Моя система работы классным руководителем
статья (10 класс) по теме

Маслакова Марина Владимировна

В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Появилось много педагогических коллективов, которые пробуют моделировать и создавать воспитательные системы. Изучение их опыта показывает, что системный подход и метод моделирования могут стать эффективными средствами обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях.  Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_sistema_raboty_klassnym_rukovoditelem.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы как классного руководителя

В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Появилось много педагогических коллективов, которые пробуют моделировать и создавать воспитательные системы. Изучение их опыта показывает, что системный подход и метод моделирования могут стать эффективными средствами обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях.  Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью.

Я стала классным руководителем 7 "А" класса (ныне 10 "А") в 2009 году (четвертый год являюсь наставником данного класса).

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому мне, как классному руководителю, необходимо было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития каждого ученика.

За годы педагогической деятельности осознала ту остроту ситуации, которая сложилась в современном обществе и школе. Красота, милосердие, искренность, чувствительность… Как не достает этих качеств в обществе и, несомненно, в образовании. Мы загружаем в ребячьи головы цифры, факты, формулы, понятия. Получают выпускники аттестаты зрелости, а души у многих так и остались в эмбриональном состоянии, чувственно-образное восприятие мира не развито. Чем это оборачивается для последующих поколений, ясно всем.  Поэтому считаю важнейшей задачей и проблемой школы перед обществом научить ученика "думать хорошо", поступать хорошо, т.е. нравственно. Вывожу на первый план воспитывающую роль школы, ничуть не умаляя ее образовательной функции. Отталкиваясь от мысли, что человека, прежде всего, создает не образование, а нравственность, необходимо решать задачи, которые создают целостную систему, т.е. концепцию, направленную на развитие личности ученика.  "От гармонии воспитания к осознанной нравственности к гармонически развитой личности".

7 "а" класс – общеобразовательный класс. Обучалось в нем 17 человек: 9 девочек и 8 мальчиков. Большинство ребят 1996 года рождения (15 чел), есть учащийся 1995 года рождения (Бурханов Рустам), 1 ученик 1997 года рождения (Кирпач Александр).  Коллектив формировался в 7 классе, ребята пришли из разных школ города:

МБОУ СОШ № 1 – 8 учащихся

МБОУ СОШ № 8 – 2 учащихся

МБОУ СОШ № 32 – 3 учащихся

МБОУ СОШ № 9 – 1 учащийся

МБОУ ООШ № 22 – 1учащийся

МБОУ СОШ № 5 – 3 учащихся

МБОУ СОШ № 3 – 1 учащийся.

Основной его состав сохранился до сих пор (15 человек). Вновь прибывшие ребята успешно адаптируются в коллективе.

Класс работоспособный (принимает активное участие в уборке территории лицея (акция «Мы – за чистый город», классного кабинета…),  интересуется общественными делами и с удовольствием их  выполняют (сбор краеведческого материала в музей лицея, изготовление поздравительных(электронных) открыток, оформление классного уголка, участие в выставках, дистанционных олимпиадах.  конкурсах и др).

Успеваемость в учебе хорошая. 9 классов закончили на «отлично» - 3 учащихся (Балабанова Настя, Булаева Алина, Мильшина Вера), на «хорошо» и «отлично» -  9 человек, 3 человека имели "3" по одному предмету ("резерв"). Возможности учащихся реализованы не полностью, поэтому в этом направлении необходимо работать.

При составлении таблицы интересов, занятости учащихся во внеурочное время выяснилось, что 2 человека занимаются в  музыкальной  школе, 2 – в художественной школе, 2 – в вокальном кружке, 8 – в спортивных секциях.

В классе реально действуют органы самоуправления (Балабанова Настя, Андреева Полина, Мильшина Вера, Семенюк Артем. Шарыпов Илья -  являются активом класса),  ребята со всей ответственностью относятся к своей "должности" (в 7 -9 классах это руководство однако было  преимущественно по инструкции классного руководителя, в этом учебном году я отмечаю прогресс в данном вопросе, ребята стали самостоятельными, инициативными. Нужно отметить, что годы работы в направлении – воспитание самостоятельности – не прошли даром).  Яркого лидера в классе нет. Можно выделить группу учащихся (5 девочек и 4 мальчика), которые обычно являются  лидерами в микрогруппах. Успехи в учебе и познавательная активность этих учащихся сформировали общественное мнение в классе: "Каждое дело творчески, а иначе зачем? Каждое дело для людей, а иначе зачем? Каждое дело с пользой, а иначе зачем?"  Совершенно равнодушных к делам класса и лицея тоже нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказать помощь товарищу. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать развивать в детях такие качества, как чуткость, милосердие, дружелюбие.

Учащиеся любят проводить вместе время как в лицее и вне ее (походы, экскурсии); стремятся к общению (мальчики и девочки дружат между собой).

Большинство детей воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере (по результатам анкетирования). Есть ребята из многодетных семей: Семенюк (трое детей). Учатся ребята и из неполных семей: Бардакова Маша.  

Хорошие взаимоотношения сложились с родителями, большинство которых интересуется жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета (Андреева И.А., Зыкова Н.Ю., Балабаннова М.Н., Семенюк А.А.).

Разнообразен социально-профессиональный состав семей: служащие – 5, учителя – 2, продавцы – 4, рабочие – 3, домохозяйки – 2,

Родители систематически посещают родительские собрания (численность не менее 16-18 человек), причем часто приходят вдвоем: папа и мама.

Основой воспитательной системы класса является краеведческая деятельность, направленная на познание истории родного города. Системообразующей воспитательной системы является нравственно-патриотическое воспитание. Оно способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.

Многогранна деятельность, организуемая в классе в этом направлении. Это и работа внутри лицея:

• Патриотические классные часы с приглашением участника ВОВ – Дементьева Кузьмы Спиридоновича (умер в сентябре 2011 года), который подробно рассказал ребятам про свою "фронтовую" судьбу, показал фотографии военных лет.

• Вечера-встречи с интересными людьми. Эти встречи позволяют познакомиться с почетными гражданами города (Мошкина Л., Гуркин В.) Это люди, чья жизнь служит достойным примером для других. Личные встречи с ними – прекрасные уроки жизни. Такие вечера и встречи являются одним из источников обогащения духовного мира учащихся и несомненно способствуют обогащению у школьников нравственного сознания и поведения

• Операция "Поиск", в которой участвуют все учащиеся класса  (ребята собирали биографические сведения о спортсменах - черемховцах, истории Царскосельского лицея)

Многообразны формы общения и взаимодействия лицеистов с людьми старшего поколения, которые используются в воспитательной системе данного класса, позволяют детям понять и усвоить социально одобряемые нормы поведения и жизни в городе. С помощью такого взаимодействия осуществляется преемственность поколений, передача накопленного жизненного опыта от старших младшим.

Особое внимание в воспитательной системе уделяется семье как среде первоначального развития ребенка, где закладывается основа личности. Организуется целенаправленное взаимодействие с ней с учетом индивидуальных особенностей детей:

  • Посещение семей
  • Родительские лектории, собрания
  • Коллективные творческие дела (походы, экскурсии, другие мероприятия..)
  • Привлечение родителей к проведению классных часов и классных мероприятий

При этом главной задачей является воспитание чувства чести рода, забота о продолжении рода, сохранение и умножение его добрых традиций.

В работе классного руководителя обращаю  внимание на материальную и духовную культуру как результат развития человеческой цивилизации. Здесь одной из главных педагогических задач является раскрытие особенностей  русского характера – высокой духовности, ответственности за окружающий мир, терпимости:

• Экскурсия «Блистательный Санкт Петербург»

• Музеи города Иркутска: музей декабристов, краеведческий музей)
• Цикл бесед "Красота–это здоровье"

• Классный час "Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля"
• Посещение выставок в ДК «Горняк»

Прогресс не стоит на месте. Каждый день приносит миру маленькие и большие открытия, которые пополняют копилку коллективного человеческого интеллекта. И современному молодому человеку просто необходимо успевать повышать свой интеллект, чтобы шагать в ногу с прогрессом, чтобы занять в жизни определенную социальную нишу, овладеть профессией, стать профессионалом в своей профессии, а следовательно, стать самодостаточной личностью, легко адаптирующейся к многообразному яркому жизненному процессу.

"Образованный человек без нравственности, опаснее необразованного"

"Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает"

                                                                                       (Ян Амос Коменский). 

Поэтому одной из главнейших задач своей воспитательной системы считаю развитие и воспитание интеллектуальной личности с высокой нравственностью. А нравственность, думаю, общий предмет всех учителей, всей педагогической команды. Вышеназванная задача неразрывно связана с основой воспитательной системы класса – патриотическим воспитанием через краеведческую деятельность.

Являясь классным руководителем и учителем математики имею огромные возможности заниматься выполнением данных задач через уроки и во внеурочное время. Совместные походы в библиотеку (посещаем библиотеку ДК «Горняк») помогают окунуться в богатейший мир книги – копилку разума, интеллекта, помогают привить любовь к чтению, что очень сложно в наше время, т.к. нынешнее поколение детей – это не книжные, а экранные дети (компьютеры, видео). Развитию интеллекта учащихся способствует работа над небольшими докладами, сообщениями к урокам (исторический и занимательный материал к уроку).

Важное место в воспитательной системе класса отводится общению, которое способствует творческому самовыражению и самореализации учащихся. Для обладания культурой общения организуются:

• традиционные классные праздники "Давайте дружить",

"День рождения только раз в году"

• новогодний карнавал

• дискотеки

• поездки, экскурсии

Не менее важно и то, что дети в своем коллективе чувствуют себя комфортно (жизненное пространство класса образует кабинет математики, уютный, светлый).

Они стремятся познать, помочь, пообщаться. Не перестают удивлять и удивляться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся

Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого  коллектива...

Система работы классного руководителя в развитии творческих способностей учащихся

Доклад на МО классных руководителей по теме  "      "Система  работы классного руководителя в развитии творческих способностей учащихся"...

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. (Из опыта работы Баюновой В.И.)

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса....

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал статьи будет полезен не только для классных руководителей,но и для учителей предметников...