Мастерская творческого общения в 7 классе «МОЙ ДРУГ»
классный час (7 класс) по теме

Олейникова Марина Александровна

Классный час для учащихся 7-х классов направлен на формирование таких ценностей, как дружба, добро, душевность, общение, конфликт. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_drug.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская творческого общения в 7 классе

«МОЙ ДРУГ»

классного руководителя МКОУ СОШ № 19 г.Пятигорска

Олейниковой Марины Александровны

Актуальные вопросы для обсуждения по данной теме общения с детьми:

♦ Можно ли научиться общению?

♦ Как стать хорошим товарищем?

♦ Кто становится другом? Как его найти?

♦ Какие личностные качества необходимы для настоящей дружбы? А какие противопоказаны ей?

♦ Почему дружбу называют школой самовоспитания?

Основные понятия и ценности:

Дружба — одна из форм межличностных отношений людей, основанная на глубокой личной симпатии и привязанности, на единстве взглядов и интересов и проявляющаяся в тесном, длительном и разностороннем общении, взаимопомощи и взаимоподдержке.

Добро — важнейшая категория этики. В этом понятии люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее.

Душевность — характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе.

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией.

Подготовительный этап.

1. На листе ватмана нарисовать «тумбу для объявлений», куда будут крепиться листочки-объявления.

2. Приготовить карточки для слов-понятий (желательно в двух цветах).

3. Раздать листы с тестами на каждую парту.

4. Листы ватмана, сложенные в виде книги, перевитой лентой с названием «Карманное пособие для Друга».

Ход мероприятия.

1. Занятие начинается с рассуждения о радости общения.

Каждый человек стремится к общению с другими людьми. Это нормальное и естественное чувство. Но, к сожалению, в жизни мы встречаем как общительных, так и малообщительных людей.

А существуют ли секреты общительности? Можно ли этому научиться? И если да, то как это сделать? На эти вопросы нам предстоит сегодня дать ответ.

Товарищество и дружба - удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» В.И. Даля дано такое определение дружбы: «Бескорыстная стойкая приязнь». На первое место учёный ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми. 

Аристотель считал: «Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».

Люди еще в далёкие времена задавали себе вопрос: «Что делает одного человека привлекательным для другого и, в частности, ищет ли он в друге собственное подобие или дополнение?» Понимание друга как другого «Я» обязательно предполагает принцип сходства: люди, расходящиеся между собой в самых существенных качествах, вряд ли могут быть особенно близки. Многие предпочитают дружить людьми своего возраста, пола, социального положения, образования.

2. Поиграем в игру «Знакомство — представление». (Раздаются цветные листочки.)

Вы решили найти друга по переписке и для этого вам нужно написать объявление о себе в газету. Расскажите о своих сильных сторонах — о том, что любите, цените, принимаете в себе, о том, что дает вам чувство уверенности. Не умаляйте своих достоинств, но сообщите и о своих недостатках.

(Листочки-объявления вывешиваются на импровизированную тумбу для объявлений.)

Ваши объявления обязательно привлекут к себе внимание, ведь в основе общительности лежат два чувства — уважение и доверие, а эти чувства связаны с желанием понять внутренний мир другого человека. Вывод: умение жить среди людей, иметь товарищей и друзей зависит исключительно от воспитания и самовоспитания.

3. Метод ранжирования. 

Дружба всегда предполагает определённые нравственные принципы - верность, постоянство, честность и т.д. Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.

Известно много ярких примеров дружбы, которая продолжалась всю жизнь. Вспомним дружбу А.С. Пушкина и В.К. Кюхельбекера, А.И. Герцена и Н.П. Огарёва. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки. Я просила вас вспомнить их. Что вы нашли? (зачитываются пословицы)

  • Что же сближает людей?
  • Какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях?

1 задание: «разбейте» на две группы предложенные слова, обозначающие необходимые другу качества, и слова, обозначающие качества, которые нужно «изживать».

Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Преданность, Честность.

Посмотрите, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать хорошим Другом. Больше всего общительность проявляется в чувстве товарищества. Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? У каждого человека по этому вопросу свое мнение. А какое оно у вас?

2 задание: расположите в порядке значимости следующие высказывания:

Быть хорошим товарищем — это значит быть мягким и добродушным.

Быть хорошим товарищем — это значит быть серьезным и требовательным в отношениях.

Быть хорошим товарищем — это значит уметь вовремя помолчать, когда этого требует ситуация.

Быть хорошим товарищем — это значит уметь сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого.

Быть хорошим товарищем — это значит хорошо знать недостатки друга и тем не менее любить его.

(Что для вас важнее? Что будет на 1, 2, 3, 4, 5-м месте?)

Вывод: умение дружить — качество, которым обладает не каждый.  

4. Тестирование.

Хорошего друга ценят, им дорожат, и такой человек редко бывает одинок. А ты умеешь дружить?

1. Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех,

А. С кем у тебя складываются отличные отношения.

В. На кого можно всегда положиться в трудной ситуации.

С. Кто умеет многого добиваться в жизни.

2. Честно говоря, тебе бы очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья...

А. Были классными и интересными личностями.

В. Помогали мне, когда я об этом попрошу.

С. Никогда не предавали меня в трудную минуту.

3. Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была бы книга ...

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни.

В. Про интересных людей и их приключения.

С. Детектив или фантастика.

4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?

А. Попытаюсь их утихомирить...

В. Отойду в сторону — это не мои проблемы!

С. Разберусь — кто прав, а кто виноват — и выскажу свое мнение.

5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если бы больше доверяли друг другу?

А. Думаю, что да.

В. Я не уверен(а).

С. По-моему, счастье не в этом.

6. Как ты считаешь, у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили (может быть, пока) твои друзья?

А. Сомневаюсь.

В. Мне такая мысль никогда в голову не приходила...

С. Однозначно, да.

7. Ты знаешь, что у друга (подруги) случилась неприятность и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты...

А. Не стану дожидаться и позвоню сам(а).

В. Посочувствую по телефону.

С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома.

Оценка результатов теста.

Сложи вместе относящиеся к тебе баллы. Сумма баллов покажет тебе результат.

А

В

С

1

0

3

6

2

6

0

3

3

6

3

0

4

0

6

3

5

6

3

0

6

3

0

6

7

6

3

0

0—18 баллов:

Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них неплохо... Что хочешь, то и делаешь, опять же — никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь...

Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.

21—33 балла:

Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебя в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество — надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.

34 — 48 баллов:

Для тебя дружба — это всё или почти всё. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а) даже отодвинуть свои интересы в сторону, но при этом требуешь того же взамен. Наверное, это идеалистический взгляд на дружбу. Попытайся спуститься с небес на землю!

5. Слово ведущего мастерской общения.

Этот тест — настоящий самоанализ, но не приклеивайте себе ярлык «А я такой, что поделаешь. Принимайте всё как есть». Иногда очень полезно осознать, «какой я», и провести какое-то психологическое конструирование. Помните: «Дружба — это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и, прежде всего, в самом себе добро».

Чем лучше кажутся вам люди, тем лучше вы сами. «Будьте для всех солнышками... Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себя на служение ближним». Таким образом, между вами и друзьями создается некий духовный контакт. Дарите друг другу знаки симпатии и уважения, стройте общение на равных, а не в позиции сверху.

Послушайте стихотворение поэта Расула Гамзатова «Берегите друзей». Такие стихи расширят ваши представления о гамме чувств в дружбе, утешат, помогут в трудную минуту.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши,

Гнев на друге, может быть, мгновенный

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг — и повинился —

Ты ему греха не поминай.

- Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать? Оглянитесь вокруг: рядом с вами одноклассники, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по целям, мечтам, увлечениям. Но это не самое главное. Важнее всего осознать, что вы сами должны стать настоящим другом. Не спорьте по мелочам, стремитесь к согласию. У каждого человека есть святое право на свое мнение и на свою точку зрения. Если вопрос спора не слишком принципиальный, постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав друг или нет, сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.

6. Проводится групповое решение вопросов-проблем, вынесение их на обсуждение в классе.

Вопросы для обсуждения:

1. Всегда ли нужно быть категоричным в споре, если твоя точка зрения иная, чем у твоего товарища?

2. Можно ли осуждать товарища, стесняющегося напомнить однокласснику о том, что тот давно не возвращает книгу?

3. Какую обиду на друга можно и нужно быстрее забыть?

4. Как себя вести, если услышал нелестное мнение о друге?

5. Нужно ли вмешиваться в ситуацию, в которой друг поступает неправильно?

6. Верно ли утверждение «Другом быть трудно, стать другом — большая работа»?

7. «Карманное пособие для друга»

Затем класс, разбившись на 2 группы, участвует в составлении пособия.

Принимает предложения выбранная комиссия. Разыгрывается в театральной форме сцена принятия советов, предложенных каждой группой. Принятые предложения наклеиваются на листах ватмана, сложенных в виде «большой книги».

1. «Если хочешь иметь друга — будь им!»

2. «У дружбы свои законы. Здесь отдают не поровну. Здесь каждый отдает всё».

3. «Юмор — кратчайшее расстояние между проблемой и сознанием».

4. «Не хочу ничего, не прошу ничего, Не нужны мне ни деньги, ни слава, Только б знать, что всегда у плеча моего Два товарища — слева и справа».

5. «Выполняя долг дружбы — оставайся свободным! »

Что бы вы еще предложили внести в наше придуманное пособие?

Видите, как важно, основываясь на проверенных жизненным опытом советах, уметь сформулировать свои собственные выводы по обсуждаемой проблеме.

(Советуем во время занятия поощрять естественность, изобретательность в самовыражении, отношение к себе с юмором, стремление к самостоятельности и независимым суждениям.)

8. Игра «Ассоциации».

В заключение проводится игра «Ассоциации», в которой можно узнать, какими вас видят ребята, ваши товарищи. Задача входящего — угадать, кого из играющих загадали все остальные. Для этого он должен задавать играющим вопросы, такие как: «Если бы этот человек был растением, то каким?» или «С каким зверем, цветом, видом спорта, зданием, учебным предметом ассоциируется ваш приятель?»

Теперь попробуйте проанализировать:

  • Какие ассоциации по вашему поводу вам запомнились?
  • Какие из ассоциаций подтвердили ваше представление о самом себе?
  • Какие были для вас неожиданными?
  • Какие удивили вас?
  • Как вы думаете, что в вашем поведении или внешнем виде их вызвало?

Видимо, самое трудное будет объяснить, почему возникли именно эти ассоциации. Но, может быть, они-то как раз и могут сказать нам что-нибудь новенькое о нас самих.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше занятие. Наверное, каждому из вас пришлось задумываться над неожиданными вопросами и решать необычные «задачки», самим себе задавать вопросы (приятные, и не очень). Может быть, кто-то из вас немного «изменился» в лучшую сторону и что-то «поменял» в своем отношении к другу... Главное, чтобы осталось неизменным — Доброе отношение к людям!

Прошу вас встать в круг, положите руки друг другу на плечи и скажите вместе: «У нас всё получится!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек среди людей. Общение как восприятие людьми друг друга.

Счастье или несчастье человека во многом определяется характером общения с людьми, его наличием или отсутствием. Данный урок позволит учащимся в будущем выбрать правильный стиль общения, нужную тактик...

7 класс.Литература. Мастерская письма "Ответственность родителей и детей друг перед другом".

Эта мастерская по  рассказу К.Г.Паустовского. Дети работали с удовольствием.  Их сочинения и высказывания  были от души. Текст рассказа брала в сокращенном  виде, так как  по ...

Мастерская творческого письма. 6 класс

Помощь учащимся при написании сочинения в 6 классе. Удачи!...

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...

творческая мастерская "Дистанционное общение с воспитанниками и проведение онлайн мероприятий"

творческая мастерская предназначена для подростков и педагогов с целью получить первоначальные знания, умения и навыки по использованию ИКТ в дополнительном образовательном процессе, в том числе созда...

Воспитательский час «Узнаём друг друга». Раздел – Социализация и общение. 4 класс.

Цель: 1.Продолжать работу по формированию толерантного отношения друг к другу.2.Формировать умение понимать чувства других людей по мимике и жестам.3.Продолжать работу по развитию коммуникативных...