Классный час на тему: "Как успеть всё"
методическая разработка (9 класс) по теме

Уварова Надежда Васильевна

 Классный час на тему: "Как успеть всё" разработан и проведён в 9 "а" классе. Имеет целью помочь научиться управлять своим временем. Содержит специальную методику тестирования, для выявления отношения детей ко времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл unvklchas.docx37.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ардатовская средняя общеобразовательная  школа»    Ардатовского муниципального района Республики Мордовия

Классный час

на тему

«Как успеть всё»

                                                             

                                                             Провела: классный

                                                              руководитель 9 «а» класса

                                                              Уварова Н.В.

2013 г

Эпиграф

 «Начало научного мышления, извлекшего человека из животного состояния, связано с измерением времени», - отмечал историк античной техники Г. Дильс.

Цель: помочь ребятам проверить:

1) их отношение ко времени (применяя метод тестирования);

2) познакомить с советами психологов, которые помогут ребятам научиться управлять своим временем.

Жизнь течет. То лег, а то проснулся.

Пишешь. Любишь. Голоден и сыт.

Чуть забылся, только отвернулся –

Года нет! Работают часы.

История часов

В одной из философских новостей знаменитого Вольтера «Задиг, или Судьба» великий маг задает вопросы главному герою. Первым был такой вопрос: «Что на свете всего длиннее и всего короче, всего быстрее и всего медленнее, что легче всего делится на величины бесконечно малые и достигает величин бесконечно больших, чем больше всего пренебрегают и о чем больше всего жалеют, без чего нельзя ничего совершить, что пожирает все ничтожное и воскрешает все великое?». Немного времени потребовалось Задигу, чтобы ответить на этот вопрос. Наверное, догадались и вы, что имел в виду великий маг. А теперь попробуйте объяснить свой ответ. (Вопрос звучит еще раз.)

Выслушаем ответ и Задига, который сказал, что в загадке говорится о времени. «Потому что, - добавил он, - на свете нет ничего более длинного, ибо оно мера вечности, и нет ничего более короткого, ибо его не хватает на исполнение наших намерений; нет ничего медленнее для оживающего, ничего быстрее для вкушающего наслаждение: оно достигает бесконечности в великом и бесконечно делится в малом; оно уничтожает недостойное в памяти потомства и дарует бессмертие великому».

        В каждом доме есть часы. Они всюду, они показывают наше время. А что такое время? Сможет ли кто-то из вас дать определение этому явлению? Трудно, правда? Давайте тогда вместе поразмышляем, что же такое «время», в чем его особенности, что отличает его от всего известного нам в мире.

        Конечно, это не часы, не будильник. Они просто машинки, отсчитывающие это самое время. Вспомните сами: есть вещи, о которых мы говорим часто, которые хорошо знаем, но которые ни разу не видели, не трогали руками. Воздух, например, - он невидим, и вы его никак не ухватите руками. Но без него нам просто не прожить! Так и время! Оно не видимо, без запаха, без цвета. И руками его не потрогаешь. И спрятать не сумеешь и другу не подаришь! А потерять можно! А неуловимое время очень дорого стоит. Ведь впустую утекшее время уже никак не воротишь. А еще часто можно услышать: «Время – лучший судья» или: «Время рассудит». Значит, время – самый высокий арбитр всех наших дел. И еще, заметьте, все мы одинаково, без исключения, подчиняемся диктату часовых стрелок. Время – это, наверное, единственное, что в мире неподкупно и беспристрастно.

        Знаем мы и о свойствах времени, порой весьма странных: если любой школьник вам докажет, что 45 минут порой тянутся целую вечность, то пожилые люди утверждают, будто не замечают, как пролетают целые годы, и объяснить это современная наука не в состоянии.

        Время – богатство, отпущенное природой человеку безвозмездно. И никак нам без времени не обойтись: оно необходимо нам, как воздух!

Неутомимый слуга времени – часы. Не каждый, наверное, осознает в полной степени, как много значат в нашей жизни эти две маленькие стрелки, которые бегут по кругу как будто без всякого толку!

        Представьте себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все  часы. Какой страшный беспорядок и переполох это вызовет!

        На железной дороге произойдет множество крушений, потому что без расписания нельзя управлять движением поездов, а расписание без часов бесполезно. Приходите вы, например, на  вокзал. Поезда уже нет. Начальник вокзала всем говорит: «Знать ничего не знаю. Вот у меня дежурный петух. Он крикнул, я поезд отправил. До свидания!» Придется следующий поезд караулить, раскладушку на перрон ставить.

        В море корабли потеряют дорогу, потому что  без часов ни один капитан не сможет определить, где находится его корабль. Ведь корабли в море, спутники в небе определяют расстояние по времени, там километры столбиками не отметишь, только минутами, секундами, часами. Так что часы достаточно точно измеряют не только время. Люди говорят: «Это недалеко – 10 минут неспешного хода». Информация вполне достаточная, чтобы получить представление о расстоянии. И еще. Секундомер дает возможность установить частоту пульса и   беспристрастно судить, здоровы ли вы, велика ли только что полученная физическая нагрузка.

        Так что  в наши дни без точного измерения времени так же не обойтись, как без электричества, без топлива, без машин и приборов. А все они без ритма времени просто ничего не сделают и даже сами не могут появиться. Кстати, часы тоже нельзя сделать  без времени.

        Время не стоит на месте. И дарит нам все новые сюрпризы. Удивлены? Оказывается, по часам можно определить  характер их хозяина или хозяйки. Это одно из очередных открытий ученых-психологов нашего времени.

За умение точно определять время человечество заплатило огромным трудом. Сколько занятных историй связано с изобретением часов, какими неожиданными вещами пользовались люди, чтобы определять время, пока у них не было часов с маятником! Книга, самовар, свеча, колодец, песок, вода.… Перевозили время на лошадях. Сколько воды, например, утекло с тех пор, прежде чем научились класть время в карман!

В 18 веке (а это был век всеобщего увлечения  часами) великий Вольтер, будучи уже в весьма почтенном возрасте, пригласил на работу в свое имение часовых мастеров из Франции, Швейцарии, Германии и организовывал производство карманных часов. «Я хочу научить Европу, узнавать, который час», - говорил он. Среди покупателей была и Екатерина 2, она завезла в Россию несколько сот вольтеровских часов.

Борьба человечества за познание времени упорна и трудна. Мы преклоняемся перед мужеством и талантом великих мастеров, умельцев, подаривших людям возможность идти в ногу со временем. Среди них наши соотечественники: механик Лазарь Сербин, изготовивший первые в России часы, замечательные изобретатели Иван Петрович Кулибин и Терентий Иванович Волосков. Перед часами Кулибина и Волоскова, а также Льва Нечаева меркнет слава иноземцев!

Во время раскопок античных поселений албанские археологи открыли солнечные часы из алебастра. Главная часть – циферблат – представляет выпуклую гладкую поверхность, разделенную на 12 равных частей. интересно, что созданные в IV веке до нашей эры, часы сохранились хорошо и показывают сегодня время так же точно, как и сотни лет назад.

Из античности на порог XXI века переносит нас швейцарская фирма «Омега». Мастер Лузье этой фирмы изготовил золотые часы, которые имеют высоту 18 сантиметров и сделаны в форме цветка розы. С помощью этого хронометра можно получить около 30 видов информации. Например, о расположении звезд над Сиднеем или Нью-Йорком. о времени в Париже и в какой фазе находится Луна. И это еще не все. По заявлениям матера, в часах скрыта одна тайна, - которая раскроется в первую секунду 2000 года. Что это будет за сюрприз?  Лузье на этот вопрос ответить отказался. Желающие увидеть это чудо должны были заранее приехать в Швейцарию, чтобы не опоздать. Кстати, вовремя быт в нужном месте в нужный момент, не опаздывать – главная роскошь, которую дарят нам с вами часы.

Среди всех других изобретений часы занимают одно из первых мест по количеству рекордов. Вот лишь некоторые из них. Самыми большими часами в истории человечества оказались швейцарские часы марки «ЭКСПО-86» в канадском городе Ванкувере. Они весят 35 тонн, а по высоте превосходят восьмиэтажный дом!

           Старейшие из ныне действующих механических часов были установлены в 1386 году на соборе в английском городе Солсбери. Вот уже более шести веков они исправно отсчитывают ход времени. Лишь один раз, в 1956 году, часы останавливались, чтобы провести профилактические работы.

            Самые точные механические часы сделал датский часовщик Й. Ульсен. На изготовление  17 000 деталей для своего детища он потратил много лет, но так и не успел закончить свой кропотливый труд. В 1955 году, уже после его смерти, механизм был завершен и установлен на городской ратуше Копенгагена. По точности часы уступают разве сто атомным. Кроме обычных суточных показаний времени, по этим часам можно узнать восход и заход Солнца, наступление солнечных и лунных затмений и фаз Луны.

            Еще одни удивительные часы появились опять-таки в Швейцарии. Называются часы-рекодсмены «Калибр-89». Фирма «Патек Филипп» разрабатывала их конструкцию в течении 10 лет, и в конце концов карманный «Калибр» установил сразу несколько рекордов. По числу выполняемых функций – 33. По количеству деталей – 1728. К этому надо добавить, что часы оказались и самыми дорогими среди всех карманных и наручных моделей, они продавались по цене 10 миллионов швейцарских марок.

              Часы – это не только предмет первой необходимости, но и важная деталь в создании имиджа. Вот что рассказывает о происходящем в мире часовой моды Штефан Унгару, нью-йоркский дизайнер, создающий модели часов для известнейших мировых фирм. Традиционно часы рассматривались как вещь, покупаемая надолго. Сейчас процесс их изготовления удешевился, качество повысилось. Пришло  чумовое «сегодня» и «сейчас». Стало возможным покупать часы на сезон. К тому же появилась потребность в часах, дополняющих молодежную одежду. Так постепенно они стали частью костюма. Не модных часов сейчас не существует как таковых. Идеальный вариант – сочетать не сочетаемое. Например, в Нью-Йорке на самых модных девушках можно увидеть малюсенькие «бабушкины» часики на тоненькой кожаной полосочке и огромные ботинки на платформе. Молодежь, которая хочет быть модной, покупает часы под конкретную ситуацию и комбинирует их. Таким образом, на одном полюсе недорогие часы, которые можно менять под туалеты и настроение. А на другом фирмы, возрождающие модели 30-х годов по 15 тысяч долларов.

                 Очень популярны крупные наручные «будильники» без цифр в стиле 60-х. С блестящими насечками, выпуклыми железными накладками вместо цифр или вообще с пустым циферблатом. Циферблат однотонный или металлик, сияющий, как лазерный диск. На пике популярности остаются огромные спортивные часы. Актуальны часы с подсветкой. Исключается золотой блеск, доминирует серебро. Цвета – лазерные, космические или в тон одежде. Ремешки меняются вместе с часами. Здесь по-прежнему популярно мелкое железное прессованное плетение. Если вам все-таки ближе кожа, то рельефность и лакировка исключаются! Все гладкое и простое. Очень модно носить часы на замшевом ремешке, что раньше считалось непрактичным. Ремень можно подбирать под одежду, а еще лучше иметь несколько штук и менять в соответствии с костюмом и настроением.

                  Можно еще очень долго рассказывать об этом удивительном изобретении человечества, позволившем ему контролировать ход времени. Башенные, настенные, наручные часы с неумолимой размеренностью отсчитывают секунды, минуты, часы, дни и годы нашей жизни. Но отсчет времени – понятие произвольное. Это чистой воды условность, о которой договорилось человечество. Оно не всегда отсчитывалось так, как это делается сегодня. Когда нужно начинать день? В Италии в средние века он начинался с заходом солнца. Какой день считать началом года? Начинали, кто, когда захотел. В давние времена на Руси Новый год отмечали дважды: первого марта церковный и первого сентября гражданский. Эта традиция сохранялась вплоть до 1342 года, когда митрополит Феогностий утвердил единый Новый год – сентябрьский. Затем Петр I издал указ о праздновании Нового года в январе, дабы не отставать от Запада. В Англии вплоть до 1752 года В Англии вплоть до 1752 года Новый год наступил 26 марта, когда парламент после бурных дебатов принял решение отмечать его 1 января. Правда, это постановление вызвало множество протестов: «Это не сто иное, как кража у государства нескольких месяцев». Еще больше возмущались женщины, «неожиданно постаревшие»: «Отдайте нам наши три месяца?» Во Франции по велению короля Карла IX только 1564 год начался с января. Правда, в 1793 году Великая французская революция ввела новую эру, Новый год которой начинался 22 сентября.

                  Отсчет времени пришел к однообразию по требованиям экономики и религии. Чаще всего время устанавливали те, кому принадлежала власть. Например, христианская церковь, объявив новую эру, разделила историю на историю до новой, или нашей, эры и историю нашей эры. Во всех западноевропейских языках это деление отмечено как до Иисуса Христа и после него. В XI веке развитие городов и торговли стало противостоять религиозной точки зрения. Город начал жить в новом ритме, коммерческом, поэтому и время стало категорией экономической, имеющей свою ценность. «Время – деньги» - известный афоризм Бенжамина Франклина, который он сформулировал в «Повете молодому купцу» в 1748 году. А сегодня все чаще приходиться слышать: время дороже денег. Действительно, если вы потеряли некоторую сумму, то утраченное можно заработать вновь, для первого случая – занять. Время же, в отличие от денежных знаков, нельзя дать в долг, впустую утекшее время никак не воротишь.

       У каждого из нас свой жизненный опыт, и в отношениях со временем в том числе. Все многообразие нашей жизни связано с показаниями этих двух волшебных стрелок. Часы входят в нашу жизнь с момента рождения ,фиксируя время нашего появления на свет. Нас кормили по часам, гуляли с нами по часам… Мы росли. Одним из первых «ста тысяч почему» был: «Зачем часы?» Хотя бы один раз в жизни у каждого часы были самым главным предметом.

   

   Меня волнует оклик этот вещий.

Доверено часам -бездушной вещи

Участвовать во всех делах людей

И, возвещая время с площадей,

Служить работе, музыке, науке.

Считать минуты встречи и разлуки.

И все, что нам не удалось успеть,

На полуслове обрывает медь.

     

   Порой часы обманывают нас,

   Чтоб нам жилось на свете безмятежней.

   Они опять покажут тот же час,

   И верится, что час вернулся прежний.

   Обманчив дней и лет круговорот:

   Опять приходит тот же день недели,

   И тот же месяц снова настает

   Как будто он вернулся. В самом деле.

   Известно нам. Что час невозвратим,

   Что нет ни дня, ни месяца возврата.

   Но круг календаря и циферблата

   Мешает нам понять, что мы летим.

   

По мнению латышского поэта Яна Райниса, «время – это самое дешевое и вместе с тем самое дорогое, что есть у нас, ибо благодаря ему- времени- мы получаем все» А умеете ли вы разумно распоряжаться своим временем? Для начала проверить это очень просто…хотя бы по вашему отношению к учебе.

Предлагаю ответить на ряд вопросов.

  1. В конце месяца вам нужно сделать доклад. Когда вы за него приметесь?

а) в первых же числах,

б) как только появится свободный денек,

в) напишите что-нибудь в последний момент,

г) попросите перенести доклад «хотя бы на недельку»

  1. Вы опаздываете на первый урок…

а) соберетесь за пять минут и бегом на занятия,

б) пойдете ко второму уроку,

в) решите, что это судьба, и повернетесь на другой бок,

г) вы никогда не опаздываете на занятия.

  1. Приятель просит помочь ему, но у вас самих не столь успешно идут дела по этому предмету, Вы…

а) так ему и скажете,

б) посоветуете, к кому обратиться,

в) попробуете разобраться в предмете, чтобы потом ему все растолковать,

г)вместе с ним займетесь изготовлением шпаргалок.

  1. У вас нет времени выучит уроки, Вы…

а) просмотрите материал на переменке,

б) прогуляете урок,

в) авось не спросят,

г) досидите до часа ночи ,но выучите!

  1. Если вы не поймете домашнее задание ,то…

а) попросите преподавателя его разъяснить,

б) попробуете разобраться самостоятельно,

в) не выполните его,

г) обратитесь за помощью к приятелю.

                                                               Таблица для подсчета очков

Номер вопроса

а

б

в

г

1

4

3

2

1

2

2

3

1

4

3

1

2

4

3

4

3

1

2

4

5

3

4

1

2

                                                                         

Итоги

   От 17 до 20 очков. Часто вы или по невнимательности, или от чрезмерного усердия выполняете много совершенно ненужной работы ,а потом удивляетесь , почему у вас не остается ни одной свободной минутки? Научитесь выбирать, что для вас действительно важно. При такой нагрузке даже у машины, в конце концов, все провода перегорят?

   От 13 до 16 очков. Вы умеете рационально подходить к задачам, которые стоят перед вами, и правильно распределяете свое время. Ваш распорядок дня нельзя назвать строгим, но обычно вы успеваете сделать все, что нужно, и полноценно отдохнуть. Так держать!

   От 9 до 12 очков. Вы все делаете в последний момент, и в результате ничего не успеваете. Если причина кроется в лени, то поймите, что не столько упрощаете, сколько осложняете себе жизнь. Если вы просто забывчивы, составьте план действий на весь месяц и периодически в него заглядывайте.

   От 5 до 8 очков. Вы предпочитаете вообще не заниматься своими учебными делами, пусть все как-нибудь улаживается при минимальном участии с вашей стороны. Возможно, это потому, что ваши интересы не имеют с учебой ничего общего, и вы не хотите лишний раз даже думать о ней. А свое драгоценное время тратите на что-нибудь более увлекательное. Но если это ваш жизненный принцип, учтите: проблемы очень редко решаются сами собой, и в один прекрасный день они, как в ужастике, могут выпрыгнуть из-за угла и навалиться на вас всем скопом.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

Классное руководство. Семинар для классных руководителей по теме: "Воспитанием ли мы занимаемся?"

Ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля» ....

Классный час на тему: Классный час на тему: "Конституция России"

Классный час на тему: Классный час на тему: "Конституция России"...

Классный час «Как важно вовремя успеть сказать кому-то слово доброе...» по рассказу Ф.М. Достоевского «Честный вор»

В жизни русского общества была очень хорошая христианская традиция, нашедшая своё отражение и в русской литературе :делать добрые дела, особенно во время православных Постов. Самыми почитаемыми б...

Классный час «Успешный ученик: как успеть все?»

Классный час «Успешный ученик: как  успеть все?» направлен на освоение различных способов тайм-менеджмента  - организацию и эффективное использование времени.Цель класс...