Классный час «Это было в Краснодоне…»
классный час (8 класс) по теме

Якушева Наталья Олеговна

Классный час посвящен событиям, которые произошли в краснодоне

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eto_bylo_v_krasnodone.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель английского языка: Н.О.Якушева

МБОУ СОШ №59

г. Кургана

Классный час «Это было в Краснодоне…»

Слайд 1

Алина:

Как живет в нас, наружу не вырвавшись, стон,
Так давно в нашем сердце болит Краснодон.
Мы не все там бывали, но мучил он нас,
Как застрявший осколок свинца —
И не в шурф их бросали, а в наши сердца,
В нашу память, что с нами болит до конца.

Слайд 2

Катя: Кто они были?

Марина: Какими они были наши краснодонские мальчишки и девчонки из далеких  

           сороковых годов?

Катя: Почему именно они, ни на миг не сомневаясь в своей правоте, приняли      

          мученическую смерть?

Марина: Почему они, имея выбор: я или Родина выбрали —   Родину...!?

Ксюша:  Движется время, стирает углы воспоминаний, лечит раны, выравнивает душевные потрясения.

Вова:  И в этом столько же естественного, сколько порой досадного и горького.

Ксюша:  Но как росток сквозь асфальт пробивается суровая, но справедливая истина:

То, что отмечено печатью бессмертия,

Все вместе: забвению не подлежит.

В: Оно будет жить вечно, всегда волновать умы всех последующих поколений.

К:  Давайте сегодня пропустим через себя ток времени, высокое напряжение Памяти, что позволит прикоснуться к их подвигу — сердцем

Слайд 3

Аня: 1942 год, 29 сентября. Запомни, ровесник, эту дату.

Даша: В городском парке города Краснодона гитлеровцы живьем закопали 32 шахтера, которые саботировали работу шахт.

Аня:  Это страшное событие стало точкой отсчета создания молодежной подпольной организации...

Даша: ...которую по предложению Сергея Тюленина назвали “Молодая гвардия”

К: Трудно переоценить воинский подвиг и мужество краснодонских мальчишек и девчонок тех далеких сороковых годов. Победа складывалась из больших и малых битв, известных и неизвестных, из мужества и героизма конкретных людей. И слава богу, что история сохранила имена всех, кто сражался в рядах “Молодая гвардия”

В: Всего неполных три месяца просуществовала молодежная организация “Молодая гвардия”, действовавшая в Краснодоне в период с октября 1942 по январь 1943 года. Задумаемся на минуту: сколько можно успеть за три месяца? Что можно сделать за три месяца?

К: Давайте, сегодня восстановим хронологию событий далеких для нас сороковых годов  

Слайд 4 (Фон “ Священная война” Кадры из документального фильма)

В: Краснодон. 20 июля 1942 года. Город сдан врагу. По безлюдным улочкам притихшего городка проносится мотопехота, гремят сапоги оккупантов. Завоеватели принесли с собой новый порядок. Приказ немецкого коменданта гласил:

Слайд 5

Катя: “За неподчинение новому порядку расстрел”.
Алина: “За уклонение от сдачи оружия — расстрел”.
Катя: “За неявку на регистрацию — расстрел”.
Алина: “За слушание радиоприемника — расстрел”.
Катя: “За появление на улицах после 18-00 — расстрел”.
Алина: “За саботаж на шахтах — расстрел”.

К: Вы только вдумайтесь в смысл объявления, вывешенного возле водопроводной колонки: “ Вода только для немецких солдат. Русские, берущие отсюда воду, будут расстреляны.

В: Вот так: высшая раса и рабы

Слад 6

Аня:

Градом падали с неба бомбы,
На дыбы вставала земля.
Шли фашистские танки ромбом
И терзали броней поля.

Даша:

Пепел сыпался раскаленный,
Пепел смерти и пыль войны,
На окопы, на сад зеленый
Падал блесками тишины.

Катя:

На дома, что руинами стали
Опускался тревожный сон.
Только люди в домах не спали
Как в предгрозье ждал Краснодон

Марина:

Был он бомбой, и был он миной,
Был последним патроном он.
Непокорный, непобедимый
Ставший крепостью, Краснодон.

(Фон песня Журавли )

Слайд 7

К:  Что же такое сделали эти мальчишки и девчонки? Когда слышишь набившие оскомину “ расклеивали листовки”, то с трудом представляешь, что такое для населения оккупированного городка печатное слово, несшее известие о “своих”. Как глоток свежего воздуха, как вода умирающему от жажды были эти небольшие клочки бумаги, приносящие последние новости с фронта, поднимающие боевой дух! Ведь местное радио транслировало только немецкую музыку и объявления коменданта города.

В:  В старых развалинах типографии ребята нашли шрифт, вырезали из резины недостающие буквы, отпечатали удостоверения для членов “Молодой гвардии” и листовки.

Слайд 8

К:  “Молодая гвардия” к концу 1942 года насчитывала 92 человека и представляла собой реальную силу. Немецкому командованию пришлось направить в Краснодон специальные силы гестапо, которые должны были очистить тылы от партизан..

(кадр из фильма “Молодая гвардия” Боевые дела молодогвардейцев)

В:  А теперь представьте себе, что этим партизанам было всего от 14-ти до 20-ти!

Алина                                                                                              

Весна их только начиналась,
Казалось, жить еще и жить.
Но как же рано оборвалась
Судьбы связующая нить.

Ксюша:

От зверских пыток став седыми,
Они в бессмертие ушли,
Оставшись вечно молодыми
Для поколений и земли.

К:  За время существования “Молодой гвардии”, а это недолгих три месяца, подпольщиками было совершено несколько военных и диверсионных операций.

В:  Наверное, не столь важно, что ребята смогли сделать за эти три месяца, главное то, что фашисты не смогли сделать, благодаря деятельности “Молодой гвардии” Среди особо нашумевших операций подпольщиков:

Денис: Освобождение 70-ти военнопленных из Волченского лагеря;
Петя: Уничтожение вражеской автоколонны, следовавшей на юг;
Денис: Подпольщиками было отбито у немцев стадо (около 500 голов), подготовленное к отправке в Германию;
Петя: А в канун 25-й годовщины Великой Октябрьской революции над оккупированным Краснодоном, на глазах у обезумевших фашистов, гордо реяли красные флаги!

В:  Вечером 5 декабря 1942 года был организован концерт для немецких солдат.

В то время, когда шел концерт, была совершена одна из самых дерзких операций молодогвардейцев.

К: В ночь на 6 декабря 1942 года подпольщики подожгли биржу труда с готовыми списками молодежи для отправки в Германию..

(Слайд 9 Песня о краснодонцах)

К:  Читаем строки краснодонского подполья:

“Мешали добыче и отгрузки угля в Германию...”

Что для нас с вами эти строки, если мы не сопоставим факты: на 10-й день после освобождения области и Краснодона наш уголь пошел на- гора — немцам не удалось восстановить добычу в течение полугода.

В:  При подходе регулярных частей Советской Армии молодогвардейцы считали главной своей задачей подготовку восстания.

К:  Они жили..., и каждый прожитый ими день был подвигом! Немцам ни за что не удалось бы рассекретить подпольщиков, если бы не предательство

В:  Штаб подполья дал указание молодогвардейцам небольшими группами пробираться к линии фронта. Но успели немногие.

Слайд 10

К:   В ночь с 4 на 5 января 1943 года в городе начались аресты. В тюрьму было брошено большинство молодогвардейцев.

В:  О чем думали ребята в последние дни своей жизни? На освобождение из полиции не надеялся никто. Зная, как долго их искали, сколько немцами было приложено усилий, молодогвардейцы абсолютно трезво оценивали ситуацию. Они знали, что живыми не выйдет никто...

Алина:

Как страшно умирать в шестнадцать,
Как хочется чертовски жить
Не слёзы лить, а улыбаться,
Влюбляться и детей растить.
Но солнце клонится к закату,
Не встретить им уже рассвет.
В бессмертие ушли ребята
В рассвете юношеских лет

(Песня “Мгновения”)

К:   Всех арестованных по очереди вызывали на допрос, били, истязали.

В:   Из следственных документов по делу краснодонской полиции: “Во время допросов всех без исключения молодогвардейцев избивали до потери сознания, им ломали руки, ноги, пальцы, затем обливали холодной водой и бросали в карцер, где инсценировали казнь через повешение…

Слайд 11

К: Из воспоминаний Александры Васильевны Тюлениной "В дверях камеры было маленькое оконце. Утром я подошла к двери, в них, может, Сережу увижу. И правда, ведут моего сыночка. Одной рукой завивает чубок свой, другая рука на перевязи, сам бледный, а под глазами синяки. И вскоре заиграл патефон, а я думаю, понятно, зачем завели музыку. Бить начали Сергея. А на третий день вызывают меня..."

В: Потом его пытали на глазах у матери. Избивали, загоняли в рану раскаленный шомпол, ломали пальцы... Но он "не проронил ни слова о пощаде и не выдал никого из молодогвардейцев», - это уже свидетельство палача, начальника краснодонского жандармского поста. - От него ничего так и не добились. После пыток я отдал приказание расстрелять Тюленина. Мы удивлялись, как могла у еще молодого человека выработаться такая крепкая воля. По-видимому, презрение к смерти породило
в нем твердость характера".

К: ..Иван Земнухов был ослеплен во время побоев, осколки очков вонзились ему в глаза...”.. нет сил перечислять их муки дальше...

Катя:

Мальчики наши уходят в бессмертие...
С темного неба снежинки несметные
Падают, тая на лицах измученных.
Только луна, притаившись за тучами
Видела:
Крепко сцепившись в объятии,
Выплюнув в морды фашистов проклятия,
Непокоренные муками голода
С песней, взлетевшею птицей над городом
Наполовину живые, но твердые
Падали, падали песенно-гордые.
Только холмы, стариканы столетние
Слышали залпы в ночи пистолетные.
Падали в шурф она гордые, больные,
Мальчики, мальчики, больно мне, больно мне

Слайд 12

Вова:

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим...
Это нужно — не мертвым,
Это надо — живым

Олег Кошевой — навеки 16 (клик)
Любовь Шевцова — навеки 18(клик)
Иван Земнухов — навеки 18(клик)
Сергей Тюленин — навеки 17(клик)
Ульяна Громова — навеки 17(клик)
Иван Туркенич — навеки 20(клик)

Дмитрий Огурцов – навеки 18(клик)

Анатолий Лопухов – навеки 15

(клик)

Марина:

До вмятинки прочитаны
Стоят они застывшие
Ещё и не мужчинами,
Уже и не мальчишками.

Солдатами бессменными
Стоят и днем и вечером.
В глазах у них бессмертие,
Великое и вечное

(Песня-фон «Журавли»)

Слайд 13

К: 14 февраля 1943 года советские войска освободили Ровеньки и Краснодон.

Казалось бы все, конец истории...
Но все равно что-то ранит душу, не отпускает память...
Без исторической памяти черствеет сердце, ожесточается душа, теряется Родина.

В:  После казни, пыток и допросов не сломили их фашисты, не смогли.
Часто задаю себе вопрос я: “Мы, сегодняшние, так бы вот смогли?”

К:  Мы, поколение ХХI века не имеем права на малодушие потому, что знаем пример Жизни, пример борьбы и несгибаемой воли бессмертных героев молодогвардейцев. Это обязывает нас быть достойными их памяти.

В: Мы рассказали вам историю из страшного прошлого нашей страны, потому что хотели, чтобы вы, как и они, любили жизнь, своих родных и близких, свою Родину. Чтобы вы знали, какой ценой достался нам этот мир, мир без войн и смерти миллионов людей.

Вместе: Чтобы знали!
              Чтобы помнили!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это было в Краснодоне...

Разработка классного часа с презентацией, посвященная деятельности подпольной организации "Молодая гвардия"...

Классный час : "Они были первыми. Об истории зарождения сестричества в России"

Методическая  разработка внеаудиторного мероприятия- классного часа, проведённого в стенах ГБ ОУ СПО ВО "Владимирский базовый медицинский колледж". Фотографии с данного мероприятия заняли первое ...

Сценарий классного часа "Вначале было слово"

Даны рекомендации по проведению классного часа. Целью данного мероприятия является воспитание уважительного отношения к русскому слову....

Классный час "Было такое, ребята, было", посвященный 60 летию освоения Целины

Цель: раскрыть понятие целина, целинник.Привитие учащимися бережного отношения к хлебу.Воспитание уважения к труду хлеборобов.Рассказать о трудностях и трудовом подвиге хлеборобов.Воспитывать патриоти...

Литературная композиция "Это было в Краснодоне"

Литературная композиция "Это было в Краснодоне" с приложением- презентацией...

Конспект классного часа "Это было недавно..."

Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию,  формированию знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., ее защитниках и их подвигах, воспитывать любовь и уважение к своему ...

Ко Дню космонавтики. Классный час «Они были первыми».

Классный час ко Дню космонавтики для учащихся 5 класса «Они были первыми». Основной целью классного часа является ознакомление учащихся с  историей освоения космоса и с перв...