Государственные символы
методическая разработка (6 класс) по теме

Акименко Анна Александровна

Государственные символы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_simvoly_rossii.docx587.69 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для учащихся 6-7 классов "Символы России"

Цели:

  1. расширение знаний и представлений о государственной символике и преемственности в ней;
  2. популяризация государственных символов РФ;
  3. осознание роли и значения государственных символов РФ;
  4. развитие познавательных способностей;
  5. формирование гражданской позиции, национально-нравственных устоев учащихся;
  6. воспитание уважения к символам государства

Читается стихотворение И. Северянина “Слова солнца”:

Много видел я стран и не хуже её –
Вся земля мною нежно любима.
Но с Россией сравнить? С нею сердце моё,
И она для меня несравнима!

–– Как вы думаете, какова основная идея данного стихотворения?

(Северянин говорит о своей любви к России. О том, что много на земле других очень красивых, богатых стран, но Россия для него родина, поэтому и ни с чем не сравнима.)

–– Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

–– Что такое символы?

 (Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень большое  значение.) Символы вызывают у нас определённые представления. Символы бывают официальные – те, которые утверждены законом и неофициальные. Слайд 3

   –– На Земле существует более 200 государств, тысячи различных народов, у каждого из них есть свои символы, свои отличительные приметы.

     Символы России… Действительно, не найдется в стране такого человека, который бы совсем ничего не ответил бы на этот вопрос. Однако ответы без сомнения будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля («поле, русское поле…»), леса («березы, березы…»), кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины скажут о древнем Московском Кремле, о регалиях – знаках царской власти: скипетре, короне, державе,  шапке Мономаха и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. Вспомнившие о русском воинстве назовут «Прощание славянки» или Георгиевский крест. А кто-то, возможно, мысленный взор обратит к своей «малой Родине» - городу, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом.  

    –– Символы страны отражают  гордость  за достижения своего народа, за его талант.

–– Почему враги чаще всего разрушают символику побежденного народа – штандарты, произведения культуры, архитектурные памятники? (Чтобы уничтожить предметы их гордости, знаки силы, власти – морально ослабить народ)

–– Какие вы знаете символы,  признанные официальными?

(Герб, гимн, флаг)

          Эта триада возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.  Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг - в XVIII в., а первый гимн – в XIX веке.

––Сегодня чуть подробнее мы остановимся на гербе нашей страны.

Слово “герб” пришло в русский язык в XVI – XVII вв. В его основе лежит немецкое erbe, что означает “наследство”. Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба – стабильность, постоянство в употреблении.

Что такое герб?  (Герб – отличительный знак, символ города, государства, сословия, рода, отдельного человека.)

       Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны, родовой герб – о принадлежности его владельца к определённому сословию. Герб может указывать на земельные владения, как многие родовые гербы Средневековья, служить средством удостоверения своего владельца. Поэтому герб, как правило, официально утверждается высшей властью.

–– Когда появился первый государственный герб России?

Выступление учеников:

1.Первый государственный герб России появился в конце XV века.  В период правления Ивана Васильевича появляется главная составная часть герба России – двуглавый орел. В 1472 году Иван III заключил брак с наследницей Византийского престола царевной Софьей. Родовым гербом Византийского государства был двуглавый орел, который символизировал Двуглавую Римско-Византийскую империю, охватывавшую Восток и Запад. 

2. И именно он был изображен на стяге, который везли впереди свадебного поезда цесаревны. Иван III воспринял это как великую честь (возможность встать рядом со всеми иными европейскими государствами) и принял герб как символ государства. Таким образом, двуглавый орел прилетел на русскую

землю из Византии. Слайд 5

–– Некоторые ученые считают, что двуглавый орёл встречался и на самой Руси, причём задолго до 1497 г.

–– У орла две головы. Почему?

3.  Россия – одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках – Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином направлении.

––Государственные символы являются отражением истории государства. С течением времени меняются поколения, границы государства, мышление людей, устройство их жизни. И смена правителей, и их личные привязанности, и их личные качества сказываются на государственном гербе.

  1.     Орел  в XV веке более походит на орленка, нежели на орла. Крылья опущены, никаких символов власти – Россия только начинает формироваться как централизованное государство.

  1. 1582 (Герб Царства Русского)

При Иване Грозном, первом русском царе, герб Русского государства дополняется в центре сначала единорогом, а затем — вместо него — традиционным московским символом — всадником-змееборцем.

––  Кто  такой этот всадник-змееборец? (Георгий Победоносец)

–– Чем же прославился Георгий Победоносец?

Выступление учеников: ( Разыгрывается сценка)

Жил он очень  давно, в III веке, в далёкой южной стране, в Римской империи, где правил царь Диоклетиан. Царь был язычник.  Диоклетиан казнил христиан, подвергал их пыткам. Георгий был мужественным воином, принёсшим своему царю славу и много побед. Он пришёл к царю и стал защищать христиан.

- Зачем ты убиваешь невинных? Разве это законно? Попробуй разобраться, где  правда! Как это можно – кланяться истуканам?!

- Так ты христианин?- спросил царь.

- Я раб Христов.

- Зачем ты пришёл сюда?

- Свидетельствовать об Истине.

Тогда царь сказал:

 – Прощу тебя, но принеси жертву Богам.

- Я воздаю жертву,  хвалы только моему Богу. И тебя призываю к этому.

Разгневанный правитель приказал заточить Георгия в темницу и положить ему на грудь тяжелый камень, казалось, что юноша не выдержит мучений и отречётся от веры Христа. Утром Георгий едва держался на  ногах.

- Ну как? Не передумал?

- Скорее ты устанешь мучить меня, чем я отрекусь от своей веры.

Георгия привязали к колесу, под которым острые ножи. Поворачивается колесо – ножи впиваются в мученика. Сначала Георгий громко славил Бога. Потом едва слышно молился. Затем затих.

- Где же Бог твой, Георгий?! – произнёс Диоклетиан. –Почему он не спас тебя?

Царь приказал снять Георгия с колеса, а сам отправился в храм Аполлона.

Слуги начали отвязывать тело. Вдруг сильный удар грома раздался среди ясного неба. Площадь озарилась ярким светом, раздался голос:

- Не бойся, Георгий, я с тобой.

И Георгий встал на ноги и пошел за царём. Появление Георгия в храме ошеломило людей.

- Велик Бог христианский, – воскликнули царские сановники.

- Немедленно казнить! – приказал царь.

Диоклетиан выбрал жестокое мучение – зарыть в известковую яму. Смерть медленная, мучительная, верная. Только через несколько дней Диоклетиан велел выкопать, выбросить его кости. Но и на этот раз раб Христов оказался живым и невредимым.

- Как тебе удалось выжить? – спросил раздражённый царь.

- Господь сохранил меня.

Много чудес сотворил Господь через Георгия. Мёртвого воскресил на глазах у всех, исцелял больных, помогал советом путешественникам.

Царь устал от Георгия. Что толку мучить того, кого Бог избавляет от мук? И назначил день казни.

- Может, одумаешься? – спросил царь напоследок.

- Пойдём в храм Аполлона, – произнёс Георгий.

Неужели он откажется от Христа?

- Поклонись богам, Георгий, – сказал царь в храме.

- Этих истуканов ты называешь богами? Именем Господа Иисуса Христа повелеваю им разрушиться.  

Грохот, пыль. Осколки камней полетели в стороны.

Георгия казнили. После своей великомученической кончины Георгий стал являться людям, помогая им преодолевать беды и несчастья, а воинам побеждать. Поэтому его и назвали Георгием Победоносцем.

4. Самый известный подвиг – победа над змием.

В стране Финикии раскинулось красивое озеро. На его берегу появился змей – дракон, он поедал детей. Дошла очередь до царской дочери, её привели на озеро. К ней явился Святой Георгий, повелел он ей обвязать дракону голову поясом и привести его в город. Царевна исполнила приказание и привела чудовище. Святой Георгий вступил в бой с драконом и поразил его копьём.

6 мая – день святого великомученика Георгия.

  1. Во времена царя Алексея Михайловича орёл получает символы власти: скипетр и державу. Слайд 8

  1. Видоизменялся государственный герб России и при Петре I.В 1721 году после победного окончания Северной войны со Швецией он получил императорский титул. Это повлекло за собой появление новых символов власти : на печатях и в гербе появляется императорская корона ,устанавливаются и государственные гербовые цвета- черный орел на золотом фоне. Кроме изменения цвета орла ,на его крыльях впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств. Слайд 9

  1. Император Павел I был еще и магистром Мальтийского ордена. В августе 1799года был издан указ императора об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди . Слайд 10
  2.  Александр I ,взойдя на престол, отменил мальтийский  крест на государственном гербе. И тут  же на двуглавом орле отразилось французское влияние. Вместо традиционных скипетра и державы в лапах орла появились новые атрибуты: перуны или громовые стрелы, факел, лавровый венок, ликторский пучок, перевитый лентами. Слайд 11
  1. 1830год. Император Николай I принимает два официальных типа гербов: на одном, упрощённом, у орла только основные элементы. На втором официальном варианте герба на крыльях орла появляются титульные гербы: на правом Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом — Польский, Таврический, Финляндский. Слайд 12

                                                                                             

  1. При императоре Александре II-ом, под руководством герольдмейстера барона Кёне была проведена геральдическая реформа. Орёл на рисунке получил новые черты, позаимствованные у западной Европы —добавились новые щиты с гербами территорий в составе Российской Империи.

  1. После февральской революции и прихода к власти Временного правительства герб теряет абсолютно все атрибуты; остаётся один орёл, перерисованный с печати Ивана III.

   

  1. После свержения монархии в 1917 году стали повсеместно уничтожать двуглавые символы. Но государство не может долго обходиться без герба.

Герб СССР с 1924г.

Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик представляет собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь .» Слайд13

Учитель: Возрождение Российского государства повлекло неизбежное возвращение исконных российских символов, так безоглядно преданных забвению в советский период. История создания герба огромна. Символы безымянны, они не знают авторства, их создаёт сама история. Возвращение двуглавого орла на герб России произошло в 1993 году Указом Президента РФ от 30.10.1993 г. Автор эскиза герба художник Государственной герольдии при Президенте РФ Е.И.Ухналёв.

 Современный государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года. Этот герб является наследником того герба, который имела Россия, начиная с XV века до 1917 года. В законе о Российском гербе РФ он описывается так:

Читает ученик.

“Государственный герб РФ представляет собой 4-угольный с закругленными нижними углами заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми и над ними одной большой императорской коронами, соединенными лентами. В правой лапе – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне поражает серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного копьем дракона”.

Это официальная эмблема РФ. Мы должны видеть в ней знак суверенности, памятник прошлого, неразрывно связанный с историей нашей страны, а не символ царизма. Слайд 4

–– Теперь подскажите мне, пожалуйста, где может изображаться герб?

Верно. Государственный Герб Российской Федерации - отличительный знак, официальный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах). Уже не одно столетие на гербе Российского государства красуется двуглавый орел.

Колышет березоньки ветер осенний,

 Веселой капели доносится звон,

 Как будто читает поэму Есенин

 Про землю, в которую был он влюблен,

Про белые рощи, про ливни косые,

 Про желтые нивы и взлет журавлей.

 Любите Россию, любите Россию-

 Для русского сердца земли нет милей!

Нам русские песни с рождения пели,

 Нас ветер России в пути обнимал.

 Когда вся Россия надела шинели,

 Нередко, бывало, солдат вспоминал

И белые рощи, и ливни косые…

 И мысленно детям своим завещал:

 Любите Россию, любите Россию,

 Россию, которую я защищал!

Кто Русью рожденный, в Россию влюбленный,

 Тот отдал ей сердце и душу свою.

 Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,

 О ней, о России, я песню пою.

Про белые рощи, и ливни косые,

 Про желтые нивы и радость весны.

 Любите Россию, любите Россию!

 И будьте России навеки верны!

Итог урока:

Символы государства – это и история страны, и её сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, её отличия от других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Ты являешься гражданином России. А это значит, что ты должен любить свою Родину, заботиться о ее процветании, знать ее историю, ведь без знания прошлого невозможно построить будущее.

Литература

Геральдика - Л.,1987.

 Герб и флаг России X-XX вв. Под ред.Г.В.Вилинбахова.-М.,1997    

Лысенко.Н. Русская государственная символика:Очерки.-Л.,1990.  

 Поцелуев В.В.Гербы СССР: Из  истории разработки. –М .,1987

Соболева Н.А.,Артамонов В.А. Символы   России.-1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Флаг- государственный символ России"

Мероприятие, посвященное государственному символу России, с использованием ИКТ...

ВИКТОРИНА «Колесо истории» на тему: «Государственные символы России»

Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно.  Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и...

Конспект урока по правоведению "Государственные символы России"

«Государственные символы  России» 7 класс. «Основы правовых знаний» Цели учебного занятия: •    формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; •   ...

Презентация Государственные символы Республики Башкортостан и символы Белокатайского района

Презентацию можно использовать на уроках и внеклассных занятиях...

Классный час "Государственные символы России".

Государственные символы России Внеклассное мероприятие по историидля обучающихся 5-7 классов Цель: воспитание на примере изучения государственной символики и ее истории патриотизма и г...

Единый урок государственности ко Дню Знаний на тему "Государственные символы России"

Классный час, посвящённый 1150 летию российской государственности....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по популяризации государственных символов для 5-6 классов «Государственная символика России».

Данная работа может быть использована на уроках истории с 5 по 8 класс, на внеклассных мероприятиях, посвященных популяризации государственных символов, нравственно- патриотическому воспитанию, ...


 

Комментарии

Акименко Анна Александровна

Государственные символы