Методическая статья "Предпрофильная подготовка как основа профильного обучения".
статья (9 класс) по теме

Бородачева Наталья Викторовна

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте. Проблема выбора профессии рано или поздно встаёт перед молодыми людьми всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Появляется большое количество новых профессий, традиционные профессии претерпевают существенные изменения, пересматриваются требования к работнику. В то же время отсутствие системы развития персонала предприятий, утрата прежних связей между профессиональным образованием и предприятиями приводит к тому, что молодые люди зачастую не имеют адекватных представлений о будущей профессиональной деятельности и собственных возможностях. Очевидно, что профессиональный выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда региона, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения молодого человека в трудовую жизнь, формирования конкурентоспособного профессионала. В конечном счёте - личного благополучия человека и его семьи, так как, выбирая профессию, мы выбираем образ жизни.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodacheva_n.v._materialy.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Предпрофильная подготовка как основа профильного обучения.

Автор: Бородачёва Наталья Викторовна

учитель технологии высшей категории

ГБОУ СОШ №5 с углубленным изучением отдельных предметов

 «Образовательный Центр «Лидер» г.о. Кинель Самарской области

446430  Самарская область  г. Кинель ул. 27 Партсъезда д. 5 «а»

Контактный телефон автора:  8-927-720-95-18

Аннотация

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте. Проблема выбора профессии рано или поздно встаёт перед молодыми людьми всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Появляется большое количество новых профессий, традиционные профессии претерпевают существенные изменения, пересматриваются требования к работнику. В то же время отсутствие системы развития персонала предприятий, утрата прежних связей между профессиональным образованием и предприятиями приводит к тому, что молодые люди зачастую не имеют адекватных представлений о будущей профессиональной деятельности и собственных возможностях. Очевидно, что профессиональный выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда региона, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения молодого человека в трудовую жизнь, формирования конкурентоспособного профессионала. В конечном счёте - личного благополучия человека и его семьи, так как, выбирая профессию, мы выбираем образ жизни.

 

Сегодня, по данным социологических исследований, каждый третий подросток покидает школу, не имея представления о том, кем он будет работать, каждый второй после окончания Вуза работает не по специальности. Могут ли предпрофильная подготовка и профильное обучение в старших классах изменить ситуацию? На что в первую очередь должны быть направлены усилия родителей, учителей, психологов - на отбор «перспективных» детей или на развитие способностей, трудовой мотивации и формирование жизненных ценностей? Чем будут руководствоваться взрослые, по сути, определяя профессиональную жизнь подростка? Какую цену заплатит он за неверное решение? Такие вопросы требуют ответа. Есть люди, которые знают ответы на эти вопросы. Есть такие, кого не волнуют ни вопросы, ни ответы. Но есть другие - те, кто, как и мы, только ищет ответы на эти вопросы. Думается, их большинство.

Одним из направлений государственной образовательной политики, определенных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, является переход к профильному обучению в старшей школе. Осуществление перехода к профильному обучению в старшей школе в нашем регионе должно происходить в соответствии с «Основными принципами реализации Концепции профильного обучения на территории Самарской области». Основной целью профилизации старшей школы является предоставление учащимся возможности спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора.

Цель предпрофильной подготовки — формирование у школьника реалистичных самовосприятия и уровня притязаний, раскрытие и развитие способностей, воспитание трудовой мотивации. Без всего этого отбор в профильные классы превратится в селекцию «перспективных» учеников, способствуя дальнейшему расслоению нашего общества.

Следует учитывать, что число желающих продолжить образование в профильных классах может превысить возможности приема в эти классы. Поэтому необходимо решить вопрос об открытой и обоснованной процедуре проведения подобного отбора. В связи с этим целесообразно предусмотреть наряду с аттестацией выпускников основной школы механизм, позволяющий объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю, а также создать основу для внедрения в практику механизмов эффективного и прозрачного отбора в старшую профильную школу.

Существующие программы профессионального самоопределения — это традиционная форма предпрофильной подготовки. Но мир вокруг нас, мы сами и наши ученики меняются так стремительно, что программы, которые еще вчера успешно «работали», нуждаются в обновлении и корректировке. Это потребует какого — то времени. Но хороша ложка к обеду, и поэтому подход к отбору в профильные классы, изложенный в программе элективного курса «Моя профессия — мой образ жизни», которую я разработала,  может в какой — то степени даст возможность объективно оценить профессиональные интересы и склонности старшеклассников, прогнозировать их профессиональную успешность. Данный спецкурс можно считать своеобразным предпрофильным ликбезом, без которого принимать решение о выборе профиля обучения — все равно, что путешествовать без карты и компаса.

Программа «Моя профессия – мой образ жизни» направлена на формирование у школьников личностного смысла выбора профессии, умения соотносить общественные цели выбора средств деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями,  на  удовлетворение познавательных интересов учащихся в сфере профессионального самоопределения. Программа имеет практическую направленность. Предлагаемые практикумы помогут учащимся познакомиться с самим собой. Анализ результатов диагностики позволит выявить личностные затруднения и наметить программу  саморазвития.

Содержание программы элективного курса включает материалы, направленные на изучение старшеклассниками собственных познавательных  ресурсов и возможностей, знакомит их с многообразием мира профессий, а также помогает им скорректировать свои планы на будущее.

Средства, применяемые для  формирования профессионального самоопределения: профессиональная информация и просвещение; развитие интересов, склонностей и способностей;

профессиональные диагностики и консультирование; профессиональный отбор.

Методы профессионального самоопределения:  методы профессиональной информации и просвещения – лекция, беседа, работа с научно-популярной литературой, использование видео, аудио, визуальных средств; методы развития интересов, склонностей и способностей – моделирование профессиональной деятельности, профессиональная проба, творческие задания, ролевое проигрывание; методы профессионального консультирования – групповая и индивидуальная работа, профориентационные игры, психотехнические приёмы, ситуации, психологическая и психофизиологическая диагностики.

Методы ведения занятий выбирались исходя из их выраженной практической направленности.  На протяжении всех занятий преподаватель занимает позицию активного участника. В зависимости от вида задания он выступает, то, как информатор, то, как эксперт, то, как равноправный участник или наблюдатель. На занятиях применяются различные формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Данные занятия, безусловно, являются частью той большой работы, которая организуется и проводится в школе в целях профориентации. Это и трудовое обучение, и организация экскурсий на предприятия, и организация встреч 'с представителями различных профессий, представителями высших, средне - специальных учебных заведений Самарской области и др.

Временные ресурсы: объем программы – 17 часов. Предлагая данную программу, мы убеждены, что занятия для учащихся 9-ого класса следует проводить уже в первом полугодии по 2 часа в неделю. Это нужно делать по ряду существенных причин. Во-первых, развитие рыночных отношений в нашей стране предполагает жёсткую конкуренцию на рынке рабочей силы. Выигрывает самый знающий и способный (умеющий), одним словом, лучший! Чем быстрее молодой человек разрешит проблемную ситуацию с выбором профессии, тем больше у него будет времени и возможностей для целенаправленного саморазвития, подготовки. Во-вторых, специфика сегодняшнего полного среднего образования заключается в том, что практически повсеместно в 10-11 классах введено профильное обучение, то есть обучение старшеклассников ориентировано на конкретную профессиональную сферу.

                           

Материальные ресурсы: диагностирующие и активизирующие опросники, тесты, профессиограммы профессий, мультимедийные средства обучения.

Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивания знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у старшеклассников способности к выбору профиля предметного обучения или будущей профессии. Этот выбор будет произведён с учётом имеющихся психологических ресурсов молодого человека в соответствии со сформированным личным профессиональным планом.

Данная программа успешно реализуется в школе с 2009 года. Программа в 2010 году была представлена на Всероссийский  конкурс педагогов «Образование: взгляд в будущее»,  где была отмечена дипломом 1 степени в номинации «Технология профессионального самоопределения учащихся средней школы». На областной конкурс материалов по профориентационной работе где заняла 1 место в номинации «Профориентационные программы». На областном конкурсе программ элективных и предпрофильных курсов программа заняла 3 место. В ноябре 2012 г. на Региональной Ярмарке социально – педагогических инноваций программа стала победителем и была рекомендована для участия в Международной Ярмарке в г. Ростове Ярославской области. Программа «Моя профессия – мой образ жизни» размещена на сайтах Министерства образования и науки Самарской области, Самарского областного центра профориентации, Самарского института повышения квалификации работников образования.

Обобщая все вышесказанное, мы можем сделать вывод, что важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения молодого человека в трудовую жизнь, формирования конкурентноспособного профессионала, в конечном счете — личного благополучия человека и его семьи является осознанный профессиональный выбор, сделанный с учетом таких факторов, как запрос рынка труда региона, требований профессии к человеку и его индивидуальным особенностям. На школьном этапе это выражается в осознанном выборе учащимися профиля дальнейшего обучения в старшей школе.   Окончательный вывод о правильности выбора профессии учащиеся могут сделать лишь в будущей жизни после окончания школы (и не через один год, а примерно через 5 и более лет!), лишь тогда человек узнает, насколько правильными были его действия — первые шаги при выборе профессии в школе.

 

Литература:

1.   Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Директор шк.-2002.-№8.-С. 119-136.

2. Лернер П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы //Школьн. технологии.- 2003.- №4.- С. 50-62:Библиогр.: С.62.

3. Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения //Психолог. наука и образование. - 2003.- №3.- С. 43-47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...

Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ-технологий в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение.

Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ-технологий в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение....

Исследовательская работа на тему: "Обеспечение современного качества образования на основе предпрофильной подготовки и профильного обучения"

Исследовательская работа по теме обеспечению качества образования на основе предпрофильной и профильной подготовки....

Программа экспериментальной работы "Организация профильного обучения на основе сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений"

Программа экспериментальной работы "Организация профильного обучения на основе сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений"...

Архивы начинают говорить. (Влияние ВОВ на демографическую ситуацию в России) «Методическая разработка занятия на основе кейс-обучения».

- Война. Это слово несет в себе стойкость и мужество, потери и разрушение, боль и страх. Война - это страдание матерей, миллионы погибших солдат, тысячи сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания лю...

Организация профильного обучения на основе индивидуальных образовательных программ в общеобразовательной школе

Школы России накопили немалый опыт профильного обучения.  Основной этап реализации идей профильного обучения связан с внедрением Федерального компонента Государственного образовательного стандарт...