КЛАССНЫЙ ЧАС "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"
материал на тему

Бобылева Оксана Александровна

Поможет расширить и углубить знания учащихся об истории родного села. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_moya_malaya_rodina.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

“Моя малая Родина”

Цели: Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

  1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
  2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
  3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
  4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
  5. Содействовать моральному развитию детей.

Форма проведения:

Час общения.

Оформление:

Мультимедийная презентация; рисунки (фотографии) учащихся.

Ход занятия

(Музыка «С чего начинается Родина?»)

“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
 
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

Учитель: Родина – страна, в которой человек родился и вырос, гражданином которой является. Это вся наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и сѐла. Наша Родина – это Родина Пушкина и Лермонтова, Королева и Циолковского. Известная поговорка гласит: «Человек без Родины – соловей без песни». Соловей лишенный своего хрустального голоса всего лишь маленькая серая пугливая птичка. Но соловей своей соловьиной песней зажигает сердца, пробуждает любовь, будит нежность, заставляет плакать и задыхаться от счастья, он наполняет мир несказанной красотой. Как соловей силен своей песней, так человек силен своей Родиной, своими корнями, своим Отечеством. Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов, Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Малая Родина – 
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья – 
Ласковая малая
Родина моя!

Учитель:  У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, где все ему кажется особенным и родным. Что для вас значит Родина? С чем ассоциируется у вас это слово? Что в вашем понимании малая Родина? Следовательно, можно сделать вывод о чем? О том, что понятие Родина более обширное чем то, которое можно встретить в словарях и справочниках. Каждый человек привносит в него что-то свое… Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Родная улица моя.

Наверно, климат в этом виноват,
И голубое ласковое море, 
А может, тополя на косогоре – 
Наш город знатными людьми богат.

Их имена в названиях дворцов – 
Депальдо, Алфераки и Варваци, 
В названьях улиц, что в плену акаций,
И в песнях бардов, и в стихах чтецов. (И. Ткачев)

Учитель: Давайте разделимся на 3 группы, которые за 5 минут вспомнят названия улиц нашего села, улиц, на которых они живут.

Учитель: Коелга – это плодородные земли, поля, окрашенные золотом пшеницы, бело-розовые сады весной, море, богатое рыбой. Разве это не сказка? Но главное наше богатство – люди.

Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.

Учитель: Мы не перечислим всех наших известных земляков. Но мы гордимся и низко кланяемся землякам, прославившим наше село. Кто может назвать мне имена наших героев.

Учитель: Как с понятием Родина соотносится понятие патриотизм? Какие определения этому слову вы нашли? Как вы сами его понимаете? Сейчас вашему вниманию я предлагаю творческое задание – дать расшифровку слову «патриот». Патриот – это, какой человек? Какими качествами он обладает? У вас на столах есть карточки, которые вы должны сейчас заполнить. На каждую букву этого слова вы должны придумать качество, которое на ваш взгляд есть в личности патриота. Работать вы должны в команде, на выполнение задание вам дается 5 минут.

   А сейчас для вас небольшая игра. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Ученик: О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво,
И пред тобой себя не уронить!”.

Скажи о родине ты добрые слова,

Возьми все это из своих воспоминаний,

Пусть не вершатся там великие дела,

Зато о счастье много там напоминаний.

Там детство, мать, отец,

Там куча старых у тебя друзей осталось,

И там красивая природа, наконец,

И там всегда частенько и легко мечталось.

Вот только тяжело все это осознать,

Все это вдалеке не сразу понимаешь,

Сначала хочется о жизни о другой мечтать,

Ну а потом вдали ты просто таешь…5

Ведь родина заключена в тебе,

Она наполнила тебя, взрастила, научила,

Теперь она во всей своей красе,

В тебе находится, и, знаешь, в этом сила.

И ты вернешься, чтобы осознать, –

Тебя влечет родное с детства место,

По телу пробежит и разольется благодать,

И промелькнет пред взором снова детство.

Скажи о родине слова добра,

О том, что скука по всему родному,

Добавь побольше чуть тепла,

И с легкостью пройди к родному дому…

Коелга — село в Еткульском районе Челябинской области.

Село Коелга — центр Коелгинского сельсовета, старинное казачье поселение. Расположено в западной части Еткульского района при слиянии рек Коелги и Увельки, на древней Степной дороге из Челябинской крепости в городе Оренбург. Река Коелга подарила селу своё имя. На картах название правого притока реки Увельки встречается уже с 1735 года в вариантах Коель, Койижилга и т. д. Так нарекли её в древности индоиранцы или тюрки по природным признакам за наличие родниковых вод, горных пород и каменистое ложе (кой — источник, родник в каменистом месте; камень; елга — река, каменистая долина).

Экономика

Коелгинским мрамором облицованы многие здания крупных городов России: Большой Кремлёвский дворец, Дом правительства, станции Московского, Екатеринбургского метрополитенов и др. Он использовался при строительстве мемориального комплекса на Поклонной горе и Храма Христа Спасителя в Москве, здания Челябинского государственного академического театра драмы имени Наума Орлова и др.

В настоящее время в селе имеются Дом культуры, библиотека, врачебная амбулатория, две средние школы, два детских сада, школа искусств, центр детского и юношеского творчества. Коелгинский филиал Еманжелинского сельского профессионально-технического училища готовит трактористов-машинистов и водителей для села.

В 1952 году в Коелге установлен бюст дважды Героя Советского Союза С. В. Хохрякова, уроженца этих мест. В 1965 году возведён обелиск 92 жителям села, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

В ноябре 1996 года в селе началось строительство храма Михаила Архангела. В 1997 году состоялось освящение престола и первая служба. В сентябре 2000 года его посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

История

Датой появления постоянного поселения следует считать 1747 год. На запрос военной коллегии от 17 июля 1768 года о штатах, времени постройки, отводе земли канцелярия Исетской провинции очень скупо ответила: заложили заштатную крепость 29 января 1747 года в даче Чебаркульской крепости. Межевание провели в 1762 году.

В новую крепость переехали 50 семей казаков из Челябинской крепости. Из архивных документов известно о размещении двух рот солдат в устье реки Коелки по дороге Степной ещё летом 1738 года. Обычно для солдат и обозников делали временное жильё (землянки) с укреплениями — деташемент (форт) с запасами фуража и провианта. На место землянок казаки зимним путём стали перевозить срубы из Челябинской крепости и заготавливать лес в ближайшем бору. Они уже успели во время командировок в город Оренбург и Верхнеяицкую крепость (ныне город Верхнеуральск) присмотреть места под мельницы, покосы, пашни. Обычно новосёлов на три года освобождали от службы для строительства домов, церкви и общественных сооружений. В 1750 году священник Василий Корнилов сын Протасов и дьячок Андронник Фёдоров сын Бирюков начали службу в церкви Архангела Михаила (сожжена в 1775 году). В 1756 году в крепости было уже 85 дворов. Примерно к этому времени относится описание крепости в книге П. И. Рычкова «Топография Оренбургской губернии»: «Коельская крепость стоит на устье реки Коелки, коя впала в Увельку, расстоянием от Челябинска по Оренбургской дороге 60 вёрст, в ней казачьих домов до 100… Укрепление имеет кругом жила заплот, рогатки и надолбы с двумя проезжими воротами».

Не состоящие в штате казаки жили за счёт своего труда, и поэтому полевые заимки — зародыши старых деревень — появились в первые годы существования крепости. Посемейный список первопоселенцев крепости пока не выявлен, но по различным источникам и названиям деревень установлены фамилии некоторых жителей, в основном, староверов. Например, в документах переписи 1740 года в Челябинской крепости зафиксирован «Козьма Иванов сын Загуменной 63 лет с семьёй, в том числе 25 лет сын Иван», который в 1762 году владел мельницей на реке Увельке. Кузницей обзавёлся бывший челябинец Фёдор Сарапулов. Челябинцы — уроженцы деревень Погорелка и Долговка Шадринского уезда Исетской провинции — в память о покинутой родине дали заимкам в окрестностях Коельской крепости те же названия.

В 1795 году была проведена Генеральная ревизия населения России, затем — Генеральное межевание, составлены карты земельных дач. В «экономических примечаниях» к документам этих мероприятий о Коелге сказано, что крепость обнесена оградою ветхого состояния, имеется пруд. Казаки по очереди несли службу на Оренбургской пограничной линии с киргиз-кайсацкой степью, в основном в Магнитной и Кизильской крепостях. Согласно ревизии, в 1795 году в крепости учтено 110 дворов с 302 душами мужского пола и 345 душами женского пола. К крепости относились 13 деревень, в том числе две башкирские. Продав заводчикам землю, служилые башкиры самовольно оседали в дачах крепостей.

По закону от 12 декабря 1840 года крепость была преобразована в Коельскую станицу (257 дворов, 1119 душ мужского пола), а казаки причислены к полку № 7 Оренбургского казачьего войска. В 1873 году в станичном посёлке было 222 двора, 612 душ мужского пола и 647 душ женского пола. По данным межевой книги 1888 года, посёлок Коелгинский имел 8576 десятин, в том числе 6858 десятин пахотной земли, 38 десятин лугов,1536 десятин лесу. Жители числились в 3-м военном отделе Оренбургского казачьего войска.

В 1889 году в посёлке Коельском, согласно статистическому учёту, имелись: деревянная церковь, 5 водяных мельниц, мужская школа (с 1819 года) и женская (с 1872 года). Было 330 дворов с 726 душами мужского пола и 808 душами женского пола. По четвергам шумел базар, ярмарки проводились 29 июня и 8 ноября. В 1900 году — 318 дворов, 1742 жителя, 4 мельницы, была построена часовня.

По данным переписи населения 1926 года, посёлок Коелга — центр Коельского сельсовета Варламовского (бывшего Коельского) района Челябинского округа Уральской области. В посёлке насчитывалось 591 хозяйство, 1052 души мужского пола, 1268 душ женского пола. Имелся потребительский кооператив, фельдшерский пункт. В 1928 году возникла сельскохозяйственная артель «Объединённая земля», в 1929 году — «День коллективизации». В дальнейшем они объединились в колхоз «День коллективизации» с земельным фондом 8189,72 га. Колхозники занимались животноводством, пчеловодством, птицеводством, выращивали традиционные для Урала зерновые, овощные, технические культуры, картофель.

27 марта 1970 года в селе Коелга на базе трёх отделений совхоза «Еманжелинский» (Коелгинское, Долговское и Погорельское) был образован совхоз «Коелгинский» (с 1992 года — ЗАО).

Географическая местность

Рельеф территории, где расположено село — полуравнина с высотами 260 м, 286 м, 289 м (так называемые Титечные горы), 302 м. Ландшафт — лесостепь с небольшими колками; к западу у межи бывшей Коельской дачи расположена Поповская роща, составная часть Варламовского бора — природного заповедника. Из водных источников следует отметить продолговатое озеро Моховое болото и приток реки Увельки выше Титечных гор, речку Сметанку, она же Сютлю (по-ирански и по-древнетюркски «сметана», «молоко», «молочная»). Грунтовые и шоссейные дороги связывают село с соседними населёнными пунктами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Моя малая Родина - Пермский край"

Интеллектуальная игра для учащихся 7-9 классов....

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

методический материал для проведения цикла классных часов "Моя Малая Родина"

Данная работа представляет собой рекомендации по проведению цикла классных часов по изучению родного города....

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Открытый классный час на тему: "Моя Родина- Россия. Моя малая родина-город Яхрома".

Классный час был проведен 1 сентября 2018 года. Предназначен для обучающихся 3 класса школы -интерната с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)...

Классный часМОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ

МОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ...