Эффективность воспитания ребёнка – взаимная ответственность педагогов и родителей.
статья (5 класс) на тему

Проценко Елена Николаевна

 

 В соответствии с законом РФ «Об образовании» развитие личности ребёнка является одним из приоритетных принципов государственной политики. Его реализация возможна лишь при условии объединения усилий всех заинтересованных в развитии личности ребенка социальных и государственных институтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo_semi_i_shkoly.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Проценко Е.Н

БОУ г. Омска «Гимназия №159»

Эффективность воспитания ребёнка – взаимная ответственность педагогов и родителей.

 В соответствии с законом РФ «Об образовании» развитие личности ребёнка является одним из приоритетных принципов государственной политики. Его реализация возможна лишь при условии объединения усилий всех заинтересованных в развитии личности ребенка социальных и государственных институтов.

 Успешному решению задач воспитания  при условии взаимодействия семьи и школы уделяется в нашей гимназии. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.  Человек не рождается личностью. Развитие личности происходит в течение всей жизни по мере его прохождения через различные социальные институты (семья, детский сад, школа).  Эффективность воспитания ребенка  зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. 

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от нашей работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности. В своей каждодневной работе хотелось бы донести до сердца каждого родителя следующие строки:

«Ничего не нужно. Только Терпение.

И скромность. Мир в сердце. Тишина.

Немного понимания, внимания к «Другому»…

Нужна любовь. Потому что без любви

Вы будете просто очень ловки…

Спросите у своей совести.

Должно быть, в Вас осталась

Нервозность, плохое настроение, злость.

Ребенок не ошибается, он возвращает

Вам ваше изображение»

Ф. Лебойе

 Задача учителя состоит в том, чтобы, во-первых, привлечь всех родителей к совместной работе, разъяснить ее значение в тех семьях, которые недостаточно осознают, недооценивают ведущуюся в школе воспитательную работу с их детьми, и, во-вторых, используя заинтересованность родителей в обучении и правильном воспитании их детей, научить их методам регулярной помощи школе. Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи обеспокоены прежде всего экономическим благополучием, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы.

Для учеников 5 класса в начале учебного года возникает проблема адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено. Ребёнку надо привыкать к новым учителям, к тому, что он должен переходить из одного кабинета в другой. Поэтому классному руководителю необходимо в начале учебного года помочь ребёнку приспособиться  к новым условиям. Мне, как классному руководителю, приходится проводить необходимые мероприятия: мониторинг адаптации пятиклассников к новым условиям учебы, рекомендации родителям, собрание - практикум «Общение родителей с детьми». На своих родительских собраниях я использую разные формы работы. Они включают в себя и обмен мнениями, и  обучающий семинар, а также  торжественные собрания, творческие лаборатории родителей, семинар - практикум, беседа, родительский педагогический тренинг, дискуссионный клуб,  час сердечного общения, занятие в школе интеллектуального развития.

Родители отмечают, какую консультацию хотели бы получить, если имеются проблемы с воспитанием ребёнка. Если проблема общая, выносим её на собрание, если индивидуальная, то я подбираю литературу, организую встречу с психологом, даю свои советы, приглашаю родителей, у которых аналогичная ситуация уже разрешена.

Конечно, родители не сразу становятся активными участниками внеклассной работы. Вначале требуется максимальное участие педагога, который выступает в роли организатора - координатора, обучает различным способам деятельности, привлекая учителей – предметников. Также следует отметить, что проявление родительской активности происходит индивидуально. Тем не менее, как показал опыт, системность и регулярность такой работы никого из родителей не оставляет равнодушным.

Указания, советы учителя должны обязательно выполняться. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поиска компромиссного выхода из создавшегося положения. Ставя под сомнение авторитет учителя, родители тем самым подрывают уважение ребенка к другим окружающим взрослым людям, в том числе и к самим себе.

Очень важно показать родителям свою заинтересованность и доброжелательность по отношению к их ребенку. Психологами замечено, что позитивный психологический контакт в общении с родителями возникает сразу же, как только учитель показывает, что видит положительные стороны в характере ученика, симпатизирует ему. Согласитесь, что добрые, хорошие начала существуют в любом ребенке, даже в самом отчаянном нарушителе школьной дисциплины и заядлом двоечнике. Ведь недисциплинированно часто ведут себя активные, инициативные и самостоятельные дети, склонные к лидерству. Когда родитель видит дружелюбное отношение учителя и чувствует, что тот по-настоящему заботится о благополучии его ребенка, он перестает прибегать к "психологической защите" и готов к сотрудничеству.

Считаю, что такая продуманная с родителями работа даёт хорошие результаты. Многие дети успешно учатся, воспитанные, дружные, трудолюбивые. Хорошо налаженное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой полноценной личности, а так же формирует потребность у семьи в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают стать настоящими родителями.

Итак, можно сделать вывод: ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Правовая ответственность родителей за воспитание ребёнка – залог его успешности в учёбе и жизни».

Повестка собрания:1.ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ2.СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ3.ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ  УСПЕВАЕМОСТИ...

Воспитание у школьников ответственного отношения к учению. Полезная информация для родителей и материал для классных руководителей.

Основное по объёму место в жизни подростка занимает учебная деятельность, т.к. в современных условиях подросток – всегда школьник.  Со стороны родителей важна помощь в организации учебной ...

Памятка для родителей "Понятие и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребёнка. Признаки. Ответственность. "

Памятка для родителей "Понятие и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребёнка. Признаки. Ответственность. "...

Родительское собрание "Воспитание ребёнка начинается с воспитания родителей"

Дети – наше продолжение, наше наследие. А как же воспитать это наследие? Или может сначала стоит задуматься о своем собственном воспитании и отношении к ребенку?Любой родитель хочет, чтобы его р...

Современные эффективные формы и методы взаимодействия педагога с родителями

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Но, используя различные способы и методы взаимодействия, можно достичь плодотворных результатов....

Лекция на тему: «Права, обязанности и ответственность родителей в отношении безопасности ребёнка на улице» (рекомендовано для родителей учащихся 5 – 7 классов)

Мы живём в неспокойном, многообразном мире. Много в нашей жизни прекрасного, много добрых людей встречается нам на пути, готовых помочь в сложной ситуации. Но, к сожалению, бывает и наоборот, иногда л...

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...