Эффективные методы и приёмы работы педагога с родителями учащихся при индивидуальном обучении.
статья
Приёмы и методы пдагога идивидуального обучения
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные методы и приёмы работы педагога с родителями учащихся при индивидуальном обучении.
Ведущей средой в воспитании и развитии личности ребёнка считается семья. Именно там закладываются основы личности.
Следующим по силе воздействия воспитания и развития личности выступает социум и учебное заведение.
Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют педагог образовательного учреждения и семья. Важную роль в организации сотрудничества школы и семьи играют педагоги. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ученика.
Осуществляя образовательный маршрут индивидуально на дому, педагог ежедневно встречается с родителями ученика и с другими членами его семьи, представляет и проводит политику школы, знакомит и реализует программы обучения.
В основе взаимодействия семьи и педагога лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Значительное место в работе учителя с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области обучения и воспитания ребёнка. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Практика показала, что только совместные усилия педагогов и родителей способны дать положительные результаты в учебно-воспитательном процессе. Только при совместной слаженной деятельности этого тандема у ребенка формируется сознание и накапливается опыт правильного поведения в разных ситуациях. Благодаря единым требованиям учителей и родителей учебно-воспитательный процесс даёт положительные результаты в развитии личности ученика. Иначе говоря, только при условии полноценного сотрудничества педагога и родителей возможно формирование высоконравственной, культурной, творческой и социально зрелой личности.
При работе с семьёй ученика, педагог индивидуального обучения может сталкивается с некоторыми трудностями а именно:
- Низкий уровень ответственности родителей в обучении и воспитании детей;
- Низкое материальное положение родителей;
- Низкий культурный уровень родителей;
- Незаинтересованность родителей.
Решением подобных вопросов является ежедневные консультации, лекции с семьёй ученика, совместные уроки и мероприятия.
Учителем ставится цель педагогического взаимодействия семьи и школы– вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, т.е. формирование целостного образовательного процесса, полноправным субъектом которого являются родители, создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка.
Главными задачами в этом направлении являются:
- способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей,
- созданию комфортных условий для ученика в семье,
- а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребёнка.
Поэтому в процессе учебно-воспитательной деятельности обучающихся особое внимание учителя уделяют работе с семьёй, так как учебно-воспитательные задачи нельзя решить без привлечения семьи. Только совместными усилиями можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании ребёнка, поэтому вектор педагогической работы направлен на следующие аспекты :
- направлять семейное воспитание на всестороннее развитие ученика;
- оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания детей;
- развивать у родителей положительное отношение к образовательному учреждению, учению детей, доверие к педагогу;
- укреплять авторитет родителей в семье;
- помогать родителям в руководстве учебной работы ребёнка в домашних условиях;
- тактично руководить педагогическим самообразованием родителей,
- развивать у них стремление к самосовершенствованию.
В работе с родителями эффективно применять следцющие формы работы:
Беседы с родителями — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Учитель беседует с родителями о его характере ребенка, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к учебе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Извещение родителей о предстоящей совместной деятельности, выписка из приказов, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон.
Общение с помощью интернет ресурсов: скайп, социальные сети, переписка с помощью электронной почты
Проводятся совместные мероприятия, посвященные памятным датам, праздникам. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.
Формы досуга: совместные праздники, просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы.
Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам -воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих членов семьи в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.
Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для педагога. Родители получают реальное представление об учебных делах и поведении школьника, педагог же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого обучающегося.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети способны показать более высокие результаты в обучении не являясь таковыми,не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, тренировка педагогического мышления у родителей. Например, «Наказания детей. Какими им быть?»).
Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
В работе педагога с родителями учащихся могут возникать и конфликтные ситуации. Из своего опыта работы вот самые типичные:
- родители воспринимают учителя как наёмного работника для их личных потребностей. Здесь важно с первого момента взаимодействия родитель-педагог,обозначить роль учителя в образовательном процессе, выстроить границы этого взимодействия, четко проговорить режим работы.
-родители не согласны с образовательным маршрутом-нужно тактично выслушать запрос, ознакомить с заключением ПМПК или повторно проговорить его, разъяснить потенциальные и реальные возможности ребёнка, ознакомить с рабочей программой, её целями,с инструментами работы, если нужно, то привлечь к консультированию узких специалистов школы.
-нежелание лечить ребёнка при наличии сложного психического диагноза-учителю целесообразно осветить предпологаемый результат, такого бездействия ,предложить источники информации по данному вопросу, но не настаивать на лечении, так как это выбор родителей.
Основные приёмы, которые позиционирует и использует учитель в разрешении такихситуаций:образованность, целеустремленность,демократичность, интеллигентность, воспитанность, законопослушность.
Индивидуальная работа с родителями призвана наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса обучения и воспитания подростков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ПЯТОМ КЛАССЕ по ФГОС
Изучение уровня готовности,система учителя по отработке навыка выполнения домашнего задания...

«Эффективные методы и приёмы подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ»
что необходимо знать ученику и учителю при подготовке к экзамену по английскому языку. полезные пособия, ссылки на сайты, тренировочные упражнения помогут вам сдать ЕГЭ и ГИА на "отлично"...

Эффективные методы и приёмы в обучении говорению на иностранном языке.
Материал для выступления на МО...

Доклад "Эффективные методы и приёмы обучения английскому языку на начальном этапе в условиях ФГОС нового поколения"
Доклад к семнару учителей иностранного языка...

Эффективные методы и приёмы в обучении говорению на иностранном языке.
В данном докладе представлены эфективные методы и приемы в обучении говорению на иностранном ячзыке. Приведены примеры заданий и упражнений на начальном, среднем и старшем этапах обучения монологу. Та...
Эффективные методы и приёмы повышения мотивации и познавательного интереса учащихся на уроках английского языка
Презентация - статья...

«ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОРГАНИЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого образовательного учреждения. Именно инновационная деяте...