Кусаева М.Е Час классного общения "Толерантность"
методическая разработка по теме

Беляевка РМО классных руководителей

 

Час классного общения "Толерантность" для учащихся начальных классов (конспект + презентация)

Цель:  знакомство учащихся с понятием"толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кусаева М.Е.     учитель начальных классов МБОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа»

Час классного общения "Толерантность"

Участники:

учащиеся 2-го класса, классный руководитель.

Цель:

знакомство учащихся с понятием"толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

Образовательная:

  • Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
  • Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

  • Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
  • Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

  • Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Оборудование:

раздаточный материал(карточки), мультимедийное  оборудование,

фонограммы

План классного часа:

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. (1- 2 мин.)

2. Введение в тему. (3-5 мин.)

3. История понятия толерантность. (3-5 мин.)

4. Упражнения на закрепление понятия"толерантность" (25-30 мин.)

5. Итог. (2-3 мин)

Ход проведения

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

2. Введение в тему.

Прослушивание песни "Я, ты, он , она".

Учитель: "Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове "мы"- сто тысяч "я"! - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.

Но так поётся в песне, а в жизни намного сложнее. Не так легко быть объединённым одним"ансамблем" отношений, входя в такие социальные образования, как "страна", "семья", "школа", "класс".

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал в обществе и продолжает существовать в наше время.

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, сдержанность, уступчивость, терпимость:

- Что вы понимаете под словом терпимость?

Дети:

Терпимость - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Учитель:

Как поступает терпимый человек?

Дети:

Терпимость - это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что- то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему ещё хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

Учитель: Сформулировать тему классного часа нам поможет китайская притча "Ладная семья".

(Учитель читает притчу)

Китайская притча "Ладная семья"

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

  • любовь;
  • прощение;
  • терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё? - Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:- И мира тоже.

Учитель:

Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

Дети:

Любовь, терпение, прощение.

Учитель

: Как вы думаете, о чём будем беседовать на классном часе?

Дети:

О дружбе, доброте, терпимости, любви, уважении.

Учитель:

Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом "толерантность"

3. История понятия толерантность.

Учитель:

Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.

На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, -в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связано понятие"толерантность".

Дать определение толерантности довольно-таки трудно из- за того, что в разных языках оно трактуется по- разному. И сейчас мы с вами в этом убедимся.

У вас на столах желтые  карточки, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: "Что общего в определениях?"

Дети зачитывают:

  • Толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения. (Испанский).
  • Толерантность - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. (Французский)
  • Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
  • Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
  • Толерантность - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. (Арабский)

Учитель:

- Что общего в этих определениях?

Дети:

Умение жить в мире и согласии со всем миром

4. Упражнения на закрепление понятия"толерантность"

а) определение качеств толерантной личности;

Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантный человек. У каждого из вас на столах лежат карточки зеленого цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.

 Качества:

Терпимость

Бессердечность

Конфликт

Сострадание

Прощение

Вспыльчивость

Желание что-либо делать вместе

Милосердие

Злорадство

Ложь

Сотрудничество

Уважение прав других

Раздражение

Принятие другого таким, какой он есть

Зависть

б) импровизированный монтаж.

Учитель:

На каждой парте лежит текст со стихотворением, цифрами обозначены номера. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер .

1.

Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?

2.

А быть может это то, что маме
Я на день рождения принёс?

3.

Понял я, что это - уважение
К мнению не только своему.

4.

Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.

5.

Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.

6.

Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.

7.

Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.

8.

Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.

9.

Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь.

10.

Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.

11.

Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.

12.

Оставайся им всегда и
Будь ещё галантен.

13.

Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.

14.

Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.

15.

Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Все вместе (хором):

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

в) Физминутка (песня "Дружба" Барбарики).....

г). Работа в группах

    -  А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?

Ситуации.

  • В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три  «2». Кто-то говорит, что он «неумеха», не будем с ним дружить!» Твои  действия.

  • Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?

  • Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать  ему о долге или лучше промолчать?

д) Игры

1. Апельсин

Подойдите ко мне 4 человека и возьмите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.

Как вам это удалось? А сейчас отвернитесь.

Учитель  разрезает  апельсин на части и спрашивает –Чей это апельсин? – Почему трудно определить?

Вывод: Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри –одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

2. “Техасские объятия”.

Все встают в круг лицом внутрь очень плотно, кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу, вытягивают её к центру круга. И по команде все делают шаг внутрь.

- Вам было весело играть?

- Получится так весело у одного, двух человек?

Молодцы. Ответьте пожалуйста, на самые трудные вопросы.

  • Люди какой национальности мудрее – русские, удмурты, англичане или французы?
  • Кого надо уважать, слушаться – у кого громкий голос, крепкие кулаки или больше денег?
  • Хорошо или плохо, что все мы разные?
  • Как жить в мир, где столько разных людей?

е) Заключительное задание “Дерево толерантности”

- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

5.Итог

Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил глубокий след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.

Крутится, вертится шарик земной,

Годы, как птицы, летят чередой.

На классный час я сегодня пришла,

С собою в подарок шары принесла

    В красных шарах выраженье любви,

 Мы их с собою сейчас принесли.

       Дружбы, любви это пламенный знак,

     Мы принесли его в наших сердцах

     В синих шарах – голубые мечты,

Чтобы мечтали по-прежнему вы.

Чтобы сбывались мечты все у вас-

Этого мы вам желаем сейчас!

 В шаре зелёном надежда живёт

В то, что счастливым окажется год,

В то, что на свете не будет войны,

Будут леса и сады зелены!

 Чёрный же шар я с собой не несла

Не потому, что его не нашла,

А потому, что в сердцах у детей

Лишь пожелания солнечных дней!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Защита программы Кусаевой М.Е.

Целью программы является воспитание и развитие  успешной личности ученика, психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном общес...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....