Конспект классного часа на тему: «МИР ПРОФЕССИЙ: ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ»
классный час (9 класс) по теме

Кошкарова Любовь Юрьевна

Классный час по профориентации для учащихся 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mir_professiy.docx42.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

"Ивановская основная общеобразовательная школа"

Конспект

классного часа

на тему:

«МИР ПРОФЕССИЙ:

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ»

Учитель

Кошкарова

Любовь Юрьевна

Классный час

МИР ПРОФЕССИЙ: ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ.

ЦЕЛИ:

- Осознание учащимися профессиональных намерений, интересов, склонностей. 

- Выявление учащимися своей профессиональной направленности.

- Знакомство с основными понятиями профориентации

Задачи:

  1. Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий;
  2. Формирование информационного пространства;
  3. Информирование учащихся о многообразие мира профессий;
  4. Знакомство с особенностями некоторых профессий.
  5. Активизация умственной активности;
  6. Подготовка учащихся к выбору будущей профессии.
  7. Знакомство с факторами,  влияющими  на выбор будущей профессии.
  8. Знакомство с востребованными  профессиями на рынке труда;
  9. Поддержание атмосферы творческого поиска;
  10. Формирование  осознанности, ответственности  за выбор будущей профессии.
  11. Развитие навыков целеполагания и планирования;
  12. Формирование у учащихся навыков и умений самоопределения, самоорганизации и самореализации;
  13. Формирование нравственных качеств личности;
  14. Формирование необходимых навыков и умений, связанных с преодолением трудностей;
  15. Формирование навыков работы в коллективе.

 (слайд 1)  

Эпиграф (слайд 2) :

Два мира есть у человека,

Один, который нас творил,

Другой — который мы от века

Творим по мере наших сил...

И. Заболоцкий

Ход занятия:

У:  Каким же  вы  сотворите  Мир, в  котором  вам  предстоит  жить?  Чтобы  этот  будущий мир  был  прекрасен,  вы  уже  сегодня  должны  задуматься  над  одним  очень  важным  вопросом  и  попытаться  решить  его  для  себя.  Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь?

……………………………………………………

Стихотворение В.Маяковского “ Кем быть?” (уч-ся) Слайд 3
       1.
Сёма:   У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
2.  Федя: Нужные работники – слайд 4
столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
сначала
       мы берем бревно
и пилим доски
длинные и плоские.
Эти доски
         вот так
зажимает
        стол-верстак.
От работы
         пила
раскалилась добела.
Из-под пилки
            сыплются опилки.

3.  Дима К.: Столяру хорошо, слайд 5
а инженеру -
            лучше,
я бы строить дом пошел,
пусть меня научат.
Я
 сначала
        начерчу
дом
   такой,
         какой хочу.
Самое главное,
чтоб было нарисовано
здание
      славное,
живое словно.
Это будет
         перед,
называется фасад.
Это
   каждый разберет -
это ванна,
          это сад.
План готов,
           и вокруг
сто работ
         на тыщу рук.
4. Вита:  Инженеру хорошо, слайд 6
а доктору -
           лучше,
я б детей лечить пошла,
пусть меня научат.
Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
- Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете,
как животик? -
Погляжу
       из очков
кончики язычков.
- Вам бы
        очень хорошо
проглотить порошок
и микстуру
          ложечкой
пить понемножечку.

5.  Артём: Докторам хорошо, слайд 7
а рабочим -
           лучше,
я б в рабочие пошел,
пусть меня научат.
Можем
       железо
ножницами резать,
краном висящим
тяжести тащим;
молот паровой
гнет и рельсы травой.
Олово плавим,
машинами правим.
Работа всякого
нужна одинаково.
6
. Дима Ф: Рабочему хорошо, слайд 8
а шоферу -
          лучше,
я б в шоферы пошел,
пусть меня научат.
Фырчит машина скорая,
летит, скользя,
хороший шофер я -
сдержать нельзя.
Только скажите,
вам куда надо -
без рельсы
          жителей
доставлю на дом.

1.  Сёма: Быть шофером хорошо, слайд 9
а летчиком -
            лучше,
я бы в летчики пошел,
пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
завожу пропеллер.
"В небеса, мотор, вези,
чтобы птицы пели".
Бояться не надо
ни дождя,
         ни града.

Все:  Книгу переворошив, слайд 10
намотай себе на ус -
все работы хороши,
выбирай  на вкус!

У:  Мы вспомнили стихотворение В.В. Маяковского, которое вы учили в детстве. Тогда для вас это было просто стихотворение, сейчас оно приобрело особый смысл, актуальность. Вскоре  вы  встанете перед выбором, какую дорогу выбрать? И чтобы не стать витязем на распутье,  уже сейчас нужно задуматься над выбором профессии  Слайд 11

В 15-17 лет происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко вы  можете  ознакомиться с миром профессий и специальностей, насколько реальны ваши представления о будущей трудовой деятельности. Мир  профессий огромен слайд12

У: В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Вопрос о выборе профессии уже встаёт перед вами в полный рост слайд 13

У:  Сегодня  у  нас  занятие  по  профориетации.  

В:  Как  вы  понимаете  значение  этого  слова?

У:  Заглянем  в  словарь (слайд): слайд 14

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ — это определение человеком своего места в профессиональном мире.

ЦЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ - подвести  выпускника к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению

Беседа:

  1. Что такое профессия? (Профессия это род трудовой деятельности, но и работа на садовом участке — тоже трудовая деятельность. В чем же отличие профессии от других видов трудовой деятельности?)  
  2. Назовите основные признаки профессии. (Дворник, грузчик, уборщица — это профессия?  - Нет, это трудовой вид деятельности, потому что этим занятиям нигде не обучают)
  3. После ответов  уч-ся  -  слайд: слайд 15

 ПРОФЕССИЯ — это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

  1. Что  необходимо прежде всего дли получения профессии?                    (Образование).
  2. Что ещё  является основным признаком получения профессии (на что мы надеемся, получая профессию)? (Профессия будет приносить радость, материально обеспечивать нас)
  3. Что необходимо учитывать при выборе профессии?
  4. Что такое специальность?

Слайд:  СПЕЦИАЛЬНОСТЬ — это вид занятия в рамках одной профессии.

 Задание: приведите примеры  специальностей  врача (кардиолог, окулист); инженера (инженер-механик, инженер-конструктор);

 слесаря (слесарь-сантехник); летчика и т.д.

  1. Что такое должность? (приведите примеры)

ДОЛЖНОСТЬ — это служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения.

Задание:  Найти профессию, должность, специальность:

учитель — учитель начальных классов — завуч; продавец — заведующий отделом — продавец продовольственных товаров; слесарь-сборщик — бригадир — слесарь; заведующий отделением — врач — окулист; инженер — заведующий отделом — инженер-наладчик.

Дайте определение слову «квалификация».

КВАЛИФИКАЦИЯ - это: 

1) профессия, специальность;

2) степень годности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности. Слайд 16

  1. Что такое вакансия?

ВАКАНСИЯ — незамещенная, незанятая должность в учреждении, учебном заведении; свободное место в учебном заведении для учащегося.

  1. Что такое призвание?

ПРИЗВАНИЕ—наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы. 

  1. Что означает слово «карьера»? 

КАРЬЕРА - это:

1) достижение наивысших результатов;

2) род занятий; 

3) продвижение по служебной лестнице. Слайд 17

У:  Каждый из вас,  наверняка,  хотел бы стать профессионалом. Как  же  не  заблудится  в  мире профессий?  слайд 18

Психологи  советуют:  Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть? слайд 19

Специалисты предлагают   5  шагов при выборе профессии: слайд 20

Выбирая профессию, необходимо учесть мнения всех сведущих по данной проблеме людей: (слайд21): что же учитывать при выборе? Слайд 22

Родительский опыт (вы наблюдаете за их работой каждый день)

  1. Наблюдение  за работой профессионалов. ( учителя, врачи, работники торговли, транспорта, артисты и т.д.)
  2. День открытых дверей в высших и средних специальных учебных заведениях.
  3. Посещение  предприятий, в учреждений (увидеть рабочее место, условия труда, особенности рабочего процесса, темп работы).
  4. Собственный опыт. (Занятия в кружках, чтение литературы, просмотр передач)
  5. Опыт работающих друзей.
  6. Опыт знакомых. ( Нравится ли работа им, сколько зарабатывают)

Рассказ  уч-ся  о  беседах  со  знакомыми о профессиях. Слайд 23

У:  Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение.

Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши, с какими ты согласен, а с какими нет(слайд24)

  • профессия выбирается раз и навсегда.
  • выбор профессии зависит от толщины кошелька.
  • нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
  • профессия предназначена человеку от рождения.
  • по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.
  • профессии. Можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
  • профессию следует выбирать, уже став взрослым.
  • чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.
  • если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.
  • психолог – не помощник в выборе профессии.

(на самом деле все утверждения являются ложными)

Посчитай, со сколькими заблуждениями ты согласился. Слайд 25

  1. Ты прекрасно справляешься с проблемой выбора профессии, твой уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать, почти равен компетентности специалист  3-5. Тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию.
  • 7 и больше. Попробуй честно ответить на вопрос: “ Почему мне так трудно взять ответственность на себя?” Возможно, ответив на него, ты сможешь понять, как стать более самостоятельным.
  • Итак, этим вопросником мы утверждаем, что выбирать профессию очень важное и сложное дело в жизни каждого человека.
  • Анкетирование, которое мы проводили, готовясь к кл. часу,  помогло  определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии. 
  • Выявить область ваших интересов помогла  классификация профессий, разработанная академиком Е. Климовым: слайд 26
  • человек – природа (П)
  • человек – техника (Т)
  • человек – человек (Ч)
  • человек – знаковая система (З)
  • человек – художественный образ (Х)
  • I.Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.
  • 2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
  • 3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.
  • 4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
  • 5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

К сегодняшнему  занятию вы  заполнили  анкету, которая помогла составить первое впечатление о ваших интересах и склонностях.

Анализ  анкеты.  слайд 27

Согласны ли вы с тем, что вывели результаты анкетирования?

Игра-разминка: типы профессий. Слайд 28

Я буду называть профессию, а вы будете определять ее тип.

  • Ч - Т: топните ногой
  • Ч – Ч: пожать руки справа и слева сидящим от вас.
  • Ч – П: вдохнуть воздух полной грудью.
  • Ч – З: встать - сесть
  • Ч – Х поаплодировать.

•Финансист
•Экономист
•Бухгалтер
•Кассир

•Аудитор
Контролер
•Налоговый инспектор

•Продавец
•Менеджер по туризму
•Социальный работник
•Медицинский работник

•Композитор
•Режиссер
•Дизайнер
•Модельер
•Артист
•Художник
•Музыкант

•Строитель
•Электрик
•Слесарь
•Эл-газосварщик
•Фрезеровщик
•Токарь
•Станочник

•Агроном
•Зооинженер
•Селекционер
•Животновод
•цветовод

лесничий

  • У:  Данная анкета  ответила  на  вопрос, к какому роду деятельности  вы  имеете  склонности,  т.е.  что вам  по душе, чем бы вы хотели заниматься.  Таким  образом,  это ответ на вопрос:  Что я хочу  от  будущей деятельности? Слайд  29

Итак, первое слагаемое  успеха в профессии: «ХОЧУ!»

У; Но достаточно ли просто  одного желания?  Что ещё нужно учитывать? Каждому  из  вас  нужно  знать   профессионально-важные качества,  которые  требуются  в  выбранной  вами  профессии,  или проще сказать - это ваше “могу”

МОГУ” – это второе  слагаемое  успеха - .слайд 30

  • Обратите внимание, какие профессионально- важные качества необходимы  в  выбранных  вами  профессиях,  что требуют данные  профессии от человека. Слайды. 31 – 34

  • Вы  заметили, что  у большинства профессий имеются  Медицинские противопоказания?
  • Не только человек предъявляет свои требования к будущей работе, но и работа диктует свои условия человеку.  Слайд 35
  • Настоящий   профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер или станок.
  •     Наш организм– больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь.
  • Ваше здоровье – этот один из факторов успешной профессиональной карьеры.

У  большинства  профессий  имеются  свои  Зоны  риска, и это тоже нужно обязательно учитывать. слайд 36

Проведём  Игру  “Кто есть кто?” слайд 37

Смысл: дать возможность вам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания друг о друге. Игра проводится в круге.

  • Я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой на выбранного человека.

Техник Инспектор ГАИ Программист Прокурор Тренер Охотовед

•Автомеханик Артист строитель ревизор мед. Работник

Водитель Электромонтер Пожарный Юрисконсульт Спасатель•Каскадер продавец экономист

У:  Ну,  а  каково  же  третье  слагаемое  успешного выбора профессии?

  • узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, иначе говоря, каково сегодня “НАДО”. 

(данные центра занятости по Уватскому  району) слайд 38 

Формула выбора профессии:   ХОЧУ+ МОГУ + НАДО (слайд39)

У:  И  ещё,  наверное,  не  стоит  забывать  такую  мысль:  Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. слайд 40

Ещё вчера, буквально же вчера

 Вы мяч гоняли где-нибудь на даче,
А вот сейчас судьбу решать пора
И надо пробиваться в мастера,
Во всяком деле – только в мастера,
Такое время, что нельзя иначе…
 Эдуард Асадов
                        

           

    Заключение.

У:  Итак, вам, ребята,  стоит задуматься, как лучше использовать особенности своего характера, свои способности при выборе профессии. Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо, выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Профессия должна обеспечивать максимальную реализацию ваших возможностей ( пользу обществу)  и  приносить удовольствие (положительные эмоции вам). Что же вы можете делать уже сегодня? Слайд 41

А помогут вам в этом данные центра занятости (по району), литература, Интернет,  издания «Для  поступающих в учебные заведения»,  дни  открытых  дверей,  проходящие  в  Учебных  заведениях.

  • Фильм о с/х колледже

Мудрый совет: слайд 42

 Для того чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть по силам, она не должна быть изнуряющей, ей, обязательно, должен сопутствовать успех.

Английский писатель  Дж. Рескин

Рефлексия:

У: ребята, как вы думаете, что необходимо для успешного овладения профессией?

В: Какие  3 составляющие нужно учитывать при выборе профессии?

У:  У всех у вас растут года,
Будет и  17.
Где работать вам, друзья, 
Чем заниматься?

Уже сегодня  нужно думать о своём будущем, чтобы оно не обмануло ваших ожиданий……. Песня  Слайды 43 - 49

Итак, выбор за вами! Спасибо за внимание! Слайд 50



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа по теме: "Толерантность. Учимся быть терпимыми"

Для внеклассной работы. Конспект классного часа по теме : "Толерантность. Учимся быть терпимыми"   Цель классного часа- формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, уч...

Конспект классного часа по теме: Город-герой Новороссийск

Цель: познакомить детей с понятием «город-герой», воспитывать любовь к своей Родине и гордость за доблесть солдат, победителей ВОВ....

конспект классного часа по теме "Праздники"

Классный час "Праздники" ориентирован для учащихся 6-7 класса коррекционной школы VIII вида.  Классный час разработан с компенентностым подходом. В ходе  классного часа учащиеся научатся опр...

Конспект классного часа по теме: "Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег"

Конспект классного часа, посвященного неделе предпринимательства по теме: "Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег"...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Конспект классного часа на тему :" Альтруизм или эгоизм: что выбираю я?"

К данному материалу рекомендуется выбрать видеоряд притчи  "Адажио", где главный герой (подобно Данко, из "Старухи Изергиль"), повел народ за собой....