"О хлебе насущем"
классный час (10 класс) по теме

Методическая разработка классного часа, в которой отражена история хлеба. Представлены интересные исторические факты, русские традиции, связанные с хлебом, а также исторические данные о блокадном хлебе. Цель работы: развить у учащихся чувство бережливости, уважительного отношения к чужому труду, а также расширить кругозор и представления о хлебе, без которого человеку было бы тяжело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час"О хлебе насущем"283.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: О хлебе насущном

Цель проведения: сформировать у студентов бережное отношение к хлебу; уважение к чужому труду; развить познавательный интерес к родным традициям и историческим событиям своего народа; пробудить чувства патриотизма и дружелюбия, неравнодушия к беде людей; убедить учащихся в том, что к любой деятельности человек должен подходить с желанием и любовью, но и с глубокими знаниями, а для этого надо приложить усилия в учебе; показать учащимся , что в любой ситуации надо найти силы оставаться человеком.

Форма проведения: Лекционно-информационный материал, с игровыми моментами.

Подготовка:

1.Подбор и обработка исторических материалов, литературных и научных публикаций.

2. Создание презентации.

3. Подбор видеоролика, фонограммы песен.

4. Организация конкурса по русским пословицам.

5. Подготовка  инвентаря к чаепитию.

6. Оформление кабинета.

7. Приглашение гостей.

План проведения:

  1. Встреча гостей с хлебом и солью.
  2. Вступительное слово преподавателя.
  3. Выступления студентов.
  4. Проведение конкурса.
  5. Заключительное слово преподавателя.
  6. Чаепитие.

Ход классного часа:

1.Встречаем гостей с хлебом и солью. Гости садятся за столы. Идет сопровождение музыкой песни «Русское поле».

2.  Ведущий:

Здравствуйте дорогие гости! Наше мероприятие посвящено самому важному, самому главному для всех времен и народов – это хлеб! В народе о хлебе говорили, как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка .Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости. На всех языках мира о хлебе говорят с любовью и теплотой. Являясь символом благополучия и достатка - это один из ценнейших продуктов питания, который надежно защищает людей от голода.

Мы расскажем вам историю его возникновения, его роль в жизни человека, о традициях, связанные с хлебом, осветим важные страницы истории нашей страны.

И начнем мы с истории возникновения.

1. История возникновения.

Докладчик 1.

Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса. И, чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы.

Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Примерно шесть с половиной — пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные неразрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину. Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

Египет

Древнеегипетские хлебопеки готовили разнообразные виды хлеба: продолговатый, пирамидальный, круглый, в форме плетенок, рыб, сфинксов. На хлебе ставили знаки в виде розы, крестика, знака семьи или рода, на изделиях для детей — в виде петуха, котенка, индюка и др. Выпекали сладкие хлебцы, в состав которых входили мед, жир, молоко, ценились они дороже, чем обычный хлеб.
В принятой в Древнем Египте скорописи солнце, золото и хлеб обозначались одинаково — кружочком с точкой посредине. В честь хлеба слагались гимны.

Искусство приготовления разрыхленного хлеба со сброженного теста от древних египтян перешло в Грецию и Рим. Такой хлеб считался в этих государствах деликатесом, доступен был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб — плотный и грубый. Специально выпекали хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в Олимпийских играх. По случаю спортивных состязаний в Олимпии для участников и гостей пекли особый белый, хорошо разрыхленный хлеб и подавали его с маслинами и рыбой.

Докладчик 2.
В Древней Греции хлеб считали совершенно самостоятельным блюдом и употребляли как и каждое отдельно подаваемое блюдо. Чем богаче дом и чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом. К хлебу относились и с суеверным почтением.

Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами.
Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение. В честь мастеров возводились монументы. Так, до настоящего времени в Риме сохранилось надгробие — монумент высотой 13 метров пекарю Марку Вергилию Эврисаку, жившему 2 тысячи лет назад, основателю нескольких больших пекарен. Эти пекарни обеспечивали хлебом почти все население Рима.
Судьба пшеницы и хлеба прямо пропорциональна взлетам и падениям Римской Империи. Цезарь, Август и Нерон безвозмездно раздавали зерно, чтобы удержать безработный народ от восстания, но спрос был настолько велик, что ради этого пришлось расширять границы Империи. В те времена Римская Империя простиралась от Британии до Африки, а зерно поступало из Египта. Но вскоре после раскола Империи на две части, Восточную и Западную, контроль над египетским зерном был утерян.

Докладчик 3

Османская Империя

Хлеб был незаменимой частью в османской кухне, его в больших количествах употребляли люди из всех социальных слоев общества. У богатых хлеб был приятным дополнением к основным блюдам, у бедных же он сам и являлся главным блюдом. Мехмед эль-Фатих сразу после завоевания Стамбула назначил руководителем Хызыр Бея, который первым делом организовал производство чистого, высококачественного хлеба. В 1502 году Султан Баязид ввел государственную гарантию на качество хлеба, позже данная практика распространилась на всей территории. После подобного решения было воспитанно много великих хлебных мастеров, особенно в области Карадениз.

Индия

В Индии преступникам в зависимости от тяжести преступления не давали хлеба определенное время.
Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку.
Большинство сортов индийского хлеба сделано из пшеничной муки очень тонкого помола из зерна, которое называется ata. Они обычно пресные и чаще всего для их приготовления не используют дрожжи. Однако, благодаря подготовке и методам приготовления, хлеб получается восхитительно легким и воздушным. Единственный недостаток, с точки зрения повара, состоит в том, что его лучшего есть только что приготовленным, а не сделанным заранее.

Тибет

Цампа — национальное тибетское блюдо. Основная пища тибетцев, представляет собой муку из слегка поджаренных зёрен ячменя.
Также существуют хлебные лепёшки из цампы, наподобие тонкого лаваша, аналог индийского чапати. цампа также используется в ритуальных целях — щепотки цампы бросают в воздух во время многих буддийских ритуалов. Ритуал бросания цампы появился ещё в добуддийские времена и служил для того, чтобы умиротворить духов местности и попросить их покровительства и защиты. Затем он был заимствован буддизмом как «символ празднования и радости» и стал использоваться при отмечании рождения ребёнка и похорон. В настоящее время она особенно известна в связи с новогодними празднованиями, когда цампу бросают, распевая молитвы, призывающие удачу в новом году как для себя, так и и для других. Также цампу бросают во время похорон, чтобы освободить душу умершего.

Докладчик 4

В Европе предки стали заниматься хлебопечением несколько тысяч лет назад. Самый старый в Европе хлеб, найденный в 1976 г. в местечке Тванн на Бильском озере, относится к 3530 году до н.э. Древние жители свайных построек , расположенных на берегу озера, пекли плоские лепешки хлеба на горячих камнях и покрывали их пеплом.
Первоначально не существовало отдельных хлебопекарен. Хлеб выпекался в каждом хозяйстве для своей надобности. В эпоху раннего Средневековья при монастырях создавались свои мукомольни и пекарни. Так, например, пекарня Санкт-Галленского монастыря была способна выпечь до 1000 булок хлеба за раз. Наряду с большим количеством выпеченного хлеба впечатляет широкий ассортимент хлебных изделий — дрожжевые, пресные, с мучными добавками и различной формы.
С развитием городов и увеличением потребностей в хлебе стали создаваться пекарные цеха. Гильдии хлебопеков разработали жесткие нормы контроля за качеством хлеба на всех этапах производства и правила эксплуатации хлебопекарных печей. Каждого булочника или мельника, нарушившего одно из правил, подвергали позорному наказанию: сажали в корзину и подвешивали перед всеми напоказ над навозной ямой. Виновный мог освободить себя, только выпрыгнув из корзины в навозную жижу на глазах любопытной толпы.
Англия

В 1266 году в Англии был принят закон контролирующий цену на хлеб, данный закон просуществовал 600 лет. Английское титул «Лорд» произошел от слова Hlaford- loaf ward (обеспечивающий пропитание), а титул «Леди» произошел от слова Hlaefdige- Loaf kneader (месящая тесто). Лорд был добытчиком пропитания для окружающих, а его супруга Леди

рассматривалась как распределительница.

В Древней Англии давали подозреваемому съесть черствую корку хлеба. Если злодей внезапно давился – значит, виноват. Считалось, что святой хлеб сам указывал на преступника. Когда в древней Англии разводилась супружеская пара, из домашнего имущества муж получал весь хлеб, который был выпечен к моменту развода, а жена получала все тесто, еще находившееся в квашне!

Италия

Технология изготовления хлеба в Италию была привезена греками, обосновавшимися на Сицилии в восьмом веке до нашей эры.
В Италии хлеб до настоящего времени так и не стал частью индустрии. Он по-прежнему традиционный, особенно на юге страны, который считается «заповедником» хлебопечения. Здесь повсюду можно найти семейные булочные, где рецепты хлеба бережно передают из поколения в поколение.
В Италии множество типов хлебов, очень различающихся по технологии приготовления: фокачча, брускетта, микетта, розетта, банана, биова, боволо, чиабатта, чирьола, манина феррарезе, пане казаречьо — один из главных фаворитов юга от Тосканы до Сицилии.

Швейцария

Самое известное швейцарское блюдо, употребляемое с хлебом – фондю , что в переводе с французского "fondre" означает "растапливать, плавить". Принцип очень прост – кубики хлеба надевают на вилки-шампуры и макают их в расплавленный сыр.

Франция
Во Франции самый главный магазин — булочная. Согласно французским законам, даже самая маленькая деревня должна быть обеспечена свежим хлебом ежедневно. Хлеб выпекают дважды в день. Разумеется, в обычный ассортимент булочной входят и все остальные деликатесы французской выпечки к завтраку: круассаны, булочки с шоколадом, бриоши. Ни один житель страны всех влюбленных, будь то элегантная француженка, беззаботный студент, или деловитый клерк, не мыслит свой идеальный завтрак без свежей и душистой выпечки. Заметим при этом, что французы, несмотря на ежедневное потребление багетов и круассанов, были и остаются самой стройной нацией мира. Их секрет скрывается в любви к исключительно свежей выпечке, рецепты которой совершенствовались веками и которая при разумном употреблении не наносит вреда Вашей фигуре.

Германия
Основа любого завтрака в Германии — хлеб и булочки. Назвать точную цифру сортов хлеба никто не берётся, потому что почти в каждом городе и регионе есть свои особые сорта, а, кроме того, едва ли не каждый день появляются новые, «модные». Конечно, тут тоже усиливаются модные тенденции. Например, сейчас последний крик — это диетические сорта с пониженной калорийностью. А кроме того, в Германии вы найдёте хлеб с любыми добавками: картофельный хлеб, морковный, капустный. Хлеб с оливами, хлеб с орехами, хлеб с тыквенными семечками… Вообще, наверное, нигде в мире не потребляется больше чёрного зернового хлеба, чем в Германии.

Докладчик 5:

Иран

Хлеб в Иране выпекают несколькими способами. В основном иранский хлеб — это тонкие, очень вкусные лепешки нескольких видов: сангак, нун, лаваш, тафтун, барбари. Необходимо сказать, что в Иранском обществе, хлеб занимает особое место. По религиозным убеждениям иранцев, хлеб — это божья милость, и нельзя не признать этого. Таким образом, хлеб является основной и религиозной пищей.
Основные виды иранского хлеба:
Сангяк — пышный отрубной хлеб, считается наиболее полезным.
Лаваш — самый популярный, 90 процентов населения страны употребляют именно его.
Нун — это огромная лепешка, их делают на раскаленной гальке. Снимая хлеб с гальки, пекарь начинает стучать им об стенку, чтобы вылетели застрявшие камешки. Размер лепешки доходит до 1 метра в длину, носят ее обернув вокруг пояса или на руке.

Узбекистан

Еще с древних времен для жителей Узбекистана хлеб является священным. Существует даже легенда, подтверждающая эту веру. Она гласит, что каждый новый правитель чеканил сои собственные монеты, но платой местному населению были не чеканные монеты, а хлеб!
Согласно одному обычаю, когда кто-либо покидает дом, он откусывает кусочек Оби-нона (узбекский хлеб), а потом этот хлеб хранят до того момента, пока путешественник не возвращается и не доедает оставшийся хлеб. Другая национальная традиция — возложение корзины с хлебом на голову, так же указывает на почтительное отношение к хлебу.

Узбекский хлеб печётся в традиционных печах сделанных из глины, которые называются «тандир». Эти ароматные хлеба получаются хрустящими и необычайно вкусными. Издревле известный ученный медицины Авиценна использовал узбекский хлеб для лечения болезней.
Существуют два способа приготовления лепешек обычный и улучшенный.

Патыр — наиболее характерный для узбекского стола вид лепешек, приготовляемых из сдобного дрожжевого теста.
Патыр делают крупных размеров (по диаметру больше суповой тарелки) и выпекают только в тандыре, причем держат там дольше, чем другие виды лепешек из дрожжевого теста, выпекая на умеренном жару, для чего угли в тандыре собирают в середине горкой и густо посыпают золой. При этом каждая область Узбекистана может похвастаться своим собственным сортом, нигде более не встречающимся. И у каждого из них – своя закваска, своя оригинальная технология приготовления, свой неповторимый вкус.
Лепешки гала-осиеги-нон, пришедшие из поселка Гала-Осие, что близ Самарканда, славятся далеко за пределами Самаркандской области. Каждый побывавший в Самарканде обязательно старается приобрести этот хлеб, покидая город: это уже стало традицией. Существует более пятнадцати разновидностей этой лепешки. У каждой из них свой особый, достаточно сложный рецепт приготовления закваски на основе перебродивших сливок или молочной сыворотки, с добавлением мелко нарезанного лука и кунжутного масла. Даже в черством виде этот хлеб сохраняет свой удивительно привлекательный вид, а, будучи размеченным, восстанавливает все свои вкусовые качества.
Ферганская долина славится вкуснейшими слоеными лепешками Катлама, каждый из слоев которой при приготовлении смазывается маслом или сметаной.
Изготавливают также лепешки со шкварками жиззали-нон, лепешки из кукурузной муки зогора-нон, лепешки на травяном настое кук патыр и множество других сортов.
Традиционно лепешки не режутся ножом, а ломаются руками. Причем, класть отломанные куски лепешки «лицом» вниз строго запрещено столовым этикетом: это считается непочтительным отношением к хлебу.

Армения. Грузия.

В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.

Грузинские мастера издавна славятся выпечкой тандырного хлеба: мадаули, шоти, трахтинули, саоджахо, мргвали, кутхиани.

Докладчик 6:

Украина

В Украине очень популярны паляница, арнаут киевский, калач, булочки дарницкие, рогалики закарпатские.

Белоруссия

Белорусские хлебные изделия в своем составе содержат молочные продукты. Широко распространен подовый белорусский хлеб из смеси ржаной сеяной муки и пшеничной муки второго сорта, минский хлеб, белорусский калач, молочный хлеб, минская витушка.

Россия

На территории России издавна большим спросом пользуются калачи — уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградский, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки.
До распространения картофеля, хлеб был основным продуктом питания в России. Изделия из теста для русского человека — это символ великого труда, вложенного в выращивание и производство хлеба и символ благополучной жизни. Ведь пословица «хлеб — всему голова» всё ставит на своё место. Величайший в этом смысле русский обычай встречать дорогих гостей «хлебом-солью».
Основную роль в жизни русского народа играл ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был значительно дешевле да и сытнее пшеничного, белого хлеба. Однако были такие сорта ржаного хлеба, которые не всегда могли купить даже очень состоятельные люди. К ним относился, например, "Боярский" хлеб, для выпечки которого использовали муку особого помола, свежее масло, в меру сквашенное (не перекисшее) молоко, а в тесто добавляли пряности. Такой хлеб пекли только по специальному заказу для особых случаев.
Из муки, просеянной через сито, пекли ситный хлеб. Он был значительно нежнее решетного хлеба, который выпекался из муки, просеянной через решето. Низкокачественными считались "пушные" виды хлеба. Их пекли из непросеянной муки и называли мякиной. Лучшим же хлебом, который подавался на стол в богатых домах, был "крупчатый" белый хлеб из хорошо обработанной пшеничной муки.
С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. Если в XVI-XVII веках простых людей на Руси называли в быту и в официальных документах уничижительными именами Федька, Гришка, Митрошка, то пекарей с такими именами величали соответственно Федор, Григорий, Дмитрий. О том, как высоко ценился труд хлебопека, свидетельствует и такой

факт. В Древнем Риме, например, раба, умевшего печь хлеб, продавали за 100 тысяч сестерций, в то время как за гладиатора платили лишь 10-12 тысяч.
На Руси от пекаря тоже требовалось не только мастерство, но и честность. Ведь в стране нередко случался голод. В эти тяжелые годы за пекарнями устанавливался особый догляд, и тех, кто допускал "подмес" или порчу хлеба, а тем более спекулировал им, сурово наказывали.
Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах. Царь посылал калачи в знак особого расположения патриарху и другим особам, имевшим высокое духовное звание. Отпуская слугу в увольнение, барин, как правило, давал ему мелкую монету "на калач".
Отменным хлебом славились московские булочники. Широкой известностью среди них пользовался Филиппов. Филипповские булочные всегда были полны покупателей. Публика сюда приходила самая разномастная — от учащейся молодежи до старых чиновников в дорогих шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. Филипповские хлебобулочные изделия пользовались большим спросом не только в Москве. Его калачи и сайки ежедневно отправлялись в Петербург к царскому двору. Обозы с филипповскими булочками и хлебом шли даже в Сибирь.
Когда у Филиппова спрашивали, почему "хлебушко черненький" только у него хорош, он отвечал: "Потому что хлебушко заботу любит", добавляя свое любимое выражение: "И очень просто!" Действительно, ничего сложного нет, просто с любовью человек относился к своему делу, знал ему цену.

Ведущий: Из всего сказанного можно сделать вывод, что хлеб для наших предков имел огромное  значение. А какие вы знаете  русские традиции , связанные с хлебом? (заслушать ответы)

Из всего сказанного мы выделим главную традицию русского  гостеприимства- это встречать гостей с хлебом и солью. Почему и откуда пошла такая традиция? Про это мы сейчас и расскажем.

2.Русские традиции

Докладчик 7:

 Бережное отношение к хлебу мы привыкли объяснять тем, что в него вложен нелегкий труд многих людей. Истинную же причину можно найти, если рассмотреть верования и обычаи древних славян. В те далекие времена сельскохозяйственные культуры делились на мужские и женские. Хлеб сеяли только мужчины, раздевшись донага. Зерно для посева выносили в специальных мешках, пошитых из старых штанов. Таким образом мужчины будто бы заключали со вспаханным полем «священный брак». Женщинам не дозволялось присутствовать при этом таинстве. Считалось, что Земля «испугается» и родить не сможет. В искусстве древних народов засеянное поле изображалось тем же знаком, что и женская беременность. Чтобы приготовить кашу из зерна, необходим был союз трех священных стихий: Воды, Огня и зерна. Заправленная ягодами или медом каша несла смысл победы над Смертью, возвращения к Жизни. Священная каша дошла до наших времен в виде кутьи, которую готовят к Рождеству. Другой древнейшей ритуальной едой были блины. Историки говорят, что название со временем исказилось, славяне называли их «млины» от слов «мелкий», «молоть» – пища из размолотого зерна. Румяный круглый блин символизировал собой Солнце, которое «умирало и воскрешалось» каждую зиму. Поэтому и принято готовить блины на поминках и на Масленицу, когда уходит-умирает Зима (Смерть), и возрождается Весна (Жизнь). Так постепенно славяне вышли на приготовление хлеба.

Повсеместно по сей день почётных гостей встречают хлебом с солью. Сочетание хлеба с солью было всегда очень ёмким символом.
То, что хлеб выражает пожелание благополучия и богатства, пожалуй, для всех ожидаемо. В народном мировоззрении хлеб и все хлебные растения исконно наделялись святостью. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У восточных и западных славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. Молодых благословляли иконой и хлебом, при заключении договоренности о свадьбе руки молодых клали на хлеб.
На Успенье традиционно святили новый свежеиспеченный хлеб. До возвращения из церкви домашние ничего не ели, ожидая освещенный каравай, разговлялись кусочком такого хлеба, а остаток священного каравая заворачивали в чистую холстину и клали под образа. Считалось большим грехом уронить хотя бы крошку такого хлеба.
Хлебом с солью благословляли молодых, встречали гостей и молодых по возвращении из церкви после венчания.
Хлеб воплощает пожелание благополучия и богатства, а вот соль играет роль оберега, защищающего от враждебных сил и злого влияния.

Отказываться от хлеба с солью считалось чрезвычайно неприличным. Сам факт такого угощения являлся знаком особенной приязни и доверия. Считалось, что если накормить хлебом с солью недруга, то он станет другом. Выражение "ты забыл мой хлеб да соль" считалось самым большим упреком неблагодарному человеку.

Само выражение "хлеб да соль", по народному убеждению, отгоняет злых духов. "Хлеб да соль", – говорят, входя в дом, застав хозяев за едой, желая им благополучия.

Ведущий: Из всего многообразия хлебных изделий можно выделить один- это бородинский хлеб. Что мы знаем о нем?

3.Бородинский хлеб

Докладчик 8:

Ржаная мука + солод + слезы + тмин + сахар + поминальная молитва + кориандр и верность до гроба… – это и есть рецепт БОРОДИНСКОГО ХЛЕБА!..

Этот плотный чёрный хлеб с запахом тмина и зёрнами кориандра на корке – не российское достояние, а только московское! Ведь были времена, когда его пекли только в столице! Это уже потом за Москвой последовал и Питер, и другие города – но этот заварной хлеб в прежние времена выпекался в малом количестве, поэтому был в дефиците…

Историю происхождения Бородинского хлеба связывают не с чем иным, как с легендарной битвой на Бородинском поле.

Мы помним о знаменитом генерале Александре Алексеевиче Тучкове – герое Бородинской битвы, которому цыганка нагадала, что судьба его решится в местечке под названием Бородино...

Так вот! Пророчества свои вышеупомянутая цыганка озвучила тогда еще не генералу Тучкову задолго до войны с Наполеоном. Но главный персонаж "хлебной" истории даже не он, а его жена Маргарита, в девичестве Нарышкина. Прожив с Маргаритой несколько лет, дослужившись до генерала и дождавшись в 1811-м рождения сына, Тучков подал прошение об отставке, но царь его не принял.

26 августа 1812 года в сражении у деревни Бородино, дабы поднять боевой дух вверенной ему дивизии, Тучков поднял с земли знамя и пошел на француза. Его подвиг повторил в "Войне и мире" князь Болконский, только Болконский остался жив, а от Тучкова не осталось почти ничего: безутешная вдова разыскала среди трупов палец со знакомым обручальным кольцом. Несколько лет спустя Маргарита продала все, что имела, и поставила в Бородино церковь. А в 1840-м здесь открылся Спасо-Бородинский монастырь, и Маргарита, она же сестра Мария, стала его первой игуменьей. Под ее руководством монашки и пекли этот хлеб - Бородинский, считая его поминальным…

Как бородинский хлеб делался после октябрьского переворота, не помнит никто. Но известно, что в конце 1920-х он не просто существовал, но был любим - как и сейчас, а может, и больше, потому что выбор был невелик. Выпускали его только в Москве, и каждый хлебозавод старался по-своему…

Ведущий:

На Руси говорят : «Не красна изба углами , а красна пирогами». К сожалению, не всегда люди имели много хлеба,  были и неурожайные годы. Тогда люди голодали. Но хлеб мог быть и оружием. Мы вспомним события 1921-1922 годов, когда в молодой республике  крестьянам прививали новые методы хозяйствования. Как это было.

4. Голод в России 1921-1922гг.

Докладчик 9:

План состоял в следующем. Изъяв все продовольствие у населения, коммунисты получали возможность его строгого распределения по своему усмотрению. Так, следуя правилам древних восточных деспотов, они решали свою проблему: "У кого в руках хлеб, у того и власть". Известно, что человек без хлеба жить не может. Он будет работать на того, кто этот хлеб ему дает. А чтобы он дорожил этим в условиях страшного голода, хлеба надо ему давать столько, чтобы он только не умирал с голоду и при этом не мог никому оказывать помощи, имея его излишек.
Для этого позднее была проделана и коллективизация, чтобы хлеб всегда был подконтролен власти. Население должно было получать хлеба столько, чтобы только чуть утолить свой голод. Ленин, Троцкий и все ЦК РКП(б) объявили войну всему российскому крестьянству, изымая у него полностью урожай, а также все оставшееся от предыдущих урожаев, делая так, чтобы крестьянину невыгодно было на следующий год снова заниматься своим трудом, так как опять должно было повториться то же самое.
Большая часть продовольствия вывозилась из страны в Германию, другая лежала на складах, третья просто сжигалась.

«Другим способом истребления христианского населения России был искусственно вызываемый мерами советской власти голод, разросшийся до размеров небывалого стихийного бедствия, погубившего десятки миллионов людей. Население вымирало от голода в наиболее цветущих и плодороднейших губерниях, и тем сильнее, чем выше были урожаи. И это потому, что чем выше были урожаи, тем сильнее советская власть грабила население, лишая его даже семян» (7. 2-154) году в Поволжье голодали 25 миллионов человек, подавляющее большинство их погибло в окружении большевистских заградительных отрядов. Самарский исполком призвал трудящихся умереть на месте: «надо на местах пережить трудное время. Приостановить поездки отдельных лиц за продовольствием» (7. 2-155).
«Прибывшие из голодных мест сообщают, что людоедство настолько заразительно, что люди перестали искать даже другой пищи» (7. 2-161). «В Крыму более 60 тысяч человек умерли от голода, из них 60% детей. Трупы их съедены голодающими. В Крыму в течение одного месяца умерла от голода десятая часть населения» (7. 2 – 161-162). «В Самарской губернии ежедневно от голода умирали до 1000 человек» (7. 2-159).

Ведущий:

Для того , чтобы страна развивалась, развивалась промышленность, города надо накормить народ. А чтобы вырастить хлеб надо приложить огромные усилия. Это тяжелый, кропотливый труд. Надо это понимать и поддерживать сельское хозяйство.

Шли годы, но для русской деревни коренных переломов в лучшую сторону не было. При власти в основном были люди далекие от сельского хозяйства, крепких хозяйственников – репрессировали, руководители районов работали только на показатели, не задумываясь о последствиях. К чему это привело, мы узнаем из истории страны 1932-1933годов.

5.Голод в России 1933 года.

Докладчик 10:

В 1933-1932 годах голодом была охвачена территория около 1,5 млн.кв.км. с населением в 65,9 млн. человек. Наиболее силен был голод в районах, которые в дореволюционное время были наиболее богатыми по количеству производимого хлеба и где был наиболее высокий процент коллективизации крестьянского хозяйства.

В результате того , что план хлебозаготовок в 1932 г. Был составлен исходя из предварительных данных о более высоком урожае ( в реальности он оказался в два-три раза ниже) , а партийно-административное руководство страны требовало неукоснительного его выполнения, на местах началось фактически полное изъятие собранного хлеба у крестьян.

С 1927-1929гг. советское руководство начинает разрабатывать комплекс мероприятий по переходу к сплошной коллективизации сельского хозяйства.

Намечаемые высокие темпы коллективизации предполагали ввиду неподготовленности как основных масс крестьянства , так и материально-технической базы.

Согласно исследованиям доктора исторических наук В.Кашина, в ряде регионов РСФСР и , в частности, в Поволжье массовый голод был создан искусственно и возник « не из-за сплошной коллективизации, а в результате принудительных сталинских хлебозаготовок».

Данное мнение подтверждают очевидцы событий, говоря о причинах возникшей трагедии:

« Голод был потому, что хлеб сдали», «весь, до зерна, под метелку государству вывезли».

В Поволжье в условиях ослабленного раскулачивания и массовой коллективизации села, лишенного тысяч хлеборобов-единоличников, подвергшихся репрессиям, комиссия ЦК ВКП(б) по вопросам хлебозаготовок во главе с секретарем ЦК партии П.П.Постышевым поставила изъять запасы хлеба у единоличников и хлеб, заработанный работниками колхоза. Фактически в условиях угроз репрессиями и шантажа председатели колхозов и руководители сельских  администраций были вынуждены передать в рамках хлебозаготовки практически все объемы производимого и имеющегося в запасах хлеба. Данные меры , лишившие регион запасов продовольствия и привели к массовому голоду. Аналогичные меры были приняты В.М.Молотовым и Л.М.Кагановичем на Украине и Северном Кавказе, что вызвало соответствующие последствия- голод и массовую смерть среди населения.

Общие оценки числа жертв голода 1932-1933гг., сделанные различными авторами, значительно различаются и доходят до 7 млн. человек.

Ведущий:

Мы рассказали вам о жутких страницах истории нашей страны. В эти годы пострадали люди разных национальностей, ведь голод национальность не выбирает, если все живут рядом.

Но на этом многострадальная история хлеба в России не закончилась. Появились и другие виды хлеба, которые испекла нам война- это « Хлеб войны».

Совсем недавно в январе отмечалась годовщина снятия блокады Ленинграда. О чем мечтали блокадники? Конечно о главном продукте для жизни- это хлебе! Какой он блокадный хлеб?

6.Блокадный хлеб

Докладчик 11:

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года- 872 дня.

К началу блокады в городе имелись лишь недостаточные по объему запасы продовольствия и топлива. Единственным путем сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находящееся в пределах досягаемости артиллерии осаждающих. Пропускная способность этой транспортной артерии была несоответствующей потребностям города. Начавшейся в городе голод, усугубленный проблемами с отоплением и транспортом, привел к сотням тысяч смертей среди жителей.

19 июля, к моменту выхода передовых немецких частей, Лужский оборонительный рубеж был хорошо подготовлен в инженерном отношении: были построены оборонительные сооружения протяженностью 175 километров.  Оборонительные сооружения строились руками ленинградцев, в основном женщин и подростков ( мужчины уходили в армию и ополчение).

У Лужского укрепленного района произошла задержка немецкого наступления. Донесения командующих фашистскими войсками в штаб:

Танковая группа Гепнера , авангарды которой обессилели и устали, лишь незначительно продвинулись в направлении Ленинграда. Наступление Гепнера остановлено…Русские  сражаются, как и прежде, с великим ожесточением.

13 сентября в город прибыл Г.К.Жуков. Германское наступление было остановлено на несколько недель.

Эвакуации жителей города на протяжении всей блокады  придавалось огромное значение, хотя она была организована плохо и носила хаотичный характер. До германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало. Возможность достижения немцами города считалось минимальной. Тем не менее, первые поезда с эвакуированными людьми покинули Ленинград уже 29 июня, через неделю после начала войны.

Часть истощенных людей , вывезенных из города , так и не удалось спасти. Врачи не сразу научились ухаживать за голодавшими людьми.

В директиве Гитлера №1601 от 22 сентября 1941 года «Будущее города Петербурга» со всей определенностью говорилось:

«Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса…»

Немецкие войска приступили к разрушению города. Особенно немцы старались уничтожить продовольственные склады.

Продовольственные карточки были введены в Ленинграде 17 июля 1941 года, то есть еще до блокады, однако это было сделано лишь для того , чтобы навести порядок в снабжении. Нормы отпуска продуктов по карточкам были высокие, и никакой нехватки продовольствия до начала блокады не было. Снижение норм выдачи продуктов впервые произошло 15 сентября. В ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Люди теряли сознание на улицах, на работе , первые случае смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма. В феврале того 1942 года за каннибализм осуждено более 600 человек, в марте – более тысячи.

Размер продовольственного пайка зимой 1941-1942гг. составлял:

-рабочим 250гр.  в сутки;

- служащим, иждивенцам и детям до 12 лет- по 125 гр.;

- личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрыдов, ремесленных училищ и школ ФЗО- 300гр.;

- войскам первой линии- 500 гр.

При этом до 50%  хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки.

Однако, во Всесоюзном институте растениеводства находилась уникальная коллекция образцов зерновых, оставшаяся нетронутой, хотя многие из её хранителей умерли с голода.

Нехватка продовольствия усугублялось ещё и отсутствием топлива, а зимой замерзал водопровод.

В книге «Воспоминание» Дмитрия Сергеевича Лихачева, о годах блокады сказано:

« Холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла. Человеческий ум умирал в последнюю очередь. Если руки и ноги уже отказывались тебе служить, если пальцы уже не могли застигнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот , если кожа вокруг рта стала темной, если лицо стало похоже на череп мертвеца с оскаленными передними зубами – мозг продолжал работать. Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и еще один день.»

В течение 1942 года было предпринято пять попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными.

«Дорога жизни»- название ледовой дороги через Ладогу зимой 1941-1943гг., после достижения толщины льда, допускающей транспортировку грузов любого веса. Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землей.

Положение в осажденном Ленинграде начало меняться в лучшую сторону со второй половины февраля.

Согласно последним исследованиям, за первый, самый тяжелый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев.

В 1943 году , когда германское командование осознало, что захватить Ленинград ему, скорее всего,  не удастся, количество артиллерийских снарядов, упавших на город, увеличилось примерно в 6 раз.

12 января , артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, в 11 часов 67-я и 2-я ударная армии перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада.

18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились в районе Рабочих поселков №1 и 5. В этот же день был освобожден Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера.

Пищевые комбинаты стали постепенно переходить на продукцию мирного времени. Известно, например, что уже в 1943 году на Кондитерской фабрике имени Н.К.Крупской было произведено 3 тонны конфет, хорошо известной ленинградской марки «Мишка на Севере».

27 января 1944 года блокада была полностью снята.

За годы блокады погибло , по разным источникам , от 300 тыс. до 1,5 млн.человек. Только3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов; остальные 97% умерли от голода.

Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском кладбище на Выборгской стороне. Это самое памятное место Санкт-Петербурга.Площадь кладбища составляет 26 га, длина стен равна 150 м. с высотой 4,5 м. На камнях высечены строки пережившей блокаду писательницы Ольги Берггольц.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1ё мая 1945 года Ленинград  был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады…

Ведущий:

Мы осветили многие моменты жизни , связанные с хлебом. Зачем? Чтобы вы знали его настоящую цену, берегли и уважали. Тот кто уважительно относится  к хлебу, тот умеет уважать труд других людей разных профессий.

А сейчас мы с вами проведем конкурс « кто больше назовет пословиц и поговорок?»

7. Конкурс

Называют пословицы и поговорки. Кто больше назовет за 5-8 минут – тот победитель.

Победителям – приз. Время проведения 5 минут.

Подведем итоги.

8.Заключительное слово преподавателя и гостей.

Ведущий:

Мы благодарим вас за внимание! Пожелаем вам успехов в учебе! Спасибо!

Звучит песня «Живите здорово, живите богато…»

Предложить чай с выпечкой.

 

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку внеклассного мероприятия по теме «О хлебе насущном» ,разработанного преподавателем  математики Жуковой Н.В.

    Содержание данного классного часа отвечает поставленной цели: повысить интерес к умственному труду  и расширить кругозор знаний, а также  стимулировать патриотические чувства и настроение студентов. Данное мероприятие  направлено на поддержание значимости  труда, моральных и нравственных ценностей в этом мире, которые всегда  на протяжении многих веков остаются неизменными для человечества. Содержание данного мероприятия  дает понять студенту , что  в трудные моменты жизни нельзя оставаться равнодушным к чужой беде, нельзя терять человеческий облик. И это должно отложиться в сознании ребят , что необходимо приносить пользу своей стране.

 Данное мероприятие освещает историю возникновения хлеба. Но самое важное – необходимо всегда помнить о русских корнях, о традициях русского народа, знать культуру, обычаи своего народа.

 С целью воспитания сострадания, переживания освещены и трагические моменты истории нашего народа. Интересно представлена информация о бородинском хлебе.  Она рассказывает о огромной человеческой любви, как героически смогла пережить героиня своё горе. Это показывает студентам силу воли и характера женщины. Познавательно знать студентам о тех тяжелых днях блокады Ленинграда и не забывать об этом.

В данной методической разработке прослеживается тесная связь многих предметов , тем самым показывая студенту , что не должны быть одноликими знания , а они должны быть многогранными и разносторонними , что знания во многих областях никогда не помешают и только пойдут на пользу.

Данную разработку можно рекомендовать использовать для проведения внеклассных мероприятий.

Рецензент: Ивакина Г.А. - преподаватель истории  Брянского

 автотранспортного  техникума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Цена хлеба» (по рассказам В.А.Солоухина «Каравай заварного хлеба» и «Мошенники»)

  Через собственную взволнованную память приходит каждый из нас к пониманию непреходящей ценности простого куска хлеба. И дорог он не только как продукт питания. Он дорог как символ челов...

Курсовая работа на тему: "Мотив «хлеба» в прозе Е. И. Носова (на примере повести «Усвятские шлемоносцы» и рассказа «Греческий хлеб».

Предлагаемый материал может быть использован на уроках внеклассного чтения по литературе при изучении творчества Евгения Ивановича Носова...

«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения....

«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения....

Внеклассное мероприятие: «Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения.Задачи:-показать, что во все времена хлеб был и остаётся основой жизни человека, из воспоминаний современников, отрывки из...

Хлеб всеобщего спасения. Урок по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб". 5 класс

В материале даётся разработка урока по сказке Паустовского "Тёплый хлеб". Основной упор делается на нравственных аспектах произведения. Широко используются творческие задания, работа с иллюс...

Внеклассное мероприятие "Хлеб войны-хлеб победы"

Внеклассное мероприятие "Хлеб войны-хлеб победы" посвящено 70-летию победы в Великой отечественной войне....