Планирование работы классного руководителя
статья (9 класс) по теме

Коваленко Ирина Анатольевна

В данной статье даются рекомендации по планированию работы классного руководителя. Предоставлена структура плана классного руководителя, основные вопросы анализа работы классного руководителя,, структура социального паспорта класса,направления перспективного плана на учебный год, направления индивидуальной работы учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование работы классного руководителя.

Коваленко И.А., учитель математики

   Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.

   Начиная работу по планированию воспитательной работы в классе, прежде всего, важно осознать место и суть этого плана в системе деятельности самого классного руководителя, иначе говоря, ответить на вопросы: зачем, как и что планировать.

   Первое с  чего необходимо начать планирование – это изучение основных законов государства в области образования и локальных актов школы. А это: закон РФ “Об образовании”, “Конституция РФ”, “Конвенция прав ребёнка”, “Устав ОУ”, положение о классном руководителе.

   Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива, родителей учащихся и общественности, осмыслении ими целей и задач своей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой.

   В нашей гимназии разработана структура плана воспитательной работы для классного руководителя. Ею пользуются, как опытные педагоги, так и начинающие классные руководители.

Структура плана классного руководителя:

  1. Цели, задачи воспитательного процесса (общие).
  2. Цели, задачи воспитательного процесса по направлениям.
  3. Анализ воспитательной работы за прошлый учебный год.
  4. Социальный паспорт классного коллектива:
  5. Должностные обязанности классного руководителя.
  6. Организация работы с родителями.
  7. Внеклассная и внегимназическая деятельность.
  8. Тематические планы:о правилах дорожного движения;здоровый образ жизни;по профилактике наркомании;экологическая грамотность.
  9. Календарный план воспитательной работы.
  10. Циклограмма для классного руководителя.
  11. Темы классных часов.
  12. Темы родительских собраний + протоколы.
  13. Классные часы.
  14. Карты индивидуального развития.

   Работа над планом начинается с определения цели, с постановки задач по достижению этой цели и результата. Задач  должно быть не более 2-3-х. Каждая задача формулируется кратко и конкретно. Цели и задачи должны учитывать уровень развития классного коллектива, возраст детей, условия их воспитания.  Но цели и задачи на будущий год невозможно поставить без анализа  воспитательной работы за прошлый учебный год, который включает:

-  количество проведённых мероприятий, формы и методы проводимых мероприятий, их результативность, влияние на классный коллектив, в общем, и в частности на отдельных воспитанников, которые находятся у педагога на контроле;

-  работа с органами самоуправления – активность общая и отмечаются отдельные активисты по классу и школе;

-  работа с родителями – формы работы, их эффективность, результаты совместных КТД, активные родители, на которых опирается в работе педагог;

-  работа с общественностью – какие структуры были задействованы, насколько эффективно сработано это взаимодействие, формы работы;

-  итоговые выводы по анализу воспитательной деятельности с классом – какие задачи в процессе работы решены и что не удалось выполнить полностью и почему.

Социальный паспорт классного коллектива:

- список учащихся класса (количество по годам + % мальчиков, количество по годам + % девочек);

- список учащихся + родители + место работы родителей + домашний адрес, телефон;

- список учащихся из неполных семей;

- список учащихся из многодетных семей;

- список учащихся из малообеспеченных семей;

- список детей-сирот, находящиеся на опеке;

- список учащихся без гражданства РФ;

- образование родителей;

- условия проживания;

- характеристика класса;

- структура самоуправления в классе (актив класса);

- система общественных поручений;

- занятость в кружках учащихся (вне гимназии и в гимназии);

   

В нашей гимназии составляется перспективный план на учебный год и ежемесячный план-сетка по следующим направлениям:

- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

-  Воспитание социальной ответственности и компетентности.

-  Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.

- Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

- Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.

- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).

- Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся.

   Мероприятия планируются исходя из социального заказа родителей, пожеланий учащихся и потребностей современного времени. После каждого проводимого мероприятия, классный руководитель проводит его анализ, в котором отмечает результативность проводимых мероприятий, эффективность выбранных форм и методов, участие детей, родителей и общественности в реализации запланированных дел. При этом важно не перегружать план. В месяц разумно проводить два классных часа и одно коллективное дело. Остальное время отводится на индивидуальную работу, встречи с родителями, учителями и текущие дела по заполнению документации классного руководителя.

   Раздел "Работа с родителями" содержит круг вопросов, предполагаемых для обсуждения на родительских собраниях, хотя темы лекций и бесед могут корректироваться в зависимости от складывающихся обстоятельств; намечаются сроки посещения семей с целью изучения условий жизни и воспитания детей; планируются формы индивидуальной работы с родителями, связь с родительским комитетом и возможности привлечения родителей к участию в жизни класса и школы. Отдельно фиксируются протоколы родительских собраний и заседаний родительского комитета.

   Индивидуальная работа с учащимися необходима для отслеживания развития личности каждого воспитанника. Для этого разработана “ Карта индивидуального  развития  ребенка”, где фиксируются:

- Индивидуально – психологическая характеристика.

- Медико – валеологические  характеристики.

- Сформированность  общеучебных  умений  и  навыков (обучаемость).

- Рейтинг учителей данного учащегося (предпочтения лиц и предметов).

-  Сведения о родителях.

- Совместная работа с семьей.

- Внеурочная деятельность учащихся.

- Социально – психологическая характеристика учащегося.

   Данные карты заполняются совместно классным руководителем, учителями-предметниками, психологом, медработником. По итогам заполнения, составляется  план индивидуальной работы с учеником. Выполняя эту работу ежегодно, легко увидеть развитие ребенка, его возможности, умения, интересы, а также наметить пути дальнейшей работы с учеником.

Хотелось бы отметить, что создание плана воспитательной работы классного руководителя означает разработку проекта воспитательного процесса, в котором есть задачи воспитания и средства их достижения. Следует помнить, что процесс планирования не заканчивается написанием плана, а продолжается в течение года, поскольку составляются более частные, конкретные планы воспитательных мероприятий, в соответствии с которыми план работы постоянно корректируются. Форма и структура плана может быть различной, неизменным остается лишь одно: знать детей, любить их, терпеть. Это значит, что мы должны все время узнавать их, наблюдать, изучать специально и в ежедневном непосредственном общении. Любить – значит заниматься ими, проводить с ними время, организовывать их содержательные занятия. А терпеть – означает не спешить видеть их сразу такими замечательными, какими вы их хотите видеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы классного руководителя 7 класса

Содержит одну из форм отчёта за предидущий год, планирование работы на новый учебный год, тематику классных часов, родительских собраний.... Планирование составлено по 10 направлениям работы педагогич...

Статья «Планирование работы классного руководителя»

Статья содержит методические и практические рекомендации по составлению плана работы классного руководителя.Планирование воспитательной работы – это педагогическое моделирование деятельности воспитате...

Планирование работы классного руководителя с родителями

Выбор форм и методов работы с родителями определяется в основном, классным руководителем с учетом особенностей своей личности, опыта, специфики, сложив...

Планирование работы классного руководителя специальной школы - необходимое условие повышения качества коррекционно-развивающей работы.

Планирование коррекционно-воспитательной работы – это процесс совместной деятельности педагога (классного руководителя), учащихся, специалистов, родителей по определению целей, содержания, форм и мето...

Статья «Планирование работы классного руководителя»

Планирование воспитательной работы – это педагогическое моделирование деятельности воспитателя. Оно  в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной раб...

Планирование воспитательной работы классного руководителя с классным коллективом 9 "Г" класса

Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.Макаренко А.В воспитании детей подросткового возраста (уровень основног...