Сценарий классного часа "Тайна маски" с использованием нестандартных форм обучения и воспитания (Психологический мини-тренинг и арт-терапия)
классный час (9 класс) по теме

Бердник Светлана Владимировна

"Тайна маски" - сценарий классного часа с использованием нестандартных форм воспитания (Психологический мини-тренинг и Арт-терапия). материал финального этапа VIII Облстного конкурса профессионального мастерства классных руководителей "Самый классный классный - 2014"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_klassnogo_chasa_tayna_maski.docx697.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Тайна маски» (Бердник С.В. МОУ «Миасская СОШ №1»)

Возраст учащихся: 14-16 лет (9-11 кл.)

Оборудование:

Презнтация;

Раздаточный материал (разноцветная бумага, карандаши, фломастеры)

Цель:

Образовательная:

Знакомство с понятием «маска», историей масочной культуры в России и в мире, видами, функциями масок;

Воспитательная: 

Повышение самооценки учащихся.

Совершенствование коммуникативных способностей.

Воспитание  эстетического вкуса через визуальное восприятие.

Развивающая:

Развитие самоинтереса, осознание многогранности  своего «Я» и принятие различных его сторон.

Ход классного часа

Этапы

Формы работы

Содержание

Результат

Вступление

H:\МОЙ СУПЕР ГИГАНТ\МОЯ  СУПЕР педагогическая ЛАБОРАТОРИЯ\2009 МОИ НОВЫЕ  в процессе разработки\ЛЕТО 2009 мои разработки\маски\Новая папка\raznoe030.gif

Приветствие

Беседа

С давних пор не любят люди открывать свое лицо,

Под фатой невеста будет в церкви надевать кольцо,

Прячут лица, мысли прячут, прячут выраженье глаз,

Маски любят, маски плачут и смеются вместо нас.

Все мы – женщины, мужчины зачарованы игрой,

Так легко надеть личину, мир отгородив стеной

Закрывают люди лица яркой краской напоказ,

Так как с маской легче сжиться миру, чем с любым из нас.

Вот и носят люди маски, не снимая до конца,

Но под толстым слоем краски может и не быть лица.

- Ребята, я думаю, вы догадались: о чем мы сегодня будем беседовать?

 (О масках) Слайд 1;

- Маска – это удивительная вещь. В ней скрывается столько таинственного и волшебного. Маска – это настоящее чудо, магия перевоплощения человеческой души.

- А как вы считаете: что такое маска?

(Маска – это предмет, накладка на лицо, которая надевается, чтоб не быть узнанным, либо для защиты лица).

Слайд 2;

Мир масок удивителен и многообразен. Вспомните древне языческие маски-тотемы, защищающие человека от злых духов, роскошные и величественные венецианские карнавальные маски, веселые и яркие клоунские, шутовские и скоморошьи маски, а также плачущие и смеющиеся театральные маски. Слайды 3-6

Маска, надетая на лицо человека– это всегда перевоплощение, своеобразный театр человеческой души, несущий трепетную радость и тайну сказочной интриги.

С давних времен люди надевают на себя маски, скрывая под ними свое настоящее лицо. Давайте попробуем ответить на вопрос: В чем тайна маски? Зачем человек прячет свое лицо под маской и надо ли это делать? Слайд 7.

Для этого я предлагаю вам поработать в группах.

Установление эмоционального контакта;

Формирование заинтересованности, мотивации к дальнейшей работе по теме;

Определение понятия маска;

Знакомство с историей масочной культуры;

 

Определение функции масок

Работа в группах

- У нас 4 группы. Каждая группа предлагает свои функции маски, которую человек надевает в тех или иных жизненных обстоятельствах. Дополните свой ответ примерами. У вас 2 минуты. Работаем. (Звучит музыка Игоря Саруханова «Маски-маски-маски…маскарад»)

Выделяют 4 основных функции масок человека:

Защитная. Надетая на лицо маска дает нам определенное чувство защищенности.

Например: Древне языческие маски животных, которые служили средством вступления в контакт с духом зверя, на которого готовилась охота,  являлись своеобразной защитой от нападения этого животного.

В средневековье была очень популярна маска доктора чумы. Слайд 8. По-другому ее называли клювастая маска. Эта маска делалась из плотной кожи со стеклами для глаз. В клюв закладывались лечебные цветы и травы. Маска дополнялась плотным черным плащом и тростью, которой доктор дотрагивался до больных этой страшной болезнью.

Приведите свои примеры защитных масок (спортивные, медицинские, промышленные)

Слайд 11. Психологическая функция масок - скрытие от людей, общества своего внутреннего мира. Что мы чаще всего пытаемся скрыть от посторонних глаз? (Свои эмоции, переживания, чувства, настроения).

Примером этой функции масок могут служить известные и любимые вами маски-смайлики, изображающие: гнев, радость, грусть, обиду, страх, равнодушие.

Можете привести пример использования такой маски?

(Когда ученик стоит у доски и никак не может решить сложную задачку, какую он надевает на себя маску: мудрости, серьезности, задумчивости. Часто школьники пользуются такой маской на контрольных, когда пытаются                           с серьезным видом списать со шпаргалки и надеются, что учитель этого не замечает)

Бывало у вас такое, что настроения нет, на душе кошки скребут, а вам приходится надеть радостную и веселую маску?

Или, например, вам что-то очень хочется разузнать, полюбопытничать, но вы напускаете на себя маску равнодушия, чтобы ни в коем случае не показать свою заинтересованность.

Третья функция маски – это развлекательная. Надевая маску, мы не только украшаем  свое лицо, но и создаем определенное настроение праздника, веселья. На какие праздники мы чаще всего надеваем такие маски:

- НГ (маска деда мороза, снегурочки, волка, супермэна, принцессы)

- маскарад или карнавал (вспомните завораживающие своим великолепием веницианские маски, которые украшались блесками, перьями, мехом, драгоценными камнями и вышивкой

- хэллоуин.

4. Четвертая функция масок – это театральная или другими словами, социальная, ролевая маска. Слайд 9. 

В повседневной жизни человек проживает массу социальных ролей, которые помогают ему контактировать                           с обществом. Играя определенную социальную роль, мы выбираем соответствующую маску.

Попробуйте привести примеры использования ролевых масок.

Например, в школе, с одноклассниками, вы можете надеть маску весельчака                   и всеобщего любимца или героя-храбреца, а придя домой станете самим собою.

Дома с родителями вы можете носить маску послушной принцессы,                       а  в школе вести себя совсем иначе.

Ролевые, театральные маски очень популярны среди подростков. Как вы считаете почему?

Эти маски позволяют нам примерять некий образ-мечту, быть такими, какими мы хотели бы быть, но не являемся на самом деле. Или, хотя бы пытаться соответствовать выбранному нами образу.

Понимание разнообразия функций масок

Арт-терапия

Рисование собственной маски

Сейчас, ребята, я вам предлагаю нарисовать свою собственную маску, которая отражает ваш внутренний мир, маску, которой вы чаще всего пользуетесь и которая помогает общаться с другими людьми. У вас на партах лежат листы разноцветной бумаги, фломастеры и карандаши. Подумайте над формой, цветом размером, художественным оформлением своей маски. Может быть, вы ее как-то назовете? Я даю вам 3-4 минуты времени. Пока вы работаете, я тоже нарисую свою маску.

(Звучит музыка Игоря Саруханова «Маски-маски-маски…маскарад»)

Создание собственной маски, отражающей внутреннее состояние;

Проявление интереса к собственному образу – Я

Оживание масок

Самопрезенация

Ребята, заканчивайте работу.  Сейчас наши маски оживут и мы попробуем разгадать их тайну. Для примера, я начну со своей маски. Слайд 14. У нас сегодня необычное конкурсное занятие открытого типа, на котором присутствуют уважаемые члены жюри, педагоги и гости. Мне, как конкурсантке, сегодня пригодилась африканская маска-тотем, которая символизирует храбрость, мужество и отвагу. Как вы думаете: почему она красного цвета? (Потому что красный цвет – это цвет борьбы, силы, победы)

- Ребята, кто из вас желает рассказать и раскрыть тайну своей маски?

Вопросы (1 круг – индивидуальная работа с учеником, который презентует свою маску):

- Что изображено на твоей маске?

- Почему выбран такой цвет, форма, размер?

- Комфортно ли тебе находиться в твоей маске?

- В каких ситуациях ты пользуешься своей маской?

- Помогает или мешает тебе твоя маска в общении?

- Ребята, комфортно ли вам общаться с такой маской?

- Какие эмоции вызывает у вас эта маска?

- Ребята, хотели бы вы примерить на себя эту маску?

Вопросы (2 круг – вопросы ко всем участником тренинга)

- Ребята, как вы поняли символическое значение масок в жизни человека?

- Помогают или мешают маски в жизни человека?

- Вы сегодня нарисовали свою маску, что дало вам выполнение этого упражнения?

- После того, как вы представили нам свою маску, ваше внутреннее состояние изменилось?

- Вы смогли не только представить свою маску, но и познакомились с масками своих одноклассников. Что-то новое вы узнали о ребятах?

- Как вы думаете: какие маски вы должны надевать при общении с другими людьми?

- Что главное должен не забывать человек, надевающий на себя ту или иную маску?

- Получилось у нас с вами разгадать тайну маски? В чем она заключается?

Выражение своего образа-Я

Подведение итогов

Рефлексия

Сейчас, ребята, я вам всем предлагаю поднять свои листочки и показать свои маски друг другу. У нас с вами получилась целая коллекция, галерея масок. Все мы разные, и нас окружает множество масок. Теперь опустите свои маски на парту. О чем мы с вами должны помнить, примеряя ту или иную маску?

(О том, что за любой маской скрывается наше настоящее лицо).

- Правильно, ребята. В этом и заключается тайна маски. Маска – это не просто кусок бумаги, это определенная модель поведения человека в обществе. Возможность надеть ту или иную маску помогает нам контактировать с людьми.  У каждого из нас в арсенале может быть множество масок. Сегодня мы примерим одну, а завтра нам понадобится другая. Главное, за чередой сменяющихся масок, не потерять свое настоящее человеческое лицо, помнить и ценить свою индивидуальность и неповторимость.

- В завершении нашего занятия я хочу рассказать о книге замечательного японского писателя Абэ Кабо – «Чужое лицо». Слайд 15.Главный герой попал в автокатастрофу, в результате чего его лицо было изуродовано. Он создает себе маску, которую не снимает почти никогда. Маска настолько сживается с ним, что становится его «Чужим лицом». В конце книги жена главного героя говорит ему о том, что вместо любимого мужа, рядом с ней теперь всегда человек        с «Чужим лицом». Помните, ребята,                    о своем настоящем, истинном лице и умейте вовремя снять с себя маску.

А всех участников нашего сегодняшнего таинства, всех, кто разгадал тайну маски, я бы хотела угостить конфетами «Маска».

Развитие интереса к самопознанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...

Возможности использования инновационных преобразований и нестандартных форм обучения в лекционно-семинарско-зачётной технологии обучения

 В моём понимании современный урок физики  в школе на данный момент это симбиоз традиционного урока и альтернативных инновационных технологий, которые применяются в зависимости от раз...

Статья "Использование нестандартных форм обучения в средней и старшей школе в контексте ФГОС основного общего образования"

Ввиду глобального развития мирового политического процесса, экономической глобализации и стремительного развития средств массовой информации, многочисленные новые технологии завоевывают в XXI веке все...

Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием нестандартных форм обучения на уроках МХК в 11 классе

Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных, в том числе социокультурных изменений. Все эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания.Главная задача россий...

Дифференцированный подход к учащимся на уроках английского языка с использованием нестандартных форм обучения (ФГОС)

В статье "Дифференцированный подход к учащимся на уроках английского языка с использованием нестандартных форм обучения (ФГОС)", описываю нетрадиционные формы уроков английского языка, котор...

Воспитание интереса к изучению русского языка и литературы через использование нестандартных форм проведения уроков

Методика обучения русскому языку - методические условия реализации дидактических принципов, методические закономерности обучения родному языку и сформулированные на их основе научно-теоретические...

Психологический мини- тренинг, направленный на развитие эмоциональной устойчивости педагогов в ДОУ

Работа  педагога - психолога направлена на обеспечение психологической безопасности  всех участников образовательного процесса, поэтому психолог проводит различные психодиагностические иссле...