Сценарий "Что за прелесть эти сказки А.С. Пушкина"
классный час по теме

Огрызкова Лариса Евгеньевна

                        Что за прелесть эти сказки

               занятие  для младших школьников по сказкам А.С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_pushkin_a.s.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

                        Что за прелесть эти сказки

               (занятие  для младших школьников по сказкам А.С. Пушкина)

Цели и задачи:                                                                                                                               1. Привитие любви к чтению произведений А.С. Пушкина.                                                                                                                                       2. Развитие познавательного интереса.                                                                                          3. Привлечь новых читателей в библиотеку.

Оборудование:                                                                                                          портреты А.С. Пушкина взрослого и ребенка; портреты бабушки Марии Алексеевны и няни Арины Родионовны; портреты попа, беса и Балды, поп ума лишенный (сказка о попе и работнике его Балде иллюстрации М. Майофис);  самодельные книжечки – на каждой вопрос; ребус (слово Пушкин); панорама с эпизодом из сказки о золотой рыбке; фигурки царицы и царевны, собаки из «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

         Ребята, как только мы разгадаем этот ребус, сразу узнаем, о ком сегодня будет наша беседа (ответы детей).

Да, сегодня мы поговорим с вами об Александре Сергеевиче Пушкине. Кто из вас уже слышал о нем? А кто знает его произведения? Что же вы уже знаете об этом удивительном человеке? (рассказывают).

А теперь послушайте, что я вам расскажу о нашем любимом сказочнике.            Вот вы сейчас ходите в школу, учитесь, растете и скоро станете взрослыми. Кто-то из вас станет врачом и будет лечить людей или животных, кто-то станет милиционером и будет защищать людей от преступников, кто-то станет учителем и будет учить детей всему хорошему, кто-то станет поэтом, писателем… Кто-то станет из вас знаменитым, и мы будем гордиться тем, что этот человек жил рядом с нами, учился в нашей школе. Ведь все знаменитые люди тоже когда-то были маленькими детьми и, как вы учились в школе.    А,С, Пушкин тоже был ребенком (показываю на портрет). Так каким же был маленький Саша?                                                                                                               Родился он 6 июня 1799 года в Москве. Отец его был майором. Звали его Сергей Львович. Мать звали Надежда Осиповна Ганнибал.  Семья Пушкиных была небогатая, но родовитая, т.е. знаменитая, т.к. род их шел из древних времен. А такие знаменитости, как легендарные герои Александр Невский, Дмитрий Донской были их родственниками  (можно показать портреты). Очень интересно, что дедушка его матери был негром и служил у Петра первого, где так прославился в военном деле, что кроме всех наград получил от царя в награду первую красавицу в жены.                                                  Родители Саши не занимались воспитанием своих детей, т.к.  у них были другие занятия и развлечения. Кроме того любимцем семьи был не Саша, а самый младший сын Лёвушка. Он был похож на родителей.                                                Саша, по рассказам его сестры Ольги, был толстым, неповоротливым и молчаливым ребенком. И родители его не любили и не понимали.  Но если ласки не было со стороны родителей, то уже взрослый Александр Сергеевич всегда добром вспоминал двух женщин своего раннего детства: бабушку Марию Алексеевну и няню Арину Родионовну (показать портреты).                           Свою бабушку Саша очень любил и, когда мать начинала слишком уж командовать им, он убегал к бабушке и залезал в ее рабочую корзинку,  с интересом следя за движением ее рук, когда она вязала. Эта корзина была для него крепость, в которой он чувствовал себя под надежной защитой.              В своем стихотворении «Сон» Пушкин пишет о бабушке, называя ее мамушкой.                                                                                                                                    … Но детских лет люблю воспоминанье,                                                                                                    Ах! Умолчу ль о мамушке моей,                                                                                                       О прелести таинственных ночей,                                                                                                Когда в чепце, в старинном одеянье,                                                                                                                  Она, духов молитвой уклоня,                                                                                                                   С усердием перекрестив меня                                                                                                                                          И шепотом рассказывать мне станет                                                                                                                О мертвецах, о подвигах Бовы…                                                                                                            От ужаса не шелохнусь бывало,                                                                                                                       Едва дыша, прижмусь под одеяло,                                                                                                         Не чувствуя ни ног, ни головы.

А позднее он вспоминает  о своей няне Арине Родионовне (портрет):  Наперсница волшебной старины,                                                                                           Друг вымыслов игривых и печальных,                                                                                 Тебя я знал во дни моей весны,                                                                                                            Во дни утех и снов первоначальных.                                                                                        Являлась ты веселою старушкой                                                                                                      И надо мной сидела в шушуне                                                                                                            В больших очках  и с резвою гремушкой,                                                                                    Ты, детскую качая колыбель,                                                                                                            Мой юный слух напевами пленила. 

Слух маленького, лежащего в колыбели, которую качала няня, Саши,  пленен был напевами. А интересно, какими? Вспоминая о них,  взрослый уже Саша пишет, обращаясь  к своей дорогой няне:                                                                                         Спой мне песню, как синица                                                                                                            Тихо за морем жила;                                                                                                                    Спой мне песню, как девица                                                                                                                   За водой поутру шла.

И был в жизни маленького Саши еще один друг. Это был его дядька Никита Козлов. Но это был не родственник, так называли няню – мужчину. Никита много бродил с Сашей по Москве, когда тот немного подрос.

Саша очень любил этих троих людей за их сказки, песни, рассказы и, конечно за их доброе к нему отношение. От них он узнал много интересного. А когда переехала бабушка в деревню, он увидел красоту нашей природы. Саша был поражен. Он сразу и навсегда полюбил деревенскую природу и посвятил ей много стихов. Вот как описывает он деревенский домик, где он жил:           …Три комнатки простые –                                                                                                                                                В них злата, бронзы нет,                                                                                                                              И ткани выписные                                                                                                                                            Не кроют их паркет.                                                                                                                                                         Окошки в сад веселый,                                                                                                                      Где липы престарелы                                                                                                                                                  С черемухой цветут;                                                                                                                               Где мне в часы полдневны                                                                                                         Березок своды тепны                                                                                                                     Прохладу сень дают. 

Из любви к природе, из любви к людям, из всего, что видел и слышал Саша вокруг себя, из маленького молчаливого мальчика вырос прекрасный писатель и поэт. Ведь А.С. Пушкин писал не только сказки. У него очень много и других произведений, с которыми вы обязательно познакомитесь и полюбите их в старших классах. А вот его знаменитые и всеми любимые сказки вы читали или слышали, смотрели в кино или по телевизору. Я не буду вам о них ничего рассказывать т.к. знаю, что и вы тоже любите эти сказки. Их и сам Александр Сергеевич очень любил.                                                Это его слова: «Что за прелесть эти сказки!» Давайте проверим себя, как хорошо мы знаем сказки А.С. Пушкина.                                                                                                              Сначала я вам на словах скажу,                                                                                                          А потом картинки покажу,                                                                                                            Потом панораму,                                                                                                                                     А потом одну молодую, другую старую даму.                                                                                              И так, обратите внимание на эти портреты.                                                                           1 в. Чей портретик перед вами?                                                                                            Папа, мама, дочка тут…                                                                                                      Ну-ка вспомните вы сами                                                                                                        Как их в сказке-то зовут?                                                                                                            А четвертого-то нет…                                                                                                                Кто они? Я жду ответ.  (Поп толоконный лоб, попадья и поповна).  

2 в. Ой какой он страшный,                                                                                                   Огромный, злой, опасный…                                                                                                                                        А Балда-то улыбается,                                                                                                                                       Не боится, насмехается.                                                                                                                     Кто такие, расскажите,                                                                                                                          Кто, что знает – назовите.  (Балда, черти).

3 в. Посмотрите на него,                                                                                                       Изменило как его.                                                                                                                               Чтой-то он за двери прячется,                                                                                                        Как в сказке говорится – корячится?                                                                           (Потому что «с третьего щелчка вышибло ум у старика»).

4 в. А теперь взгляните на эту панораму. Кто из вас узнал сказку?                               А кто сможет рассказать эпизод, т.е. пересказать своими словами из сказки то, что здесь изображено? (сказка о золотой рыбке, старик у моря)

А теперь я вам покажу одну молодую, другую страшную женщину, а между ними верного и умного пса (по ходу выставляю фигурки). Кто помнит, как звали эту собаку? (Соколко)

Раз вы вспомнили, как зовут собаку, значит,  вы знаете из какой сказки пришли к нам эти персонажи.  (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях). Пришло время ответить на вопросы, которые подготовлены  для нас в этих книжечках (выходят желающие по одному и читают – загадывают  задания, вопросы по сказкам, например, «Из какой сказки эти слова: В те поры война была…» или «Как называется сказка про царя Салтана?» и т.д.)

А может я еще о каких сказках не говорила? (называют другие сказки).                   Я не стала вам о них ничего говорить, потому что хочу услышать о них от вас. Вот как только вы  прочитаете эти сказки, и мы поговорим. Согласны?                 Вам понравилось сегодняшнее занятие?  Мне тоже. Особенно понравилось, как вы слушали, участвовали в беседе. Поэтому я надеюсь, что мы с вами ещё не раз встретимся и поговорим и о других сказках, и о стихах, и о других произведениях. Спасибо вам.  До свидания на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.«Что за прелесть, эти сказки!»...

"Что за прелесть эти сказки?" (Внеклассное занятие по сказкам А.С. Пушкина)

Внеклассное занятие содержит игровой материал по сказкам А.С. Пушкина для команд 5 классов, куда включены вопросы, задания на внимательность и эрудицию....

Что за прелесть эти сказки!(По сказкам А.С.Пушкина)

Викторина по сказкам А.С.Пушкина...

Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс

Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников....

"Что за прелесть эти сказки!" (А.С. Пушкин)

Литературная викторина для 5 классов по сказкам А.С. Пушкина....