Программа классного часа на тему: "Конфликт. Как правильно взаимодействовать друг с другом".
рабочая программа (7 класс) по теме

Масленникова Виктория Витальевна

Программа классного часа на тему: "Конфликт. Как правильно взаимодействовать друг с другом" с презентацией.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                

Практико-значимая работа.

   

Программа классного часа на тему:  « Конфликт. Как правильно взаимодействовать друг с другом».

Учитель английского языка

МБОУ СОШ №14 г. Красногорска

Масленникова В.В.

        

.

                        

Москва 2013

2

ОГЛАВЛЕНИЕ.

  1. Актуализация темы…………………………………………………………стр. 3

II.  Пояснительная записка……………………………………………………..стр. 5

- Педагогическая новизна представленной программы.

- Основные методы.

- Ожидаемый результат.

III.  Структура классного часа…………………………………………………стр. 8

IV. Ход занятия………………………………………………………………..стр. 11

- Введение в тему занятия.

- Работа над темой занятия.

- Выводы

V. Итог…………………………………………………………………………стр. 24

Приложение…………………………………………………………………...стр.  25

Литература……………………………………………………………………..стр. 26

3

Программа классного часа.

Тема: «Конфликт. Как правильно взаимодействовать друг с другом»

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ

Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости.

Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям. Конфликты взрослых, детей и подростков часто ведут к насилию. Запугивание, драки, в том числе и со смертельным исходом – приметы жизни некоторых школ и дворовых компаний.

Перед педагогическим сообществом встают извечные вопросы: что делать? Кто виноват?

Конфликты – это часть нашей жизни. Они существовали в этом тысячелетии и будут существовать в новом тысячелетии. Другое дело - как относиться к конфликту. С одной стороны, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. С другой стороны – конфликты – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности, свободы.

4

Каким же образом можно отстоять свое «Я», не пренебрегая чужими целями? Как научиться владеть собой в различных конфликтных ситуациях, чтобы не разрушить свое здоровье или здоровье окружающих вас людей?

Так как без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться конструктивно их решать. Для того, чтобы правильно разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам более серьезным:

  • проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
  • проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.д.);
  • проблемы социального плана (потеря семьи, потеря себя).

В ходе классного часа «Конфликт. Как правильно взаимодействовать друг с другом» обсуждается значимость данной темы для старшеклассников, рассматривается природа конфликта, определяются положительные и отрицательные стороны конфликта, методы выхода из конфликта. Подростки знакомятся с понятием «компромисс», овладевают первичными умениями выхода их конфликтной ситуации с наименьшими потерями для себя и оппонента, учатся взаимодействовать друг с другом.

Для более подробного рассмотрения данной темы разработана серия мероприятий:

  • Серия классных часов: «Конфликты в нашем классе», «Проблемы отцов и детей» (как подготовительный этап к родительскому собранию «Конфликты с собственным ребенком…»), «Учитесь властвовать собой»
  • Родительское собрание «Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения»
  • Анкетирование «Конфликтный ли ты человек?»
  • Диспут «Преступление и наказание».

5

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные теоретические, методические и организационные особенности данного классного часа:

форма проведения: работа в группах сменного состава

место проведения: классная комната,

время проведения – 1 час 20 минут.

Работа в группах сменного состава – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом и знаниями по обсуждаемой проблеме, способствующая овладению первичными умениями компромисса.

Общий план работы предполагает соблюдения правил поведения на уроке: работа проходит за партами, отвечает только ученик, поднявший руку и спрошенный учителем и т.д.

Каждое занятие заканчивается созданием «итогового продукта»: памятка по теме, общие правила и т.д. Важно, чтобы получившиеся работы оставались в классном кабинете и были доступны для всеобщего обозрения.

Педагогическая находка (новизна) представленной программы в том, что такая форма работы наиболее интересна детям, потому что позволяет без назиданий познакомить их с методами и приемами разрешения конфликтных ситуаций, на собственном опыте познакомиться с искусством компромисса; помогает погрузить детей в среду позитивного общения, дать образцы установок неконфликтного поведения, создать единое образовательное сообщество педагога и детей класса. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют детям взглянуть на свои проблемы с иной точки зрения.

6

Основные методы:

В работе используются, прежде всего, психолого-педагогические методы. Предполагаются только те упражнения и задания, которые может провести педагог без специального психологического образования.

  • Тематические беседы
  • Диспуты
  • Групповая дискуссия
  • Метафора
  • Совместные задания (подгрупповые и групповые формы работы)

Методическое обеспечение: мультимедийное оборудование, карточки, белая бумага .

Формы контроля:

  1. Рефлексия.
  2. Итоговый продукт каждого занятия.
  3. Выполнение совместных заданий, результаты групповых дискуссий, диспутов.

Ожидаемый результат 

– овладение навыками конструктивного решения конфликтной ситуации;  

- осознание того, что главная способность в конфликте - способность к конфронтации – объяснению:

  • отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;
  • стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества партнера;

7

  • стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.
  • Сплочение коллектива.
  • Снижение количества конфликтных ситуаций внутри классного коллектива.

Данная программа рассчитана на её творческое использование. Классный руководитель вправе варьировать способы подачи материала, исходя из  конкретных условий работы и опираясь на индивидуальные особенности учащихся, степень подготовленности детей, их общего развития и интересов.

8

III. СТРУКТУРА КЛАССНОГО ЧАСА.

1. Приветствие.

Цель: создание атмосферы доброжелательности

2. Вступительная часть

Цель: Формирования мотивации к работе посредством создания проблемных ситуаций.

2. Основная часть.

Цель: Решение поставленных задач посредством различных методических приемов.

3. Подведение итогов

Цель: Рефлексия полученных знаний (групповая работа,  совместно выработанное решение и т.д.)

Структура занятия

Этап

Формы и методы

Ожидаемые результаты

Iэтап.

Введение

Объяснение учителя, постановка проблемы, работа с эпиграфом.

Учащиеся должны понимать цели и задачи.

IIэтап.

Работа с понятиями.

Работа в группах с мудрыми изречениями.

Осмысление учащимися понятий: «конфликт», «стороны конфликта», «выбор», «компромисс».

IIIэтап.

Изучение основной проблемы.

Работа в малых группах:

  1. работа тестом
  2. анализ дилеммы, информация учителя
  3. слушание и обсуждение ситуации.

Учащиеся усвоят основные понятия, сумеют проанализировать сложившуюся ситуацию в классе, осмыслять значимость сложившейся проблемы; научатся прогнозировать то, что может случиться в результате принятия того или иного решения.

IVэтап.

Итоговая дискуссия.

Обсуждение итогов работы в малых группах.

Учащиеся увидят последствия вариантов выбора.

Vэтап.

Заключение

Работа в малых группах:

1.написание памятки

Учащиеся должны суметь сформулировать выводы, показать понимание того, что они приобрели новые умения делать выбор.

Цели:

  1. Формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения. 
  2. Развивать умения нравственного самопознания, самоанализа, самооценки;
  3. Решение проблемы сплоченности класса.

 Задачи:

  1. Дать характеристику понятия «конфликт».
  2. Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны. 
  3. Познакомиться с методами выхода из конфликта.
  4. Дать определение  понятия  «компромисс».

5.   Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его  справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности.

Оборудование: 

     презентация «Конфликт. Как правильно взаимодействовать друг с другом»;

     инструментальная музыка;

     карточки с описанием конфликтных ситуаций;

     карточки для групповой работы;

     Памятки.

11

IV. ХОД ЗАНЯТИЯ.

 

1) Введение в тему занятия.

   В классной комнате, где проходит данное занятие, парты сдвинуты таким образом, чтобы дети могли образовывать группы сменного состава.

     Звучит тихая инструментальная музыка. (Эмоциональный настрой)

 - Чтение цитаты.  (Показ слайда №  3)

Других не зли и сам не злись.

Мы гости в этом бренном мире.

А если, что не так – смирись,

Будь умнее -  улыбнись,

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно:

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно…

                                     Омар Хаям

     -  Чтение притчи.  

Иногда для того, чтобы решить проблему, нужно потратить очень много времени, а иногда бывает достаточно одного разговора. Почему так случается? На этот вопрос мне хочется рассказать вам, уважаемые читатели, одну интересную притчу, которая поможет понять вам суть ответа.

Как-то раз Учитель спросил у своих учеников:

- Почему, когда люди ссорятся, они кричат?

Ученики задумались, потом один из них произнёс:

- Потому, что они  теряют спокойствие.

12

- Но зачем нужно кричать, если другой человек  находиться рядом с тобой? - снова спросил Учитель. – Может, лучше поговорить с ним тихо? Зачем нужно кричать, если человек рассержен?

Ученики снова стали предлагать свои ответы не этот вопрос, но ни один из ответов не устроил Учителя. После того, как ответы учеников иссякли, Учитель сказал:

- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются друг от друга. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.

Что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое.

А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви. В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей.

Надеюсь, что эта притча, поможет вам понять, что происходит, когда возникают конфликты и споры. Любая ссора отдаляет людей друг от друга, и чем больше вы кричите, тем больше отдаляете от себя того, которому так хотите сказать что-то важное. Поэтому, если вы продолжите громко выяснять отношения, то вполне может настать тот день, когда вы просто не сможете докричаться друг до друга.

 

  - Беседа.

-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

-Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими братьями, сестрами, покупки необходимой вещи?

13

   Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.        

      Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов.  Конфликты существовали  всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…

Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности и свободы…

 

 - Сообщение целей и задач занятия.

Цели:

  • Предупреждение конфликтов в подростковой среде.
  • Сформировать конфликтную компетентность  и способность толерантного поведения.

Задачи:

  • - определить понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация».
  •  - Рассмотреть функции конфликта в обществе и  его структуру.
  •  - Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.
  •  - Самоанализ уч-ся  «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

-Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций.

Упражнение «Да – нет» ( Слайд №4)

14

-А  теперь разыграем другую ситуацию.

 

(В центре класса – два добровольца показывают упражнение «да – нет» на примере ситуации с дежурством по классу).

 

-Я дежурил вчера.

-Нет.

-Дежурил.

-Нет.

-Да.

Нет и т.д.

-Конфликт ли это? Почему?

Ученик дают варианты ответа.

-Да, конфликт, потому что есть два человека и предмет спора – дежурство.

 2) Работа над темой занятия:

 

1.Определение понятия «конфликт».

-Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?

 Ученики:  Ссора,  хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.

 -Давайте посмотрим,  как говорили о конфликте политики, какое определение этого слова дано в словарях русского языка. (Показ слайда №5)

   Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона.

                   Уильям Линкольн.

 КОНФЛИКТ – противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.

15

 КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.

 

   Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушат привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями. 
  Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом- способом изучения проблемы. Наша цель - показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтной ситуации. 
  Давайте попробуем ответить на вопрос, что такое конфликт? 
  Конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. 
Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. 
  Конфликтная ситуация- это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения. 
- Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию? 

   С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? 
  Что чаще всего для вас является причиной конфликта? (недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся источником ссор и конфликтов) Может ли быть причиной конфликта является поведение людей, неумение общаться?


   
Давайте проверим, конфликтная ли вы личность. (Тест) (Слайд №6 )

16

Тест «Конфликтная ли вы личность?»                

  • В общественном транспорте начался спор. Вы:
  • а) не вмешиваетесь;
  • б) высказываетесь кратко;
  • в) активно вмешиваетесь.
  • 2. Выступаете ли вы с критикой учителя:
  •      а) нет;
  •      б) редко, имея основание;
  •      в) часто, по любому поводу.
  •     3. Часто ли спорите с друзьями:
  •     а) нет;
  •     б) лишь по принципиальным вопросам;
  • в) да.
  • 4. Как вы реагируете на нарушение очереди:
  • а) молчу;
  • б) делаю замечание;
  • в) прохожу вперед и наблюдаю за порядком.
  • 5. Недосоленное блюдо. Ваша реакция:
  • а) промолчите;
  • б) досолите сами;
  • в) откажетесь от еды.
  • 6. Вам наступили на ногу. Вы:
  • а) промолчите;
  • б) сделаете замечание;
  • в) выразите все свои эмоции.
  • 7. Вам не нравится подарок. Вы:
  • а) промолчите;
  • б) тактично прокомментируете;

17

  • в) устроите скандал.
  • 8. Не повезло в лотерее. Вы:
  • а) равнодушны;
  • б) не скрываете досаду;
  • в) надолго потеряю настроение.

Ключ к тесту.  

(а) 4 балла, б) 2 балла, в) 0 баллов.

 22 – 32 балла.   Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, иногда вас называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться  принципиально, невзирая на лица.

    12 – 20 баллов.  Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле вы конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и все другие средства исчерпаны. Вы твёрдо отстаиваете своё мнение, не думая о том, как это отразиться на вашей карьере или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки конкретности, не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

  • До 10 баллов.  Споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, «можете съесть живым». Ваша критика – ради критики. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не потому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер.

Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент (Слайд №12).

Инцидент- это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон. (Пример конфликта) 
И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того,

18

как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон «подгоняются» под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации.

Ребята, давайте попробуем выяснить причины конфликтов? 
Причины конфликтов: ( Слайд №13, 14)
1. Противоречия между интересами, взглядами. 
2. Противоборство между лидерами, между отдельными группами в коллективе. 
3. Особенности темперамента, восприятия, убеждений. 
4. Ошибки в общении (неумение слушать, правильно задавать вопросы, проявлять эмпатию (умение сопереживать чувствам собеседника), реагировать на критику). 
Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно. 
- К каким результатам приводят конфликты? 
1. Победа – поражение – одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена. 
2. Поражение – поражение – обе стороны не удовлетворены результатом. 
3. Победа – победа – обе стороны приходят к согласию.

 Работа в группах.

- Для того,  чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.

Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

Слайд №16

  1. Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами

19

возникла конфликтная ситуация.

  1. На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.
  1. Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
  2. Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Во время ответов  каждой группы – показ слайда №16.

Подводя итоги, ведущий подчеркиваетчто большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.  (Показ слайда №17)


   Ребята, как вы думаете, конфликт может быть полезным? 
Конфликт бывает разрушающим и конструктивным.

При правильном обращении он может быть полезен познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения.. При неправильном – приводит к обиде, непониманию и даже к насилию. ( Слайд №18 – 20)

    Игра «Триада» (интерактивная игра в группах).

-Искусству компромисса нужно учиться. Попробуем провести игру «Триада».

   В одной из школ между мальчиками и девочками разгорелся конфликт. Девочки все время ябедничали, не давали мальчикам списывать, не подсказывали им на уроках, а мальчики дразнили девочек, случалось, били. Ни та, ни другая сторона не хотела идти на примирение. Нужно было искать компромисс.

Сейчас мы образуем три группы:        

20

      I группа состоит только из девочек;

      II группа состоит только из мальчиков;

      III группа состоит из мальчиков и девочек.

Карточки для групп.

Задание для 1-й и 2-й групп. В течение 5 минут каждая группа отдельно готовит список трех претензий друг к другу и трех предположений о взаимных уступках и примирении.

Задание для 3-й группы. Это группа медиаторов. Одновременно с 1-й и 2-й группами медиаторы должны изучить в течение пяти минут инструкцию, подготовить свои предложения для достижения компромисса.

Инструкция для медиаторов

  1. Медиатор – посредник в конфликте.
  2. Медиатор сохраняет уважение к обеим сторонам.
  3. Медиатор должен быть готов решить проблему.
  4. Медиатор слушает по очереди претензии обеих сторон, не давая им возможности спорить, предлагая при этом удобные для обеих сторон варианты.
  5. Медиатор поддерживает только то, что законно и справедливо, проявляет дальновидность и настойчивость.
  6. Медиатор должен верить в успех дела и добиваться взаимовыгодного для обеих сторон решения.

   На втором этапе игры образуются новые группы из трех человек: один человек из 1-й группы, второй – из 2-й, третий – медиатор из 3-й группы. Медиатор садится между мальчиком и девочкой из 1-й и 2-й групп, внимательно выслушивает претензии и предложения с обеих сторон, помогает им выйти из конфликта в течение пяти минут.

   На третьем этапе игры медиатор каждой группы по очереди докладывает о результатах своей деятельности.

21

   Вопросы к участникам игры:

  1. Легко ли было найти путь выхода их конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений?
  2. Поднимите руку, если данное качество было свойственно вам:

-способность уступать;

-наглость;

-трусость;

-равнодушие;

-мягкотелость;

-стремление к справедливости;

-миролюбие.

 - Выводы (Показ слайда №21,22)

     Слайд №21

Компромисс (от лат.  сomromissum) – соглашение представителей разных точек зрений и интересов на основе взаимных уступок.

Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности.

   Как вы думаете, можно ли управлять конфликтом? Давайте попробуем вместе выработать правила поведения в конфликте 
Правила поведения в конфликте: ( Слайд №23 )
- Дай партнеру «выпустить пар». 
- Если партнер раздражен к агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока этого не произойдет, договориться с ним будет трудно или невозможно. Наилучший прием в эти минуты представить, что вокруг тебя оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты будешь надежно защищен, находясь будто в коконе. 

22


- Потребуй от него спокойно обосновать претензии. 
Людям свойственно путать факты и эмоции. Следует учитывать только факты и объективные доказательства. 
- Не бойся извиняться, если чувствуешь, что не прав. Во-первых, это обезоруживает, во-вторых, вызывает уважение. Ведь только сильные и уверенные люди способны признавать свои ошибки. 
- Независимо от результата разрешения конфликта старайся не разрушать отношения. 
- Вырази свое уважение и расположение, согласись с наличием определенных трудностей. 
 
Пословицы и поговорки о конфликтах. 
Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу. 
Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой. 
Как жаль, что интересы сблизили нас лбами. 
Если вы не можете принять решение из-за конфликта между умом и сердцем, доверьтесь уму.  
Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну. 
Худой мир лучше доброй драки. 
В мире жить – с миром жить. 
Кто умеет беситься, тому ни с кем не ужиться. 
Мир вам, и я к вам. 
Где лад, там и клад. 
Всякая ссора красна мировою. 
От слова да за нож. Слово не нож, а до ножа доводит. 
Наш классный час хотелось бы закончить словами: 
Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.

Любите себя и не позволяйте злости вырываться наружу.

23

Вопросы к участникам игры:

  1. Легко ли было найти путь выхода их конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений?
  2. Поднимите руку, если данное качество было свойственно вам:

-способность уступать;

-наглость;

-трусость;

-равнодушие;

-мягкотелость;

-стремление к справедливости;

-миролюбие.

 

 

24

V. Итог.

 

- У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков. ( Слайд №24 )

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

  • «Да» – красный квадратик
  • «Нет»– черный
  • «Сомневаюсь» – зеленый

Звучит музыка. По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме.

 Преобладает …цвет. Конечно же, сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее…

(Е.Евтушенко)

 И если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами.

Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит «Памятка» (вручается каждому участнику беседы). Она поможет нам вести разговор на последующих классных часах, а, возможно, кому–то пригодится и в жизни. ( Слайд №25 )

 

25

Приложение.

ПАМЯТКА

Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

 

Для того, чтобы наше обсуждение не было теоретическим, а имело бы практическую направленность, к следующему классному часу продумайте возможные конфликтные ситуации в нашем коллективе и пути их решения. Мы продолжим обсуждение в следующий раз. Спасибо. До свидания.

 

26

Литература:

 

  1.  Ваш беспокойный подросток. Р.Т.Байярд. Москва, 1991г.
  2.  Как помочь ребенку войти в современный мир? Под ред. Т.В.Антоновой. Москва, 1995г.
  3.  Подростки XXI века. Психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях. Т.А.Фалькович, Н.В.Высоцкая, Н.С.Толстоухова.Издательство «Вако», 2006г.
  4.  Психология успешного взаимодействия. Практические рекомендации. Панкратов В.Н. Москва, 1999г.
  5.  Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова и др.  Москва, «Просвещение», 1991г.
  6. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб. , 2000.
  7.  Родительские собрания в 5-11 классах. Н.И.Дереклеева. Москва, издательство «Вако», 2005г.
  8. Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. — СПб: ВИС. 1994.
  9. Хрестоматия по социальной психологии /  Под ред. Т. В. Кутасовой. 1994.—


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Конфликты в нашей жизни"

Работа классного руководителя очень сложная и трудоемкая, особенно в проблемном по социальным показателям классе. В моем классе было много детей из неблагополучных семей, семей риска, из неполных семе...

Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"

В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...

Ситуационный классный час на тему "Конфликты"

Цель классного часа (сообщается учащимся) – расширить представления об основных типах и причинах конфликтов, познакомить с различными способами выхода из конфликтныхх ситуаций.Педагогическая цель...

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

Классный час на тему:«Конфликты.Разрешение конфликтов.»

Цели классного часа:усвоение сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; рассмотрение правил;- предупреж­дения конфликт...

Сценарий классного часа. Формирование общего видения и кодекса взаимодействия класса.

Формирование общего видения и кодекса взаимодействия класса. Персонализированная модель образования "Сберкласс"...


 

Комментарии

Юнанова Юлия Викторовна

Уважаемая Виктория Витальевна! Спасибо Вам за очень интересный, а главное нужный материал. Тема очень актуальна. Спасибо, что делитесь своим опытом.