Главные вкладки

    Барьеры педагогического общения у учителя с учениками
    статья (11 класс)

    Сивков Владимир Александрович

    Барьеры педагогического общения у учителя с учениками

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл baryery_pedagogicheskogo_obschenia.docx38.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    В современных условиях жизнедеятельности человека большое значение приобретает эффективность межличностного взаимодействия людей. Межличностное общение является основным звеном любой деятельности человека. На данный момент заинтересованность к личности человека, ее свойствам, обеспечивающим результативность разных типов деятельности, существенно вырос. Обществом востребованы функциональные, активные, общительные персоны, умеющие приспособиться к новым, постоянно меняющимся обстоятельствам жизни.

    Общение между учениками и учителем является частью педагогического общения в целом. Общительность является проявлением активности личности в коммуникативной сфере, одной из характеристик направленности личности, позволяющей человеку ощущать собственную ценность и значимость, с возможной полнотой проявлять свои способности в любых условиях.

    Анализ литературы свидетельствует, что проблема сущности коммуникативных барьеров, их роли в процессе общения и обеспечения эффективности профессиональной деятельности, нашла определенное отражение в работах таких западных и отечественных ученых: Г. Андреевой, И. Атватер, Е . Берна, А. Бодалева, К. Дэвиса, В. Кан-Калика, В. Куницына, Дж. В. Ньюстрома, Б. Парыгина, Б. Поршнева, М. Форверга и др.

    Что касается особенностей проявления барьеров общения у учеников, то эта проблема, на наш взгляд, разработана недостаточно. Можно выделить труды Т. Аржакаевой, Е. Залюбовской, В. Куницыной, Л.И. Новиковой, З.А. Нолиу, Л.А. Поварницыной, Е. Цукановой, посвященные процесса общения учеников и развития у них определенных коммуникативных качеств и умений.

    Итак, значимость проблемы состоит в том, что барьеры педагогического общения в учебном процессе и ее недостаточная научная разработка и обусловили выбор темы нашего исследования.

    Из всего вышесказанного, мы определили, что проблемой данной работы является выявление эффективных условий по преодолению психологических барьеров.

    Объект исследования:  барьеры педагогического общения между обучающимися в учебном процессе.

    Предметом исследование является наличие или отсутствие барьеров педагогического общения у учащихся.

    Цель исследования: выявить характерные для учеников барьеры педагогического общения с учителем.

    Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблема
    межличностных взаимоотношений в школьном коллективе до сих пор не получила в педагогической литературе достаточного теоретического
    обоснования и эффективного практического осуществления.

    Поэтому, по нашему мнению, особую актуальность приобретает поиск практических способов оказания поддержки и помощи в установлении оптимальных взаимоотношений в коллективе учеников, так как от «самочувствия» учащегося внутри коллектива чаще всего зависит его становление как личности.

    Во время любого общения может возникнуть недопонимание между собеседниками, препятствия, которые помешают конструктивно построить это общение.

    В педагогическом общении также возникают труднопреодолимые барьеры между учителем и воспитанником, которые должны быть разрушены, так как это важно для процесса обучения и воспитания.

    В.Я. Ляудис отмечает, «Если при организации содержания обучения
    сохраняется и превалирует ориентация на операционно-техническую, а не на смысловую сторону деятельности, формируется, то вся учебная ситуация будет сохранять сугубо адаптивную направленность». Такой тип деятельности не нуждается в разнообразии форм сотрудничества субъекта формирования (учителя) с объектом формирования (учениками), инициации учебной поведения в школьной группе («ученик-ученик», «подгруппа-ученик», «подгруппа-подгруппа» и др.) [15].

    Любой коллектив не может существовать без общения, а процесс общения в коллективе характеризуется как положительными, так и отрицательными результатами.

    Важно понимать, что отрицательным результатом общения является конфликтная ситуация, которая в условиях дальнейшей эскалации приводит к возникновению конфликтов (межличностных, групповых, межгрупповых).

    Психологи часто отмечают, что конфликт может иметь и положительные последствия, а поэтому может быть конструктивным для коллектива. Так, М. Логунова определяет следующие положительные аспекты конфликта:

    • конфликт выполняет своего рода «диагностическую» функцию, так как он указывает на существующие противоречия, нерешенные проблемы, необходимость изменений, разное видение перспектив развития коллектива и тому подобное;

    • конструктивный конфликт стимулирует развитие организации, управленческой структуры, открывает путь к инновациям, он предупреждает «застой» индивидуальной и групповой жизнедеятельности и стимулирует движение коллектива вперед;

    • конфликт способствует группировке единомышленников и, тем самым, структурирует коллектив по отношению к проблемам его развития;

    • в ситуации конфликта, когда необходимо выбрать позицию, проявить свое отношение к проблемам деятельности коллектива, возрастает активность его членов;

    • конфликт выполняет информационно-познавательную роль. Как правило, именно в ситуации конфликта зачастую оказываются настоящие «лицо» его участников, моральные качества работников организации, в частности, их принципиальность, ответственность и т.д. [8].

    Достаточно часто причиной возникновения конфликта в коллективе является наличие барьеров (психологических, информационных, коммуникативных). По мнению И. Зязюн, барьеры - это препятствия, обусловливающие сопротивление влиянию собеседника. Ученый классифицирует барьеры следующим образом: физические, гностические,  эстетические, эмоциональные [2].

    Более детально уделим внимание психологическим барьерам.

    Психологи рассматривают данный барьер, как влияние негативного прошлого опыта учащихся, который препятствует пониманию и правильной оценке ситуаций, фактов, закономерностей, выбора способов действия, стратегий решения проблем, таким образом, все вышеперечисленное делает невозможным надлежащее выполнение ими учебных задач.

    Под барьерами общения будем понимать те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им.

    Важность всего вышесказанного заключается в том, что за любым поступком человека всегда кроются определенные цели, желания, а за конфликтом – столкновение несовместимых желаний партнеров по общению. Важно подчеркнуть, что если препятствия к удовлетворению разнообразных желаний, то плохое самочувствие, настроение, незнание психологии человека их предрасполагающие факторы.

    С барьерами отвращения и брезгливости волей-неволей приходится сталкиваться в повседневной жизни. В данном случае собеседник может даже не подозревать о том, насколько тягостна для другого, даже кратковременная встреча и тем более общение с ним.

    И проблема здесь заключается не только в вопиющих нарушениях этики, но и  в элементарной брезгливости, в “гигиеническом восприятии” другого человека [25].

    Как часто кто-то, увлеченный беседой, неосознанно бурно жестикулирует, грозят задеть другого, чешет затылок, трет лоб и т.д. Э
    то все мешает восприятию и может оказаться мукой для собеседника.

    Барьеры презрения способствуют ограничению контактов с человеком, вызывавшим отрицательные эмоции. В этом его положительная роль. Однако иногда он является результатом предрассудков. Если человека укоряют за то, что он не сделал, что от него не зависит, то он и платит той же монетой – презрением.

    Барьер страха, один из самых труднопреодолимых в межличностном общении. И это легко понять, ведь он побуждает свести к минимуму контакт с тем, кто является его источником.

    Барьер стыда и вины проявляется как ощущение неуместности происходящего, неловкости за себя или другого, как нечто тесно связанное с чувством вины. Чаще всего такой барьер происходит при критике, но иногда при неумеренной похвале.

    Важно сказать о плохом настроении, под которым подразумевается комплекс отрицательных эмоций, близких по характеру к постоянно страдающему человек, но встречается такой барьер гораздо реже.

    Важно понимать, что главный источник плохого настроения – это барьер общения. Поскольку в любой ссоре оплата идет отрицательными эмоциями [25].

    Конечно, важно понимать, что формы межличностного общения могут быть весьма разнообразны, к ним будут относиться: случайная короткий разговор, тематическая беседа, спор по каким-то вопросам. Однако во время педагогического общения могут возникать трудности, недопонимания. Такие трудности могут повлечь за собой  препятствию передаче информации в полном объеме.

    Немало важным фактором, которое затрудняет общение, играют коммуникативные барьеры. В психологии выделяют коммуникативные барьеры так, что в природе они служат механизмом защиты от нежелательной информации [18].

    Коммуникативные барьеры – это деформация коммуникационного процесса, вызванная различными причинами, которая может приводить к неадекватным действиям адресата.

    Анализируя коммуникативные барьеры, возникающие у школьников, можно сказать, что они могут быть обусловлены объективными (внешними) и субъективными (внутренними) факторами [18].

    В литературе присутствует большое количество различных классификаций педагогических барьеров, рассмотрим одну из них:

    - эмоциональные барьеры, вызванные разным эмоциональным или психологическим состоянием партнеров;

    - фонетические барьеры, связанные с качеством дикции, темпом, скоростью и интонацией речи;

    - стилистические барьеры, вызванные нарушением норм и правил отдельного языкового стиля, применением недопустимых языковых конструкций, нарушением этики общения;

    - интеллектуальные барьеры, вызванные логико-грамматическим оформлением высказываний и особенностями мышления коммуниканта и реципиента;

    - семантический барьер, он отражает индивидуальность жизненного опыта человека и актуализирует необходимость поиска компромиссного общения;

    - мотивационные барьеры, связанные с различными целями, установками и мотивацией;

    - барьеры, связанные со структурой коллектива и схеме построения межличностных отношений.

    Из всего вышесказанного, мы понимаем, что эффективность учебной деятельности учащихся во многом зависит от успешности делового общения учителей и школьников.

    Эффективность учебной деятельности учащихся во многом зависит от успешности делового общения учителей и учащихся. Содействие
    достижению взаимопонимания между учащимися, которые учатся друг с другом, создание личностного комфорта для каждого ученика в целом неотъемлемая часть работы школьного коллектива.

    В результате обработки психологической литературы в определенных систему факторов, влияющих на возникновение барьеров общения школьников.

    В результате исследования факторов макроуровня было выделено
    факторы, обусловленные: особенностями политического и социального
    развития российского общества; особенностями функционирования
    отечественных высших учебных заведений; использованием новейших информационных и образовательных технологий и др.

    К факторам мезоуровня отнесены факторы, обусловленные: организационной формой обучения; управленческой структурой; особенностями функционирования школьных групп и тому подобное.

    Анализ факторов микроуровня показал, что на уровне личности на
    возникновение коммуникативных барьеров могут влиять следующие основные факторы:

    а) психологические характеристики школьников, связанные прежде всего с их коммуникативными характеристиками (коммуникативная толерантность, стратегии общения и др.)

    б) социально-демографические характеристики (возраст, пол и т.д.).

    Среди явлений, затрудняющих общение,а иногда приводят к полной ее блокировки, ведущую роль играют барьеры общения. В общем виде
    такие барьеры можно определить как препятствия на
    пути
    передачи информации от коммуникатора (отправителя информации) до
    реципиента (получателя). [23]

    Препятствиями в коммуникациях являются:

     искривление сообщений;

     информационные перегрузки;

     неудовлетворительная структура группы. [6]

    В налаживании обратной связи важное значение имеет умение слушать, то есть внимательно принимать сообщения четко выделять в нем существенное, правильно интерпретировать услышанное. Слушание должно быть активным. Оно предполагает контакт глазами, активную мимику и жесты, вопрос, перефразирование сказанного, концентрацию на главном, дискуссии только после полного осознания
    позиции другой стороны [5].

    Таким образом, мы определили, что любые барьеры, которые имеют место в процессе педагогического общения, имеют причины или факторы, которые их вызывают.


    Список литературы

    1. Актуальные проблемы преподавания психологии в пединституте и в школе: Тез. докл.. научн.-практ. конф. - М.: Прометей. – 1990. - 234 с.
    2. Авертисян К.А. Экспрессивное поведение учителя // Психологическая наука и образование. – 2000. – № 1.
    3. Архипов В.А. Преодоление барьеров в педагогическом общении посредством социально-психологических тренингов // Психолог – 2011. - № 4 – с. 34-36.
    4. Ассуирова Л. В., Н.Д. Десяева, Т.И. Зиновьева, А.С. Львова, Л.В. Хаймович. Педагогическая риторика. – М.: Академия. – 2012. – 256 с.
    5. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии. - Уч. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС. – 2005. - 304 с.
    6. Батаршев А.В. «Организаторские и коммуникативные качества личности» (Для деловых людей). - Таллин: Центр информационных и социальных технологий «Регалис». – 1998. - 146с.
    7. Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: Эксмо. – 2008. - 576 с.
    8. Громова А.В. Психология общения М.: Айрис-пресс, 2002 - 288с.
    9. Диагностика стилей педагогического общения / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C. 273-275.
    10. Джиоева О. Психологические барьеры в общении и пути их преодоления. – М.: LAP Lambert Academic Publishing. – 2011. – 208 с.
    1. Донцов А.И. "Психология коллектива". Айрис-пресс. – 2007. – 265 с.
    1. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю.; Под ред. Проф. 5. - 324 с.
    2. Ермекова Т.Н. Педагогическое общение и Коммуникативная Деятельность педагога // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 11 – с. 54-55.
    3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. - 2-е изд., перераб. - М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». – 2003. - 480с.
    4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. - М. – 1991. - 243с.
    5. Зубарева  Н.С.   Коммуникативные   навыки   как   основа   оптимального педагогического общения  //  Теория  и  практика  развивающего  обучения. Сборник статей. Выпуск 12. Челябинск: Изд. ЧГПУ. – 2001.
    1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – 1987.
    2. Карандашёв В. Н. Методика преподавания психологии: Уч. пособие.  - СПб.: Питер. – 2008. - 250 с.
    3. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия. – 2009.
    4. Кушнир. Просодическая реализация дидактических стратегий в британском педагогическом дискурсе. – М.: Прометей. –  2013. – 98 с.
    1. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. М. – 2001.
    2. Левченко Е. В. Субъективные ожидания студента и методика преподавания психологии // Вопросы психологии. - 1991. - №2. - С.80-86.
    3. Леви В. «Искусство быть другим» С-Петербург. изд. Питер 1993 - 215с.
    4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М. – 1972. - 132с.
    5. Леонтьев А.А. Психология общения, Москва. – 1999. - 465 с.
    6. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида/ Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М. – 1976. – 270 с.
    7. Максимова А.А. Основы педагогической коммуникации. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука. – 2015. – 168 с.
    1. Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие 2-ое издание. - СПБ: Издательство Михайлова В.А. – 2008 - 254 с.
    2. Морозов С.М. «Методы психологического исследования личности». – 1992. - 218 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация "«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ»

    Презентация "«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ  МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ» раскрывает основные причины конфликтов между участниками образовательного процесса,рассматривает способы их разрешения.Материал в...

    Значение невербального общения во взаимодействии учителя и ученика.

    Значение невербального общения во взаимодействии учителя и ученика....

    Роль педагогического общения во взаимодействии учителя и учеников

    Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе.  И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в  процессе обучения и воспитания. В основе обучения и...

    Педагогическое общение. Учитель - ученик.

    Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание учителем основ наук и методики учебно-воспитательной науки. Ведь все его знания и...

    Концепция педагогической деятельности «Инновационный учитель – успешный ученик»

    Данная концепция защищалась на конкурсе "Учитель года-2016 г"...

    Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.

    Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам полу...

    «Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»

    Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания....