Взаимоотношения в коллективе. Как предотвратить конфликты?
классный час (7 класс) по теме
Классный час посвящен методам эффективного общения. Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии. В ходе классного часа анализируются понятия « конфликтная ситуация», выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разрешения конфликтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lisenkova_kl.chas_vzaimootnosheniya.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимоотношения в коллективе.
Как предотвратить конфликты?
Классный час в 7 классе
Классный час посвящен методам эффективного общения. Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии. В ходе классного часа анализируются понятия « конфликтная ситуация», выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разрешения конфликтов.
Цели:
- разъяснить детям понятия « конфликт» и « конфликтная ситуация», рассмотреть способы предупреждения конфликтов;
- способствовать формированию позитивного отношения к людям;
- побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Оформление: эпиграф на доске: « Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу»,
Классный руководитель. Ребята, приходилось ли вам « заваривать кашу»? В чем это заключалось? ( Возможные ответы детей: « напутал чего-то», «перессорился со всеми», «попал в трудную ситуацию» и т. д.)
Классный руководитель. А есть другая поговорка со словом « каша»: « С тобой каши не сваришь». О ком так говорят? ( Дети: «о бестолковых, ленивых, несговорчивых», «о таком человеке, с которым невозможно договориться».)
Классный руководитель. Если коллектив не может работать дружно. В этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить « расхлебывать» кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.
В человеческих отношениях присутствует одни интересный феномен. Ученые провели психологический опыт, который позволил выявить, ЧТО люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены.
( Высвечиваются на экране)
Люди хотели развить в себе качества:
- уверенности, решительности-46 % опрошенных
- выдержки, уравновешенности – 30 %
- целеустремленности, силы воли – 30%
- терпимости – 12 %
- доброжелательности- 10 % а вот окружающим людям все хотели бы добавить:
- доброты, человечности – 50% опрошенных
- честности, порядочности – 30%
- взаимопонимания, сочувствия – 22%
- терпимости – 16%
- щедрости – 12 %
Классный руководитель. Итак , люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твердой поступью идем направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворенность, напряжение, конфликт. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться .
А что такое конфликт?
Конфликт- это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. В чем же вред конфликтов?. Во – первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
Во- вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще вес валится из рук.
В-третьих, страдает физическое здоровье- поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Как вы думаете, чем обусловлено возникновение конфликта?
Для возникновения конфликта достаточно присутствия двух человек, наличия двух точек зрения и предмета спора.
Как и болезни, конфликты лучше предупредить , чем лечить. Мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Общение- основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой также нелегко. Но нужно. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях.
Ситуации:
- Ира обижена: « Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо».Витя удивлен: « А почему я должен здороваться ? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась».
Кто прав? ( Кто культурнее, тот первым здоровается. )
2 . Настя говорит: « Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?»
Права Настя ?
3 . Тебя обозвали. Твоя реакция ?
А) Отделаюсь шуткой ( демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за « хорошие» слова) .
Б ) Отблагодарю тем же (обзову) .
В ) Пожалуюсь старшим .
Группам раздаются листочки с описанием конфликтной ситуации
Классный руководитель. В данном упражнении вы разобьетесь на пары . Один будет играть роль виновника конфликта, а другой роль пострадавшего .
1 . Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным . Вы возвращаете пирожок продавцу и говорите… ( Высказывания детей. )
2 . Приятель сообщил, что рассказал кому-то вашу тайну…( Высказывания детей. )
3 . Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными . Вы говорите… (Высказывания детей.)
4. К вам подходит знакомый и начинает обвинять вас в том, что вы якобы что-то наговорили про него общим приятелям… ( Высказывания детей. )
Классный руководитель . Всем хочется стать чуточку лучше .Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно . Один из способов-умений делать комплименты . Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова .
Игра « Комплимент»
Вызываются 2 ученика мальчик и девочка . Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты .
Классный руководитель . В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости . Вежливость- неотъемлемое качество общения . Давайте поиграем в « Речевой этикет» .
Играют две команды (группы) .
Игра « Речевой этикет»
1 . Назовите слова приветствия . ( « Здравствуйте», «Доброе утро» , « Добрый день», «Добрый вечер», «Приветствую вас», «Привет», «Салют».)
2 . Выскажите просьбу . (« Вы можете мне сказать…», « Не могли бы вы мне…», «Скажите, пожалуйста…», « Разрешите попросить вас…», Не могли бы вы…», «Будьте добры…».
3 . Какими словами лучше всего начать знакомство? («Разрешите представит вам…», «Разрешите познакомить вас…», « Познакомьтесь…», «Как тебя зовут?», «Вы знакомы?», « Позвольте познакомиться».)
4. Как принято извиняться в культурном обществе? («Приношу вам свои глубокие извинения», «Позвольте мне извиниться», «Не могу не принести вам свои глубокие извинения», «Простите за….».)
5 . Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? («Не огорчайтесь», «Нет повода для беспокойства», «Нет ничего плохого в том, что…», « Вам будет хорошо», «Успокойтесь».)
6 . Слова благодарности. (« Благодарю вас», «Спасибо», «Разрешите поблагодарить вас», «Заранее благодарен», «Признателен вам», «Примите мою благодарность».)
7 . Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? ( « До свидания», «Надеюсь видеть вас еще», «Доброго пути», «До завтра», « Всего хорошего», « Всегда рады вас видеть», «Приятно было познакомиться».)
Классный руководитель. Вы, наверное, со мной согласитесь, что спор, как и правило, не приносит ни удовлетворения, ни истины. Не зря говорят: « Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее». Конечно, лучше всего ссору погасить в самом начале. Для этого можно пойти на компромисс, то есть или уступить, или уговорить уступить того, с кем ссоришься. Первое, как правило, проще. Попробуйте во время ссоры попытаться представить себя на месте вашего соперника- и вы поймете, что у него тоже есть причины для защиты своих аргументов. Давайте попробуем разыграть сценку, в которой ссорятся два подруги.
Выходят две ученицы.
1-й вариант разговора.
-Ой, привет, ты где это так подстриглась?
- А что, тебе не нравится?
- Так вообще давно уже никто не стрижется- ты выглядишь как пенсионерка.
-Ты на себя в зеркало посмотри!..
Учитель отмечает, что обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.
2-й вариант разговора.
- Тебе просто не идет эта стрижка.
-Ты на самом деле так считаешь?
- Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет?
- А что мне делать?
- Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.
- Пойдем.
Классный руководитель. В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры.
Копилка добрых советов
Высвечиваются на экране.
Классный руководитель. Ребята, послушайте несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения по-новому.
Совет первый.
Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.
Как вы это понимаете?(Ответы учеников.)
Совет второй.
Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям- так и они к вам.
Что необходимо сделать, чтобы «отзеркаливать» лучшее? (Ответы учеников.)
Совет третий.
Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения.
Как вы понимаете этот совет? (Ответы учеников.)
Совет четвертый.
Не обижайтесь.
В чем смысл этого совета? Есть русская пословица: « Кто старое помянет, тому глаз вон». ( Ответы учеников.)
Совет пятый.
«Но, отходя ко сну, спроси себя, Кого и чем порадовал ты за день?»
Как вы понимаете эти стихотворные строки? ( Ответы учеников.)
Я рада, что сегодняшний классный час не прошел зря, что вы поняли: избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно. Посмотрите по-доброму друг на друга, улыбнитесь, простите вес обиды.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы- как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих не нее.
(Е Евтушенко.)
И человек, который находится рядом с тобой, отличается другой, со своими сильными и слабыми сторонами личности.
Упражнение « Давайте улыбнемся»
Классный руководитель. А сейчас я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров, запомнить свои номера, затем встать и выйти в середину класса. Вам необходимо стать в два круга- внутренний и внешний- так, чтобы вы разбились по парам. Во внутренний круг пусть станут те ребята, у кого номера четные, а во внешний- у кого нечетные. Возьмите, пожалуйста, друг друга за руки. Я думаю, есть что-то хорошее, что вы хотите сказать друг другу. Скажите вашему другу теплые и добрые слова о нем. Затем по хлопку ведущей внешний круг передвигается по часовой стрелке, и у вас есть возможность сказать хорошие слова вашим товарищам.
Итоговое упражнение « Подарок»
Классный руководитель. Здесь, в комнате, для тебя свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок предназначено именно тебе.
Каждый находит в комнате листок (в виде сердца, звездочки и проч.) со своим номером, на оборотной стороне которого написано пожелание.
Пожелания
1 . Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2 . В споре умей выслушивать собеседника до конца.
3 . Уважай чувства других людей.
4 . Любую проблему можно решить.
5 . Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
6. Не сердись, улыбнись.
7 . Начни свой день с улыбки.
8 . Будь уверен в себе.
9 . Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
10 . Взгляни на своего обидчика- может, ему просто нужна твоя помощь.
11 . Будь обаятелен и добр.
12 . Извинись, если ты не прав.
13 . Не забывай выражать свою благодарность.
14 . Выполняй свои обещания.
15 . Не критикуй постоянно других.
Классный руководитель. В заключение предлагаю вам 12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения. Это правила Карнеги (памятка раздается ученикам.)
1 . Единственный способ одержать верх в споре- это уклониться от него. |
2 . Проявляйте уважение к мнению собеседника. |
3 . Никогда не говорить человеку, что он не прав; если вы правы, признайте это. |
4 . С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона. |
5 .Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да». |
6 . Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник . |
7 . Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему . |
8 . Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника . |
9 . Относитесь сочувственно мыслям и желанием других . |
10 . Взывайте к более благородным мотивам . |
11 . Драматизируйте свои идеи . |
12 . Бросайте вызов, задевайте за живое . |
Классный руководитель. Закончить наше занятие мне хочется следующими словами ( записаны на доске) : « Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих . И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным» .
Памятка
1 . Единственный способ одержать верх в споре- это уклониться от него. |
2 . Проявляйте уважение к мнению собеседника. |
3 . Никогда не говорить человеку, что он не прав; если вы правы, признайте это. |
4 . С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона. |
5 .Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да». |
6 . Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник . |
7 . Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему . |
8 . Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника |
9 . Относитесь сочувственно мыслям и желанием других . |
10 . Взывайте к более благородным мотивам . |
11 . Драматизируйте свои идеи . |
12 . Бросайте вызов, задевайте за живое . |
- Тебе просто не идет эта стрижка.
-Ты на самом деле так считаешь?
- Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет?
- А что мне делать?
- Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.
- Пойдем.
- Тебе просто не идет эта стрижка.
-Ты на самом деле так считаешь?
- Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет?
- А что мне делать?
- Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.
- Пойдем.
-Ой, привет, ты где это так подстриглась?
- А что, тебе не нравится?
- Так вообще давно уже никто не стрижется- ты выглядишь как пенсионерка.
-Ты на себя в зеркало посмотри!..
Ой, привет, ты где это так подстриглась?
- А что, тебе не нравится?
- Так вообще давно уже никто не стрижется- ты выглядишь как пенсионерка.
-Ты на себя в зеркало посмотри!..
1 . Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным . Вы возвращаете пирожок продавцу и говорите… ( Высказывания детей. )
2 . Приятель сообщил, что рассказал кому-то вашу тайну…( Высказывания детей. )
3 . Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными . Вы говорите… (Высказывания детей.)
4. К вам подходит знакомый и начинает обвинять вас в том, что вы якобы что-то наговорили про него общим приятелям… ( Высказывания детей. )
- Ира обижена: « Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо».Витя удивлен: « А почему я должен здороваться ? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась».
Кто прав? ( Кто культурнее, тот первым здоровается. )
2 . Настя говорит: « Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?»
Права Настя ?
3 . Тебя обозвали. Твоя реакция ?
А) Отделаюсь шуткой ( демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за « хорошие» слова) .
Б ) Отблагодарю тем же (обзову) .
В ) Пожалуюсь старшим .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимоотношения в коллективе
презентация предназначена для изучения темы взаимоотношений...
Классный час в 6-8-х классах. Взаимоотношения в коллективе. Как предотвратить конфликты?
Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспособность долго выдерживать напряжение, привыч...
Взаимоотношения в коллективе на уровне «Учитель – учитель»
Опыт работы в системе образования по формированию благоприятного психологического климата в коллективе показывает, что психопрофилактическую работу в школе необходимо начинать с педагогического состав...
Взаимоотношения в коллективе, в семье.
Взаимоотношения в коллективеВзаимоотношения родителей и детей...
«Толерантность, взаимоотношение в коллективе в образовательном процессе».
Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям....
Классный час нравственной тематики: "Взаимоотношения в коллективе. Методы предотвращения конфликтов".
Классный час посвящен методам эффективного общения. Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность ...
Взаимоотношения в коллективе младших школьников.
Характеристика и особенности межличностных взаимоотношений среди мледших школьников. Критерии выбора друга и динамика их изменений на ротяжении первых 4-х классов. Анализ психологического содерж...