Классный час "Семья и семейные ценности"
классный час (6 класс) по теме

Сидорова Нина Сергеевна

 

Разработка урока «Семья и семейные ценности» (классный час)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_semya_i_semeynye_cennosti.docx248.54 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока «Семья и семейные ценности»

(классный час)

Цель: ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи.

Задачи:

– возвышение роли семьи, ее статуса в нашем  обществе;

– укрепление у детей чувства  благодарности к родителям за их заботу и внимание;

– усиление желания  жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании детей и взрослых.

Дата проведения: 01 сентября 2012 года.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по материалам мероприятия, фотоаппарат для фотоотчёта.

 Приглашённые:         родители и родные учениковкласса.

Первый этап - подготовительный.

        Подготовка приглашений от учеников класса близким родственникам по предложениям самих учащихся (Приложение 1).

Второй  этап – проведение классного часа.  

        Вступительное слово учителя

Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести 1 сентября 2012 года «Уроки семьи и семейных ценностей». Данное предложение было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым.

Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семь в целом.

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" определяет в качестве приоритетного направления государственной политики в области детства семейную политику детствосбережения, которая в ближайшем будущем будет отражена в федеральном законе, определяющем основы государственной семейной политики.

Далее работа строится в виде диспута (круглого стола), во время которого учитель предлагает и направляет темы для обсуждения. Вопросы в первую очередь предлагаются ученикам. Родители и другие родственниками включаются в обсуждения, дополняя или предлагая свою точку зрения.

Подумайте и назовите основные проблемы по данному вопросу в государстве, которые определили появления такого документа?

(Аудитория называет):

  1. продолжается сокращение численности детского населения;
  2. у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения;
  3. не снижается количество выявленных нарушений прав детей (в 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений);
  4. низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  5. проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании (почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения).

Учитель. Поэтому актуальным становится процесс возрождения российской семьи, укрепление её потенциала и ценности как основы общества, восстановление ценностей, традиций и практик семейного воспитания.

        Зачем нужна человеку семья? Можно ли прожить без семьи?

(Высказываются различные мнения аудитории: родителей, детей, бабушек).

Скажите, какая, по-вашему, идеальная семья?

  1. Где относятся с уважением, не ругаются.
  2. Где все друг друга понимают.
  3. Проводят вместе много времени и всем хорошо и комфортно.
  4. Где каждый старается помочь другому.
  5. Где родители участвуют в делах своих детей.

Учитель. Можно привести множество аргументов в пользу идеальной семьи. Потому что самое дорогое в жизни человека – семья.

        Как вы понимаете значения слов «жениться», «выйти замуж»? Почему, как правило, жена берёт фамилию мужа?

По каким мотивам люди чаще всего женятся и выходят замуж? (по любви и по расчету).

Есть ли различия в понятиях «влюблённость» и «любовь»?

влюбленность                  любовь

пылкость                         спокойствие

за что-то                         ни за что

для себя                         ради другого

Какие проблемы сохранения семьи можно назвать?

  1. сокращение рождаемости и падение прироста населения;
  2. увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин;
  3. уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности;
  4. падение производительности труда в домашнем хозяйстве;
  5. возрастающие потребности семьи и ограничение возможностей их удовлетворения;
  6. легкомысленное отношение к браку и семье;
  7. отсутствие самодисциплины и половая распущенность;
  8. высокий процент числа разводов (распадается каждый третий брачный союз).        

Учитель (рассказывает притчу). В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» — удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово — «понимание», — пока не написал его сто раз.

«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» — обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

Обязательно ли в семье нужны дети? Сколько должно быть детей в семье?

Учитель. Однодетная семья в движении и развитии означает вот что: через 25-30 лет в этой семье появятся два пенсионера и только один работник. Одна семья вырастит будущего жениха, другая – невесту. Они в будущем вступят в брак. На смену двум семьям придет одна. Это отрицательно влияет на демографическую ситуацию. Недостаточно в семье иметь и двоих детей. Не каждый мальчик дорастет до возраста жениха, не каждый, достигший этого возраста женится, не каждый мужчина станет отцом. Так же и с женщинами. Рассчитано, что из тысячи человек населения, которые состоят из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет – 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи. В семье, как считают демографы, должно быть минимум 3-4 ребёнка.

Предлагается тест «Какими вы будете родитель?». Ученики выполняют его, родители по желанию могут пройти данный тест с целью узнать о типе взаимоотношений в своей семье. (Приложение 2)

Учитель. У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а непрестанным трудом — достаток и благополучие. Помни мудрую заповедь: «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и будешь ты долго жить». Почитать родителей значит: в детстве — их слушаться, в молодости — с ними советоваться, в зрелом возрасте — о них заботиться.

        Как вы понимаете высказывание «Мать – душа семьи, отец – её дух»? 

Учитель. Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Без крепких и сильных семей никогда не будет сильного и крепкого государства. Духовное возрождение в нашей стране не наступит, если не будут восстановлены семьи.  В условиях нестабильности нашей жизни семья - такая же хрупкая, как наша жизнь, ячейка общества. В ней люди, как в шалаше, прячутся от непогоды.

        

Третий  этап – рефлексия.  

Аудитория делится в произвольной форме на команды: либо разновозрастные (родители и дети), либо 2 команды детей и 1 команда родителей.

Задания:

1. Вспомнить значимые или забавные моменты из жизни своей семьи.

2. Каким я вижу свою будущую семью? Какой я вижу будущую семью своего ребёнка?

3. Конкурс «Добавь пословицу». Учитель произносит начало пословицы, а команда – ее окончание.

  1. Яблочко от яблони …(недалеко падает).
  1. Яйца курицу …(не учат).
  2. Где любовь и совет …(там горя нет).
  3. В гостях хорошо… (а дома лучше).
  4. Чтоб узнать человека, надо с ним …(пуд соли съесть).
  5. Не красна изба углами…(а красна пирогами).
  6. Три друга: отец, да мать, да… (верная жена).
  7. Нет лучше дружка, чем родная... (матушка).
  8. При солнышке тепло, а при матери... (добро).
  9. Не нужен и клад, когда... (в семье лад).
  10. Не красна изба углами, а... (красна пирогами).
  11. Как родители жили, так и нас... (благословили).
  12. Родители берегут дочь до венца, а муж жену... (до конца).
  13. Маленькие дети спать не дают, а с большими … (сам не уснешь).

4. Назвать однокоренные слова к слову «род» (родители, рождение, Родина, народ), а также синонимы к ним (Отчизна, отечество, Родина-мать).

5. Назовите родственные отношения в семье (например: свёкор, тёща, золовка, невестка, зять, дочь и т.д.).

6. Назвать значения своих имён и фамилий.

7. Спеть по 2 строчки песен о семье (Родительский дом, Мама жизнь подарила мне и тебе и т.д.)

8. Придумайте секвейн на тему «Семья».

Кульминация мероприятия –  чаепитие и весёлое общение!

Литература и сетевые ресурсы

1. Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в общеобразовательных  учреждениях  Хабаровского края.

2. Селевко Г.К. Реализуй себя. – М., 2008.

3. http://www.garant.ru/hotlaw/federal.

4. http://sovgavan.ru/news/gubernator_khabarovskogo.

5. http://imcingavino.68edu.ru/document/pismo1sent.doc.

Приложение 1

Уважаемая

Филатова Елена Михайловна!

Приглашаем Вас на классный час «Урок семьи и семейных ценностей», который состоится 1 сентября 2012 года после Торжественной линейки, посвящённой Дню знаний.

Ученики 11 класса

Приложение 2

Тест «Какими вы будете родителями?»

1. Двух-четырёхмесячный малыш в кроватке. Он плачет, хотя и здоров, сыт, сухой. Что сделаете вы?

        а) дадите пустышку;

        б) возьмёте на руки и успокоите;

        в) оставите в кроватке: «Поплачет, поплачет и перестанет».

2. Ребёнок-дошкольник капризничает, не ест, хотя хорошо ел:

        а) вы дадите ему другое блюдо;

        б) разрешите ему выйти из-за стола;

        в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест всё.

3. Ваш ребёнок во дворе поссорился со сверстниками:

        а) вы идёте во двор и разбираетесь со сверстниками;

        б) советуете ребёнку самому уладить конфликт;

        в) предлагаете остаться дома и заняться чем-нибудь.

4. Вы увидели, что ребёнок-школьник читает художественную литературу, а уроки ещё не сделал:

        а) начнёте его ругать и кричать;

        б) сядете рядом и разберётесь вместе домашнее задание;

        в) без слов заберёте книгу и унесёте в другую комнату.

5. Ваш сын (дочь) скрыл от вас полученную двойку:

        а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете всё, кроме уроков;

        б) попытаетесь помочь исправить положение;

        в) физически или как-нибудь иначе наказываете ребёнка.

6. Ваш сын (дочь) – десятиклассник гораздо позже назначенного времени вернулся домой:

        а) запретите гулять вообще;

        б) обсудите случившее, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;

        в) накажите.

        Из трёх ответов выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – а, б, в.

        Если а) – вы будете авторитарным родителем, который мало своему ребёнку, мало понимает его потребности.

        Если б) – вы будете родителем понимающим, признающим право ребёнка на личный опыт, даже ошибки и пытающийся научить его отвечать за себя и свои поступки.

        Если в) – вы будете родителем, не пытающимся понять ребёнка, лучшим вашим методом воспитания станет порицание и наказание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Семья. Семейные ценности".

Целью этого классного часа является формирование у детей представления о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, заботливое о...

Классный час" Семья.Семейные ценности".

Разработка классного часа....

Классный час: Семья. Семейные ценности.

Классный час: Семья. Семейные ценности.Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, ...

Классный час в 7 классе «Ценность родства и семейные ценности»

Цель: воспитывать у детей чувство гордости за свою семью, фамилию, за своих родителей.Задачи: ·        подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого челове...

Классный час: "Семья. Семейные ценности"

МЕтодическая разработка классного часа...

Методическая разработка классного часа "Дела семейные Ценность брака в современном мире"

классный час "Дела семейные Ценность брака в современном мире"...