Профилактика школьных неврозов
консультация по теме

Галкина Людмила Михайловна

Профилактика школьных неврозов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_shkolnykh_nevrozov.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика школьных неврозов.

Современная жизнь требует от нас больших резервов самообладания и саморегуляции. Становится общепризнанным фактом то, что сегодняшние школьники испытывают повышенные психические нагрузки, особенно старательные и ответственные ученики.

Методы саморегуляции известны с древности: релаксация (расслабление), дыхательные упражнения, акупунктурный массаж (массаж биоактивных точек), специальные психофизические упражнения. Используются и подручные средства: природа, музыка, танцы, искусства.

Важно помнить, что состояние детей во многом зависит от развития регуляционных механизмов, от баланса возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Процессы торможения развиваются с отставанием, часто это связывают с преобладанием правополушарной активности в работе мозга. Действительно, детям до 10 лет свойственна подвижность, эмоциональность, импульсивность поведения. Между тем в школе традиционно преобладает опора на левое полушарие, предъявляются высокие требования к соблюдению правил, дисциплины на уроках. Почему же одни школьники более легко адаптируются к процессу обучения, а другие испытывают стойкие трудности?

Назовем несколько причин.

Первая. В настоящее время у 70% детей отмечается функциональная незрелость структур головного мозга. Предъявляемые школьнику требования опережают его возрастную готовность к выполнению поставленных задач. С возрастом структуры мозга разовьются, но пробелы в знаниях останутся. Кроме того, если давление родителей и учителей будет слишком сильным, для ребенка возникает относительно неразрешимая ситуация: «Я должен, но я не могу…»

Длительное пребывание в конфликтной психотравмирующей ситуации приводит ученика либо к психосоматическим заболеваниям, либо к негативному изменению характера.

 Вторая причина неуспешности в обучении может касаться некоторых предметов из-за несоответствия педагогических технологий типу мышления ребенка. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, обратимся к таблице (примечание: таблица может быть оформлена как плакат или начерчена на доске).

Особенности типов мышления

Логический тип

Художественный тип

Преобладает левое полушарие, опора на слово

Преобладает правое полушарие, опора на образ

Раннее развитие речи, отчетливая артикуляция, чувствительность к смыслу, словесной логике

Задержка развития речи, «смазанная» артикуляция, невыговаривание отдельных звуков, замена букв и их пропуски при письме

Преобладание слухового восприятия

Преобладание зрительного восприятия

Языковые, математические способности, интерес к шахматам

Способности к музыке, рисованию, спорту, интерес к трансформерам и шашкам

Достаточно развитая произвольность внимания и памяти

Хорошее воображение, механическая память, любят эксперимент.

Хороший самоконтроль. Повышенная склонность к критике. Дистанция в общении.

Непосредственность, наивность, внушаемость, стремление к близким отношениям.

Меньшая подверженность страхам, но частые сомнения в правильности своих действий.

Часто испытывает страхи и тревожные предчувствия.

Возможно, вы узнали своего ребенка в одном из типов, но надо учитывать, что такое деление упрощает реальность. Например, левополушарный ребенок с преобладающим левым глазом и левым ухом будет отличаться от левополушарного ребенка с ведущим правым глазом и правым ухом. Кроме того, многие люди являются равнополушарными, то есть у них относительно одинаково или с небольшим преобладанием представлены функции обоих полушарий.

 И все же именно правополушарные дети чаще испытывают трудности при обучении уже в начальной школе. При ежедневной блокировке активности ведущего полушария – правого («Сиди тихо, не вертись») и перегрузке менее активного – левого («Внимательно слушай и запоминай, что тебе говорят»), при невозможности «разрядиться» дома («Учи! Читай! Пиши! Пересказывай! Не пойдешь гулять, пока все не сделаешь!») формируется невроз. Первичные симптомы невротического состояния:

  • раздражительность, плаксивость
  • сонливость
  • жалобы на боли (в голове, животе, колене, где угодно)
  • потеря координации (натыкается на все углы, постоянные ссадины, синяки)
  • появление необоснованных страхов.

Знакомо? Насторожитесь! Что можно предпринять?

Для стимуляции созревания мозга вы можете использовать следующие средства:

  • Контрастный душ, ежевечерние растирания жестким полотенцем шейной и затылочной зоны.
  • Массажные тапочки.
  • Ароматерапия во время домашних занятий: аромалампа с эфирными маслами бергамота, можжевельника или просто заварить в чашке лавровый лист и поставить около письменного стола.
  • Занятия на музыкальных инструментах, лепка из глины и пластилина, вязание для обеспечения деятельности обеих рук.

Подвижные спортивные игры. В связи с отсутствием детских игр на координацию у нынешнего поколения, вспоминайте свое детство и игры.

  • Совместно с педагогом обсудите конкретные трудности ребенка, при выполнении домашних заданий используйте игровые моменты: чтение по ролям, заучивание стихотворения в танце, зарисовка задачи.

Упражнения для снятия эмоционального напряжения

1. Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторять следует 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.

2. Делают двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони. Упражнение так же развивает тонкую моторику рук.

3. Слегка массируют кончик мизинца.

4. Помещают орех на кисть руки со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажимают и делают орехом круговые движения (3 мин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Статья.  Профилактическая программа для социального педагога, работающего с учащимися 5 классов (школьная дезадаптация) ....

Основные способы профилактики школьной неуспеваемости, их характеристика

Как работать с неуспевающими детьми.методы,подходы...

ШКОЛЬНЫЕ НЕВРОЗЫ И ИХ КОРРЕКЦИЯ

Невротический срыв в принципе возможен у любого человека, однако его характер и форма определяются целым рядом факторов. Помимо этого, неврозы чаще возникают у лиц, перенесших психическую травму...

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ  Школьные неврозы и их коррекция

•Каждый родитель знает, что школа – это новый этап жизни их чада. Для каждого ребенка это новые друзья, новые ощущения, новые знания, новые люди и новый распорядок дня. Все это не всегда очень легко п...

Школьные неврозы.

Неврозы в детском и подростковом возрасте – это самый распространенный вид нервно-психической патологии. В статье раскрыты причины неврозов, их классификация и способы профилактики....