшин»).

7. В столбике «Банка» только одна свободная ячейка - «Квас» (ста вим плюс).

8. В строке «Квас» две пустые ячейки - «Бутылка» и «Стакан» (ставим минусы, так как квас находится в банке).

9. В строке «Вода» одна пустая ячейка - «Стакан» (ставим плюс).

10. В столбике «Стакан» одна пустая ячейка -- «Лимонад (ставим минус, так как в стакане вода).

11. В столбике «Бутылка» осталась одна пустая ячейка «Лимонад»

(ставим плюс).

После этого сразу становится понятно, какие напитки находятся в сосудах. А значит, задача решена. Таблица приобретет такой вид:

Бутылка

Стакан

Кувшин

Банка

Молоко

-

-

+

Лимонад

+

-

-

_.

Квас

-

-

-

+

Вода

+

~

III. Игры разума

Классный руководитель.

 А теперь попробуем сами решить такие задачки - дадим поиграть нашему уму.

(Дети решают задачи. Желающие могут объяснить решение 1 -2 задач у доски.)

1. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Квас находится: 1) в бутылке; 2) стакане; 3) кувшине; 4) банке; 5) бутылке или кувшине

2. Квадрат, круг, ромб и треугольник  вырезаны из белой, синей, красной и зеленой бумаги. Известно, что круг не белый и не зеленый; синяя фигура лежит между ромбом и красной фигурой; треугольник не синий и не зеленый; квадрат лежит между треугольником и белой фигурой. Из зеленой бумаги вырезан...?

3. В лагерь приехали три друга: Миша, Володя и Петя. Каждый из них имеет одну из фамилий: Иванов, Семенов, Герасимов. Миша не Герасимов, отец Володи инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 5 классе. Отец Иванова слесарь. Фамилия Володи: 1) Иванов; 2) Семенов; 3) Герасимов; 4) Иванов или Семенов; 5) Семенов или Герасимов

4. Боря, Витя, Гриша и Егор встретились на олимпиаде. Ребята приехали из разных  городов: один - из Твери, другой - из Омска, третий - из Томска, а четвертый - из Казани. Известно, что Боря жил в одной комнате с мальчиком из Казани и ни один из них никогда не был ни в Твери, ни в Томске. Гриша играл в одной команде с мальчиком из Твери, а против них обычно сражался приятель из Казани. Егор и мальчик из Твери увлекались игрой в шахматы. Город, откуда приехал Витя: 1) Тверь; 2) Омск: 3) Томск; 4) Казань; 5} определенно сказать нельзя

5. В оркестр приняли на работу трех музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте., альте, кларнете, гобое и трубе. Известно, что: Смит самый высокий; играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте; играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу; когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их; Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое. На каких инструментах играет каждый из музы кантов, если каждый владеет двумя инструментами? |

6. Три дочери писательницы Дорис Кей - Джуди, Айрис и Линда - тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств - пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

- Джуди живет не в Париже, а Линда - не в Риме;

- парижанка не снимается в кино;

- та, которая живет в Риме, певица;

- Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис и какова ее профессия?

7. В поезде Москва - Ярославль едут пассажиры Иванов, Петров, Сидоров. Такие же фамилии имеют машинист, электрик и кондуктор бригады поезда. Известно, что: 1) пассажир Иванов живет в Москве; 2) кондуктор живет на полпути от Москвы до Ярославля; 3) пассажир, однофамилец кондуктора, живет в Ярославле; 4) пассажир, живущий ближе к месту жительства кондуктора, чем другие пассажиры, точно втрое старше кондуктора; 5) пассажиру Петрову в тот день

исполни лось 20 лет; 6) Сидоров (из бригады) недавно выиграл у электрика

партию на бильярде. Какая фамилия у машиниста?

8. Три одноклассника, Влад, Тимур и Юра, встретились через 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой - физиком, а третий - юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего - регби. Юра сказал, что на туризм у него нет времени, но его сестра - единственный врач в семье, - заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен. Кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия?

IV. Заключительное слово

Классный руководитель. Наш классный час подходит к концу. Но игры разума продолжаются. Я не даю ответов на эти задачки, попробуйте поломать голову дома, может быть, ваши родители смогут вам помочь. В таких играх не нужны дополнительные стимулы в виде призов и наград - самой большой наградой в них является радость решения, когда хочется, как и Архимед, воскликнуть «Эврика!».

V. Подведение итогов (рефлексия)

Классный   руководитель. Удалось ли вам испытать радость открытия? С чем можно сравнить это чувство?

Примерные ответы детей:

-  Радость открытия - это приятно, но и азарт во время решения тоже сильное чувство.

-   Чувствуешь себя Ломоносовым!

- Такой прилив сил - начинаешь верить в себя.

-  Чувствуешь себя победителем.

-  Хочется сказать: «Уеs!»

Дополнительный материал

Ответы

Квадрат

Круг

Ромб

Треугольник

Белая

-

-

+

-

Красная

-

-

_

+

Синяя

-

+

-

-

Зеленая

+

-

-

-

3.

|

Миша

Володя, отец -инженер б класс

Петя

Иванов, отец -слесарь

+

-

-

Семенов

-

+

-

Герасимов, 5 класс

-

+

4.

Тверь

Омск

Томск

Казань

Боря

-

 +

_

-

Гриша

-

-

+

-

Витя

+

-

_

_

Егор

-

-

-

+

5.

Скрипка

Флейта

Альт

Кларнет

Гобой

Труба

Браун

-

-

+

+

-

-

Смит

-

+

-

-

+

-

Вессон

+

-

-

-

-

+

6.

Париж

Рим

Чикаго

Пение

Балет

Кино

-

-

+

Джуди

+

-

-

+

-

-

Айрис

-

+

-

-

-

+

Линда

-

-

+

7.

Иванов (Москва)

Петров (20 лет, Ярославль)

Сидоров

Машинист

-

-

+

Электрик (не Сидоров)

+

-

-

Кондуктор (между Москвой и Ярославлем)

-

+

-

8.

Влад

Тимур

Юра

Профессия

юрист

врач

бег

Увлечение

регби

турист

физик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Свобода и разум: взаимосвязь или противостояние?»

Классный час «Свобода и разум: взаимосвязь или противостояние?»  ...

Классный час "Игры с разумом"

Проведен в рамках районного семинара "Формирование культуры здорового образа жизни"Цели: Рассмотреть роль компьютера в жизни учащихся;Обсудить положительные и отрицательные стороны компьютерных и...

классный час "Здоровье не купишь, его разум дарит"

Цель:Формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью и ЗОЖ.  Профилактика алкоголизма и табакокурения, устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.Формирование навыков з...

Классный час "Здоровье не купишь - его разум дарит!"

Цель мероприятия:  пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек в среде подростков и молодёжи;Задачи:1.     Создать благоприятные условия для эффект...

Классный час на тему: «Память. Удивительное свойство человеческого разума»

Разработка классного часа на тему «Память. Удивительное свойство человеческого разума» вкючает в себя конспект мероприятия и презентацию.Может использоваться для учащихся 8-9 классов....

Классный час: "Память - удивительное свойство разума"

Материал предназначен для класных руководителей среднего звена. Классный час можно использовать как познавательный час. Игра "Вспомнить всё" способствует развитию умственных способностей подростков, р...

Классный час на тему: Что важнее: «Слушать сердце или идти за разумом?»

Классный час  на тему: Что важнее: «Слушать сердце или идти за разумом?»...