Поощрение и наказание
методическая разработка (7 класс) по теме

Степанова Ирина Викторовна

Данные материалы помогут подготовиться  и провести родительское собрание в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod._sobr.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Поощрения и наказания»

Цель: формирование у родителей культуры поощрения и наказания.

Задачи:

  1. обсудить проблемы поощрения и наказания ребёнка в семье;
  2. определить значение этих методов воспитания;
  3. обобщить и дополнить знания родителей о видах наказаний и поощрений.

Вопросы  к собранию:

  1. Значение методов поощрения и наказания в воспитании детей в семье.
  2. Какие методы поощрения и наказания приемлемы в семье?
  3. Какова их эффективность?

Ход собрания:

I.Подготовительный этап.

  1. Подготовка анкет для родителей.
  2. Подготовка ситуаций для анализа.
  3. Подготовка упражнений для тренинга.
  4. Подготовка высказываний педагогов о поощрениях и наказаниях.

II.Организационный этап.

  1. Приготовить памятки, листы – опросники для родителей.

III.Проведение педагогического всеобуча.

Проблемы, которые мы рассмотрим сегодня на собрании, являлись злободневными всегда. В настоящее время они волнуют всех: учителей, родителей, психологов и самих воспитанников. Неумелое применение поощрений  наказаний не только не даёт ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности, повышает уровень тревожности ребёнка. Результаты социологических исследований показывают, что у 15% детей тревожность высокая, у 25% - умеренная,  у 60% - низкая. Многие дети проявляют тревожность при переживании неудач, что может быть связано  и с боязнью непонимания родителей, с возможным наказанием.

Проблема наказания – неисчерпаемая тема самых распространённых дискуссий, которые возникают на педсоветах и на встречах с родителями. Выбор предпочитаемых методов закладывается у будущих мам и пап ещё в детстве. И, несмотря на эмоциональные потрясения, переживаемые многими в школьные годы, традиции наказания с большим трудом претерпевают изменения в течение жизни. Как часто слышишь от родителей, оправдывающих свою жестокость, подобные фразы: «Меня воспитывали в строгости, и мой ребёнок не вырастет избалованным», «Я всегда слушалась маму, и моя дочь обязана меня слушаться»  и т.д. Бывает, правда, и иначе. Взрослый с неприязнью вспоминает опыт, полученный им от своих родителей. Сохранив горечь обиды и разочарования после телесного наказания, понимает, что никогда, ни под каким предлогом не ударит, не оскорбит ребёнка.

Столько книг, фильмов, телепередач посвящено этой теме, но зачастую родители пренебрегают мнением специалистов, воспитывая по принципам: «Чужая семья – потёмки», «Мой ребёнок – мне и решать, как наказывать». Итак, проблема, которую мы будем обсуждать, довольно распространённая и всё-таки сложная. Начнём с сути понятий.

Можно выделить следующие виды наказаний:

  1. словесное наказание (угроза, оскорбление, унижение);
  2. физическое наказание (шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т.д.);
  3. наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, в ванной, в туалете, отказ от контакта и прочее);
  4. наказание трудом (или, что ещё парадоксальнее, уроками чтения);
  5. наказание лишением (лишение прогулок, сладостей, компьютера и т.п.).

Наиболее часто употребляемые, с точки зрения родителей, виды наказаний – это физическое и словесное наказания.

Словесные наказания считают наиболее мягкими, приносящими большого вреда. И трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело, в первую очередь, с аффективной, т.е. эмоциональной реакцией, а никак не воспитательной мерой. Зачастую родители кричат и ругаются из-за того, что у них неприятности на работе или они устали, или им сейчас не до ребёнка, в общем, из-за того, что не могут сдержаться. Никакой воспитательной роли фразы вроде «Всё из-за тебя!», «Когда это кончится!» сыграть не могут. Чтобы добиться пользы от словесных наказаний необходимо «Ты -  высказывания»( «Ты опять получил двойку! Когда это кончится!») в своей речи поменять на «Я – высказывания» («Я так расстроена этой новостью! А как же наш договор? Я думаю, тебе надо срочно заняться этим – выучи, расскажи мне эту тему».

Физическое наказание для одних родителей совершенно неприемлемо, для других – в порядке вещей. По мнению психологов, в семьях, где битьё – обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жестоким условиям. Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Например, начинает вымещать обиду на тех, кто слабее, на младших детях, животных. А, став взрослым, сам начнёт применять эти методы в своей семье. Для него то, что его в детстве пороли, становится оправданием рукоприкладства по отношении к своим детям: «Меня били, и я вырос порядочным человеком!». Жестокость порождает жестокость. Если проанализировать ситуации, в которых родители бьют детей, то в большинстве случаев за благовидной целью «воспитания» обнаружится неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом, жестокостью. Итак, физические наказания приводят к следующим проблемам в воспитании:

  1. агрессия родителей приводит к агрессии детей;
  2. дети становятся неуравновешенными, эмоционально ранимыми, вспыльчивыми;
  3. наказания ведут к появлению такой черты характера, как замкнутость;
  4. повышается уровень тревожности ребёнка.

Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда детям? Выбирая наказание для каждого случая, всегда спрашивайте себя: «Какую цель я преследую? Удаётся ли добиться поставленной цели?» Если нет, то наказание будет фиктивным, бессмысленным.

Итак, подытожим, каковы рекомендации психологов родителям в выборе методов воспитания:

  1. При выборе метода наказания ребёнка контролируйте свои эмоции и действия: если вы считаете возможным в качестве дисциплинарной меры причинить боль ребёнку, то, возможно, и сами не заметите, как переступите черту и перейдёте к жестокости.
  2. Ни в коем случае не стоит наказывать ребёнка чтением (музыкальными занятиями и физическими упражнениями), трудовыми обязанностями – тем, что он должен делать добровольно, от чего должен и может получать радость. Будьте справедливы к детям. Не злоупотребляйте наказаниями. Применяйте их,  только если совершен поступок действительно серьёзный, по-настоящему вас огорчивший.
  3. Прежде, чем применить наказание, останавливайтесь и спрашивайте себя о целях, прогнозируйте возможный результат (насколько это наказание будет эффективным).

Теперь рассмотрим такой метод стимулирования желательного поведения ребенка как поощрение. Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение, а не наказывают за плохое. Простейшей формой поощрения является похвала.

Похвала может быть простой или сложной. Простое «спасибо» или улыбка, когда ребенок помог внести в дом покупки, покажет, что вы заметили его усилия. Более сложный вариант: «Я так рада, что ты добился успеха - ответственно готовился к контрольной работе и получил пятерку!».

Действенная похвала должна быть конкретной, незамедлительной. Чем быстрее вы похвалите ребенка за хороший поступок, тем лучше. Хвалить нужно искренне, не заигрывать с ребенком – дети чувствуют фальшь. Похвала должна и учитывать и способности, уровень развития ребенка. За одинаковый результат разных детей и хвалить надо по- разному. И еще один момент – похвала будет тогда эффективной, когда звучит не слишком часто.

Как быть, если есть необходимость поощрять детей более активно? Это можно сделать, выработав систему поощрений. Чтобы эффект от них не пропал даром, оно должно  быть чем- то, чего ребенок хочет или в чем нуждается, и откладывать его нельзя. Поощрение может быть незначительным (улыбка, похвала), может быть выражено материально, а может быть проявлением внимания к успехам детей. Родители обычно сами придумывают формы поощрения в зависимости от склонностей и предпочтений сына или дочки.

IV. Тренинг для родителей.

Упражнение «Виды поощрения».

       Перечислите виды поощрений, которые вы используете, и те, которые могут заинтересовать ваших детей. ( Покупка наклеек, любимых журналов, сладостей, поход в зоопарк, на футбольный матч, разрешение оставить друга ночевать у себя дома и.т.д.) После обсуждения принимаются некоторые идеи.

Упражнение « Правильно ли?».

      Послушайте описание ситуаций. Решите, правильно ли похвалили ребенка. Если нет, постройте фразу как нужно.

- Первая ситуация: после концерта для родителей: «Юля, ты лучшая пианистка в школе!» (Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты играла действительно хорошо!»)

- Вторая ситуация: «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены». (Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения.)

- Третья ситуация: мальчик играл с другом в шахматы. Пришла мама и сказала: «Какой ты сегодня молодец!» ( Неясная похвала. Надо объяснить, почему, например: «Я рада, что ты не забыл помыть посуду!» или: « Я рада, что ты полюбил шахматы!»).

- Четвертая ситуация: «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Чтобы мы без тебя делали! (Ребенка «захваливают». Лучше сказать: « Ты много работал сегодня. Все сделал, как было надо».

V. Этап социологического опроса родителей.

          Мы приготовили анкету-опросник для родителей с целью выявления видов поощрения и наказаний, предпочитаемых вами. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

Анкета для родителей.

  1. Считаете ли вы проблему поощрения и наказания детей в семье важной и актуальной?

а) Да.                               Да – 75%

б) Нет.                            Нет – 25%

  1. Как вы относитесь к поощрениям ребёнка в семье?

а) Как к необходимому и значимому методу семейного воспитания.

б) Как к родительской обязанности.

в) Не задумывался над этим.

3. Как вы относитесь к наказанию детей в семье?

а) Как к необходимому в некоторых случаях методу семейного воспитания.

б) Как к важному методу.

в) Как к нежелательному методу семейного воспитания.

4. Наказывали ли вас в вашей семье?

а) Да, регулярно.

б) Иногда, если этого заслуживал.

в) Почти никогда.

5. Как вы поощряете своего ребёнка?

а) Материально.

б) Морально.

в) Сочетаю различные формы поощрения.

6. Какие формы поощрения, из приведённых ниже, вы считаете наиболее значительными?

а) Покупка одежды.

б) Покупка предметов, связанных с интересами и увлечениями ребёнка.

в) Денежные поощрения.

г) Словесные формы поощрения.

д) Объятия, поцелуи и т.д.

7.  Какие формы наказания ребёнка вы считаете наиболее приемлемыми?

а) Физическое наказание.

б) Исключения общения с ребёнком.

в) Лишение ребёнка чего-то.

8. Как вы думаете, чем может грозить родителям частое использование физического наказания по отношению к ребёнку?

а) Потерей контакта с ребёнком.

б) Проблемами с психикой ребёнка.

в) Агрессивностью и озлоблением ребёнка.

г) Изменением нравственной сферы личности ребёнка.

VI. Подведение итогов родительского собрания.

Надеемся, что наше собрание помогло вам  многое осмыслить. Ни для кого не секрет, что, чем больше мы анализируем с ребенком его поступки, поведение, чем больше проговариваем жизненные ситуации, тем эффективнее помогаем ему корректировать свое поведение. Помощниками же в этом процессе являются методы поощрения и наказания, о которых мы сегодня говорили. В заключение мы хотим предложить вам памятку, которая поможет сделать правильный шаг в выборе этих методов.

Памятка для родителей.

1.Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребенка.

2.Помните об ответственности при выборе форм наказания.

3.Не спешите наказывать своего ребенка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.

4.Не принимайте формальное решение о наказании (наказание должно быть действенным для ребенка).

5.Уважайте ребенка как личность, не оскорбляйте  и не унижайте его.

6.Не бойтесь рассказывать своему ребенку о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребенку понять себя.

7.Требуйте от ребенка говорить только правду, какой бы горькой она для вас ни была.

8.Защищайте своего ребенка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка.

9.Наказывая ребенка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи, не скрывайте его проступки от супруга(и). Это может привести к потере вашего авторитета.

10.Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребенок станет управлять вашим поведением.

11.В промахах и проступках сына или дочки не пытайтесь делать виноватыми других людей.

12.Наказывая ребенка, не вспоминайте его прошлых проступков. Иначе он почувствует себя неполноценным.

13.Не захваливайте ребенка, не льстите ему. Помните: хвала должна быть объективной!

14.Умейте дарить прощение! Принимайте ребенка таким, какой он есть. Любите сына или дочку, несмотря ни на что!

 

VII.Анализ итогов родительского собрания (выводы).

Проанализировать результаты ответов родителей, и зафиксировать результаты анализа по схеме:

«Родители класса предпочитают:

  1. Словесные наказания -  …%;
  2. Лишение ребенка удовольствий -  …%;
  3. Физические наказания -  …%;
  4. Телесные формы поощрения -  …%;
  5. Материальные формы поощрения -   …%;
  6. Словесные поощрения -   …%.

При проведении воспитательного процесса учитывать последствия, которые может понести та или иная отрицательная информация о ребенке.

Родителей применяющих жестокие  наказания, пригласить для дальнейшей работе с психологом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поощрение и наказание в семье

Данная презентация поможет как классным руководителям подготовиться к родительскому собранию, так и родителям в воспитании подростков....

Родительское собрание "О поощрении и наказании"

В материале содержится презентация к родильскому собранию, выполненная в программе PowerPoint. Основная цель собрания: помочь родителям преодолеть непонимание собственных детей и предотвратить конфлик...

Беседа о поощрении и наказании в семье

  Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать п...

Родительское собрание "Поощрение и наказание "

1.Структурировать знания родителей в области воспитательных воздействий в отношении подростка. 2.Создать условия для оценки родителями собственной системы воспитания; 3.Ознакомить родителей ...

Меры поощрения и наказания в семье

Родительское собрание...

Родительское собрание "Поощрение и наказание"

Родительское собрание«Поощрение и наказание детей в семье илиВоспитание ненасилием»Цели: 1.     получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семье учащихс...

Родительское собрание на тему: «Поощрения и наказание в воспитании детей»

В данном материале представлены ход собрания на тему "Поощрения и наказание в воспитании детей", анкета для родителей, памятка для родителей....