Эссе "Моя педагогическая концепция"
статья на тему

 В эссе  выявляются ценностные ориентации и направленность классного руководителя, его мотивация и основные содержательные цели в работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_moya_pedagogicheskaya_kontseptsiya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая концепция»

Зайцева Людмила Станиславовна, классный руководитель 8 «Б» класса

МАОУ Константиновской СОШ

                                                                   Всё начинается с любви…                                                                

                                                                             Твердят:    

«В  начале было слово…»

А я провозглашаю снова:

Всё начинается с любви!    

                                                                             Всё начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребёнка –

                                                                             Всё начинается с любви –

С любви! Я знаю точно это.

                 Р.Рождественский.  

В наше стремительное время, когда у взрослых нет времени на проявление любви к детям, нервы их на пределе из-за множества бытовых проблем, лавиной низвергающиеся на их головы, дети своим неуправляемым поведением как бы отражают нашу действительность. И ни уговоры, ни бесконечные беседы, ни разгневанный тон взрослых не в состоянии подчас успокоить душу воспитанников, направить их мысли и стремления на путь познания и добра.

Мы, взрослые, бьёмся иной раз «как об стенку лбом» о детское невосприятие наших слов и чувств. Мы говорим с ними будто на разных языках, и наши титанические усилия не дают желаемых результатов. Из этих битв мы выходим опустошёнными, без сил душевных и физических. Но больше всего угнетает каждого из нас бесплодность наших усилий.

Как остановить хоть на мгновенье этот бурный поток школьных страстей?

Рецептов на все случаи никогда не бывает. Наше учительство, не понятое до конца обществом и постоянно им обвиняемое, пытается решить эти глобальные проблемы, продолжает искать пути к детским сердцам и душам.          

Когда я, в 2008 году взяла 3б класс, то уже была третьим классным руководителем в этом классе. В классе  были выявлены и отслежены  следующие противоречия:

  • нетерпимость детей друг другу;
  • неумение трудиться на общее благо;
  • эгоизм, дефицит общения;
  • неумение и нежелание быть отзывчивыми и добрыми;
  • негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребёнка.

Исходя из вышеперечисленного, я решила организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребёнка, создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребёнка.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность такой воспитательной работы, являются:

  • «Индивидуальность»: проведение диагностик, анкетирования, опросов как родителей, так и детей, составление карты занятий по интересам.
  • «Самостоятельность»: выбор коллективно – творческих дел, подготовка к проведению, выполнение обязанностей в классе.
  • «Доброта»: проведение различных экологических  акций, межличностное отношение в коллективе.
  • «Патриотизм»:  посещение и помощь ветеранам: подготовка поздравлений и вручение поздравлений к праздникам, помощь в быту, совместные встречи и классные часы.
  • «Активность»: повышение активности каждого члена коллектива.
  • «Коллектив»:  выбор и работа актива класса, работа по сплочению коллектива основанная на выполнении  принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного коллектива.

Стараюсь сделать так, чтобы эти ценности «пронизывали» все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющим его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребёнка.

Главным системообразующим  фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный характер.

Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: День знаний, День рождения школы, Новогодний праздник, День защитника Отечества, 8 марта,  День именинника, праздник «Мы стали на год взрослей» и т.д.

Стараюсь не давать учащимся готовые знания, а подталкиваю их к поиску ответа, пытаюсь помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, раскрыться, побудить к общению и творчеству.

Самоуправление осуществляется посредством деятельности и смены командира класса, создания и работы Советов дела, при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередования групповых, творческих поручений.

Для развития общей  культуры учащихся использую социокультурный потенциал города: музеи, библиотеки, Дом детского творчества, кружки, которые проводятся в школе, спортивные секции.

Использую различные формы работы с учениками и родителями, это:

  • родительские собрания;
  • общешкольные собрания;
  • индивидуальные беседы с учащимися;
  • индивидуальные консультации для родителей;
  • посещения на дому.

Интересующие  вопросы определяются через анкеты. Совместно с членами родительского комитета  составляется план воспитательной работы, в котором учитываются пожелания и предложения родителей  по проведению совместных воспитательных мероприятий. По желанию родители могут  изучить литературу по предложенным проблемам.

Эти мероприятия проводятся в формах:

  • круглого стола, где каждый родитель может высказать своё мнение, задать интересующий вопрос;
  • родительских вечеров;
  • открытых классных часов;
  • тематических консультаций.

Такая работа помогает педагогу лучше узнать семьи и их проблемы, а родителям  – особенности воспитания своих детей,  правильный подход к своему ребёнку; детям – получить правильное ориентирование в становлении личности.

Вся воспитательная деятельность класса направляется на то, чтобы учащийся смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу учащегося образовательного  учреждения. Образ учащегося складывается из следующих потенциалов личности:

  • «Нравственный потенциал»: восприятие  и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «природа», «школа», «учитель», «Родина», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей и свои, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения, знать символы и гимн нашего государства.
  • «Познавательный потенциал»: наблюдаемость и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию.
  • «Коммуникативный потенциал»: умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, сформированность первичных навыков саморегуляции.
  • «Художественный потенциал»: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной среде и социальной среде, наличие личностного эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
  • «Физический потенциал»: соблюдение режима дня, правил личной гигиены, стремление  вести здоровый образ жизни, стать сильным, ловким и закалённым.
  • «Трудовой потенциал»:  соблюдение правил безопасности при любой работе, воспитание уважения к чужому труду – быть полезным в обществе – знакомство с распространёнными профессиями и заслуженными людьми, участие в общественно – полезных мероприятиях.

При решении воспитательных задач использую различные формы работы: часы общения, беседы, практические занятия, рейды, экскурсии, походы, трудовые десанты, выставки детского творчества, праздники, конкурсы, викторины, проектную  деятельность, игры   -  путешествия, встречи с интересными людьми.

Работа,  проделанная  за прошедшие пять лет, дала свои результаты, то есть уровень воспитанности учащихся значительно вырос, они стали более ответственными, многому научились, любят заниматься спортом, научились критически оценивать свои поступки, появилась способность сопереживать. Но есть ещё к чему стремиться, то есть научиться слышать других, научиться сдерживать себя, соблюдать правила поведения; ведь ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ – ПРОЦЕСС БЕСКОНЕЧНЫЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.

В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные  педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Педагогическая концепция

Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....

Моя педагогическая концепция

В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....

Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.

1.Становление философских и педагогический воззрений  С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...