Взаимоотношения в коллективе. Как предотвратить конфликты?
классный час (7 класс) по теме

 

Классный час посвящен методам эффективного общения. Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии. В ходе классного часа анализируются понятия « конфликтная ситуация»,  выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разрешения конфликтов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lisenkova_kl.chas_vzaimootnosheniya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимоотношения  в коллективе.

                          Как предотвратить конфликты?

                         

                             Классный час в  7 классе

Классный час посвящен методам эффективного общения. Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии. В ходе классного часа анализируются понятия « конфликтная ситуация»,  выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разрешения конфликтов.

Цели:

- разъяснить детям понятия « конфликт» и « конфликтная ситуация»,  рассмотреть способы предупреждения конфликтов;

- способствовать формированию позитивного отношения к людям;

- побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Оформление: эпиграф на доске: « Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу»,

Классный руководитель.  Ребята, приходилось ли вам « заваривать кашу»? В чем это заключалось? ( Возможные ответы детей: « напутал чего-то», «перессорился со всеми», «попал в трудную ситуацию» и т. д.)

Классный руководитель. А есть другая поговорка со словом « каша»: « С тобой каши не сваришь». О ком так говорят? ( Дети: «о бестолковых, ленивых, несговорчивых», «о таком человеке, с которым невозможно договориться».)

Классный руководитель. Если коллектив не может работать дружно. В этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить « расхлебывать» кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.

В человеческих отношениях присутствует одни интересный феномен. Ученые провели психологический опыт, который позволил выявить, ЧТО люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены.

( Высвечиваются на экране)

Люди хотели развить в себе качества:

- уверенности, решительности-46 % опрошенных

- выдержки, уравновешенности – 30 %

- целеустремленности, силы воли – 30%

- терпимости – 12 %

- доброжелательности- 10 % а вот окружающим людям все хотели бы добавить:

- доброты, человечности – 50% опрошенных

- честности, порядочности – 30%

- взаимопонимания, сочувствия – 22%

- терпимости – 16%

- щедрости – 12 %

 Классный руководитель. Итак , люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твердой поступью идем направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворенность, напряжение, конфликт. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться .

А что такое конфликт?

Конфликт- это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. В чем же вред конфликтов?. Во – первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

Во- вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще вес валится из рук.

В-третьих, страдает физическое  здоровье- поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Как вы думаете, чем обусловлено возникновение конфликта?

Для возникновения конфликта достаточно присутствия двух человек, наличия двух точек зрения и предмета спора.

Как и болезни, конфликты лучше предупредить , чем лечить. Мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Общение- основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой также нелегко. Но нужно. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях.

Ситуации:

  1. Ира обижена: «  Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо».Витя удивлен: « А почему я должен здороваться ? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась».

Кто прав? ( Кто культурнее, тот первым здоровается. )

2 .  Настя говорит: « Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?»

Права  Настя ?

3 .  Тебя обозвали. Твоя реакция ?

А) Отделаюсь шуткой ( демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за « хорошие» слова) .

Б ) Отблагодарю тем же (обзову) .

В ) Пожалуюсь старшим .

 Группам раздаются листочки с описанием конфликтной ситуации

Классный руководитель. В данном упражнении вы разобьетесь на пары . Один будет играть роль виновника конфликта, а другой роль пострадавшего .

1 . Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным . Вы возвращаете пирожок продавцу и говорите… ( Высказывания детей. )

2 . Приятель сообщил, что рассказал кому-то вашу тайну…( Высказывания детей. )

3 . Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными . Вы говорите… (Высказывания детей.)

4.  К вам подходит знакомый и начинает обвинять вас в том, что вы якобы что-то наговорили про него общим приятелям… ( Высказывания детей. )

 

Классный руководитель . Всем хочется стать чуточку лучше .Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно . Один из способов-умений делать комплименты . Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова .

 

                                Игра « Комплимент»

Вызываются 2 ученика мальчик и девочка . Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты .

Классный руководитель . В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости . Вежливость- неотъемлемое качество общения . Давайте поиграем в « Речевой этикет» .

Играют две команды (группы) .

                        Игра « Речевой этикет»

1 . Назовите слова приветствия . ( « Здравствуйте», «Доброе утро» , « Добрый день», «Добрый вечер», «Приветствую вас», «Привет», «Салют».)

2 . Выскажите  просьбу . (« Вы можете мне сказать…», « Не могли бы вы мне…», «Скажите, пожалуйста…», « Разрешите попросить вас…», Не могли бы вы…», «Будьте добры…».

     3 . Какими словами лучше всего начать знакомство? («Разрешите представит вам…», «Разрешите познакомить вас…», « Познакомьтесь…», «Как тебя зовут?», «Вы знакомы?», « Позвольте познакомиться».)

     4. Как принято извиняться в культурном обществе? («Приношу вам свои глубокие извинения», «Позвольте мне извиниться», «Не могу не принести вам свои глубокие извинения», «Простите за….».)

    5 . Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? («Не огорчайтесь», «Нет повода для беспокойства», «Нет ничего плохого в том, что…», « Вам будет хорошо», «Успокойтесь».)

   6 . Слова благодарности. (« Благодарю вас», «Спасибо», «Разрешите поблагодарить вас», «Заранее благодарен», «Признателен вам», «Примите мою благодарность».)

  7 . Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? ( « До свидания», «Надеюсь видеть вас еще», «Доброго пути», «До завтра», « Всего хорошего», « Всегда рады вас видеть», «Приятно было познакомиться».)

Классный руководитель. Вы, наверное, со мной согласитесь, что спор, как и правило, не приносит ни удовлетворения, ни истины. Не зря говорят: « Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее». Конечно, лучше всего ссору погасить в самом начале. Для этого можно пойти на компромисс, то есть или уступить, или уговорить уступить того, с кем ссоришься. Первое, как правило, проще. Попробуйте во время ссоры попытаться представить себя на месте вашего соперника- и вы поймете, что у него тоже есть причины для защиты своих аргументов. Давайте попробуем разыграть сценку, в которой ссорятся два подруги.

Выходят две ученицы.

1-й вариант разговора.

-Ой, привет, ты где это так подстриглась?

- А что, тебе не нравится?

- Так вообще давно уже никто не стрижется- ты выглядишь как пенсионерка.

-Ты на себя в зеркало посмотри!..

Учитель отмечает, что обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.

2-й вариант разговора.

- Тебе просто не идет эта стрижка.

-Ты на самом деле так считаешь?

- Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще  честно скажет?

- А что мне делать?

- Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.

- Пойдем.

Классный руководитель. В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры.

                                        Копилка добрых советов

Высвечиваются на экране.

Классный руководитель. Ребята, послушайте несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения по-новому.

Совет первый.

Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

Как вы это понимаете?(Ответы учеников.)

Совет второй.

Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям- так и они к вам.

Что необходимо сделать, чтобы «отзеркаливать» лучшее? (Ответы учеников.)

Совет третий.

Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения.

Как вы понимаете этот совет? (Ответы учеников.)

Совет четвертый.

Не обижайтесь.

В чем смысл этого совета? Есть русская пословица: « Кто старое помянет, тому глаз вон». ( Ответы учеников.)

Совет пятый.

«Но, отходя ко сну, спроси себя, Кого и чем порадовал ты за день?»

Как вы понимаете эти стихотворные строки? ( Ответы учеников.)

Я рада, что сегодняшний классный час не прошел зря, что вы поняли: избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно. Посмотрите по-доброму друг на друга, улыбнитесь, простите вес обиды.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы- как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих не нее.

(Е Евтушенко.)

И человек, который находится рядом с тобой, отличается другой, со своими сильными и слабыми сторонами личности.

                     Упражнение « Давайте улыбнемся»

Классный руководитель. А сейчас я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров, запомнить свои номера, затем встать и выйти в середину класса. Вам необходимо стать в два круга- внутренний и внешний- так, чтобы вы разбились по парам. Во внутренний круг пусть станут те ребята, у кого номера четные, а во внешний- у кого нечетные. Возьмите, пожалуйста, друг друга за руки. Я думаю, есть что-то хорошее, что вы хотите сказать друг другу. Скажите вашему другу теплые и добрые слова о нем. Затем по хлопку ведущей внешний круг передвигается по часовой стрелке, и у вас есть возможность сказать хорошие слова вашим товарищам.

                       

                  Итоговое упражнение « Подарок»

Классный руководитель. Здесь, в комнате, для тебя свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок предназначено именно тебе.

Каждый находит в комнате листок (в виде сердца, звездочки и проч.) со своим номером, на оборотной стороне которого написано пожелание.

         

                                      Пожелания

1 . Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2 . В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3 . Уважай чувства других людей.

4 . Любую проблему можно решить.

5 . Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7 . Начни свой день с улыбки.

8 . Будь уверен в себе.

9 . Раскрой свое сердце, и мир  раскроет свои объятия.

10 . Взгляни на своего обидчика- может, ему просто нужна твоя помощь.

11 . Будь обаятелен и добр.

12 . Извинись, если ты не прав.

13 . Не забывай выражать свою благодарность.

14 . Выполняй свои обещания.

15 . Не критикуй постоянно других.

Классный руководитель. В заключение предлагаю вам 12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения. Это правила Карнеги (памятка раздается ученикам.)

1 . Единственный способ одержать верх в споре- это уклониться от него.

2 . Проявляйте уважение к мнению собеседника.

3 . Никогда не говорить человеку, что он не прав; если вы правы, признайте это.

4 . С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

5 .Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да».

6 . Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник .

7 . Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему .

8 . Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника .

9 . Относитесь сочувственно мыслям и желанием других .

10 . Взывайте к более благородным мотивам .

11 . Драматизируйте свои идеи .

12 . Бросайте вызов, задевайте за живое .

Классный руководитель. Закончить наше занятие мне хочется следующими словами ( записаны на доске) : « Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих . И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным» .

                                                 Памятка

1 . Единственный способ одержать верх в споре- это уклониться от него.

2 . Проявляйте уважение к мнению собеседника.

3 . Никогда не говорить человеку, что он не прав; если вы правы, признайте это.

4 . С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

5 .Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да».

6 . Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник .

7 . Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему .

8 . Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника

9 . Относитесь сочувственно мыслям и желанием других .

10 . Взывайте к более благородным мотивам .

11 . Драматизируйте свои идеи .

12 . Бросайте вызов, задевайте за живое .

- Тебе просто не идет эта стрижка.

-Ты на самом деле так считаешь?

- Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще  честно скажет?

- А что мне делать?

- Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.

- Пойдем.

- Тебе просто не идет эта стрижка.

-Ты на самом деле так считаешь?

- Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще  честно скажет?

- А что мне делать?

- Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.

- Пойдем.

-Ой, привет, ты где это так подстриглась?

- А что, тебе не нравится?

- Так вообще давно уже никто не стрижется- ты выглядишь как пенсионерка.

-Ты на себя в зеркало посмотри!..

Ой, привет, ты где это так подстриглась?

- А что, тебе не нравится?

- Так вообще давно уже никто не стрижется- ты выглядишь как пенсионерка.

-Ты на себя в зеркало посмотри!..

1 . Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным . Вы возвращаете пирожок продавцу и говорите… ( Высказывания детей. )

2 . Приятель сообщил, что рассказал кому-то вашу тайну…( Высказывания детей. )

3 . Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными . Вы говорите… (Высказывания детей.)

4.  К вам подходит знакомый и начинает обвинять вас в том, что вы якобы что-то наговорили про него общим приятелям… ( Высказывания детей. )

 

  1. Ира обижена: «  Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо».Витя удивлен: « А почему я должен здороваться ? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась».

Кто прав? ( Кто культурнее, тот первым здоровается. )

2 . Настя говорит: « Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?»

Права  Настя ?

3 .  Тебя обозвали. Твоя реакция ?

А) Отделаюсь шуткой ( демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за « хорошие» слова) .

Б ) Отблагодарю тем же (обзову) .

В ) Пожалуюсь старшим .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимоотношения в коллективе

презентация предназначена для изучения темы взаимоотношений...

Классный час в 6-8-х классах. Взаимоотношения в коллективе. Как предотвратить конфликты?

Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспособность долго выдерживать напряжение, привыч...

Взаимоотношения в коллективе на уровне «Учитель – учитель»

Опыт работы в системе образования по формированию благоприятного психологического климата в коллективе показывает, что психопрофилактическую работу в школе необходимо начинать с педагогического состав...

Взаимоотношения в коллективе, в семье.

Взаимоотношения  в коллективеВзаимоотношения  родителей и детей...

«Толерантность, взаимоотношение в коллективе в образовательном процессе».

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям....

Классный час нравственной тематики: "Взаимоотношения в коллективе. Методы предотвращения конфликтов".

Классный час посвящен методам эффективного общения.    Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность ...

Взаимоотношения в коллективе младших школьников.

Характеристика и особенности межличностных взаимоотношений среди мледших школьников. Критерии выбора друга и динамика их изменений на ротяжении первых 4-х классов.  Анализ психологического содерж...