методическая разработка классного часа
классный час (8 класс) на тему

Казаченко Виктория Валентиновна

урок толерантности по теме "Мы одной крови, ты и я!" Рекомендуется для классных руководителей старших классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок толерантности21.63 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Виноградненская средняя общеобразовательная школа»,

Городовиковский р-он,

республика Калмыкия

Методическая разработка

классного часа

Урок толерантности

по теме

«Мы одной крови, ты и я!»

                                                       Автор:  Казаченко Виктория Валентиновна  

                                                           

                                                           

                                                     

                                                                      

с. Виноградное

Урок толерантности

по теме «Мы одной крови, ты и я!»

Познавательный аспект урока:        познакомить учащихся с обычаями и традициями

                                                                   людей разных национальностей на примере

                                                                 одноклассников  и их родителей; ввести понятие

                                                                 толерантности.

Развивающий аспект урока:              учить сравнивать, анализировать, обобщать и

                                                                выделять главную идею  в  различных  явлениях  

                                                                социальной жизни; способствовать    

                                                                гуманистическому развитию личности.

Воспитательный аспект урока:      воспитание межнационального согласия в  школьном

                                                                коллективе; воспитание уважения и терпимости к

                                                                другой нации, ее культуре и конфессии, традициям и

                                                                обычаям; осознание общечеловеческих ценностей

                                                                разных религий.

Оснащение:                                          выставки работ учителей и учащихся «Мы одной

                                                               крови, ты и я!», «Древо моей семьи», книжная

                                                               выставка, аудиозаписи с песнями разных народов,

                                                               раздаточный материал  для  учащихся,

                                                               национальные блюда в качестве угощения.  

Ход урока.

( На классный час приглашены родители в качестве аналитиков и библиотекарь)

Классный руководитель:

Конечно же, каждый из вас не один раз видел мультфильм  или читал книгу Р.Киплинга «Маугли».

О чем эта книга? (ответы детей)

Тема нашего классного часа «Мы одной крови, ты и я!». Как вы понимаете эти слова? Действительно ли Маугли был одной крови со всеми остальными жителями джунглей? (В переносе на нашу действительность это значит, что все мы братья и сестры и у всех у нас один дом – наша школа, наше село, наш район, наша земля.)

Каким человеком вырос Маугли в джунглях?

Кто и как его воспитывал?

Представьте себе, что Маугли вырос жестоким и не уважал бы других жителей джунглей. Что бы тогда изменилось в этой истории?

Ребята, чему учит эта знаменитая, любимая всеми детьми книга?

Предполагаемые ответы детей записываются на доску в виде круга, а в центре записывается слово, объединяющее все эти понятия.

                                       добро              дружба             единство

                       

      взаимопонимание                                                                       взаимовыручка

                         

          уважение к                                                                            любовь к ближнему                                                                

        окружающим

                                                                                                            терпимость

             понимание

               

                                        принятие человека                       мирное сосуществование  

                                      таким, каков он есть

Итак, сегодня мы с вами узнали, возможно, для кого-то новое понятие толерантности. Почему же понятие толерантности так важно в современном мире?

Предполагаемые ответы детей:

  1. благодаря развитию компьютерных технологий и электронных коммуникаций люди разных культур получили уникальные возможности для межнационального общения. В прошлое отошли холодная война и железный занавес, обрушились многие политические барьеры. Но расширившиеся межнациональные контакты в некоторых случаях привели к обострению конфликтов на религиозной и культурной почве. В результате во многих регионах земного шара и, в частности, нашей страны остро встала проблема беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов. Их привыкание к новым условиям часто бывает нелегким.
  2. отсутствие толерантности – благодатная почва для терроризма, войн, межнациональных конфликтов
  3. без толерантности невозможно устойчивое, стабильное мирное сосуществование людей и государства.

 Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: если мы хотим жить в мире и согласии, нам просто необходимо учиться толерантности. Сегодня мы вместе попробуем это сделать.                                                        

                                                                     

Ученик:

                                                                        О, тоска! Через тысячу лет

        Мы не сможем измерить души!

        Мы услышим полет всех планет,

        Громовые раскаты в тиши.

        А пока – в неизвестном живем

        И не ведаем сил мы своих

                                                                        И, как дети, играя с огнем,

        Обжигаем себя и других.

 Классный руководитель:                                                                                                                       А.Блок

Если каждый попробует задать себе вопросы:

  1. «Кто Я? Какой Я?»
  2. «Что делает МЕНЯ частью НАС?»,

то он поймет, что ответить на них не так-то легко. Поэтому мы вместе попробуем найти ответы на эти сложные вопросы. В процессе их поиска не может быть правильных или неправильных суждений, деления на учителей и учеников, ибо мы все равны в ходе дискуссии.

Практический тренинг «Я не такой», «Я не такая».

( для тренинга избирается группа аналитиков – в нашем случае это родители, раздается бумага, ручки)

Задание для аналитической группы:

  1. Определите, чего больше в вашей подгруппе учащихся – общего или особенного? Что особенного в них?
  2. Как это должно влиять на взаимоотношения в классе?
  3. Уменьшают ли обнаруженные различия чувство доверия друг к другу?

Организация.    Разделите класс на подгруппы по 4-5 человек, чтобы в них были мальчики и девочки. Каждая группа избирает своего аналитика.

Ход тренинга

1 этап.  В течение 5-10 минут участники тренинга пишут ответы на вопросы:

  1. Чем я отличаюсь от сверстников своей подгруппы? (Внешние признаки, особенности характера, общения, поведения, отношения и др.)
  2. Чем я похож(а) на одноклассников своей подгруппы?

2 этап.  Провести сравнительный анализ качеств в своей подгруппе: общие признаки и отличия – вывод аналитика.

Совместная работа аналитиков:

  1. выбрать и назвать 4-х учеников, у которых один и тот же отличительный признак.
  2. выбрать и назвать 4-х учеников, у которых нет таких признаков. Попросить каждого из них рассказать, что они чувствуют, имея или не имея отличия (от носового платка в кармане до кудрей, особенностей цвета волос и различных жизненных взглядов).

Совещание аналитиков и подведение итога:

  1. Определить, чего больше в этом классе: общего или особенного?
  2. Как это влияет на взаимоотношения в классе?
  3. Уменьшают ли обнаруженные различия чувство доверия друг к другу?

Классный руководитель:   Мы не случайно заговорили о понятии толерантности. Ведь в нашем классе учатся дети разных национальностей: турки, чеченцы, калмыки, немцы, русские. У каждого народа своя культура, свои традиции. Сегодня мы постараемся узнать друг друга поближе.        

Выступление библиотекаря (на фоне турецкой мелодии библиотекарь рассказывает о  мусульманской религии, знакомит учащихся с выставкой, на которой представлены предметы турецкой одежды, утвари, рисунки и фотографии семей, национальные блюда).

Ученик турецкой национальности (знакомит детей с традицией мусульманского праздника Курбан-байрам, отмечаемым турецкой общиной нашего села, объясняет происхождение своего имени Эмрах, обучает детей нескольким словам на своем языке (приветствие, уважительное обращение)).

Ученик чеченской национальности (знакомит с интересными обычаями и традициями своего народа)

Библиотекарь (на фоне калмыцкой мелодии продолжает экскурс по традициям и религиям, представленным в нашем классе. Обращает внимание уч-ся на выставку, где также представлены образцы калмыцкой культуры -  рукоделие; национальные блюда; рисунки детей; Будда -  изделие из глины, представленное учителем рисования Эйзенбрауном И.Р.; книга «…» - сборник рисунков детей Калмыкии, куда включен рисунок ученика нашего класса Терещенко А.).

Ученица калмыцкой национальности (читает стихотворение, объясняет происхождение своего имени Саглр и т.д.).

Библиотекарь (на фоне русской народной песни знакомит с изюминками русской народной культуры, указывая на экспонаты, представленные на выставке, среди которых есть работы ученицы нашей школы Подгорной Н. – вышитые ею иконы; также рассказывает о жизни Иисуса Христа).

Ученик русской национальности (рассказывает о древе своей семьи, на примере которого можно проследить смешение разных национальностей).

Родительница девочки немецкой национальности (на фоне немецкой мелодии  рассказывает о немецкой культуре и католической церкви).

Ученица немецкой национальности (рассказывает стихотворение и знакомит с интересными немецкими обычаями).

Классный руководитель:  Сегодня мы с вами попытались понять друг друга, осознать свое «Я», найти ответ на вопрос «Кто я такой (такая)?» и я думаю, что у вас появилась уверенность в том, что отличия в вашей речи, одежде, разрезе глаз, именах, способностях не станут преградой для понимания друг друга и для общения друг с другом. Мы выбрали те качества, которые позволяют всем жить вместе. Человек не может жить один, так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы строим наше настоящее, наш общий дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Ремесло и искусство"

Работа по профориентации школьников должна проводиться постоянно. Данная разоаботка позволит развить коммуникативные способности учащихся; привить учащимся понимание ценности труда и ремесла ...

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа ко Дню матери

Формирование нравственных ценностей, нравственных ориентиров учащихся...

Методическая разработка классного часа «Юрий Гагарин – современный Колумб»

Материал рассчитан для учащихся 6-8 классов и может быть использован в качестве классного часа к Дню Космонавтики, а так же в Дню рождения первого космонавта Ю.А.Гагарина. Рассказ учителя сопровождае...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...