Информационный курс "Карта мира профессий"
материал (9 класс) по теме

Ружникова Ирина Юрьевна

В мире тысячи профессий.

 Легко ли разобраться в этом многообразии, взвесить свой выбор?

Определить в начале пути, однажды, а может быть и на всю жизнь? мире тысячи профессий.

 Легко ли разобраться в этом многообразии, взвесить свой выбор?

Определить в начале пути, однажды, а может быть и на всю жизнь?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnyy_klassnyy_chas_professii.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

 «Карта мира профессий».

        В мире тысячи профессий. Легко ли разобраться в этом многообразии, взвесить свой выбор? Определить в начале пути, однажды, а может быть и на всю жизнь?

        При многих обязанностях человека в обществе о нем судят, прежде всего, по труду на общее благо, так как духовное богатство, сущность личности, мера сознательности каждого лучше всего проявляется в его трудовых свершениях. Ведь труд помогает человеку раскрыть свою личность, развернуть свои способности.

        Поэтому, когда вы пытаетесь определить свое отношение к окружающим, найти свое место среди них, не забывайте, что «делом славен человек». Именно по трудовому вкладу каждого в приумножение общественных благ вы можете и должны, прежде всего, оценивать людей.

        Профессиональное искусство, как впрочем, и всякое настоящее искусство, не вдруг становиться понятным непосвященному, даже если он будет смотреть во все глаза на работающего человека. Тем более не сразу наглядно выявишь мастерство в наше время, когда труд рабочих все больше наполняется умственным, личным, интеллектуальным содержанием. Тут надо «ловить» не только мелькание рук умельца, а главное – полет его мысли. Тут следует восхищаться не столько физической силой работника, сколько его знаниями.

        Чтобы понять, в чем состоит конкретный настоящий труд человека, нужно прежде основательно изучить содержание его работы, профессию. Надо многое знать, иметь не только общее, но и профессиональное образование.

        Подлинные клады мастерства составляют знания, умение, трудолюбие. Чтобы стать настоящим гражданином своей Родины, каждому надо изо дня в день работать в полную меру сил и способностей, поднимаясь все выше и выше в своем мастерстве. И как важно сразу, в самом начале жизненного пути, без ошибок начать накопление этих величайших человеческих ценностей независимо от того, кем хочешь быть, чтобы, став совершеннолетним, реализовать их с максимальной пользой для общества и для себя. То есть нужно, как следует осмотреться в мире труда и профессий и из множества занятий выбрать работу, которую хотелось бы выполнять с удовольствием. И если чувствуешь призвание к избранной профессии, увидел все ее плюсы и минусы, достоинства и трудности – тогда избирай именно ее.

        Начиная такое важное дело, как выбор своего пути, надо постараться объективно оценить и свои способности, возможности, и ответить на вопросы: «Что у меня лучше получается?», «К чему я сам больше склонен?»

        Свои способности человек может узнать, только приложив их к делу – работе, занятиям в кружках, олимпиадах, различных конкурсах, техническом творчестве. Пока человек бездействует, он сам не узнает своих способностей.

        Что же касается выбора профессии, то здесь добрую помощь могут оказать и книги.

        Как подготовить себя к тому, чтобы осознанно выполнять те обязанности, которые выпадают на долю взрослых, к той многообразной ответственности перед собой, детьми, обществом?

        Но как мысленно представить многотысячное разнообразие профессий? Так же, как охватываются, например, памятью обширная география планеты или разнообразие ее растительного и животного мира.

        Великое множество профессий подразделены на типы в зависимости от взаимоотношения человека и объекта действия: «человек – природа», ««человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – знаковая система».

        Вопросы выбора профессии за один присест, с ходу не решить. К ним нужно вновь и вновь возвращаться после прочитанных книг, просмотренных фильмов, бесед с учителями, родителями, опытными рабочими о труде и профессиях.

        Когда решить, что выбор специальности сделан и определено профессиональное учебное заведение, задай себе вопросы: какими личными качествами отличаются лучшие представители этой профессии, специальности? Какие качества недопустимы у работника данной профессии, специальности? Что есть и чего пока нет в твоем арсенале личных качеств для освоения данной специальности и успешной работы? Что надо наметить в программе самовоспитания и что ты должен уже выполнять для нее?

        Если серьезно размышлять о своем месте в жизни, о своей будущей профессии, придется столкнуться с этими вопросами не раз.

«Человек и природа».

        Природа… Каждому она известна с детства: увлекательный мир растений и животных, мир земных недр и вселенной, обогащающих нашу жизнь новыми открытиями.

        Правильное представление о разнообразии природы, о необычайной многочисленности ее природных богатств человек получает в течение всей своей жизни на основе всей человеческой истории. Ничто так не обогащает человека, как непосредственное общение с природой, работа на земле как изучение закономерностей природы, как охрана ее богатств.

        Велики природные богатства нашей страны, на тысячи километров протянулись поля, леса и воды. Четвертая часть всех лесов планеты находится на территории России. Наша страна занимает первое место и по объему водных ресурсов. Основной источник пресных вод – речной сток – достигает 4700 км3 в год. Только на территории одной Российской Федерации насчитывается около 300 тысяч озер с площадью в 120 тысяч км2, около 40 тысяч малых и больших рек.

         Поверхностный слой земной коры и почвы, образующийся тысячелетиями и несущий на себе растительный покров суши, обладает плодородием. Это свойство почвы, ее способность производить урожай, прежде всего, определяет ее значение для земледелия, для человека.

        Наши земные недра по содержанию полезных ископаемых могут быть названы мировой коллекцией, причем каждая из составленных частей этого минералогического и природного богатства имеет большое хозяйственное значение.

        В длительной исторической практике взаимодействия человека и природы вместе с положительными воздействиями на окружающую среду возрастали отрицательные последствия деятельности человека по использованию природных богатств.

        Природные ресурсы, в условиях планового хозяйства, их использование стало делом государственного значения.

        Бурное развитие промышленности и энергетики, интенсивное использование топливных и гидроресурсов, минеральных, органических и других богатств природы, развитие сельского хозяйства, транспорта и связи усложняют взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы нашей планеты перестали быть практически бесконечными по сравнению с хозяйственно-техническими потребностями человечества.

        Осуществляются комплексные мероприятия по охране окружающей среды. Быстрыми темпами идет строительство очистных сооружений на предприятиях, в бассейнах больших и малых рек. Для сохранения чистоты рек и экономии воды стали широко внедряться на заводах химической, металлургической и других видов промышленности схемы оборотного водоснабжения. Для предотвращения загрязнения воздуха повсеместно ведется установка пыле- и газоулавливающих фильтров. Задержанные фильтром химические вещества широко используются как вторичное сырье.

        Господство человека над природой заключается в познании ее законов и в основанной на этом знании возможности общества планомерно управлять природными процессами в региональных и глобальных масштабах.

        Управление биосферой, представляющей собой внешнюю оболочку нашей планеты, в которой концентрируется все живое вещество, требует не только высокого уровня познания законов ее функционирования, умения предвидеть последствия протекающих в ней процессов, связанных с вмешательством человека, но и создания особых механизмов, направляющих развитие биосферы в нужном для общества направлении. Речь идет о регулировании человеком естественных условий, создании необходимой для жизнедеятельности общества природной среды, о целенаправленной реконструкции биосферы, о гармонизации отношений общества с природой в крупном масштабе.

        Таким образом, во взаимодействии человека с природой непосредственное участие принимают люди различных профессий, знающие, пытливые и трудолюбивые работники.

        Все профессии рабочих, специалистов со средним и высшим образованием систематизированы в четыре больших раздела:

  1. Жизнь на земле.

Сюда вошли профессии, связанные с растениями и растениеводством, с животноводством, лесным хозяйством, организмом человека, с клеткой, микроорганизмами и окружающей средой.

  1. Земля и техника

В этом разделе представители профессий, которые занимаются эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом машин, механизмов и оборудования, применяемых в сельском хозяйстве, электрификацией, связью и мелиорацией.

3) Переработка продукции сельского хозяйства.

Здесь даются профессии, связанные со следующими производствами: мукомольно-элеваторным, хлебопекарным, макаронным, мясомолочным, сахара, кондитерским, микробиологическим и переработкой рыбы.

  1. Земля как она есть.

В него включены профессии, областью деятельности которых являются поверхность, недра, воздушная и водная оболочка земли.

        Основными критериями отбора профессий являлись массовость, перспективность, широта профиля, обширность содержания труда, формы подготовки, уровень квалификации, межотраслевая специализация.

        В жизни человека очень важную роль играют растительные ресурсы. Растения служат ему пищей и непосредственно и косвенно – они поедаются животными, потребляемыми в пищу человеком. Свободный кислород, которым мы дышим, - результат жизнедеятельности земных растений.

        В условиях недр, воздушной и водной среды решаются проблемы сырьевых ресурсов, энергетики, пищевых продуктов, природоохранительной деятельности, социально-экономические и другие. Рабочие, техники и специалисты высшей квалификации определенного профиля трудятся в различных сферах: геодезии и геологии, гидрологии и метеорологии, в биохимии, экологии, генетике и т.д.

        Каждый юноша и каждая девушка нашей страны имеют конституционное право выбора профессии. Но чтобы ее выбрать, необходимо хорошо ориентироваться в мире профессий, знать разнообразные виды трудовой деятельности, потребности нашей страны в специалистах различных профилей, роль личных качеств в овладении той или иной профессией.

        По своим склонностям и характеру одни из молодых людей тяготеют к сельскому хозяйству, другие – к горному делу, третьи к отраслям промышленности, перерабатывающим природное сырье (пищевая, мясомолочная, обувная и др.) Сознавая важность работы специалистов разных профессий, учитывая трудности некоторых из них, каждый молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, может выбрать ту, которая больше отвечает его призванию, способностям, будет являться для него наиболее интересной и увлекательной.

        Многими природными профессиями можно заниматься при помощи «орудий», доступных каждому: это внимательный глаз, чуткое ухо, ритмичное мышечное движение, терпенье, неутомимость в поисках новых открытий и изобретений, кропотливое собирание фактов, осторожное, вдумчивое их сопоставление и главное – любовь к родной природе.

        В любой сфере деятельности перед молодежью открывается широкая перспектива всестороннего развития личности, творческого приложения знаний и опыта, достижения больших успехов. Каждая профессия характеризуется перспективой профессионального роста, развитием творческих начал труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по теме "В мире профессий"

Урок для учащихся 10 класса....

В мире профессий. "Профессия - ветеринар"

В нашей школе каждый год проводится традиционное мероприятие - "Вечер защиты профессий". Каждый класс выбирает свою профессию, ищет материал, готовит конкурс художественной самодеятельности. В 2010 го...

Классный час "В мире профессий" Медицинские профессии

Классный час «В мире профессий»Медицинские профессииРазработка классного часа для 9-11классов. Классный руководитель: Ермакова М.Д.Цель:расширить представление учащихся о профессиях, дать представлени...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...