Классный час: "20 лет принятия конституции Российской Федерации"
классный час (7 класс) по теме

Дыганова Наталья Владимировна

Классный час на тему: "20 лет принятия конституции РФ". Включает представление истории принятия высшего закона государства, задания блиц-турнира, викторину, задания на усвоение ведущих понятий. Классный час включает правовые вопросы, ответственность гражданина РФ, а также права и обязанности учащихся школы. Прилагается презентация для классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_20_let_konstitutsii_rf.docx25.9 КБ
Файл 20_let_konstitutsiii_rf.pptx1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «20 лет принятия Конституции РФ»

Цели:

  • Обучающие:
  • повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»;
  • овладение технологией работы в группах.
  • Развивающие:
  • развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы;
  • развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.
  • Воспитательные:
  • формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;
  • воспитание и развитие личностных компетенций.

Добрый день, ребята! Я поздравляю вас с началом нового учебного года! В этом году, 12 декабря, исполняется 20 лет основному закону нашего государства – Конституции Российской Федерации, поэтому наш Урок Знаний сегодня посвящается этой теме,  это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!

Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации,  политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие.

Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам..

         

 Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн.

       Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы. Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.

   10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском съезде  Советов.

КОНСТИТУЦИЯ - (от латан, -установление) - Основной Закон государства, определяющий основы государственного и общественного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан. В соответствии с Конституцией формируется все законодательство государства, т.е. его законы.

Затем последовали Конституции СССР – Конституция 1924 года, Конституция 1936 года, Конституция 1977 года. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993  Всенародным голосованием. С 1994 года этот день отмечается, как День Конституции.
Поэтому день принятия Конституции - 12 декабря - является государственным праздником.

        С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик  распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже  в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.

Так, в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.

Большую часть своего времени мы проводим в школе. Не зря говорят, что школа наш второй дом. От того, какие отношения у нас будут складываться с одноклассниками, старшеклассниками, учителями, насколько мы будем прилежны в учении, дисциплинированы, зависит реализация нашего права в образование, значит и наша будущая жизнь. В каждой школе есть свои традиции, действуют разные правила, но работа любой школы любой школы строиться на основе уважения к личности ученика, его человеческого достоинства. В школе должны быть созданы благоприятные условия, чтобы каждый ученик получил хорошее образование и вырос успешным достойным человеком и гражданином.

Главными документами, которые устанавливают правила поведения в школе, права и обязанности её учеников являются: Закон Российской Федерации «Об образовании», Устав школы, локальные нормативные акты (например, «Правила внутреннего распорядка», приказы директора и другие документы). С этими документами необходимо ознакомиться, тогда многие вопросы и непростые ситуации можно будет решить правовым способом.

Ученики имеют право:

  • На уважение человеческого достоинства;
  • На свободу информации, совести, на свободное выражение мнений.
  • Право на получение бесплатного начального, общего, среднего образования;
  • Право на выбор образовательного учреждения;
  • На получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • На получение образования на родном языке;
  • На бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами;
  • На получение дополнительных образовательных услуг;
  • На свободное посещение мероприятий;
  • На охрану здоровья;
  • На перевод в другое образовательное учреждение.

Обязанности учеников в школе:

  • выполнять устав образовательного учреждения, добросовестно учиться;
  • бережно относиться к имуществу;
  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;
  • выполнять требования педагогов в образовательном учреждении в части, отнесённой уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.

Конституция РФ – главный закон страны, которому подчинены другие законы, конституция определяет права и обязанности гражданина страны, но ещё

У каждой страны есть свои символы – отличительные знаки: флаг, герб, гимн.  

В 2005 году Флаг России отмечал своё 300-летие. В далёком 1705 году по приказу царя Петра I все корабли стали выходить в море под бело-сине-красным флагом. Этот флаг признано считать единым флагом всей России. Почему для флага России выбраны именно эти цвета? (Белый цвет – мир, чистота совести. Синий – небо, верность, правда. Красный – огонь и отвага).

Герб. Центральную часть Герба занимает большой двуглавый орёл.

Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости.

На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти –исполнительной, законодательной короны и судебной. Скипетр символизирует на гербе защиту суверенитета. Всадник, поражающий змея-это символ борьбы добра со злом, защиты Отечества.

Где можно увидеть изображение символов страны? (На границе, здании правительства, документах, монетах…) 

Гимн. Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1. Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.

Первый официальный Государственный Гимн появился  в годы правления Императора Александра 1 и назывался «Молитва Русских».

В 1833 году  в честь празднования Рождества и годовщины защиты от французов прозвучал гимн «Боже, царя храни!» и был до 1917 г.

В 1917 г. Ленин предложил использовать «Интернационал»

В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки «Патриотическая песнь»

После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова.

Вывод: Российские символы олицетворяют красоту и справедливость, победу добра над злом. Величие русского народа, его силу, мощь и, в тоже время, простоту и открытость.

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – хором говорим: «Да!». Если это противоречит закону, хором говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да!

1 конкурс. блиц - вопросы по Конституции РФ

- Когда отмечается день Конституции? (12 дек. )

- Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)

- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

- Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

- Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

- Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)

- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

«Моя родина - Россия»

ВОПРОСЫ:

  • Что такое символ? (условный знак, обозначение).
  • Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).
  • Что такое герб? (эмблема государства).
  • Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).
  • Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).
  • Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).
  • Что такое гимн? (торжественная песня).
  • Где ее можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).
  • Символом чего является белый цвет флага? (чистота).
  • Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство).
  • Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила).
  • Что означает слово «герб»? (наследство).
  • Старинное русское название флага? (стяг).
  • Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).
  • Кто является главой Российского государства? (президент).
  • Когда отмечается День принятия конституции РФ? (12 декабря).
  • Назовите  автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).
  • Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).
  • Назовите денежную единицу России. (Рубль).
  • Назовите растение – символ России. (Береза).
  • Назовите столицу России. (Москва).
  • Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое).
  • Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).
  • Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).
  • Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа).
  • Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Сентября – День знаний 20-летие Конституции Российской Федерации

Слайд 2

Мы – граждане России!

Слайд 3

Гражданство в РФ Гражданство – это устойчивая правовая и политическая связь человека с государством, политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству.

Слайд 4

В декабре 2000 года Государственная Дума РФ приняла законы о государственной символике Российской Федерации – гербе, флаге и гимне. В третье тысячелетие Россия вошла с новыми государственными символами.

Слайд 5

Наша Родина – Российская Федерация. Мы – граждане великой, многонациональной державы.

Слайд 6

Что такое Конституция? Конституция – (от лат. установление) – основной закон государства. Конституция определяет: Основы государственного и общественного строя; Систему органов власти, порядок их образования и деятельности; Права и обязанности граждан.

Слайд 7

17 октября 1905 г. Николай II издал разработанный министром С.Ю.Витте Манифест «Об усовершенствовании Государственного порядка» Первые шаги к Конституции Манифест провозглашал создание Государственной Думы, а также свободу веры, слова, собраний и формирования объединений

Слайд 8

Провозгласила Диктатуру пролетариата, республику Советов Принята V всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Конституция РСФСР 1918 г. - первая Советская Конституция

Слайд 9

В 1924 году был создан СССР и принята его Конституция В Конституции: - закреплено образование СССР - подчеркивалась диктатура пролетариата - подтверждались классовые права трудящихся и сформулированы трудовые права рабочих и крестьян В 1936 году новая «сталинская» Конституция РСФСР объявляла, что в Российской Федерации в основном построен социализм

Слайд 10

«Брежневская» Конституция 1977 г. определяла высшей ценностью в стране — построение коммунизма, но при этом фактически не обеспечивала гарантию прав человека и принцип разделения власти. Ядром политической системы оставалась КПСС

Слайд 11

Создание Конституции «Новой России» В 1993 г. на Всенародное голосование (референдум) был вынесен проект Конституции Российской Федерации В действующей Конституции высшей ценностью объявляются не интересы государства, а человек, его права и свободы Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. провозгласила Россию правовым государством

Слайд 12

Символы президентской власти Текст российской Конституции (специальное издание в единственном экземпляре)

Слайд 14

Символы государственной власти Государственный флаг Государственный герб Государственный гимн

Слайд 15

Государственный флаг

Слайд 16

Государственный флаг Прикрепленное к древку полотнище определенного цвета (или нескольких цветов) с изображенными на нем эмблемами или знаками 21 августа - День Государственного флага России

Слайд 18

Государственный герб Эмблема государства, изображаемая на печатях, государственных официальных документах, флагах, денежных знаках

Слайд 19

На фоне щита красного цвета изображён двуглавый орёл. Правой лапой он сжимает скипетр – это жезл, украшенный золотом, резьбой и драгоценными камнями. В его левой лапе – держава – это золотой шар с крестом наверху. Над головами орла видны три короны На груди орла - Герб Москвы – Святой Георгий Победоносец. Святой Георгий Победоносец на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, а в правой руке у него серебряное копьё, которое помогало ему победить змея. Змей – символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами Государственный Герб России символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость

Слайд 20

Торжественное музыкальное произведение, символ государственного единства Государственный гимн автор слов Сергей Михалков, 2000г. композитор Александр Александров, 1938г.

Слайд 21

Президенты Российской Федерации Второй президент РФ – Путин Владимир Владимирович ( 2000 – 2008 гг.) Третий президент РФ – Медведев Дмитрий Анатольевич (2008 – 2012 гг.)

Слайд 22

Действующий президент РФ Избран на пост всенародным голосованием в мае 2012 года. Президент – глава государства; В его руках находится особая власть – президентская; Его главные задачи : охранять конституционный строй России, поддерживать гражданский мир и национальное согласие.

Слайд 23

Органы государственной власти Российской Федерации

Слайд 24

12 декабря Россия отмечает День Конституции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения тематического дня «12 декабря – день принятия конституции Российской Федерации».

Такие мероприятия являются воплощением истории нашей Родины, они способствуют развитию патриотизма гражданина. Уважительное отношение  подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государ...

Классный час, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации, "Мы - россияне"

Классный час "Мы -  россияне" направлен на формирование уважительного отношения к закону, воспитание толерантности, патриотизма и чувства гордости за свою Родину....

Классный час 20-летие принятия Конституции Российской Федерации, Основного Закона страны.

20-летие принятия Конституции Российской Федерации, Основного Закона страны....

презентация к классному часу,посвященному 20-летию принятия Конституции Российской Федерации.

Классный час на тему "Двадцатилетие принятия Конституции РФ" в 4 "В" классе....

Классный час на тему: "День конституции Российской Федерации"

Классный час на тему: "День конституции Российской Федерации" посвящен юбилею конституции РФ. Рассматривается история конституций России, содержится викторина по данной теме....

Классный час на тему "День Конституции Российской Федерации"

Предложенный классный час на тему "День Конституции Российской Федерации" предназначен для учащихся начальных классов школы VIII вида....

Классный час «12 декабря - день Конституции Российской Федерации»

Цели:1. Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции - основному закону страны.2. Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственн...