Схема психолого-педагогической характеристики
статья на тему

Примерная схема изучения личности обучающегося и составление психолого-педагогической характеристики.
Данная схема позволяет составить максимально полную характеристику на ученика средней школы. Текст данной схемы состоит из восьми частей:
1) Общие сведения об обучающемся
2) Взаимоотношения с одноклассниками и отношение к школе
3) Учёба
4) Труд
5) Направленность личности обучающегося и специальные способности
6) Дисциплинированность
7) Особенности характера и темперамента
8) Общие психолого – педагогические выводы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harakteristika.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная схема изучения личности обучающегося и составление
психолого-педагогической характеристики.

  1. Общие сведения об обучающемся:
  1. ФИО, дата рождения, класс
  2. Общее физическое развитие, состояние здоровья
  3. Бытовые условия жизни в семье, взаимоотношения между членами семьи, правильность главной линии воспитания.
  1. Взаимоотношения с одноклассниками и отношение к школе:
  1. Общая характеристика класса (успеваемость и воспитанность обучающихся,  традиции и требования классного коллектива)
  2. Положение в классном коллективе (пользуется ли любовью или авторитетом, чем определяется подобное отношение)
  3. Отношения с одноклассниками (любит их или нет, равнодушен ли к одноклассникам; дорожит и уважает мнение коллектива, с кем из одноклассников дружит и на чём основана дружба, бывают ли конфликты с одноклассниками и в чём их причина)
  4. Удовлетворён ли своим положением в классном коллективе и какое положение хотел бы в нём занять.
  5. Дорожит ли пребыванием в данной  школе (что более всего ценит)
  6. Отношения с учителями (есть ли контакт, любит ли, уважает их)
  1. Учеба:
  1. Успеваемость (преобладающие отметки, одинаково или неодинаково усваивает учебный материал по разным дисциплинам, успеваемость по основным предметам). Уровень знаний.
  2. Кругозор, начитанность.
  3. Развитие речи (словарный запас, образность и эмоциональность речи, умение выразить мысль письменно и устно,  культура речи)
  4. Интерес к занятиям и отношение к учёбе (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет особый интерес, отношение к отметке, к похвале или замечаниям взрослых, основной мотив учебной деятельности)
  5. Способности к учению
  1. Особенности внимания (уровень произвольного внимания, сосредоточенность, устойчивость и способность к распределению внимания)
  2. Осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления
  3. Уровень и характер развития осмысленной памяти (заучивает механически или осознанно, владеет ли приёмами целенаправленного запоминания, какова быстрота и прочность запоминания, лёгкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти)
  4. Развитие мышления (различает ли первостепенные и несущественные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умение сравнивать, обобщать, анализировать и делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения )
  5. Развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности)
  1. Усердие в учебной работе, желание учиться
  2. Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать с книгой, способность заучивать материал, контролировать себя, составлять планы и конспекты)
  1. Труд:
  1. Отношение к труду (уважает трудовую деятельность или относится к ней пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своей работы, любит ли трудиться и что конкретно его привлекает: сам процесс, результат работы или овладение определённым навыком)
  2. Наличие трудовых навыков и умений, легкость их приобретения
  3. Организованность и дисциплинированность в труде
  4. Предпочитаемые виды труда
  1. Направленность личности обучающегося и специальные способности:
  1. Интересы (перечислить всевозможные виды: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т. д.; характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если обучающийся не просто интересуется какой-либо областью знаний, а серьёзно ею занимается; интерес к чтению, любит ли читать и что читает: художественную, научно – популярную, публицистику или преимущественно развлекательную литературу).
  2. Убеждения, мечты, идеалы. Наблюдается ли преобладание тех или иных мотивов в поведении.
  3. Особые способность и стремление к какой – либо деятельности (музыка, рисование, артистические способности и т. п.)
  4. О чём мечтает и что намеревается делать в будущем (отметить в характеристике, только начиная с 7 класса)
  1. Дисциплинированность:
  1. Характеристика поведения (ведёт себя спокойно и сдержанно или проявляет излишнюю подвижность и непоседливость)
  2. Выполнение режима школьника (соблюдает режим, нарушает намеренно или по небрежности, не успевает уложиться в отведённое время и т. д.)
  3. Выполнение требований учителей и родителей (выполняет с охотой или по принуждению, как часто отказывается выполнять поручения и какие именно)
  4. Наиболее характерные нарушения дисциплины
  1. Особенности характера и темперамента:
  1. Явно выраженные положительные и отрицательные черты характера:
  1.  Черты личности (по отношению к людям, учёбе, труду, самому себе: чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, чёрствость, добросовестность, зазнайство, скромность, высокомерие и т. д.)
  2. Волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, лёгкая внушаемость и т. д.)
  1. Выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности)
  2. Преобладающее настроение (радостное, грустное, подавленное), его устойчивость. Чем вызываются смены настроения.
  1. Общие психолого – педагогические выводы:
  1. Наличие достоинств и недостатков формирующейся личности обучающегося. Внутренние и внешние причины недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие или наличие определённых способностей, навыков работы и т. д.)
  2. Формулирование основных психолого – педагогических задач, стоящих перед педагогом, пути дальнейшей воспитательной работы с обучающимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

схема психолого-педагогического сопровождения в школе

эта схема поможет в работе школьного психолога...

Примерная схема психолого – педагогической характеристики учащегося (шаблон)

Схема психолого-педагогической характеристики учащегося может использоваться в работе классного руководителя,педагога-психолога,учителя,воспитателя...

примерная схема психолого-педагогической характеристики класса

Как  быстро и  правильно составить психолого-педагогическую характеристику классного коллектива....

Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности школьника

Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности школьника...

Схема психолого-педагогической характеристики ученика с НОДА

Схема пригодится в работе учителя для психолого-педагогического соппровождения...

Примерная схема психолого-педагогической характеристики «трудного подростка»

Уважаемые коллеги, классные руководители!Часто в Вашей работе возникает необходимость в составлении психолого-педагогической характеристики «трудного подростка». Как правило, подобная хара...


 

Комментарии