Классный час "Жизнь-территория здоровья"
классный час (8 класс) по теме

Гурушкина Наталья Валерьевна

Классный час для 8-9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_-_territoriya_zdorovya.doc435 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17

имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии

Тракторозаводского района г.Волгограда

Классный час

«Жизнь - территория здоровья»

Автор: Гурушкина Н.В.,

                                                                    учитель математики

Волгоград

2014

«Жизнь - территория здоровья»

Цель:  пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

- актуализировать и развить знания обучающихся о здоровье и здоровом образе жизни;

-рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни и человеческого общества;

-моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к здоровью;

-раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека;

-формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;

-воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

-создать условия для развития коммуникативных умений обучающихся в процессе групповой работы.

 Этап подготовки:

1.Изучение информации по проблеме «Ситуации, в которых возникают школьные страхи»

2.Анкетирование обучающихся  8-ых классов: «Мои жизненные ценности»

3.Составление презентации.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы бумаги на столы обучающихся, жетоны.

Место проведения: компьютерный класс.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

      Тема нашего классного часа «Жизнь – территория здоровья». И это неслучайно. Ведь ещё в Древней Руси говорили: “Здоровье дороже богатства”, “Здоровье не купишь”, “Дал Бог здоровья, а счастье - найдём”, «Здоровье – великая драгоценность”. Конечно, это будет разговор о здоровье, тем более это актуально теперь, когда на самые вершины власти пришло осознание того, что главное для государства – здоровье нации.  Действительно здоровье необходимо любому человеку. И сегодня на нашей встрече мы ещё раз вспомним, что для этого нужно.

Мы с Сашей и Вероникой провели анкетирование среди обучающихся 8-ых классов нашей школы, ребятам было предложено распределить по местам 10 жизненных ценностей.

СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ

Хорошее образование
Хорошая работа и карьера
Счастливая семья
Деньги, богатство
Дружба
Хорошее здоровье
Красивая одежда, ювелирные украшения
Власть или положение
Хороший дом, квартира
Благополучие государства

     Ответы обучающихся показали, что наиболее значимой ценностью для подростков является счастливая семья: большинство опрошенных поставили эту ценность на первое место. Второе место уверенно занимает хорошее образование. Далее идут хорошее здоровье, хорошая работа и карьера, дружба.

   Для разных людей все эти ценности имеют разное значение. Кому-то кажется очень значимым иметь, например, хорошее здоровье и друзей, кому-то — уверенность в себе, хорошую работу и т.д. Это совершенно нормально. К тому же многие ценности взаимосвязаны.

   Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают ещё человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»

   Здоровье человека — это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на созидание, на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире. Не зря есть  поговорка: “Здоров будешь — все добудешь”.

«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум»   Геродот (древнегреческий историк)

"Девять десятых счастья зависит от здоровья", сказал немецкий философ Артур Шопенгауэр.

- А что значит быть здоровым? Как вы это понимаете?

- Вы, наверное, знаете, что человек бывает здоров или нездоров физически, психически и нравственно.

    -Когда у человека ничего не болит, он активен, бодр, т.е.  физически      чувствует себя хорошо, то это какое здоровье? (физическое)

- Когда человек уверен, у него хорошее настроение, он уравновешен, с ним легко общаться, его не мучат страхи, т.е. с психикой всё нормально, то это какое здоровье? (психическое)

- А когда мы видим, что человек добр, отзывчив, отвечает за свои поступки, знает, что такое добро, что такое зло, т.е. с нравственной точки зрения у него всё хорошо, то это … (нравственное здоровье).

-А теперь  назовем известные признаки физического, психического и нравственного здоровья.

Конкурс «Разминка»

 Я предлагаю представителю каждой группы подойти и взять цветок  с признаками и определить, к какому виду здоровья подходят ваши признаки.

Признаки физического здоровья: 

  1. Чистая, гладкая кожа
  2. Здоровые зубы
  3. Блестящие, чистые ногти
  4. Хороший аппетит
  5. Подвижные суставы

Признаки психического здоровья:

  1. Уверенность в себе
  2. Эмоциональная стабильность
  3. Уверенность в преодолении трудностей
  4. Отсутствие страхов
  5. Оптимистичность при неудачах.

Признаки нравственного здоровья:

  1. Умение делать выбор между добром и злом
  2. Доброта и отзывчивость
  3. Справедливость и честность
  4. Умение отвечать за совершенные поступки
  5. Стремление помочь людям, животным

                                                       

… А сейчас закройте, пожалуйста, глаза.

(Звучит тихая музыка)

    Представьте жаркое лето. Светит яркое солнце. По небу медленно плывут белые облака. Вдруг, откуда ни возьмись, появился проказник ветер и стал играть листьями берез. Неожиданно серые тучки закрыли солнце – и теплый дождь звонко застучал по крышам домов. Воздух стал необыкновенно свежим и …

    Откройте глаза! Что вы видите?!

Ребята: Появилась радуга!

   Верно, но если радуга – природное явление и не подчиняется воле человека, то от человека зависит состояние его здоровья.

– Что входит в слагаемые здоровья?

    «Здоровый образ жизни» – это словосочетание в последнее время слышится очень часто.

Что же входит в это понятие?

Составляющие  здорового образа жизни;

    Третью часть суток человек проводит на работе.

Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни.

     При выборе будущей профессии кроме способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов это и есть призвание. А ведь сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору.           Прежде всего надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

    При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.

    Несмотря на все достижения цивилизации, врачи отмечают рост нервно-психических заболеваний, сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта и т.д. Очень часто эти заболевания профессионально обусловлены. Предприниматели, менеджеры, администраторы, руководители наиболее часто испытывают стрессовые ситуации, вызванные необходимостью принимать решения и брать ответственность, обострением конкуренции и боязнью потерять свой статус. Особую группу риска составляют люди с завышенным уровнем притязания — те, которые стремятся занять место, не соответствующее их возможностям.

   Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно все эти требования можно разделить на четыре группы:

двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;

анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;

нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нервной системы;

интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.

   Многие профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, зубной врач, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, администратор). Некоторые профессии требуют специального отбора (профотбора), который включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, определение профпригодности на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата. Профотбор абитуриентов проводят многие военные учебные заведения, учреждения МЧС, ФСБ и других федеральных служб.

 

Конкурс «Мозговой штурм»

Командам  даётся задание изучить информацию о профессии и предъявить требования к здоровью человека, выбирающего эту профессию.

Актуарий – специалист по страхованию, занимающийся разработкой научно обоснованных методов исчисления тарифных ставок по долгосрочному страхованию жизни. Профессия актуария весьма ответственная.
Аудитор веб-сайтов. Эта профессия очень молодая и перспективная. Это экспертиза сайтов с точки зрения их организации и соответствия заявленным целям, удобства навигации по сайту, общей привлекательности для посетителей.
Мерчендайзер (с англ. – купец). Это искусство продвижения и продажи товаров на рынке. Задача мерчендайзера, во-первых, оповестить потребителя о новом товаре и приложить все возможные усилия для его продажи и, во-вторых, поддерживать ее на достаточно высоком уровне.

Аудитор (англ. – auditor – ревизор) работает индивидуально или в фирме; проводит внутренний и внешний (независимый) контроль предприятий, осуществляет проверку счетов, ревизию отчетности на ее достоверность и законность совершаемых операций; требуется специальное образование (в основном финансовое), знание законодательства, специфики бухучета, систем налогообложения и планирования затрат, желательно знание ЭВМ, иностранного языка, стаж работы бухгалтером не менее 3–5 лет.

Логистик (от «логистика» – прикладная наука, предметом внимания которой является управление информационными и материальными потоками) – менеджер по таможне и транспорту, управляющий поставками, занимается организацией грузопотока, работает с грузоперевозчиками и грузоотправителями, осуществляет контроль приема-сдачи грузов; должен знать рынок отечественных (зарубежных) транспортных компаний.

Оценщик – специалист по оценке недвижимости; работает индивидуально или в фирме, производит оценку недвижимости (земельных участков, строений, зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений) на основе анализа состояния объекта недвижимости, его материальной, коммерческой стоимости и т.п.

Флорист – специалист по работе с растениями; осуществляет уход, составление композиций, привязку к интерьеру; требуются агротехнические знания.

Неонщик – специалист по наружной рекламе, осуществляет конструирование и монтаж деталей наружной рекламы (вывесок, макетов и т.п.); необходимо знать особенности оборудования данной техники, иметь допуск к работе с высоким напряжением.

Визажист (от франц. – «лицо») – эстетист, специалист по уходу за красотой лица (обработка и макияж); визажист-стилист – работа с лицом с целью поиска и придания определенного образа; визажист-косметолог – специалист, определяющий и подбирающий подходящий тип косметики, устраняющий видимые (не хирургические) дефекты, осуществляющий изготовление индивидуальных косметических средств и т.д.

   Косвенным образом оценить состояние своего здоровья вам поможет Опросник «Вегетативная лабильность», составленный чешскими психологами и апробированый в НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Министерства здравооохранения РФ.  Раздаю для самостоятельного домашнего проведения.

    Вегетативная лабильность — это способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды.

    Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения:

1. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.

2. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.

3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.

4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.

5. Я часто мерзну.

6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.

7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.

8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.

9. У меня часто бывают головные боли.

10. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.

11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.

12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.

13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.

14. Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».

15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

     Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов — сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.

    Если больше, чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, вам следует обратить внимание на свое самочувствие. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, вам следует проконсультироваться с врачом.

 

   Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм – больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Ваше здоровье – этот один из факторов успешной профессиональной карьеры.

   Поведение человека может быть направлено или на саморазрушение, или на самосохранение. Многие ученые отмечали связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером.

   Чтобы говорить о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они нас подстерегают на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъем это уже стресс. Уроки – стресс. Дорога – стресс. Родители ругают… С друзьями поссорились… И так далее…

        СТРАХ – это отрицательная эмоция, которую мы переживаем и которая возникает в результате реальной или воображаемой опасности.

     Школьный страх – этими словами обозначен целый комплекс проблем современного учащегося подростка.

   Мы опросили восьмиклассников нашей школы по проблеме «Ситуации, в которых возникают школьные страхи»

  • Страх перед выходом к доске;
  • Страх недостаточных умственных способностей;
  • Страх перед сверстниками;
  • Страх перед учителем;
  • Страх из-за невыученных уроков;
  • Страх неадекватной оценки.        

Основные симптомы проявления школьного страха:

  • Учащенное дыхание;
  • Дрожь;
  • Сильное сердцебиение;
  • Чувство слабости;
  • Оцепенение тела;
  • Обильный холодный пот;
  • Беспокойство и тревога;
  • Напряженность и зажатость;
  • Ощущение угрозы;
  • Тихий и глухой голос;
  • Замедленная, затрудненная речь;
  • Быстрая, торопливая речь;
  • Мышечное напряжение.

Страх имеет как отрицательные, так и положительные стороны:

Чем страх может нам навредить?

 При частом переживании страха возникают следующие заболевания:

  • Гастрит
  • Колит
  • Язва желудка
  • Дерматит
  • Усиление мышечного напряжения и, как результат, - головные и спинные боли.

Что же полезного может дать нам страх?

Положительные функции страха:

  • Предупреждает об опасности;
  • Увеличивает ответственность;
  • Сосредотачивает внимание на источнике опасности;
  • Побуждает искать пути избегания опасности;
  • Является фактором регуляции поведения.

Конкурс «Помоги себе сам»

Командам надо за 2 мин придумать

  • 1 группа   «10  способов  улучшения настроения»
    2 группа  «10  способов  снятия  стресса»
    3 группа  «10  способов  снятия напряжения»
    Наша задача – научиться разряжать свои чувства безопасным для нас и окружающих способом.

  Относительно здоровья каждого можно сказать: «Все в твоих руках…».

Показ слайдов.

Блицтурнир для капитанов и одновременно конкурс «Антиреклама » 

 

Командам  надо сочинить частушку, четверостишие по данным словам.

1)Если куришь ты табак,               2) Курильщик! Сам себе ты …,
То дела твои - …                                  Себе ты покупаешь …
Ну а если лёгкие-                                Иль что другое в том же роде.
Тоже гробишь (лёгкие.)                     Ставь … на этой глупой моде!

  1. В каждой пачке сигарет,

Словно в лотерее,

Скрыт, возможно, чей-то …

«Бросьте! Я не верю!»

Он не верил … лет;

Жаль, его уж с нами …   

Вопросы для капитанов

Продолжи:

  1. Кто из русских правителей запретил курение? (Иван Грозный или царь Михаил Фёдорович)
  2. Капля никотина убивает …(лошадь или муху)
  3. Продолжите “Много вина - мало... (ума или денег)
  4. Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей? (Васко да Гамма или Христофор Колумб)
  5. Что разрушает вирус иммунодефицита? (иммунную систему или выделительную систему)
  6. Известный хирург Фёдор Углов утверждал, что после приёма спиртного в коре головного мозга остаётся ... (кладбище нервных клеток или заряд бодрости и веселья)
  7. Существует ли вакцина против СПИДа и ВИЧ-инфекции? (нет или да)
  8. Продолжи “Муж пьёт - полдома горит, жена пьёт - весь ... (дом горит)
  9. Что поражается у курильщика, прежде всего? (сосуды или легкие)
  10. Никотин - это яд, который особенно влияет на… (рост или зрение)

Продолжи:

  1. Что делали по закону, который издал китайский император Ву Вонг в 1220 году, уличенным в пьянстве? (подвергали смертной казни или изгоняли из страны)
  2. В каком слове увековечил свое имя Жак Нико? (никотин)
  3. Продолжите “Хлеб на ноги ставит, а вино… (валит)
  4. Образование раковых опухолей у курильщика вызывают содержащийся в сигарете… (никотин или радиоактивный полоний)
  5. Болезнь, которую называют “чумой XX века”? (рак или СПИД)
  6. Наркотики – это химические вещества, оказывающие воздействие на… (нервную систему или органы пищеварения)
  7. Сколько вредных веществ попадает в организм человека при курении? (около 10 или около 30)
  8. Смола, образующаяся при сгорании табака, вызывает… (отравление или опухоли)
  9. Какую проблему обостряет рост наркомании? (гриппа или СПИДа)
  10. Какое воздействие оказывает алкоголь на центральную нервную систему? (положительное или отрицательное)

Продолжи:

  1. Рак легкого у курящих встречается чаще, чем у некурящего… (в 30 раз или 15 раз)
  2. Кому из русских поэтов принадлежат слова: “Человек пьющий ни на что не годен”? (М.Ю. Лермонтову или А.С. Пушкину)
  3. “Наркотик” - греческое слово. Что оно означает? (одурманивающий или привлекающий)
  4. Какому народу принадлежит такая поговорка: “Внешность человека отражается в зеркале, а душа – в водке”? (корейскому или русскому)
  5. Кто из мировых знаменитостей стал жертвой пагубной страсти к наркотикам? (Элвис Пресли или Арнольд Шварценеггер)
  6. Назовите болезнь заядлых курильщиков? (кашель или бронхит)
  7. Во сколько раз смертность детей в пьющих семьях выше, чем в непьющих? (в 2 раза или в 3 раза)
  8. Что помогает сохранить и укрепить здоровье людей? (спорт, ЗОЖ)
  9. Во сколько раз увеличилась смертность детей от передозировки наркотиками?(в 42 раза или в 17 раз)
  10. Какое количество табачного дегтя содержится в 1 кг табака, который человек выкуривает за месяц? (70 мл. или 90 мл.)

   

Конкурс «Что? Где? Когда?»

Командам по очереди надо ответить на вопросы:

Что это за лекарство, которое слушают? (Музыка.)

Какие опасные “подарки” солнца мы можем получить? (Ожоги.)

Что без языка, а сказывается?(Болезнь.)

Что никогда не лень делать? (Дышать.)

Что такое фитотерапия? (Лечение травами.)

Сладкий камень в воде тает. (Сахар)

Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)

В воде родится, воды боится. (Соль)

Именно такой водой рекомендуется мыть овощи и фрукты. (Кипяченой)

Какая трава помогает от 99 болезней? (Зверобой)

Олимпийский девиз (Быстрее, выше, сильнее)

Одно из толкований названия этого вида спорта – «пустая рука» (Каратэ)

    Предлагаю вам послушать притчу.

   В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: «Что у меня в руках – живое или неживое?» Если мудрец ответил бы «живое», он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: «Все в твоих руках»...

Итоги занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «В здоровом теле – здоровый дух!»

Классный час для обучающихся 5 -7 классов...

Классный час "В здоровом теле-здоровый дух!"

Разработка классного  часа для учащихся младших классов "В здоровом теле - здоровый дух!"...

Конспект классного часа Тема: "Здоровому все здорово" 6 класс

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья. Именно здоровье людей должно служить «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье – у н...

Классный час. Быть здоровым - это здорово.

Данный материал позволит классному руководителю в интересной форме привлечь детей к здоровому образу жизни...

классный час "В здоровом теле - здоровый дух!"

формирование позиции противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям – от наркотиков, алкоголя, курения и другим;пропаганда здорового образа жизни;акцентирование внимания на возрождение...

Классный час: Урок здоровья «В здоровом теле – здоровый дух!»

Цели:1.     Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.2.     Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание з...