Проект по теме "Организация работы с одаренными детьми"
проект по теме

В условиях сельской общеобразовательной школы существует проблема творческого и интеллектуального развития одарённых и способных детей. На селе отсутствует развитая инфраструктура дополнительного образования. Материальный  и образовательный уровень родителей, мотивация к развитию ребёнка часто оставляют желать лучшего. В этой ситуации на школу и школьного учителя ложится решение проблемы развития  способностей учащихся. Одним из направлений этой работы является развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса к углублённому изучению предмета, интереса к определённой науке. Системная, научная организация  работы позволит даже в условиях общеобразовательной школы добиваться положительных результатов в реализации данного проекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_teme_organizatsiya_raboty_s_odaryonnymi_detmi.doc487.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт педагогики и психологии

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение управления и экономики образовательных учреждений

 

Итоговая выпускная работа (проект)

Организация работы с одарёнными детьми

в сельской школе

                                       

                                       

                                    Автор проекта

                            Динмухаметова Айсылу Амировна

               заместитель директора по ВР

                МБОУ «СОШ с. Нижняя Русь»

                           Научный руководитель

                    Яковенко Татьяна Владимировна

                  доцент ПМЦ ПК и ППРО КФУ,

                кандидат педагогических наук

     

Казань, 7-18 октября 2013 г.

Содержание проекта

 1. Введение ……………………………………………………………………….. ..3

 2. Основная часть

2.1.Концептуальные положения Проекта………………………………………….6

2.2.Этапы реализации проекта…………………………………………….............17

2.3.Мероприятия по реализации Проекта…………………………………...........17

2.4.Ресурсное обеспечение проекта………………………………….....................21

3. Заключение…………………………………………………………….................23

Литература………………………………………………………………………….24

Приложение………………………………………………………………...............25

  1. Введение

Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

В условиях сельской общеобразовательной школы существует проблема творческого и интеллектуального развития одарённых и способных детей. На селе отсутствует развитая инфраструктура дополнительного образования. Материальный  и образовательный уровень родителей, мотивация к развитию ребёнка часто оставляют желать лучшего. В этой ситуации на школу и школьного учителя ложится решение проблемы развития  способностей учащихся. Одним из направлений этой работы является развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса к углублённому изучению предмета, интереса к определённой науке. Системная, научная организация  работы позволит даже в условиях общеобразовательной школы добиваться положительных результатов в реализации данного проекта.

Анализ эффективности деятельности школы

       Обеспечение условий для выявления и развития одаренных и талантливых детей и реализация их потенциальных возможностей являются одними из приоритетов в сфере образования МБОУ «СОШ с. Нижняя Русь» Кукморского МР РТ.

     В школе  имеются проблемы в работе с одаренными детьми:  

- сюда можно отнести формальность работы самого  школьного ученического общества, т.к. основная деятельность и  инициатива в организации проектно-исследовательской работы  принадлежит учителям;

 - низкая мотивация некоторых учителей  школы  к подготовке своих учеников к участию в различных предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах.

- другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.

Кроме того, мы выделяем кадровую проблему, связанную с недостаточной   личностной готовностью психолога, классных руководителей и педагогов к работе с одаренными детьми в школе.

В тоже время, хочется отметить увеличение интереса детей к занятиям исследовательской деятельностью, в школе обучаются учащиеся, ведущие активную творческую, учебную, научно-исследовательскую работу. Эти учащиеся входят в число активных  участников   школьных, районных конкурсов, олимпиад,  конференций и других мероприятий, создающих условия для проявления своего творчества.

       На протяжении последних трех лет в нашей школе заметна система работы с одаренными  детьми отдельных педагогов. Необходимо отметить работу с данной категорией учащихся учителей-предметников  Гордеевой Г. И., Фёдоровой Р. Г.

Цель проекта:

Создание  системы деятельности педагогического коллектива с  одаренными  учащимися в условиях сельской школы

Задачи проекта:

  1. Создать условия для  выявления, поддержки  одаренных  детей и развития  их одарённости, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
  2. Использование современных  научных  методик  и  технологий  выявления, обучения,  воспитания и поддержки одаренных  детей в условиях сельской школы;
  3. Совершенствовать систему подготовки учителей по работе с одарёнными детьми;
  4. Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах  обучения и воспитания одарённого ребёнка;
  5. Расширить возможности для участия одарённых и способных детей в конференциях , олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Целевая группа проекта

Педагоги, обучающиеся 1-11 классов МБОУ «СОШ с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района РТ и родители.

Участники  Проекта

    Администрация школы, педагоги и обучающиеся МБОУ «СОШ с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района РТ, родители.

Сроки

Внедрение  Проекта работы  с одаренными детьми выполнимо в течение 2013 – 2017 гг.. Вместе с тем школа не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления развития и поддержки одаренных детей является непрерывным.

Место реализации проекта

МБОУ «СОШ с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района РТ

  1. Основная часть
  1. Концептуальные положения Проекта

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

   Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. (приложение № 1)

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

   Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):

  1. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п.
  2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
  3. Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.
  4. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

   Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Особенности, присущие одаренным детям:

Знание признаков способностей и одаренности позволяет определить принципы и методы выявления одаренных детей (Бабаева Ю. Д, Богоявленская Д. Б, Брушлинский А. В. и др.):

- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;

- развернутое во времени наблюдение за поведением ребенка в разных ситуациях;

- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;- подключение к оценке одаренности ребенка специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;

- оценка признаков одаренности ребенка не только по актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития, на основе выстраивания для данного ребенка индивидуальной траектории обучения;

- опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации (анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей и др.).

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.    Раньше других обнаруживается художественная одарённость. В области науки быстрее всего проявляется математическая одарённость.      Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребёнка и выраженностью специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами. Но даже самые выдающиеся проявления не являются достаточным залогом будущего таланта.

Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.

В качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми  являются личностно-ориентированные технологии обучения.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:

  • тематические и проблемные мини- курсы,
  • «мозговые штурмы» во всех вариантах,
  • ролевые тренинги,
  • развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно- практической работы пли творческих зачетов и т.п.

Организационные формы:

  • Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками, что  позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
  • Создание  групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:

  • групповые формы работы,
  • творческие задания,
  • вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
  • дискуссии,
  • диалоги.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:

  • факультативы,
  • кружки,
  • конкурсы,
  • интеллектуальный марафон,
  • привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы
  • система внеурочной исследовательской работы учащихся.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

  При организации работы классного руководителя свою работу необходимо начать с планирования. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:

  1. Создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы.
  2. Расширение и совершенствование деятельности психологической службе в школе.
  3. Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.
  4.  Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  5. Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
  6.  Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.
  7. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.

Требования к учителю

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика:

  • разрабатывает гибкие индивидуальные программы;
  • создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
  • предоставляет учащимся обратную связь;
  • использует различные стратегии обучения;
  • уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности;
  • поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
  • проявляет уважение индивидуальности ученика.

Основные направления деятельности,  цели и задачи, условия успешной работы с одаренными детьми

Целями работы учителей образовательного учреждения с одаренными детьми являются:

- выявление одаренных детей;

- создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

 Проект   нацелен на развитие:

- интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе научного общества учащихся;

- индивидуальных музыкальных, драматических, танцевальных, изобразительных и прочих способностей детей на основе соответствующих кружков дополнительного образования;

- способностей детей в прикладных видах творчества и искусства (народные промыслы, прикладные компьютерные программы, видео и пр.);

- спортивных способностей детей на базе разнообразных спортивных кружков и секций.

Задачи по реализации  вышеуказанных целей:

  1. Подготовка педагогов, обладающих профессионально-личностной квалификацией для работы с одаренными детьми
  2. Выявление одаренных детей на основе психодиагностики.

3. Выстраивание системы работы с одаренным ребенком, включающей как урочную, так внеурочную деятельность, которая позволяет сформировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, высокий уровень учебных достижений, но и общую высокую компетентность во всех изучаемых областях.

4. Отбор и использование технологий, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

5. Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка и образовательного процесса в целом.

Подразделения ОУ, осуществляющие работу по формированию и развитию творческих умений учащихся – интеллектуальных, художественных, физических и т.п.:

  1. Научно-методический совет
  2. Методические объединения
  3. Научное общество
  4. Предметные кружки
  5. Дополнительное  образование
  6. Психологи
  7. Медиатека

Обучение одаренных детей осуществляется в единой системе общего и дополнительного образования на основе взаимосвязи следующих внутренних и внешних факторов:

- психологических (система исследовательских умений и навыков различных видов деятельности школьника, его адекватная самооценка, установка на творчество, опыт самоорганизации деятельности, саморегуляция поведения, самореализация учащимися своих общих и творческих способностей);

- педагогических (инновационная профессиональная деятельность учителя, широкая мотивирующая образовательная среда, индивидуально-направленная система обучения);

- социальных (ценности этнокультурной среды, социализирующие тенденции микросоциума, здоровый уклад жизни).

Дополнительное образование включает следующие образовательные области и направления деятельности, реализуемые соответствующими направлениями (примерный перечень) (приложение 2).

Цель дополнительного образования: выявление и развитие творческих способностей детей,  помощь в самоопределении и самореализации ребенка.

Задачи:

  • Изучение интересов и потребностей обучающихся;
  • Определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;
  • Создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей;
  • Расширение видов творческой деятельности;
  • Формирование условий для создания единого образовательного пространства.

Организация работы с одаренными детьми

Организация работы с одаренными детьми осуществляется по ряду модулей, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок – учитель – родители».

1.

Научно-методический модуль

Психолого-педагогические исследования

Медико-физиологические исследования

Исследования содержания и технологий образования

2.

Практико-педагогический модуль

Творческие студии

Школьная малая академия наук

Олимпиады, конференции, конкурсы, в том числе проектных и исследовательских работ

Выставки юных художников, юных фотографов, дизайнеров и т.д.

Индивидуальные программы работы с детьми

3.

Акмеологический модуль

Постоянно действующие теоретические и научно-практические семинары, практикумы

Лекторий

Творческие лаборатории

4.

Модуль «Родительский всеобуч»

Просветительский лекторий

Индивидуальная консультация

5.

Финансово-экономический модуль

Финансово-экономическое обеспечение всех видов деятельности

6.

Материально-технический модуль

Компьютерный банк данных «Одаренные дети»

Медиатека

7.

Информационно-издательский модуль

Создание и обновление банка программно-методических материалов, технологий по работе с высокомотивированными и одаренными детьми.

 Формирование банка данных психолого-педагогических инноваций по работе с одаренными учащимися.

Обеспечение распространения информации, издания методических, авторских педагогических разработок, альманахов, периодических изданий, творческих работ  одаренных детей.

Обеспечение поддержки Интернет, мультимедиа-ресурсов по различным направлениям работы с одаренными детьми.

8.

Административный модуль

Управленческая деятельность по обеспечению руководства работой с одаренными детьми, осуществление координации с учреждениями и организациями, работающими с детьми.

Разработка плана проведения олимпиад, конкурсов и др.мероприятий разного уровня.

  1. Этапы реализации проекта

Организационный этап (2013 – 2014 гг.):  разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

Этап реализации(2014-2016 гг.):  непосредственная работа с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Завершающий этап (2016-2017 гг.): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших  в ходе реализации Проекта, путей  их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.

  1. Мероприятия по реализации Проекта

 

№ п/п

Мероприятия

Срок реализации

Ответственные

Совершенствование нормативно-правовой базы организации работы с одаренными детьми

2013 - 2015

Администрация школы

Формирование координационного (рабочего) органа по работе с одаренными детьми

2013-2014

Директор

Разработка  проекта «Организация работы с одарёнными детьми

в сельской школе»

2013-2014

Зам.директора по ВР

Проведение школьных фестивалей и конкурсов детского художественного творчества, слетов юных натуралистов, краеведов, спортивных мероприятий. Участие во Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях и т.д.

2013-2017

Зам.директора по ВР

Проведение школьных олимпиад, конкурсов, соревнований по профилям для одаренных детей.

2013-2017

Зам.директора по УВР и ВР

Формирование системы внеурочной работы с одаренными учащимися:

  • организация работы кружков различных направлений;
  • организация системы исследовательской работы школьников;

2013-2017

Зам.директора по УВР и ВР

Создание условий для равноправного взаимодействия школы и семьи в развитии личности учащегося (Дни открытых дверей, тематические лекции для родителей, привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности, анкетирование)

2013-2017

Зам.директора по УВР и ВР

Создание сборника творческих работ победителей конкурсов (юных исследователей, поэтов и т.д.)

2017

Зам.директора по ВР

Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, обучение специалистов-психологов и педагогов новым образовательным технологиям и методикам обучения, использованию диагностического инструментария в работе с одаренными детьми, включая дистанционные

2013-2017

Директор

Материальная поддержка одаренных детей, учреждение ежегодных премий (призов) одаренным детям

2013-2017

Директор

Разработка нормативно-правовой базы по материальной поддержке педагогов, работающих с одаренными детьми

2013-2015

Директор

Создание учебно-тематических планов, программ и методических материалов для организации учебно-воспитательного процесса в системе повышения квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми

2013-2017

Зам.директора по УВР и ВР

Организация мониторинга состояния работы с одаренными детьми

2013-2017

Психолог

Участие в конкурсах «Учитель года», «Ученик года»

2013-2017

Директор

Проведение общешкольных родительских собраний по темам «Детская одарённость: что я знаю о своём ребёнке?», «Детская одарённость: пути развития способностей ребёнка», «Способности и интересы моего ребёнка: выбор профиля обучения»                                                                                                                                    

2013-2017

Зам.директора по УВР и ВР

Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами школьных, муниципальных СМИ

2013-2017

Зам.директора по ВР

Интеграция общего и дополнительного образования

2013-2017

Директор

Изучение, обобщение  и распространение передового педагогического опыта по направлению одаренные дети.

2015-2017

Зам.директора по УВР и ВР

Подготовка и обновление сайт-страницы "Одаренные дети" на школьном сайте.

2014-2015

Учитель информатики

  1. Ресурсное обеспечение проекта

нормативное правовое обеспечение:

  • положение о школьном этапе всероссийской олимпиады школьников в  общеобразовательном учреждении, а также пакет приказов, регламентирующих информационные материалы в соответствии с этим положением;
  • соответствующие федеральным положениям о конкурсах, включенных в  федеральные перечни,  регламенты и положения;
  • пакет положений о традиционных краевых мероприятиях с одаренными детьми;

финансово-экономическое обеспечение:

  • финансовое обеспечение краевого комплексного календаря массовых мероприятий со школьниками;
  • расширение практики введения стимулирующих надбавок и доплат педагогическим работникам, эффективно и результативно организующих работу с одаренными детьми; 

материально-техническое обеспечение:        

  • оснащение современным оборудованием предметных кабинетов, учебных лабораторий  для работы с одаренными детьми;
  • оснащение необходимыми материалами организуемых мероприятий с одаренными детьми;
  • оснащение инвентарем и расходными материалами творческих объединений школьников;

научно-методическое обеспечение:

  • проведение  научно-практической конференции и ежегодного методологического семинара по проблемам в области педагогики и психологии одаренности;
  • осуществление научных исследований и методических разработок по теме одаренности;
  • создание и поддержка функционирования консультативных служб для родителей одаренных детей; 
  • издание ежегодного сборника учебно-методических разработок по различным направлениям работы с одаренными детьми;

кадровое обеспечение:

  • включение в программу профессионального образования педагогов и педагогов-психологов модуля, обеспечивающего готовность к работе с одаренными детьми;
  • разработка и реализация программ повышения квалификации учителей, педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов, работающих с одаренными детьми;
  • привлечение к работе с одаренными детьми специалистов в отдельных областях деятельности, творческих людей;

информационное обеспечение:

  • функционирование сайтов операторов направлений, программ, проектов, мероприятий с одаренными детьми;
  • освещение работы с одаренными детьми в СМИ;
  • издание информационных буклетов, брошюр операторов направлений, программ, проектов, мероприятий с одаренными детьми;
  • информационное взаимодействие операторов направлений, программ, проектов, мероприятий с сетевыми сообществами одаренных детей и педагогов, работающих с одаренными детьми;

               3.Заключение

Ожидаемые результаты от внедрения Проекта:

  • совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми; 
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
  • совершенствование системы подготовки учителей по работе с одарёнными детьми;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
  • активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми;
  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);
  • разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 2005.
  2. Блонский П.П. Возрастные особенности детей. — М., 2006.
  3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов, 2004.
  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 2006.
  5. Вайнваг Поль. Десять заповедей творческой личности. — М., 1990.
  6. Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. —    М., 2005.
  7. Выготский Л.С. Конкретная психология человека //Вестник МГУ. Серия "Психология". — 2007.— № 1.— С. 11—19.
  8. Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития     // Вопросы психологии.— 2007.— № 2. —С. 114—123.
  9. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопросы психологии.— 2006. — № 1.
  10. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии.-2007.- № 1.— С.9—14.
  11. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. — 2006.— № 6.

        

Приложение

Приложение 1.

Виды одаренности

Приложение 2.

Направления

Области деятельности

Виды образования

Художественно-эстетическое

Художественно- творческая, эстетическая, культурно-досуговая

 Музыкально-инструментальное, сценическое искусство, эстрадные танцы, художественно-декоративное, изобразительное искусство

Научно- гуманитарное

Социальная, научно-исследовательская, краеведческая

Краеведение, профориентация, проектирование

Экологическое

Экологическая, туристско-краеведческая

Краеведение, туризм, эколого-туристическое

Техническое творчество

Научно-техническая, научно- естественная

Информатика и информационные технологии

Спортивно-оздоровительное

Оздоровительная, культурно-досуговая, спортивная

Спортивный эстрадный танец, общая физическая подготовка, восточные единоборства,

Декоративно- прикладное

Декоративная, художественная

Декоративное, художественное, оформительское


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Модель работы с одаренными детьми в начальной школе"

Если школьник с первого класса подготовлен к тому,что он должен учиться создавать, придумывать,находить оригинальные решения,то формирование личности будет проходить на основе обогащения её инте...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

проект как метод работы с одаренными детьми

Детская одаренностьсегодня занимает одно из главных мест среди интересных явления природы.задача школы сохранить одаренного ребенка. Метод проектов помогает работать с мотивированнми детьми, как в уро...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...