Педагогическое общение. Учитель - ученик.
статья по теме

Аркадьева Любовь Сергеевна

 

       Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание учителем основ наук и методики учебно-воспитательной науки. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними.

    Педагогическое общение должно быть освоено каждым учителем. Ведь самые интересные и плодотворные учебно-воспитательные материалы, самые активные и прогрессивные методы учебно-воспитального воздействия «зарабатывают» только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им педагогическим общением.

     Статья содержит описание типичных моделей общения учителя с учащимися на уроках. Так же представлен, на мой взгляд, оптимальный и наиболее продуктивный стиль поведения уителя, основанный на педагогическом сотрудничестве, в основе которого находится  концепция личностно - ориентированной парадигмы образования и воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_obshchenie._uchitel_-_uchenik_2.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ.

УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК.

       Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание учителем основ наук и методики учебно-воспитательной науки. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними.

    Педагогическое общение должно быть освоено каждым учителем. Ведь самые интересные и плодотворные учебно-воспитательные материалы, самые активные и прогрессивные методы учебно-воспитального воздействия «зарабатывают» только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им педагогическим общением.

Типичные модели общения педагога с учащимися на уроках.

Модель первая. Учитель как бы возвышается над классом. Он парит в мире знаний, науки, увлечен ими, но находится на недосягаемой высоте. Здесь система общения складывается следующим образом: учитель как бы отстранен от учащихся, они для него только воспринимающие знания. Как правило, такой учитель мало интересуется личностью ребенка и своими взаимоотношениями с ним, сводя педагогические функции к сообщению информации. Такая позиция,  как свидетельствуют наблюдения, характеризует некоторых начинающих учителей, увлеченных наукой.

     Следует учитывать те негативные последствия, которые влечет за собой такая модель общения. Прежде всего, это отсутствие психологического контакта между учителем и детьми. Отсюда пассивность учащихся в процессе обучения, безынициативность.

Модель вторая. Между учителем и детьми в качестве невидимого ограничителя выступает дистанция, которую педагог устанавливает между собой и учащимися. Такими ограничителями могут служить:

- подчеркивание педагогом своего превосходства над учащимися;

- преобладание стремления сообщить информацию, а не обучить;

- отсутствие желания к сотрудничеству, утверждение ситуации безусловной ведомости школьников;

- снисходительно – покровительственное отношение к учащимся, мешающее организовать «взрослое» взаимодействие.

     Результатами такого общения являются отсутствие межличностного контакта между учителем и детьми, слабая обратная связь, равнодушие школьников к учителю.

Модель третья. Ее суть в том, что учитель строит взаимоотношения с детьми избирательно. В частности, концентрирует свое внимание на группе учащихся (сильных или, наоборот, слабых), как локатор улавливает именно этих школьников, оставляя без внимания всех остальных. Причины такого отношения могут быть различными:

- учитель увлечен ребятами, которые интересуются его предметом, дает им специальные задания, вовлекает во внеурочную деятельность, не проявляя внимания к остальным;

- учитель озабочен слабыми учащимися, постоянно занимается с ними, упуская при этом из виду остальных школьников, уповая на то, что они сами со всем справятся;

- не умеет сочетать фронтальный подход с индивидуальным.

     В результате на уроке не создается целостной и непрерывной системы общения: она подменяется фрагментарным, ситуативным взаимодействием. «Узор» общения на уроке постоянно рвется, нарушается его целостный ритм, возникают перебои в межличностном взаимодействии, что ведет к дестабилизации социально – психологической основы урока.

Модель четвертая. Учитель в процессе взаимодействия с учащимися слышит только себя: при объяснении нового материала, при опросе учащихся, в ходе индивидуальных бесед с детьми. Учитель поглощен своими мыслями, идеями, педагогическими задачами, не чувствует партнеров по общению.

     Опасность такой модели общения в том, что здесь теряется обратная связь в общении, без которой невозможно эффективно управлять учебно-воспитательным процессом.

     Последствия такой модели общения таковы:

- вокруг учителя создается своеобразный психологический вакуум;

- учитель не воспринимает психологическую атмосферу в классе;

- учебно-воспитательный эффект взаимодействия с учащимися снижается.

Модель пятая. Учитель направленно и последовательно действует на основе спланированной программы, не обращая внимание на изменяющиеся обстоятельства, требующее изменения общения.

     Опасность такой модели в том, что в ходе учебно-воспитательного процесса четко выделяются как бы две линии: первая – идеальная, спланированная и вторая – реальная. У такого учителя эти линии не пересекаются.

     В результате хорошо спланированные виды и формы работы остаются неосуществленными, дают низкий педагогический эффект.

Модель шестая. Учитель делает себя главным, а порой и единственным инициатором педагогического процесса, пересекая все другие формы учебной инициативы.

     Учитель превращается в единственную движущую силу учебно-воспитательного процесса, гасится личная инициатива учащихся, снижается познавательная и общественная активность, следовательно, не формируется достаточно насыщенная мотивационно-потребностная сфера обучения и воспитания. Снижаются возможности творческого характера обучения и воспитания, поскольку школьники ждут инструкцию, превращаясь в пассивных потребителей информации.

Модель седьмая. Учитель мучается постоянными сомнениями: правильно ли его понимают, верно ли истолковывают то или иное замечание, не обижаются и т. п.

     В результате учитель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько отношенческими аспектами, которые приобретают для него гипертрофированное значение. Учитель постоянно сомневается, колеблется, анализирует, что в конечном счете может привезти к нервозам.

Модель восьмая. В системе взаимоотношений преобладают дружеские характеристики.

     Исследования показывают, что дети предъявляют высокие нравственно-психологические требования не только к сути взаимоотношений, но и к средствам, которые используем мы для выражения своего отношения к ребенку. Вот почему стили общения, основывающиеся на дружественности и совместной творческой деятельности, создают ощущение психологического комфорта, стимулирующее деятельность.

     Во многом это определяется стилем поведения учителя. 

Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании (А. Дистерверг).

Какими же должен быть учитель?

1. организатором активной деятельности;

2. помощником, советчиком и экспертом;

3. партнером;

4. психологом;

5. толерантным человеком;

6. благодарным слушателем;

7. исследователем;

8. артистом;

9. увлеченным и способным увлекать. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». (В. Л. Ключевский)

     Авторитарный стиль разрушает не только атмосферу взаимного доверия, но и убивает радость познания, чувство комфорта, положительные эмоции. Поэтому следует отказаться от назидательного, «обучающего» тона, необходимо стать речевым партнером детей, помощником и организатором общения.

     Важно, чтобы учитель сам был раскован, терпим к другим суждениям и детям, ошибкам, умел сопереживать своим ученикам и восхищаться их успехам.

     Важно и то, каким голосом педагог произносит слова, фразы, и какое при этом у него выражение лица (Ш.А. Амонашвили). Безусловно, голос учителя должен быть добрым, располагающим к общению, а выражение лица должно соответствовать тону, который может быть:

- интригующим;

- заговорщицким;

- доверительным;

- серьезным;

- деловым;

- выражающим радость встречи;

- вселяющим успех.

     Главные педагогические средства – улыбка и ласковый взгляд, доброе отношение к каждому ученику.

Таким образом, на смену авторитарному общению, в центре которого учитель, который должен передать ребенку знания, навыки и умения и которому не важен интерес и мотивация ученика, пришло общение, основанное на педагогическом сотрудничестве. А личностно – ориентированная парадигма образования и воспитания прочно легла в основу педагогического общения учителя. Согласно этой концепции, ребенок и его потребности поставлены в центр педагогической системы.

Основные положения личностно-ориентированной парадигмы:

1. Учителю следует направлять всю свою энергию не на формирование личности ученика «в заданном русле», а на создание условий, в которых ребенок развивает свою уникальную сущность.

2.  Педагогическое общение должно строиться на сотрудничестве и живом мотивированном взаимодействие  учителя и учеников.  Отличительной особенностью такого общения должна быть взаимная гуманистическая установка партнеров, стремление к соучастию, принятию друг друга.

3. Вера в ученика и создание благоприятных условий для успешности его деятельности. Важно и отношение учителя к ошибкам учеников. Школьнику нужна вера взрослого в его способности и выражение радости по поводу его успехов. Ученик нуждается в помощи учителя и его положительной оценке.

     Психолог А. А. Леонтьев отмечал еще встречающийся в школе стереотип в отношении учителя к «плохому» ученику:

- Учитель дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, т. е. не дает ему времени подумать.

- Если услышит неверный ответ, не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ.

- Иногда «либеральничает» - оценивает положительно неверный ответ.

- Чаще ругает «плохого» ученика за неверный ответ, реже хвалит за правильный.

- Не замечает поднятой руки «плохого», вызывает другого ученика.

- Реже улыбается, не смотрит в глаза «плохому».

- Реже вызывает, иногда вообще не работает с ним на уроке.

     Поэтому следует избегать стереотипных негативных установок, а быть как можно доброжелательней по отношению к ученикам, не выделять «любимчиков» и «плохих» учеников.

4. Сотрудничество обеспечивается использованием различных форм обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо внедрять в учебный процесс групповые, коллективные, а также проектные формы работы.

5. Активность и интерес учеников, а не учителя – вот показатель успешного педагогического общения между учителем и учеником.

6. Учитель должен не просто передавать знания по своему предмету, а с помощью учебного предмета формировать целостную картину мира ученика, его мировоззрение, формировать у ученика общечеловеческое сознание.

7. Развитие индивидуальности каждого ученика реализуется через индивидуальный подход к каждому ребенку в условиях коллективных форм обучения.  

8. Личностно – ориентированное общение учителя должно быть направлено на развитие сознательных членов общества, которые умеют принимать самостоятельные решения и быть ответственными за них.

 «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливою». (К. Д. Ушинский)

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по психологии Доклад на тему:"Стили педагогического общения учителя"

В данном материале изложены рекомендации А.К. Марковой и А.Я. Никоновой по проведению диагностики среди педагогов с целью изучения и выявления стилей педагогического общения.  В основу различения...

Педагогический совет "Гармония общения: учитель-ученик-родитель"

Педагогический совет проводится совместно с родителями и детьми...

Роль педагогического общения во взаимодействии учителя и учеников

Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе.  И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в  процессе обучения и воспитания. В основе обучения и...

Барьеры педагогического общения у учителя с учениками

Барьеры педагогического общения у учителя с учениками...

Типичные ошибки учителя в общении с учениками. Приёмы их решения

Типичные ошибки учителя в общении с учениками. Приёмы их решения...

Типичные ошибки учителя в общении с учениками. Приёмы их решения

Выступление педагога-психолога Александровой А. С. на педсовете. Тема «Типичные ошибки учителя в общении с учениками. Приёмы их решения».Педагог – психолог: В школе две главные фигур...