Воспитательная модель класса
статья на тему

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Ульяновой Елены Анатольевны

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25 им. П.К.Каледина

«Лучший классный руководитель».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новочеркасск

2013 год

В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают задачи, направленные на формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания, создание нового воспитательного потенциала системы образования, обеспечение условий для воспитания будущих поколений на основе общественного согласия, приоритета мира и толерантности.

Воспитание – процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему смело войти в большую жизнь и занять в ней достойное место, осознавая себя личностью и индивидуальностью.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательная работа, тесно связанная с обучением, есть процесс целенаправленного формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в культурной и общественной жизни. Это процесс многогранный. Ему принадлежит ведущая роль в индивидуальном, нравственном, умственном и физическом развитии человека. Ориентиры развития и воспитания личности – гуманизация и демократизация.

Основным принципом в воспитательной работе является отношение к каждому ребенку как к свободной личности, достойной уважения и стремления к сотрудничеству.

Функции воспитания в общеобразовательном учреждении выполняют все педагоги. Однако ключевая роль в решении задач воспитания отводится классному руководителю.

Считаю, что классный руководитель – самый необходимый человек для ребенка в современной школе. Он должен не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение – проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный мир, воспитать человека, способного достойно занять свое место в обществе.

Класс – это группа учащихся, обычно, одного возраста, осваивающих одну общеобразовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных факторов общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода у обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогом.

Для педагогически грамотного, успешного, эффективного выполнения своих функций классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

«Классное руководство – это не работа, это образ жизни». Это выражение является основой моей работы. Главное в моей работе: накопленный опыт, профессионализм, знания. Ребенку нужен не информатор, а соратник и друг, с которым можно:

- спорить;

- делиться мнением;

- отстаивать свою точку зрения;

-оставаться самим собой.

Моя цель: увидеть все лучшее, что есть в моих подопечных, помочь каждому из них поднять планку личностного роста. 

         Классный коллектив, руководителем которого я являюсь с 2010 года, был сформирован путём слияния двух классов. На данный момент в классе обучаются 34 человека, из них 19 мальчиков и 15 девочек.

 Коллектив  разобщённый, так как в каждом классе уже были сформированы собственные взаимоотношения между учащимися, микрогруппы, лидеры. Это привело к необходимости создания воспитательной системы «Содружество», направленной на сплочение коллектива, создание благоприятной обстановки для формирования личности школьников.

Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь характер - пожнешь судьбу». К ней с уверенностью можно добавить: посеешь коллектив -  пожнешь личность. Классный коллектив -  важнейший инструмент воспитания личности. Коллектив дисциплинирует школьника, приучает его к выполнению определенных требований общества, приобщает к определенному уровню общественной культуры, развивает у него творческую индивидуальность.

Каким же в современных условиях должен быть школьный класс как коллектив? Прежде всего, он должен быть творческим, воспитывающим каждого ученика как личность, эффективно действующим в учении, общении, труде и общественной работе. Ему предстоит стать подлинной школой активной, социальной, нравственной, гражданской, духовной подготовки школьников к жизни.

Система «Содружество» призвана активно готовить учащихся к самоуправлению,  учить их общению и взаимодействию с людьми,  повышать их социальную активность, дисциплину и ответственность, воспитывать и развивать личностные качества, необходимые для жизни в современном, быстро обновляющемся обществе. В данной системе ребенок – высшая ценность.

В системе большое внимание уделяется созданию нравственной и эмоционально-благоприятной среды для самовыражения и самореализации личности учащихся, включению детей в такую систему деятельности и отношений, которая укрепляет их нравственные позиции, воспитанию чувства собственного достоинства и способности к социальной адаптации и, в конечном итоге,  – воспитанию Гражданина.

Основные направления воспитательной работы.

          1. «Нравственность».

          Цель: * формирование нравственной культуры миропонимания;

·        Формирование умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;

·         Развитие умения поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

2. «Гражданин. Патриот».

Цель: * воспитание активной жизненной позиции и чувства патриотизма через знакомство с историей государственной символики страны, истории своей семьи, своего города, края; встречи с ветеранами и участниками войн;

·        Развитие общественного самосознания;

·        Воспитание личности духовной, нравственной, социально-адаптированной к современному обществу

·        Формирование правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

3. «Здоровье».

Цель: * формирование собственной позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;

·        Пропаганда здорового образа жизни, воспитание негативного отношения к вредным привычкам;

·        Формирование навыков физической культуры;

·        Формирование умений саморегуляции и самовоспитания.

4. «Эстетическое воспитание».

Цель: * создание условий для развития нравственного потенциала личности школьника;

·        Формирование эстетического восприятия и художественного вкуса.

5. «Интеллект».

Цель: * создание условий для развития интеллектуальных, творческих способностей;

·        Формирование интеллектуальной культуры учащихся, развитие их кругозора и любознательности.

6. «Семья».

Цель: * усиление роли семьи в формировании жизненных позиций ребенка;

·        Установление плодотворных связей между семьей и школой;

·        Создание условий для развития умений родителей владеть приемами воспитания.

Цели воспитательной модели класса.

1. Для классного руководителя:

- управление процессом развития личности;

- всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности;

- формирование мировоззрения: переход от научного миропонимания у подростка к научному мировоззрению у старшеклассника;

- создание коллектива с навыками самоуправления;

- тесное сотрудничество всех участников воспитательного процесса.

2. Для ученика:

- формирование коммуникативных навыков;

- самореализация;

- сознательная постановка целей для достижения успеха;

- постоянное самосовершенствование и самовоспитание;

- формирование политической культуры и грамотности как залог формирования общества;

- понимание важности физического развития и гигиенической культуры;

- понимание необходимости неразрывной связи личного развития с интересами общества.

3. Для родителей:

- обучение социальным навыкам;

- адаптация к социуму.

4. Для школы:

- включенность классного коллектива в воспитательную систему школы как ее компонент.

Задачи воспитательной модели класса:

·        Создать условия для развития творческих индивидуальных способностей личности ребенка;

·        Формирование человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью, способной ценить себя и уважать других;

·        Формирование гражданского и патриотического воспитания;

·        Формирование потребности в здоровом образе жизни;

·        Усиление роли семьи в воспитании детей, привлечение семьи к организации воспитательного процесса.

Принципы воспитательной работы:

- принцип открытости: учащиеся планируют совместно с классным руководителем работу класса, вносят коррективы и предложения с учетом своих интересов, потребностей;

- принцип свободы выбора: учащимся предоставляется возможность выбора дел с учетом их потенциала, личных качеств;

- принцип обратной связи: изучение мнения, настроения, степени участия обучающихся в общешкольных и классных мероприятиях;

- принцип сотворчества: учащиеся имеют право на возможность внесения коррективов в сценарий КТД, проявления инициативы и самостоятельности в выполнении КТД;

- принцип успешности: каждому учащемуся необходимо чувствовать собственную значимость и успешность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитательная работа по направлениям.

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная работа по реализации воспитательной системы.

 

1. Направление «Нравственность».

Работа в этом направлении ведется мною четвертый год. В ходе реализации воспитательной программы были проведены классные часы, направленные на формирование нравственной культуры, умение отстаивать свою нравственную позицию: «Творить благо», «Русские миллионеры (о купеческих династиях меценатов)», «Свои и чужие», «Счастье», «Ожерелье доброты»  и другие. На классных часах учащиеся активное участие принимают в обсуждении различных тематических вопросов, где можно высказать и отстоять свою точку зрения.

 

Гистограмма оценки нравственности обучающихся.

image

 

2. Направление «Гражданин. Патриот».

Работа по гражданскому и патриотическому воспитанию призвана воспитывать чувство патриотизма и активной гражданской позиции. Для достижения целей воспитания в данном направлении в классе проведены тематические классные часы: «Герб, гимн и флаг России», «Я – гражданин своей страны», «Конституция РФ», «Голосуйте за мир», «Мы памяти верны!», «Пока мы помним, мы живем».

С большим энтузиазмом ребята класса приняли участие в исторической викторине «Я помню! Я горжусь!», в конкурсе чтецов «Я люблю тебя, Россия!», где читали стихи на патриотическую тематику.

Активное участие ученики принимают в общешкольных мероприятиях, проводимых в рамках военно-патриотического месячника: смотр строя и песни (1, 2 места), посетили музеи города (Афганский музей, музей истории Донского казачества), прослушали лекцию об освобождении г. Новочеркасска от немецко-фашистских захватчиков. Большое впечатление в памяти детей оставила встреча учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны.

В 2013 году учащиеся посетили археологический музей-заповедник  «Танаис» - уникальный ансамбль памятников истории, культуры и природы.

3. Направление «Здоровье».

Гистограмма состояния здоровья учащихся.

 

image

 

Наш класс можно назвать спортивным, так как три года учащиеся занимаются волейболом. Кроме этого, ребята посещают учреждения дополнительного образования: СДЮСШОР №2, ДЮСШ №1, спортивные секции акробатики, дзюдо, рукопашного боя, кикбоксинга, футбола, плавания, туризма.

Для реализации направления «Здоровье» мною разработана антинаркотическая программа  «Спорт против наркотиков».  Данная программа была представлена на конкурс образовательных программ антинаркотической направленности в подростковой среде, где заняла 3 место. Программа представляет собой систему занятий с подростками, направленных на решение проблем профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, а также на формирование здорового образа жизни.

В преддверии Олимпиады в Сочи были проведены классные часы: «История международного олимпийского движения», «Бег – виды, особенности, польза», «Подвижные игры», «Герои российского спорта».

4. Направление «Эстетика. Через красивое к человечному».

В классе проводится работа, направленная на художественно- эстетическое воспитание, формирование эстетического восприятия и художественного вкуса учащихся.

В пятом классе была проведена диагностика уровня воображения и творческих способностей учащихся. Тестирование показало недостаточно высокий уровень творческого потенциала школьников. Поэтому проведение классных мероприятий, направленных на развитие индивидуального и коллективного творчества, стало хорошей традицией в классном коллективе.

Школьники принимают участие в традиционных общешкольных и внеклассных мероприятиях художественно-эстетической направленности: «День знаний», «День учителя», «Новогодний огонек» и других.

Активное участие ребята приняли в конкурсе «Созвездие талантов», конкурсах плакатов и рисунков.15% детей посещают художественную школу, занимаясь в кружках лепки, живописи, рисунка. 18% занимаются в музыкальной школе по классу: фортепиано, гитара, а также в ансамбле танца «Родник». Много лет в школе действует театральная студия «Театр сказок», учащиеся занимаются постановкой спектаклей  к Новому году, номеров к общешкольным праздникам.

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Направление «Интеллект».

Главной целью данного направления является создание условий для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей учащихся, развития их познавательной активности.

Ежегодно в школе проводятся: школьный этап Всероссийской олимпиады школьников, «Интеллектуальный марафон». Активное участие дети принимают в Международных конкурсах: «Кенгуру», «Старт», «Русский медвежонок», «Бульдог», «Слон».

Часть времени отводится на классных часах для проведения викторин, соревнований, КВН.

6. Направление «Семья».

Школа и семья – естественные союзники, основные факторы в воспитании учащихся. Объединить усилия - значит, во многом решить проблему воспитания. Для меня как классного руководителя важно единство взглядов на воспитание детей, на их формирование. И классный руководитель, и родители заинтересованы в том, чтобы дети хорошо учились, были здоровы, жизнедеятельны и всесторонне развиты. Поэтому очень важно вовлечь родителей в процесс воспитания.

Каждую четверть проводятся тематические родительские собрания, на которых кроме методических и педагогических консультаций проводятся беседы на интересующие родителей темы и вопросы. Были проведены собрания по темам: «Умственное воспитание подростка и задачи семьи», «Дети и ПАВ», «Потребн6ости и желание подростков. Ограничение желаний и дисциплина – важное условие правильного воспитания», «Развитие индивидуальных наклонностей и способностей детей», «Воспитание человечности у подростка» и другие.

Регулярно проводятся индивидуальные беседы с родителями, организуются встречи с учителями-предметниками, преподающими в классе.

Родители вместе с детьми принимают участие в общешкольных мероприятиях: «День здоровья», различных спортивных мероприятиях. Неоценимую помощь оказывают родители в организации экскурсий.

 

Система самоуправления «Содружество».

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

 
 Скругленный прямоугольник: СПОРТИВНЫЙ СОВЕТ

 

 

 

 

 

Следует сказать, что в моем нынешнем классе большая часть учащихся – активные, творческие дети, желающие как можно больше узнать и поделиться своим, хоть и небольшим, жизненным опытом.

Самоуправление помогает раскрыть потенциал учащихся, реализовать лидерские наклонности. В классе создана атмосфера, при которой каждый ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом.

Ученическое самоуправление предполагает развитие самостоятельности, коллективное творческое планирование, реализацию решений и подведение итогов.

В период между классными собраниями органом самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители ученических советов.

Староста выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников собрания. Староста вместе с классным руководителем составляет план работы на четверть, формирует коллективы для подготовки и проведения мероприятий, контролирует выполнение поручений.

Распределение поручений происходит на первом классном собрании. Поручения можно менять каждую четверть, чтобы каждый учащийся мог попробовать себя в различных ролях.

Самоуправление в классе выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовать их в интересах классного коллектива.

Считаю, что воспитательная система класса дает положительные результаты: благоприятный психологический климат, наличие призовых мест в школьных конкурсах, участие в различных общешкольных мероприятиях. Критериями успешности воспитательной работы в классе является динамика межличностных отношений, сплоченность классного коллектива и удовлетворенность учащихся общением.

По проективной методике каждый год проводятся психологические исследования уровня комфортности детей в классном коллективе. Количество детей, не желающих посещать школу, снизилось с 27% до 12%, число детей, находящихся в позиции «наблюдение за жизнью класса» понизилось с 65% до 32%, а процент учащихся, оценивающих свое положение «внутри класса» вырос с 36% до 64%.

image

 

Сформированность и развитие классного коллектива

 

sformir

Полученные данные свидетельствуют о том, что воспитательный процесс конструктивен, направлен на развитие личности и способствует сохранению психического и социального благополучия учащихся.

Цель моей работы в школе – дать возможность каждому почувствовать себя частью большого, умного, доброго, сильного, целого коллектива, чтобы каждый знал – я здесь нужен, без меня этот коллектив не состоится.

Мне, как классному руководителю, очень хочется видеть моих детей самостоятельными, разносторонне развитыми гражданами правового демократического государства, патриотами России. Это и есть главная цель воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_model.docx77.47 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Ульяновой Елены Анатольевны

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25 им. П.К.Каледина

«Лучший классный руководитель».

г. Новочеркасск

2013 год

В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают задачи, направленные на формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания, создание нового воспитательного потенциала системы образования, обеспечение условий для воспитания будущих поколений на основе общественного согласия, приоритета мира и толерантности.

Воспитание – процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему смело войти в большую жизнь и занять в ней достойное место, осознавая себя личностью и индивидуальностью.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательная работа, тесно связанная с обучением, есть процесс целенаправленного формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в культурной и общественной жизни. Это процесс многогранный. Ему принадлежит ведущая роль в индивидуальном, нравственном, умственном и физическом развитии человека. Ориентиры развития и воспитания личности – гуманизация и демократизация.

Основным принципом в воспитательной работе является отношение к каждому ребенку как к свободной личности, достойной уважения и стремления к сотрудничеству.

Функции воспитания в общеобразовательном учреждении выполняют все педагоги. Однако ключевая роль в решении задач воспитания отводится классному руководителю.

Считаю, что классный руководитель – самый необходимый человек для ребенка в современной школе. Он должен не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение – проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный мир, воспитать человека, способного достойно занять свое место в обществе.

Класс – это группа учащихся, обычно, одного возраста, осваивающих одну общеобразовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных факторов общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода у обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогом.

Для педагогически грамотного, успешного, эффективного выполнения своих функций классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

«Классное руководство – это не работа, это образ жизни». Это выражение является основой моей работы. Главное в моей работе: накопленный опыт, профессионализм, знания. Ребенку нужен не информатор, а соратник и друг, с которым можно:

- спорить;

- делиться мнением;

- отстаивать свою точку зрения;

-оставаться самим собой.

Моя цель: увидеть все лучшее, что есть в моих подопечных, помочь каждому из них поднять планку личностного роста.  

        Классный коллектив, руководителем которого я являюсь с 2010 года, был сформирован путём слияния двух классов. На данный момент в классе обучаются 34 человека, из них 19 мальчиков и 15 девочек.

 Коллектив  разобщённый, так как в каждом классе уже были сформированы собственные взаимоотношения между учащимися, микрогруппы, лидеры. Это привело к необходимости создания воспитательной системы «Содружество», направленной на сплочение коллектива, создание благоприятной обстановки для формирования личности школьников.

Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь характер - пожнешь судьбу». К ней с уверенностью можно добавить: посеешь коллектив -  пожнешь личность. Классный коллектив -  важнейший инструмент воспитания личности. Коллектив дисциплинирует школьника, приучает его к выполнению определенных требований общества, приобщает к определенному уровню общественной культуры, развивает у него творческую индивидуальность.

Каким же в современных условиях должен быть школьный класс как коллектив? Прежде всего, он должен быть творческим, воспитывающим каждого ученика как личность, эффективно действующим в учении, общении, труде и общественной работе. Ему предстоит стать подлинной школой активной, социальной, нравственной, гражданской, духовной подготовки школьников к жизни.

Система «Содружество» призвана активно готовить учащихся к самоуправлению,  учить их общению и взаимодействию с людьми,  повышать их социальную активность, дисциплину и ответственность, воспитывать и развивать личностные качества, необходимые для жизни в современном, быстро обновляющемся обществе. В данной системе ребенок – высшая ценность.

В системе большое внимание уделяется созданию нравственной и эмоционально-благоприятной среды для самовыражения и самореализации личности учащихся, включению детей в такую систему деятельности и отношений, которая укрепляет их нравственные позиции, воспитанию чувства собственного достоинства и способности к социальной адаптации и, в конечном итоге,  – воспитанию Гражданина.

Основные направления воспитательной работы.

          1. «Нравственность».

          Цель: * формирование нравственной культуры миропонимания;

  • Формирование умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
  •  Развитие умения поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

2. «Гражданин. Патриот».

Цель: * воспитание активной жизненной позиции и чувства патриотизма через знакомство с историей государственной символики страны, истории своей семьи, своего города, края; встречи с ветеранами и участниками войн;

  • Развитие общественного самосознания;
  • Воспитание личности духовной, нравственной, социально-адаптированной к современному обществу
  • Формирование правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

3. «Здоровье».

Цель: * формирование собственной позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;

  • Пропаганда здорового образа жизни, воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
  • Формирование навыков физической культуры;
  • Формирование умений саморегуляции и самовоспитания.

4. «Эстетическое воспитание».

Цель: * создание условий для развития нравственного потенциала личности школьника;

  • Формирование эстетического восприятия и художественного вкуса.

5. «Интеллект».

Цель: * создание условий для развития интеллектуальных, творческих способностей;

  • Формирование интеллектуальной культуры учащихся, развитие их кругозора и любознательности.

6. «Семья».

Цель: * усиление роли семьи в формировании жизненных позиций ребенка;

  • Установление плодотворных связей между семьей и школой;
  • Создание условий для развития умений родителей владеть приемами воспитания.

Цели воспитательной модели класса.

1. Для классного руководителя:

- управление процессом развития личности;

- всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности;

- формирование мировоззрения: переход от научного миропонимания у подростка к научному мировоззрению у старшеклассника;

- создание коллектива с навыками самоуправления;

- тесное сотрудничество всех участников воспитательного процесса.

2. Для ученика:

- формирование коммуникативных навыков;

- самореализация;

- сознательная постановка целей для достижения успеха;

- постоянное самосовершенствование и самовоспитание;

- формирование политической культуры и грамотности как залог формирования общества;

- понимание важности физического развития и гигиенической культуры;

- понимание необходимости неразрывной связи личного развития с интересами общества.

3. Для родителей:

- обучение социальным навыкам;

- адаптация к социуму.

4. Для школы:

- включенность классного коллектива в воспитательную систему школы как ее компонент.

Задачи воспитательной модели класса:

  • Создать условия для развития творческих индивидуальных способностей личности ребенка;
  • Формирование человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью, способной ценить себя и уважать других;
  • Формирование гражданского и патриотического воспитания;
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • Усиление роли семьи в воспитании детей, привлечение семьи к организации воспитательного процесса.

Принципы воспитательной работы:

- принцип открытости: учащиеся планируют совместно с классным руководителем работу класса, вносят коррективы и предложения с учетом своих интересов, потребностей;

- принцип свободы выбора: учащимся предоставляется возможность выбора дел с учетом их потенциала, личных качеств;

- принцип обратной связи: изучение мнения, настроения, степени участия обучающихся в общешкольных и классных мероприятиях;

- принцип сотворчества: учащиеся имеют право на возможность внесения коррективов в сценарий КТД, проявления инициативы и самостоятельности в выполнении КТД;

- принцип успешности: каждому учащемуся необходимо чувствовать собственную значимость и успешность.

Воспитательная работа по направлениям.

Воспитательная работа

Основная работа по реализации воспитательной системы.

1. Направление «Нравственность».

Работа в этом направлении ведется мною четвертый год. В ходе реализации воспитательной программы были проведены классные часы, направленные на формирование нравственной культуры, умение отстаивать свою нравственную позицию: «Творить благо», «Русские миллионеры (о купеческих династиях меценатов)», «Свои и чужие», «Счастье», «Ожерелье доброты»  и другие. На классных часах учащиеся активное участие принимают в обсуждении различных тематических вопросов, где можно высказать и отстоять свою точку зрения.

Гистограмма оценки нравственности обучающихся.

2. Направление «Гражданин. Патриот».

Работа по гражданскому и патриотическому воспитанию призвана воспитывать чувство патриотизма и активной гражданской позиции. Для достижения целей воспитания в данном направлении в классе проведены тематические классные часы: «Герб, гимн и флаг России», «Я – гражданин своей страны», «Конституция РФ», «Голосуйте за мир», «Мы памяти верны!», «Пока мы помним, мы живем».

С большим энтузиазмом ребята класса приняли участие в исторической викторине «Я помню! Я горжусь!», в конкурсе чтецов «Я люблю тебя, Россия!», где читали стихи на патриотическую тематику.

Активное участие ученики принимают в общешкольных мероприятиях, проводимых в рамках военно-патриотического месячника: смотр строя и песни (1, 2 места), посетили музеи города (Афганский музей, музей истории Донского казачества), прослушали лекцию об освобождении г. Новочеркасска от немецко-фашистских захватчиков. Большое впечатление в памяти детей оставила встреча учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны.

В 2013 году учащиеся посетили археологический музей-заповедник  «Танаис» - уникальный ансамбль памятников истории, культуры и природы.

3. Направление «Здоровье».

Гистограмма состояния здоровья учащихся.

Наш класс можно назвать спортивным, так как три года учащиеся занимаются волейболом. Кроме этого, ребята посещают учреждения дополнительного образования: СДЮСШОР №2, ДЮСШ №1, спортивные секции акробатики, дзюдо, рукопашного боя, кикбоксинга, футбола, плавания, туризма.

Для реализации направления «Здоровье» мною разработана антинаркотическая программа  «Спорт против наркотиков».  Данная программа была представлена на конкурс образовательных программ антинаркотической направленности в подростковой среде, где заняла 3 место. Программа представляет собой систему занятий с подростками, направленных на решение проблем профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, а также на формирование здорового образа жизни.

В преддверии Олимпиады в Сочи были проведены классные часы: «История международного олимпийского движения», «Бег – виды, особенности, польза», «Подвижные игры», «Герои российского спорта».

4. Направление «Эстетика. Через красивое к человечному».

В классе проводится работа, направленная на художественно- эстетическое воспитание, формирование эстетического восприятия и художественного вкуса учащихся.

В пятом классе была проведена диагностика уровня воображения и творческих способностей учащихся. Тестирование показало недостаточно высокий уровень творческого потенциала школьников. Поэтому проведение классных мероприятий, направленных на развитие индивидуального и коллективного творчества, стало хорошей традицией в классном коллективе.

Школьники принимают участие в традиционных общешкольных и внеклассных мероприятиях художественно-эстетической направленности: «День знаний», «День учителя», «Новогодний огонек» и других.

Активное участие ребята приняли в конкурсе «Созвездие талантов», конкурсах плакатов и рисунков.15% детей посещают художественную школу, занимаясь в кружках лепки, живописи, рисунка. 18% занимаются в музыкальной школе по классу: фортепиано, гитара, а также в ансамбле танца «Родник». Много лет в школе действует театральная студия «Театр сказок», учащиеся занимаются постановкой спектаклей  к Новому году, номеров к общешкольным праздникам.

5. Направление «Интеллект».

Главной целью данного направления является создание условий для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей учащихся, развития их познавательной активности.

Ежегодно в школе проводятся: школьный этап Всероссийской олимпиады школьников, «Интеллектуальный марафон». Активное участие дети принимают в Международных конкурсах: «Кенгуру», «Старт», «Русский медвежонок», «Бульдог», «Слон».

Часть времени отводится на классных часах для проведения викторин, соревнований, КВН.

6. Направление «Семья».

Школа и семья – естественные союзники, основные факторы в воспитании учащихся. Объединить усилия - значит, во многом решить проблему воспитания. Для меня как классного руководителя важно единство взглядов на воспитание детей, на их формирование. И классный руководитель, и родители заинтересованы в том, чтобы дети хорошо учились, были здоровы, жизнедеятельны и всесторонне развиты. Поэтому очень важно вовлечь родителей в процесс воспитания.

Каждую четверть проводятся тематические родительские собрания, на которых кроме методических и педагогических консультаций проводятся беседы на интересующие родителей темы и вопросы. Были проведены собрания по темам: «Умственное воспитание подростка и задачи семьи», «Дети и ПАВ», «Потребн6ости и желание подростков. Ограничение желаний и дисциплина – важное условие правильного воспитания», «Развитие индивидуальных наклонностей и способностей детей», «Воспитание человечности у подростка» и другие.

Регулярно проводятся индивидуальные беседы с родителями, организуются встречи с учителями-предметниками, преподающими в классе.

Родители вместе с детьми принимают участие в общешкольных мероприятиях: «День здоровья», различных спортивных мероприятиях. Неоценимую помощь оказывают родители в организации экскурсий.

Система самоуправления «Содружество».

                 

Следует сказать, что в моем нынешнем классе большая часть учащихся – активные, творческие дети, желающие как можно больше узнать и поделиться своим, хоть и небольшим, жизненным опытом.

Самоуправление помогает раскрыть потенциал учащихся, реализовать лидерские наклонности. В классе создана атмосфера, при которой каждый ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом.

Ученическое самоуправление предполагает развитие самостоятельности, коллективное творческое планирование, реализацию решений и подведение итогов.

В период между классными собраниями органом самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители ученических советов.

Староста выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников собрания. Староста вместе с классным руководителем составляет план работы на четверть, формирует коллективы для подготовки и проведения мероприятий, контролирует выполнение поручений.

Распределение поручений происходит на первом классном собрании. Поручения можно менять каждую четверть, чтобы каждый учащийся мог попробовать себя в различных ролях.

Самоуправление в классе выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовать их в интересах классного коллектива.

Считаю, что воспитательная система класса дает положительные результаты: благоприятный психологический климат, наличие призовых мест в школьных конкурсах, участие в различных общешкольных мероприятиях. Критериями успешности воспитательной работы в классе является динамика межличностных отношений, сплоченность классного коллектива и удовлетворенность учащихся общением.

По проективной методике каждый год проводятся психологические исследования уровня комфортности детей в классном коллективе. Количество детей, не желающих посещать школу, снизилось с 27% до 12%, число детей, находящихся в позиции «наблюдение за жизнью класса» понизилось с 65% до 32%, а процент учащихся, оценивающих свое положение «внутри класса» вырос с 36% до 64%.

Сформированность и развитие классного коллектива

sformir

Полученные данные свидетельствуют о том, что воспитательный процесс конструктивен, направлен на развитие личности и способствует сохранению психического и социального благополучия учащихся.

Цель моей работы в школе – дать возможность каждому почувствовать себя частью большого, умного, доброго, сильного, целого коллектива, чтобы каждый знал – я здесь нужен, без меня этот коллектив не состоится.

Мне, как классному руководителю, очень хочется видеть моих детей самостоятельными, разносторонне развитыми гражданами правового демократического государства, патриотами России. Это и есть главная цель воспитания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Воспитательная модель класса, организация добровольческой деятельности в детском коллективе как механизм воспитания личности".

Опыт работы классного руководителя, роль добровольческой деятедльности в воспитании подрастающего коллектива...

Воспитательная модель

Воспитательная модель будет полезна классным руководителям 5-9 классов, так как содержит не только анализ работы и размышления учителя о воспитании своих школьников, но и задачи воспитательной работы ...

Воспитательная модель школы

Статья о построении модели воспитательной работы....

Воспитательная модель класса

Методы и приемы работы классного руководителя....

Эссе "Модель моей воспитательной системы класса"

Каждый человек должен выбрать ту профессию, которая ему по душе, которую он любит, в которой он чувствует себя «в своей тарелке». Некоторые люди говорят, нет такой работы, кот...

Модель воспитательной системы класса

Данный материал был представлен на городском конкурсе "Лучший классный руководитель"...