Звучи памяти набат
методическая разработка (6 класс) по теме

: Так уж вышло, что история России – это история воинского подвига. Не одно другое государство в мире не вынесло столько воин, сколько довелось пережить России. У этих воин еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какими мы есть. Но у этих воин есть свидетели. Тысячи свидетелей. Этому и посвящено данное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_po_teme_zvuchi_pamyati_nabat.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ФИО автора материала: Беляева Ирина Алексеевна
  2. Место работы (название образовательного учреждения): 

МБОУ СОШ №12 г. Шахты Ростовская область

  1. Должность автора: Учитель английского языка

Классный час по теме: «Звучи, памяти набат»

«Опять враждуют племена

 как встарь и мстят,

и крови жаждут.

О боже! 

Бедная страна!

 Все это было не однажды»

Ход вечера

Ученик 1: Родина, - мы говорим волнуясь,

                  Даль без края видим пред собой,

                  Это наше детство, наша юность,

                  Это все, что мы зовем судьбой.

                  Родина! Отечество!

                  Перелески. Рощи. Берега.

                  Поле от пшеницы золотое, голубые от луны стога.

Ученик 2: Родина! Земля отцов и дедов!

     Мы влюбились в эти клевера,

     Родниковой свежести отведав

     С краешка звенящего ведра.

     Это позабудется едва ли

     И на век останется святым

     Землю ту, что Родиной назвали,

    Коль придется, сердцем защитим.

Учитель: Так уж вышло, что история России – это история воинского подвига. Не одно другое государство в мире не вынесло столько воин, сколько довелось пережить России. У этих воин еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какими мы есть. Но у этих воин есть свидетели. Тысячи свидетелей. Нашу встречу, мы назвали живая память. Именно живая память, потому что живы те,  кто воевал в Афганистане, Чечне, Цхинвал, других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, …пока мы об этом говорим и поем.

Звонок колокола. Как призыв, как набат, как память! Наш сегодняшний классный час мы посвящаем тем, кто в наше мирное время познал тяготы войны.     Так как 9 декабря – это особый день, День Героев Отечества.

Прошло уже много лет с окончания тех воин, конфликтов. Но и сейчас вспыхивают пожары воин, где необходимо присутствие российских солдат.

Ученик 1: Посвящается двадцатилетним.

                  Прожившим так мало.

                  Прожившим так много.

                  Я, словно в пропасть, в утренний туман

                Ныряю, не задерживаясь долго

    Учитель: Потери личного состава советских войск только в Афганистане составили:

- убито, умерло от ран около 14000 человек

- ранено 50000 человек

- стали инвалидами 7000 человек

- находятся в розыске 330 человек

- пропали без вести 312 человек

  Учитель: За годы войны награждено орденами и медалями несколько сотен человек один из таких афганцев и был наш земляк Константин Кутырев.

  Ученик 1: КОНСТАНТИН КУТЫРЕВ родился в 1961 году в городе Шахты. В 1971 году поступил в ДЮСШ № 1 на отделение бокса. Был победителем городских и областных соревнований, входил в состав сборной юношеской команды города по боксу. По окончании школы поступил в суворовское училище, а затем в Орджоникидзенское военное училище. После учебы добровольно пошел служить в Афганистан, и погиб в ущелье Панджшер 30 апреля 1084 года. Константин Кутырев посмертно награжден орденом Красной Звезды. В Шахтах проживает его жена и дочь, которую он так и не успел увидеть. Начиная с 1984 года в нашем городе проводятся открытые мероприятия по боксу, посвященные его памяти.

  Ученик 2: Лейтенант КЛЕВЦОВ АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ родился 21 июня 1962 года в городе Шахты Ростовской области. В Афганистане с января 1984 г., проходил службу в в/ч п.п.24785, начальник связи, командир взвода танкового батальона. Погиб 23 марта 1984 г. при выполнении боевого задания.

  Ученик 3: рядовой СИТНИКОВ ГЕННАДИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ родился 3 апреля 1964 г. в городе Шахты Ростовской области. В Афганистане с октября 1983 г. погиб 24 апреля 1984г. при выполнении боевого задания. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно). 24 апреля 1984 г. Геннадий Ситников в бою в районе перевала Саланг, ведя огонь из вооружения боевой машины, прикрывал выдвижение взвода на высоту. Меткими выстрелами из пушки БМП ему удалось подавить одну из огненных точек. В ответ противник сосредоточенным огнем из крупнокалиберного пулемета и гранатометов подбил БМП. В результате попадания двух гранат в боевое отделение машины Геннадий был смертельно ранен.

  Ученик 4: прапорщик ВОЛКОВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ родился 25 ноября 1954 г. в городе Шахты Ростовской области. Работал в воинской части города Шахты. В Афганистане с октября 1983 г. Умер 19 августа 1984 г. от травм, полученных в результате несчастного случая, находясь в очередном отпуске.

Награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды (посмертно).

Сергей Волков принимал участие в шести боевых операциях. 4 июня 1984 года колонна спецмашин, направлявшихся в район г. Баграм для выполнения боевого задания, подвергаясь обстрелу. Его радиостанция получила повреждения и остановилась. Умело организовав ремонт, Сергей Волков обеспечил восстановление поврежденной при обстреле аппаратуры и приступил к выполнению специального задания. За это прапорщик С. В. Волков был награжден медалью «За боевые заслуги».

Ученик 5: лейтенант ОВЧЕРЕНКО СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ родился 23 марта 1661 года в пос. Каменоломни Ростовской области. В Афганистане проходил службу в в/ч п.п.35651. пропал без вести 23 марта 1984 г. при выполнении боевого задания.

«ПЕРЕПРАВА, ПЕРЕПРАВА…»

(из письма командира В. Портнягина родным Сергея Овчеренко)

«16 июля 1984 года.

…22 марта 1984 года рота,  в которой служил Сергей,  участвовала в окружении и разгроме крупной и активно действующей банды мятежников.

Рота полностью с поставленной задачей справилась, было уничтожено и захвачено в плен много мятежников, изъято оружие, бокприпасы и снаряжения.

В ночь с 22 на 23 марта при преследовании банды возникла необходимость переправы через реку Кабул. Место переправы было хорошо известно, так как днем 22 марта рота переправлялась в этом же месте. Боевая машина, на которой находился Сергей, вошла в реку, но внезапно погрузилась в воду. Как выяснилось позже, машина попала в воронку, образовавшуюся от взрыва бомбы.

Из девяти человек, находившихся на машине, четверым удалось выплыть. Среди них был и Сергей. Но когда он увидел, что его товарищи тонут и просят помощи, Сергей сбросил с себя снаряжения и снова бросился в воду, пытаясь их спасти. Больше ему выплыть не удалось.

Не может быть сомнений, что Сергей погиб.

Поиски тел погибших продплжались 15 суток. Удалось обнаружить останки троих товарищей Сергея. Так как территория ниже по течению реки, место, где затонула машина, пока не контролируются народной властью Афганистана и советскими войсками, каждый выход на поиски был боевой операцией. По истечении 15 суток поиски тел были прекращены., но ведется работа по добыванию сведений об их возможном местонахождении…»

После войны один из очевидцев сказал:

«Что теперь с нами стало, как Россия устала.

И какая еще ждет Россию война?

Мне не хочется крови и не надо нам славы,

Нас так мало осталось, а Россия одна…»

Учитель: Не прошло и несколько лет затишья после вывода войск из Афганистана, как началась еще одна война в Чечне, у которой еще нет истории, и она не написана. Где также гибли тысячи наших российских солдат.

Много мальчишек погибло. Боль в сердцах их матерей от потери самых близких людей до сих пор не утихла и не утихнет никогда. Они до сих пор не могут понять, почему именно их сыновья стали разменной монетой большой политики. 

Ученик 1: Юрий Марченко родился 12 апреля 1970 года — в день, когда все в нашей стране отмечают первый полет человека в космос, поэтому с выбором имени проблем у родителей не было. Решили мальчика назвать в честь первого космонавта Земли Юрия Гагарина. 

В 1975 году семья переехала на постоянное место жительства в Шахты. Сына определили в детский сад №50 (поселок ХБК). Затем он закончил 38 школу. 

В 1988 году Юру, как и всех мальчишек, призвали в ряды Советской армии. Служба проходила в Германии. В 1989 году он был переведен в Тамбов. Отучился в Школе прапорщиков и вернулся назад в Германию. После вывода западной группы войск его распределили в военную часть МВД в Казачьи Лагери. А дальше последовал развал Советского Союза и чеченская кампания. В первую чеченскую командировку прапорщик Марченко отправился в 1995 году. Военнослужащие внутренних войск были направлены на борьбу с боевиками и несли большие потери... После первой — вторая командировка в горячую точку. Юрию не суждено было из нее вернуться... 

Учитель: Так много десятилетий назад писала Марина Цветаева. Но эти строки актуальны и сегодня. Спустя 15 лет после декабря 1979 года – начало Афганской войны, в декабре 1994 года начались боевые действия в Чечне.

Россия «вступила в 1995 год по колено в крови»,- так писала 5 января 1995 года «Комсомольская правда».

Мы поднимали бокалы с шампанским и желали друг другу счастья, а в Грозном в эти же минуты умирали, умирали, умирали люди. Наши мальчишки в свой 19-20 новый год получали вместо подарков свинец.

 Один из таких двадцатилетних был и наш земляк Евгений Кобылкин.

Ученик 1: Его убили на войне.

                  Не на Великой.

Не с фашистами.

Не в сорок первом.

А Чечне.

На рубеже веков.

В двухтысячном…

Прости, Евгений, и прощай.

Прими его, земля родная.

Осталась боль неизгладима в сердце.

А в душе – тоска.

Ученик 2: В Чечне при выполнении боевого задания погиб – КОБЫЛКИН ЕВГЕНИЙ. Он родился в городе Шахты Ростовской области, поселка Таловый по улице Ленина, 22, закончил школу № 50, где хорошо учился. Любил спорт. Часто выступал за честь школы. Он хотел быть десантником. До армии вместе с другими ребятами занимался физической подготовкой. Сам мастерил тренажеры. Он надеялся вернуться. Очень хотел жить. Посмертно Евгения наградили орденом Мужества, а площадь около дома с мемориальной плитой станет священным местом для всех горожан.

Учитель: За два месяца до окончания службы оборвалась молодая жизнь парня, которого с нетерпением ждала мать, любимая девушка, друзья. Что же произошло в тот роковой день 23 апреля 2000 года?

Ученик 3: «… В воскресенье во второй половине боевики вновь расстреляли из засады российских военных. На этот раз нападению подверглась тыловая колона 51-го парашутно-десантного полка Тульской дивизии ВДВ.

Очередная трагедия произошла в 20 километрах юго-восточнее населенного пункта Сержень – Юрт. По данным пресс центра Объединенной группировки, отряд моджахедов численностью около 100 человек поджидал колонну из 24 машин в ущелье. Дорога была заминирована.  На пути бронетехники боевики взорвали пятнадцать радиоуправляемых фугасов.

Взорвались шесть машин, в том числе бензовоз и грузовик с боеприпасами. В двухчасовой перестрелке погибло 17 российских военнослужащих и шестеро получили ранения. Из – за разлившегося бензина полностью сгорели две машины. Вертолеты прикрытия, сопровождавшие колонну, не заметили засаду. Боевики использовали рельеф местности и прятались за обратной стороны вершин…». Среди семнадцати погибших солдат был и наш земляк где он жил со своей матерью, которая, рассказала:

Ученик 4: - Я не смогла оставаться в доме, где мы жили все вместе, где я собирала в первый класс, откуда провожала его в армию. Переехала в соседний поселок Аютинский, - рассказывает Татьяна Михайловна. – Мы с Женей очень дружно жили. Он часто дарил мне букетики полевых цветов, делал небольшие подарки. Заботился, когда я болела. Часто писал из армии. Описывал красоту чеченской природы, восхищался горами. Но чем больше он воевал, тем мрачнее были его письма. На его глазах гибли товарищи. Но он верил, что вернется, что будет жить.

Ученик 5: Вот строки одного из последних его писем: «… Сегодня 7 января – Рождество Христово и день моего рождения. Сегодня мне исполнилось 20 лет. Как быстро летит время, а в жизни нужно сделать еще очень много. Этим праздником я обязан тебе, моя дорогая мамулечка. Ты 20 лет назад дала жизнь своему ребенку, который тебя очень сильно любит. Мамулечка, большое спасибо тебе за все! Не болей и не переживай за меня! Я обязательно вернусь!...»

Ученик 6: Живых не оценить

Бессмертье павших –

От Куликова поля до Чечни

Сынов России, жизнь свою

Отдавших

В далекие и нынешние дни

Погиб при исполнении наш мальчик,

Сын Шахт – Кобылкин Евгений.

И эта весть всех сделала чуть старше

Мальчишек –

Сразу на пять лет взрослей.

Героем сына мама воспитала

Пятидесятая школа знания дала.

Таких, как он, теперь осталось мало,

Евгению память – добрые слова,

Он был одним из лучших…

Плачьте люди!

Доколе будут гибнуть сыновья?!

Мы все Евгения вечно

Помнить будем,

Родная примет пусть его земля.

Стал офицером он по зову сердца.

И жизнь, и сердце Родине отдал.

Нет смерти у героев!

Есть – бессмертье!

Женя отчизну честно защищал…

Несправедливо! Больно!

Сердце рвется…

Никто сыночка маме не вернет.

И в городе Шахты память остается,

К добру и правде нас зовет!

Песня «Мама»

Учитель: Российские солдаты, вернувшиеся с чеченской и афганской войны, принесли с собой обновленную любовь к Родине. Пройдут годы. Многое со временем забудется. Затянутся раны. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут дети. Но эти войны останутся в народе неизгладимой трагической меткой.  

Ученик: Гори, свеча, гори, не затухай,

                                                        непроходящей болью будь.

Пусть в пламене твоем встают,

                                 чей оборвался путь.

Кто из спокойных мирных дней

                                 шагнул в наземный ад,

И кто до роковой черты нес

                                 звание – солдат.

Кто в восемнадцать с небольшим

                                познал цену потерь.

Кто за Россию жизнь отдав,

                               открыл в бессмертье дверь.

Гори, свеча, не затухай,

                               не дай нахлынуть тьме.

Не дай живым забыть всех тех,

                              погибших на войне!

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памяти моя как набат (Внеклассное мероприятие)

Мероприятие о воинах-интернационалистах...

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Звучи, памяти набат"

. Это урок  не только закрепления по теме «Обращение, вводные слова», но и урок памяти тем, кому пришлось пережить тяжкие годы Великой Отечественной войны....

Презентация литературной гостиной "Набат памяти"

Цели :1. Формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории своей страны средствами литературного образования;2. Сохранение и развитие чувства гордост...

Литературная гостиная "Набат памяти"

1. Формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории своей страны средствами литературного образования;2. Сохранение и развитие чувства гордости за свою ст...

Семейный альбом «Звучи, памяти набат»

Творческий отчет о деятельности школьного отделения клуба «Дорогой отцов»...

"Безмолвный набат." (памяти жертв нацистских концлагерей)

Презентация рассказывает жуткую историю возникновения нацистских концлагерей - лагерей смерти, осуществлявших планомерное и бесчеловечное уничтожение людей. Осенцим, Бухенвальд, Майданек. Чтобы помнил...

Классный час "ЧАС ПАМЯТИ « БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ»". 6 класс.

Классный час, посвящённый 11 апреля – Дню освобождения узников фашистских концлагерей.  ЧАС ПАМЯТИ « БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ».              ...