Классный час на тему "В дружбе наша сила"
классный час (9 класс) на тему

Формирование умения – ценить дружбу, дорожить друзьями и хорошими отношениями с одноклассниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_druzhbe.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час « В дружбе наша сила»

Автор Макерова Антонина Николаевна,

МБОУ «Дятьковская СОШ №3» Брянской области

Цель: формирование умения – ценить дружбу, дорожить друзьями и хорошими отношениями с одноклассниками.

Задачи:

- развивать коммуникативные навыки общения;

- способствовать формированию дружеских отношений с одноклассниками;

- убеждать учащихся в значимости дружбы.

Форма проведения: беседа с игровыми элементами.

Оборудование: цитаты о дружбе, рисунки, песни о дружбе, импровизированный сайт знакомств, цветные листочки для объявлений, листочки для теста, фломастеры, карточки со словами-понятиями: понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность; ромашки для каждой команды, законы дружбы.

«Самый прекрасный подарок после мудрости,

которым могла одарить нас природа ,- это дружба.»

Ларошфуко    

                                                                                                                 

Ход мероприятия:

(Учащиеся рассаживаются за два стола)

Звучит песня «Дружба начинается с улыбки…»

Учитель:

Я отныне требую огромной дружбы от товарищей моих,

Чтобы всё: и радости, и горе - ничего от дружбы не скрывать,

Чтобы дружба сделалась, как море, научилась небо отражать.

Мне не надо дружбы понемножку. Раздавать, размениваться? Нет!

Если море зачерпнуть в ладошку, даже море потеряет цвет.

Я узнаю друга. Мне не надо никаких признаний или слов.

Я отныне требую высокой, неделимой дружбы навсегда.

 - Добрый день! Сегодня в этой аудитории присутствуют те, для кого дружба не пустой звук. У каждого из нас есть нужда в человеке, которому можно было бы рассказать о самых сокровенных мыслях, доверить свои чувства, поделиться радостью и горем, надеждой и разочарованием.

1 ведущий. «Что такое друг?!» - спрашивает К. Гельвецкий, выдающийся представитель французского Просвещения. И отвечает: «Избранный нами родственник. Мы желаем иметь друга, чтобы, так сказать, жить в нём, чтобы изливать свою душу в его душу и наслаждаться беседой, которую доверие делает всегда восхительной».

  Может быть, это высокопарные слова, но если в них вслушаться. То истина в них самая настоящая.

 2 ведущий. Дружба-это тесные взаимоотношения между людьми, бескорыстное чувство уважения, основанное на единстве взглядов.

  Дружба – это высокое чувство, в которое не может вмешиваться какая-то корысть. Если формула «Ты – мне, я – тебе» присутствует в мыслях человека, это уже не дружба.

 Учитель.  Когда появляется дружба? Где тот миг, который становится важным для человека, и нужно ли его определять? Как вы думаете?

Основная часть.

Учитель. Иногда нам кажется, что мы хорошо знаем друг друга. Но так ли это? Я предлагаю вам сыграть в игру «Знакомство – представление».

(Раздаются цветные листочки). Представьте, что вы решили найти друга по переписке и для этого вам нужно написать о себе сообщение на сайт знакомств. Расскажите о своих сильных сторонах – о том, что любите, цените, о том, что даёт вам чувство уверенности. Не преувеличивайте своих достоинств, сообщите и о  своих недостатках. (Листочки вывешиваются на импровизированный сайт знакомств.)

   Учитель. Думаю, что ваши объявления обязательно привлекут к себе внимание, ведь в основе общительности лежат два чувства – уважение и доверие, а эти чувства связаны с желанием понять внутренний мир другого человека. Умение жить среди людей, иметь товарищей и друзей зависит исключительно от воспитания и самовоспитания.

 3 ведущий.  Дружба – это духовная связь. Она не находится и не предлагается. Она рождается, развивается взаимными усилиями. Не надо бояться одиночества. Надо задуматься: если тебе скучно самому с собой, будет ли интересно с тобой другим?.

Сделай себя интереснее духовно, стань добрее, активнее, общительнее, внимательнее к людям, и обязательно найдётся человек, который будет тебе другом.

Учитель. Оглянись внимательно вокруг себя. Можешь ли ты с уверенностью сказать, что тебя окружают друзья.

Представь, что ты идёшь по дороге. На пути стоит камень, на котором написано: «Налево пойдёшь, дружбу найдёшь. Направо пойдёшь, друга потеряешь». В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить. И наш выбор характеризует нас самих. Что и почему выберешь ты?

(Рассуждения ребят).  

1 ведущий.  Знаете, как обозначил почву для дружбы Антуан де Сент-Экзюпери: «Приобщаешься к думам товарищей и становишься богаче».

Учитель.  А что для вас настоящий друг? (Рассуждения ребят).

 - Человек, который тебя понимает.

- А для меня важно знать, что друг – это тот, кто тебя не предаст.

- С ним в разведку не страшно.

- Друг – это самый дорогой человек, которому ты доверяешь.

- Друг никогда не обманет.

- Друг- это одна тайна на двоих, только на двоих.

   (Звучит песня «Если с другом вышел в путь…» ).

 Учитель.  Я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Ромашка». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. Перед вами слова, обозначающие качества, необходимые бля дружбы, и слова, обозначающие качества, которые нужно «изживать» в себе. (На экране высвечиваются слова.)

  ( Каждой команде выдаётся по ромашке, ребята пишут на лепестках, а затем зачитывают поочерёдно качества и прикрепляют лепестки на доску.)

   Учитель.  Большое спасибо. Хотелось бы вам пожелать, чтобы у каждого из вас был друг с такими качествами и чтобы вы в самих себе развивали эти положительные и такие нужные для дружбы качества характера.

   (Звучит песня о дружбе)

1 ведущий. В словаре В. И. Даля дружба определяется так: взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении; в дурном – тесная связь, основанная на взаимных выгодах.

 Командам раздаются пословицы, надо их собрать и прочитать. Время 3 минуты.

  1. Друзей не иметь -                           1. Лучше новых двух.
  2. Старый друг                                    2. А узнавай в три года.
  3. Без друга сирота,                            3. На сердце вьюга.
  4. Не узнавай друга в три дня           4. А найдёшь – береги.
  5. Без друга                                         5. На мир хмуро глядеть.
  6. Нет друга – ищи,                            6. С другом семьянин.

Ответы: 1 -5, 2 – 1, 3 – 6, 4 – 2, 5 – 3, 6 – 4.

Учитель. Какие пословицы о дружбе знаете вы? (Приводят примеры).

Учитель. Умение дружить – качество, которым обладает не каждый. Хорошего друга ценят, им дорожат, и  такой человек редко бывает одинок. А вы умеете дружить? Чтобы найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам тест из юношеского журнала «Cool» На каждый вопрос – три варианта ответа, выберите один из предложенных.

     Тест

  1. Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех,

а) с кем у меня складываются отличные отношения;

в) на кого можно всегда положиться в трудной ситуации;

с) кто умеет добиваться многого в жизни.

2. Честно говоря, тебе бы очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья…

а) были классными и интересными личностями;

в) помогали тебе, когда ты об этом попросишь;

с) никогда не предавали тебя в трудную минуту.

3. Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была бы книга…

а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни;

в) про интересных людей и их приключения;

с) детектив или фантастика.

4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведёшь?

а) Попытаюсь их утихомирить…

в) Отойду в сторону – это не мои проблемы.

с)  Разберусь  - кто прав, а кто виноват -  и выскажу своё мнение.

5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если больше доверяли друг другу?

а) Думаю, что да.

в) Я не уверен(а).

с) По-моему, счастье не в этом.

6. Как ты считаешь, у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили (может быть, пока) твои друзья?

а) Сомневаюсь.

в) Мне такая мысль никогда в голову не приходила…

с) Однозначно да.

7. Ты знаешь, что у друга (подруги) случилась неприятность, и он (она) скорее всего позвонит и попросит тебя помощь. Твои действия.

а) Не стану дожидаться и позвоню сам (сама).

в) Посочувствую по телефону.

с) Попрошу родителей сказать, что меня нет дома.

(Оценка результатов теста)

А

В

С

1

0

3

6

2

6

0

3

3

6

3

0

4

0

6

3

5

6

3

0

6

3

0

6

7

6

3

0

Сложите вместе относящиеся к вам баллы. Сумма баллов покажет вам результат.

0 – 20 баллов. Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе , в сущности, и без них не плохо. Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь. Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко? Всё-таки в одиночку трудно прожить на свете.

21 – 33 балла. Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебя в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество – надёжность:  ты никогда не подведёшь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.

34 – 48 баллов. Для тебя дружба – это всё или почти всё. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а) даже отодвинуть свои интересы в сторону. Попытайся спуститься с небес на землю!

Учитель. Этот тест настоящий самоанализ, но не приклеивайте себе ярлык «А я такой, что поделаешь. Принимайте всё, как есть». Иногда очень полезно осознать, «какой я», и попробовать изменить себя. Помните: «Дружба – это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро». Чем лучше кажутся вам люди, тем лучше вы сами. «Будьте для всех солнышком… Человек только тогда и обретает мир в душе, когда отдаёт себя на служение ближним». Таким образом, между вами и друзьями создаётся некий духовный контакт. Дарите друг другу знаки симпатии и уважения, стройте общение на равных. Наша сила только в дружбе.

Проверим, есть ли в классе настоящие друзья.

Игра. «Знаю ли  я своего друга».

Двое друзей находятся с разных сторон раскладной доски. Одному из них учитель задаёт вопросы, а ответы пишут оба.

. Какой урок у него любимый?

. На чём он любит кататься?

. Какое время года любимое?

. Какой вид спорта любит?

. Кем хочет стать, когда вырастет?

. Какое животное он хотел иметь бы дома?

. Какие книги любит читать?

(Сверка ответов).

   Решение ситуативных задач

  1. Ты договорился пойти с другом в кино, но опоздал к назначенному времени. Ты говоришь: «…»
  2. Вы с другом увидели в магазине новый диск с играми – его мечтает купить каждый. Но у продавца остался только один экземпляр. Ваши действия…
  3. Твои знакомые сообщают тебе, что твой друг виноват в серьёзном проступке, и приводят доказательство этого. Как ты поступишь дальше?
  4. В твоём присутствии начинают говорить о твоём друге в восторженных тонах, несколько преувеличивая его достоинства. Как ты отреагируешь?
  5. При тебе неуважительно отозвались о твоём друге. Твои действия…
  6. К тебе пришёл друг, но у тебя срочная работа. Что будешь предпринимать?..

Учитель. Послушайте стихотворение поэта Расула Гамзатова «Берегите друзей». Такие стихи расширят ваши представления о гамме дружеских чувств, утешат, помогут в трудную минуту.  

2 ведущий. Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши,

Гнев на друге, может быть, мгновенный

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг – и повинился –

Ты ему греха не поминай.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Учитель. Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать? Оглянитесь вокруг: рядом с вами одноклассники, среди которых вы обязательно найдёте единомышленников по целям, мечтам, увлечениям. Но это не самое главное. Важнее всего осознание, что вы сами должны стать настоящим другом. У каждого человека есть святое право на своё мнение и на свою точку зрения. Если вопрос спора не слишком принципиальный, постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав друг или нет – сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.

2 ведущий. Надо помогать друзьям, вместе с ними вырастая,

И поверьте: сила злая не опасна будет вам.

Надо помогать друзьям. Другу помоги с душой

И пекись, как бы о брате, не для выгоды пустой

Или выигрыша ради. Другу помоги с душой.

Жить дремуче, как кулак, умереть, как схимник тощий,-

Это же простого проще. Но не стану жить я так.

Учитель.  Предлагаю вам «зайти на сайт знакомств» с вашими объявлениями и прочитать их. Может, кто-нибудь из вас здесь и сейчас найдёт друга, близкого по интересам, мечты и цели которого совпадают с вашими.

Заключительная часть.

Учитель. Вот и подошло к концу наше занятие. Наверное, каждому из вас пришлось задуматься над неожиданными вопросами и решить необычные «задачки», самим себе задать вопросы (приятные и не очень). Может быть, кто-то из вас изменился в лучшую сторону и что поменял в своём отношении к другу… Главное, чтобы осталось неизменным доброе отношение к людям! Ведь в дружбе наша сила.

Рефлексия.

Учитель. У нас есть три счастливчика. На их стульях наклеено слово «ДРУГ». Кто это? Вам предоставляется возможность продолжить фразу: «Сегодня на занятии я понял(а)…»

А сейчас я попрошу всех встать в круг, взяться за руки и хором произнести: «ДО-СВИ-ДА-НИЯ!». (На последнем слоге все поднимают руки вверх и, не разнимая их, делают шаг в середину круга, навстречу друг другу.)  

В конце учащимся раздать «Законы дружбы» как памятку.

                                     

ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ

. Быть равным.

. Уважать внутренний мир друга.

. Уметь забывать о себе ради друга, быть бескорыстным и верным.

. Чувствовать ответственность за друга, поддерживать и помогать в решении трудных жизненных проблем.

. Беречь дружбу от насмешек, зависти, злости, обмана.

. Быть честным, искренним и испытывать взаимное доверие, глубокий интерес к заботам и делам друга.

Приложение.

Пословицы о дружбе.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Без дружбы нет жизни.

Лучше во тьме пребывать, чем без друга.

Друг – подарок самому себе.

Самый опасный тот враг, который притворяется другом.

Дружба лучше, чем родство.

Никогда не бывает тесным дом, принимающий много друзей.

Кто ценит друзей, так и друзья ценят его.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Только настоящий друг может терпеть слабости своего друга. (У. Шекспир)

Только рука друга может вырвать шипы из сердца. (К. Гельвеций)

Выявит друга время, как золото – огонь.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.

Нет друга, так ищи, а нашёл,  так береги.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Сам погибай, а товарища выручай.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В дружбе - наша сила"

Статья для газеты "Приволжская правда" в рамках 2010 года - года учителя...

Презентация "В дружбе наша сила"

Презентация о дружбе...

Тренінг «У дружбі наша сила»

Мета: учити дітей цінувати дружбу та друзів; викликати у них прагнен¬ня бути справжніми друзями; ви¬робляти в собі якості, що сприяють дружбі; розвивати почуття відпові¬дальності перед друзями; вихову...

Внеклассное мероприятие на тему "В дружбе наша сила"

Внеклассное мероприятие на тему "В дружбе наша сила" 6-8 класс...

Внеклассное мероприятие на тему "В дружбе наша сила" презентация

Внеклассное мероприятие на тему "В дружбе наша сила" презентация...

В дружбе наша сила

Статья для газеты "Приволжская правда" о богатой истории Берендеевской школы и ее педагогическом коллективе...

Круглый стол "В дружбе наша сила"

Мы все отличаемся по внешнему виду, возрасту, по вкусам и убеждениям. Если мы с другом мало чем отличаемся, то нам с ним проще общаться. Все нам видится одинаково. Но если друг не похож на м...