Неадекватные реакции.Классный час в 10 классе
классный час (10 класс) по теме

Нарицына Валентина Леонидовна

                                                                           Каждый может разозлиться – это легко;

                                                        но разозлиться на того, на кого нужно,

                                                       и настолько, насколько нужно, и тогда,

                                  когда нужно, и по той причине, по которой

                                                 нужно, и так, как нужно, - это дано не каждому.

Аристотель

 

 

Старшеклассники 10-11 классов (15-17 лет) представляют в социальной структуре общества  особую социальную группу, возраст которой называется ранней юностью.      Юношеский возраст имеет особо большое значение в процессе социализации, завершения подготовки подрастающего поколения к вступлению во взрослое общество.

     По наблюдениям психологов, юность, особенно в её начальных фазах, - это время нарушенного равновесия, субъективно переживаемого в виде состояний смутного беспокойства, не всегда оправданных порывов. В проявляемой активности нет последовательности, так как она ещё ищет нужное русло, жизненные цели ещё не ясны, в них нет строгой сообразности, жизненный опыт ограничен и контроль над собой ещё не установлен.

     К числу типичных внутренних противоречий этого возраста относятся: осознание собственной индивидуальности и неопределённость смысла притязаний, склонность занимать крайние позиции, юношеский максимализм, неуправляемость действий там, где необходима разумная сдержанность.Властвовать собой понимается прежде всего как способность действовать, поступать, управлять своим поведением. Однако эмоционально-волевая и действенно- практическая сферы личности не всегда подчинены холодному рассудку, особенно в «бунтующем возрасте». Обуздать своё поведение, научиться управлять своими эмоциями и поступками – вот что значит «уметь властвовать собой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neadekvatnye_reaktsii10_klass.rar22.02 КБ

Предварительный просмотр:

                      Воспитательное мероприятие «Неадекватные реакции»

Оформление доски:

Примечание: Приставка «НЕ», рисунок-схема, таблички появляются в процессе занятия.

Ход занятия

Учитель читает эпиграф.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем занятии?

Ученики: Об адекватных реакциях!

Учитель: Конечно, это можно было прочитать на доске. Ещё раз обратите внимание на эпиграф. Вспомните, какие реакции мы называем адекватными, и соотнесите это со словами «учитесь властвовать».

Ученики: Вероятно, это будут реакции, которыми трудно управлять…

Учитель: Вспомните, как называются такие реакции.

Ученики: Неадекватные!

Учитель: (присоединяет приставку «НЕ» к слову «адекватные») Ребята, а какие неадекватные реакции вы знаете?

Ученики называют неадекватные реакции. Если ребята затрудняются, можно помочь при помощи моделирования ситуаций:

  • Подруга в очередной раз пришла в новой вещи (юбка, ковта, сапоги), а ваша семья финансово обеспечена хуже           зависть;
  • Вы с товарищем решали задачу по физике, учитель же вам поставил оценку ниже, чем другу, усомнившись в вашем участии           обида;
  • Эксперимент: вызывается участник, физически не очень развитый, желательно небольшого роста, он должен будет удержать другого участника (он значительно превосходит в росте, у него завязаны глаза), когда тот будет падать вперёд. Следует учесть, что после того, как завяжут глаза второму участнику, первый участник должен поменяться с таким расчётом, чтобы удержать товарища.

Учитель: (Вопрос падающему) Что ты чувствовал, когда тебе предстояло «упасть» и, возможно, не быть поддержанным товарищем?

Ученик: Страх. 

Учитель: От чего возникает страх?

Ученик: От неизвестности.

Учитель: Ребята, как вы думаете, чувство страха может быть отрицательным? Положительным?

Ученики: Конечно, может!

Учитель: Делимся на команды: одна команда доказывает, что страх – это хорошо, другая команда доказывает, что страх – это плохо.

Моделируются ситуации:

                                                                                     

                                                                                   

Если бы не страх, то …                                            Если бы не страх, то…

  • Страх - защитная реакция, пре -                   Каждый человек бывает жертвой          

дупреждение заведомо опасной                     различных страхов (болезни, боли…)

 ситуации;

Страх придаёт силу, раскрывает                   Не даёт развиваться, сковывает ини-

Возможности                                                    циативу

Учитель: Как вы думаете, ребята, что значит преодолеть страх?

Ученики: Сопротивляться обстоятельствам…

Учитель:  

  • Преодолеть страх – не значит выносить его без всяких усилий, нужно искусно управлять своими эмоциями.
  • Ребята, а кто из вас боялся когда-нибудь? (Ребята, почти все, поднимают руки)

Как вы думаете, стыдно ли бояться?

Ученики: (дают разные ответы)

Учитель: (читает стихотворение)

Я только раз бывала в рукопашной,

Раз наяву и тысячу во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Вот так ответила на этот вопрос поэтесса Юлия Друнина, которая прошла ужасы войны и не понаслышке знает, что такое война и страх.

Учитель: Ребята, вы не назвали ещё одно сильное проявление эмоций. Я вам дам подсказку: человек, находящийся в её власти, практически не замечает этого, так как теряет власть над собой.

Если ученики не называют, то учитель сам показывает карточку «СТРАСТЬ» и объясняет, что в силу своего молодого возраста они, может быть, и не встречались с этим явлением.

Учитель: Назовите самые яркие проявления страсти. К чему бывает страсть?

Ученики: Страсть может быть к вещам, азартным играм, компьютеру, алкоголю, труду, любовная страсть…

Учитель:  Как вы думаете, страсть – это нормальное явление?

Ученики: (Как правило, говорят, что страсть – это ненормальное явление, за исключением любовной страсти). Если всё же находятся ребята, которые утверждают, что страсть – это нормальное явление, то им предлагается доказать свою позицию. Опыт показывает, что все доводы опровергают сами же ученики. Даже страсть к труду приводит к выключению человека из окружающей жизни, так как он лишает себя её радостей)

Учитель: Значит, мы большинством пришли к выводу, что страсть не может быть положительной. А те, кто с нами не согласен, пусть готовят новые аргументы. Стоит заметить, что страсть затягивает, человек всё больше утрачивает контакт с самим собой, с близкими людьми.

              Давайте поговорим о любовной страсти. Согласны?

Учёные, оказывается, вывели формулу любовной страсти! Конечно, любовь и формула – две вещи несовместимые, но вот страсть имеет определение.

Страсть – это влюблённость, которая миновала стадию любви.

Мы  с вами отметили, что человек не замечает влияния страсти. Что бы ему ни говорили, он вступает в конфликт с окружающими: родственниками, родителями, учителями, друзьями…

           Я был готов на смерть и муку

          И целый мир на битву звать,

          Чтобы твою младую руку –

          Безумец! – лишний раз пожать!

Учитель: Чьи это строки?

Ученики: Лермонтова.

Учитель: Правильно, это четверостишие М.Ю.Лермонтова. Из курса литературы вы знаете, каким сдержанным на эмоции был поэт. Особенно, если это касалось личной жизни. И если уж Лермонтов так исповедуется, значит, он был  влюблён. А как вы думаете, такие эмоции могли стать проявлением страсти?

Ученики: Вполне, сам поэт называет своё состояние «безумным», так как за одно только прикосновение к любимой он мог принять смерть и муку!

Учитель:    О, как убийственно мы любим,

                Как в буйной слепоте страстей

                Мы то всего вернее губим,

                Что сердцу нашему милей!

                                 Ф.Тютчев

Ребята, что хотел сказать нам поэт этими строчками?

Ученики: Наверное, то, что под влиянием страсти мы можем  совершить ошибку или, как говорят, наломать дров…

Учитель: И это как раз свойственно молодым людям. Учёные и тут поработали. Они считают, что в вашем возрасте (14-18 лет) страсть основывается на влечении тела, а не сердца! Не придумывайте «любовь до гроба», реально оценивайте ситуацию.

             Нет, нет, не должен я, не смею, не могу

           Волнениям любви безумно предаваться,

           Спокойствие моё я строго берегу

           И сердцу не даю пылать и забываться.

Как вы думаете, чьи это строки?  Это всё тот же Лермонтов!

Учитель: Всё, о чём мы с вами говорили, хорошо выглядит… со стороны, а если это коснётся нас. Если мы всё же не смогли справиться с эмоциями, то неизбежно человек попадает в ситуацию стресса.

               Подумаем, всегда ли нужно укрощать эмоции?

Ученики: (дают разные ответы)

Учитель: Печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет плакать другие органы. (Г.Модсли)

                При сильном воздействии на человека в головном мозге развивается такая активность, которая не может быть срочно уравновешена. Следовательно, она переключается на внешние двигательные и речевые реакции.

Эксперимент.  Вызывается ученик, который должен ответить на вопросы. По мере ответов ученику «перекрываются» возможные выходы эмоций.

Если ты находишься во власти сильных негативных эмоций, расскажи, как будешь реагировать:

  • буду драться               завязать руки                          
  • буду топать ногами             завязать ноги                     стресс
  • буду кричать, ругаться             завязать рот
  • буду плакать                  завязать глаза

Учитель: Мы познакомились, а вернее, вспомнили внешние проявления эмоций. Но мы с вами перекрыли все каналы выхода эмоций. Человек внешне выглядит спокойным, но мы помним, что при этом будут плакать какие органы?

Ученики: Внутренние!

Учитель: Хотите взглянуть на «рентгеновский» снимок такого человека?

                (открывается схема – рисунок на доске)

               Посмотрите, что происходит с организмом.

Ученики: Все эмоции зажаты, у них нет выхода,  следовательно, организм страдает.

Учитель: Так какой же вывод мы можем сделать?

Ученики: Нельзя укрощать эмоции!

Учитель: Тогда мы получим с вами человека не вполне уравновешенного. Вспомните, какие выходы для эмоций находил испытуемый!

Ученики: Может быть, не все эмоции нужно укрощать. Когда-то давать волю проявлению чувств: можно поплакать, покричать…

Учитель: Конечно, можно. Только делать это нужно не в ущерб окружающим.

                Какие способы разрядки вы знаете?

Ученики:

  • Обычно в фильмах предлагают выпить воды. Это действительно помогает?
  • Я знаю способ, когда нужно посчитать до 10 и обратно.
  • Мне помогает громкая энергичная музыка (а кому-то грустная подходит), чтобы отвлечься.
  • Можно заняться домашними делами: постирать, убрать квартиру…

Учитель: Ребята, обратимся к эпиграфу нашего занятия. Что значит «властвовать собою»? А как мы понимаем слова «не каждый вас, как я, поймёт».

Ученики: (дают разные ответы, отмечая, что неуравновешенным людям бывает сложно найти понимание среди людей)

Рефлексия: Примерно за 5 минут до окончания занятия ребятам предлагается на мяче (сделан из папье-маше) написать свои мысли по поводу занятия, полученных знаний…

                 Анализ воспитательного мероприятия «Неадекватные реакции»

           Каждый может разозлиться – это легко;

                                                                     но разозлиться на того, на кого нужно,

                                                       и настолько, насколько нужно, и тогда,

                                  когда нужно, и по той причине, по которой

                                                 нужно, и так, как нужно, - это дано не каждому.

Аристотель

Организационно – методические особенности занятия.

Старшеклассники 10-11 классов (15-17 лет) представляют в социальной структуре общества  особую социальную группу, возраст которой называется ранней юностью.      Юношеский возраст имеет особо большое значение в процессе социализации, завершения подготовки подрастающего поколения к вступлению во взрослое общество.

     По наблюдениям психологов, юность, особенно в её начальных фазах, - это время нарушенного равновесия, субъективно переживаемого в виде состояний смутного беспокойства, не всегда оправданных порывов. В проявляемой активности нет последовательности, так как она ещё ищет нужное русло, жизненные цели ещё не ясны, в них нет строгой сообразности, жизненный опыт ограничен и контроль над собой ещё не установлен.

     К числу типичных внутренних противоречий этого возраста относятся: осознание собственной индивидуальности и неопределённость смысла притязаний, склонность занимать крайние позиции, юношеский максимализм, неуправляемость действий там, где необходима разумная сдержанность.

 

    Курс «Управляй собой» имеет важнейшей целью оказание помощи  подростку в управлении своим поведением, а также развитие умений «властвовать собой».

     Властвовать собой понимается прежде всего как способность действовать, поступать, управлять своим поведением. Однако эмоционально-волевая и действенно- практическая сферы личности не всегда подчинены холодному рассудку, особенно в «бунтующем возрасте». Обуздать своё поведение, научиться управлять своими эмоциями и поступками – вот что значит «уметь властвовать собой»

Место занятия  в системе воспитательной работы класса:

Час общения по теме «Неадекватные реакции» можно провести в 10 классе в рамках курса «Самосовершенствование личности».

Раздел «Управляй собой» является продолжением курса «ССЛ»

     

                                                                    Описание занятия

Структура  занятия:

  1. Завязка. Проблемная ситуация, формирующая соответствующую мотивацию для занятия.
  2. Основная часть. Рассматриваются в теоретическом и практическом плане вопросы основного материала.
  3. Упражнения. Практические работы на закрепление и применение.
  4. Рефлексия. Подведение итогов.

Цель занятия: формирование способности обучающегося к саморегуляции.

                                                                                                  Что в наших силах совершить,

то в наших силах и не совершать.

Аристотель

Задачи:

  • Расширить уровень знаний детей о способах саморегуляции;
  • Помочь ученику правильно отражать внешние воздействия, осознавать и оценивать происходящее.
  • Сформировать мотивы саморегуляции

В основу занятия был положен метод педагогического воздействия через побуждение к саморегуляции.

Приёмы:

  • Проблемно-поисковые вопросы

 - в начале занятия поставлена проблема, которая имела личностную значимость для ученика;

 - в процессе занятия решалась дилемма: нужно ли укрощать эмоции?

  • Игровые ситуации

Игра – эффективное средство социализации подростка, его приобщения к нормам и ценностям общества. Погружаясь в игру, ученик ощущает нужное состояние, при котором возникают вопросы, значимые для него.

     

  • Ситуации-пробы

И опыт, сын ошибок трудных…

А.С.Пушкин

Такие ситуации позволяют ненавязчиво в интересной форме прийти к неожиданным для них самих выводам

  • Оценочные суждения

Я знаю, я мыслю, значит, я существую…

В результате таких суждений формируется культура мышления, ведения дискуссии

  • Интеграция разных областей знаний

Воспитательный процесс немыслим без поддержки смежных областей знаний: филологии и психологии.

Литература – это душа, это осознание того, что вопросы, поднимаемые на занятии, волнуют  людей, независимо от времени (А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, М.Ю.Лермонтов)

Психология мудра. Данное занятие демонстрирует, как классный руководитель может помочь в вопросах, касающихся психологии, поведенческих ситуаций.

  • Эпиграф, афоризмы, поговорки, «Мысли мудрых людей» представляют учащимся дополнительную область для размышления.

Здоровьесберегающий аспект:

                                                                           Печаль, которая не проявилась в слезах,

                                                                      заставляет плакать другие органы…

На занятии поднимаются вопросы, решающие проблему психического и физического здоровья.

Рефлексия показательна – это снежный ком, который подержал в руках каждый ученик. Значит, они прочитали то, что написали их одноклассники, познакомились с их мнением по поводу проведённого занятия.

Перефразировав В.Маяковского, можно сказать, что пишут – значит, это кому-нибудь нужно!

Если представить проблемы, поднятые на занятии, в виде луж, а приёмы – в виде солнечных лучей, то можно предположить, что по мере воздействия наши лужи будут высыхать…

Но как педагог, я понимаю, что одним занятием проблему не решить. Нужна кропотливая работа по формированию и выработке определённых умений и навыков, ведь тучи могут появиться вновь, а с ними и новые проблемы.

                                                                          Ах, если бы возможно было оставить детей

 со спокойным сердцем, в успокоенном мире!

В.Астафьев.

Я верю, что стремление, помноженное на знание, делают настоящие чудеса.

И девизом современной умной молодёжи всё чаще становятся слова:

«Я знаю точно: невозможное возможно!»

Литература:

  1. Селевко Г.К., Левина О.Г. «Управляй собой». – М.: «Народное образование», 2001
  2. Баданина Л.П. Практическая психология для классного руководителя. -  М.: Архангельск, 2003
  3. Черникова Т.В., Сукочева Г.А. Старшеклассник без стрессов и тревог. – М.: Глобус, 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Причины проявления неадекватных поведенческих реакций у детей с умственной отсталостью

Почему дети с ограниченными возможностями здоровья проявляют неадекватные поведенческие реакции...

Классный часв 9 классе на тему "Темперамент и моя будущая профессия".

Конспект классного часа для учащихся 9 класса....

Неадекватное поведение учащихся, причины и пути преодоления в образовательном процессе.

Неадекватное поведение учащихся, причины и пути преодоления в образовательном процессе....

Как разговаривать с неадекватными родителями воспитанников и предотвратить их агрессию?

Как разговаривать с неадекватными родителями воспитанников и предотвратить их агрессию?...