Классный час "Моя малая родина".
план-конспект занятия (9 класс) по теме

Данилина Надежда Николаевна

Конспект проведения классного часа, по воспитанию патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план-конспект213.75 КБ
Файл 8_aprelya.docx36.99 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме «Моя малая Родина»

Основные принципы работы:

1.     Принцип вариативности.

2.     Принцип сотворчества.

3.     Принцип созидательной творческой деятельности.

4.     Принцип гуманизма.

Цели:

1.     Расширение и углубление знания учащихся об истории родного села.

2.     Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

1.     Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.

2.     Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

3.     Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.

4.     Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.

5.     Содействовать моральному развитию детей.

Оформление:

Мультимедийная презентация; (фотографии) учащихся.

Ход занятия

Эпиграф:

“Для России село – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

I. Вступление

Учитель:Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна.

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы по праву можем гордится нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)

 Давайте подберём синонимы к слову Родина! (Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов).

 Термин “Родина” имеет как широкое, так и узкое понятие. В широком значении родина – это представление в объёме всей страны, а в узком значении – это место, где ты родился, вырос, живёшь.

II. Образование села

Посвящается родному селу – Венгерово.

Село моё, село родное,

Как много значишь для меня!

И я люблю тебя любое,

Село – ты родина моя.

Здесь всё родное, всё знакомо,

Здесь я расту, здесь я живу.

Мне важно каждое мгновенье

В родном селе, что проведу.

Леса, обширные леса,

А воздух! Чист и свеж.

Я с гордостью могу сказать:

«Нет в мире лучше мест»!

А летним утром, красота!

Лишь солнце показалось,

И нету больше тишины –

Она опять умчалась!...

Бегу я радостно к друзьям,

Навстречу тёплый ветер,

Качели, игры, громкий смех,

Здесь веселятся дети!

Зимой нам очень хорошо,

Замёрзшая река,

Коньки и лыжи, а на снегу –

Лепи снеговика!

И я не знаю места чудней,

Чем дом родимый, отчий дом.

А что для счастья ещё нужно?!

Не нужно больше ничего!...

Учитель:Ребята, как вы думаете, кто автор этих строк? (Заворина Арина 8А класс) О чем оно? Да, у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родное село, улица или палисад у дома.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Что значит МОЯ МАЛАЯ РОДИНА?

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

-Родина – это земля, государство, где человек рождается. 
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

- Проводится конкурс «Родня» .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети. 
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина. 
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА.

- Ребята,  а кто знает почему наше село так называется - Венгерово?

- В каком году образовалось наше село?

- А кто были первыми поселенцами?

- Как оно развивалось?

Посёлок Венгерово (Новосибирская область)

Венгерово — посёлок, административный центр Венгеровского района Новосибирской области. Образует сельское поселение Венгеровский сельсовет — одно из крупнейших сельских поселений Новосибирской области, население - 6928 человек (на 1.01.2012).

Венгерово расположено на реке Тартас, в 450 километрах к северо-западу от Новосибирска, в 45 километрах к северу от железнодорожной станции на Транссибирской магистрали Чаны, в 50 километрах к северу от федеральной автомобильной дороги М-51 «Байкал».

История

Венгерово основано как зимовье в 1753 году (по другим данным — в 1763 году). Длительное время село называлось Голопупово. По легенде, когда царские чиновники проводили перепись населения, им встретилось несколько голых детей. На соответствующий вопрос им ответили: «Лён не сеем, а мануфактурные фабрики далеко, да и живём бедно, вот и приходится бегать с голыми пупами». Населённый пункт не имел названия, и было решено назвать его Голопупово.

В начале XIX века с постройкой церкви Святого Спаса село было переименовано в Спасское. В XIX веке село Спасское было административным центром Усть-Тартасской волости, центром Спасского комиссариатства Каинского уезда. Через село проходил Сибирский тракт. В селе устраивали три ярмарки: Крещенская (6-10 января), Троицкая (в начале лета) и Михайловская (8-12 ноября). К концу XIX века Спасское становится центром сельскохозяйственного района, развивается промышленное маслоделие. В конце XIX века — начале XX века Спасское — место ссылки политических ссыльных, в селе появляется подпольная революционная организация.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1907 год) даёт следующее описание села:

«Спасское — село Томской губернии, Каинского уезда, при реке Тартасе. Жителей 1350. Церковь каменная, римско-католический молитвенный дом, сельское училище, странноприимный дом, врачебно-приемный покой, почтово-телеграфная контора, три ярмарки, из них главная с 8 по 16 ноября, с оборотом до 150000 руб. (жировые, кожевенные и мануфактурные товары по преимуществу), еженедельные базары, 3 кожевенных завода, водяная мельница, много лавок и сельский хлебозапасный магазин. Селение хорошо обстроено и считается одним из наиболее торговых и зажиточных в уезде.»

В 1933 году Спасское переименовано в Венгерово в честь М. Т. Венгерова, уроженца села, погибшего во время Гражданской войны. Солдат царской армии, участник Первой мировой войны и Февральской революции, Венгеров в 1918 году стал комиссаром партизанского отряда в 800 человек. В 1919 году, когда отряд вёл боевые действия против Колчака, Венгеров попал в плен, был привезён в родное село и по приговору суда расстрелян 26 июня на берегу реки Тартас на глазах у жителей села.

III. Село в наши дни

Р, наша малая Родина, конечно, богата историей. И это слово я записала два раза. В чём их различие? 

Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?
- Чем дорого вам это место?

Учитель: Население

В 2002 году по данным Всероссийской переписи населения в Венгерово проживало 7165 жителей, из них 3371 мужчина (47 %), 3794 женщины (53 %). По состоянию на 2012 год, численность населения составляет 6928 человек.

Экономика

  • Маслодельный завод.
  • Цеха по переработке мяса.
  • Хлебокомбинат
  • Райпо
  • Частное предпринимательство

Архитектура и достопримечательности

Архитектура села представлена деревянными домами, построенными в дореволюционное время, а также несколькими многоэтажными зданиями советского периода. Основные достопримечательности:

  • Венгеровский районный краеведческий музей имени П. М. Пономаренко.
  • Церковь Святого Спаса (XIX век). Проект выполнил архитектор Томской епархии Юзеф ЮлиюшевичШраер (совместно с П. П. Нарановичем, проект 1890)Расположена в центре села. Сто лет назад с высокой трёхъярусной колокольней и пятиглавым собором была одной из самых красивых церквей в Томской губернии. В советское время были снесены купола, кровля колокольни, кресты, церковь стала однокупольной.
  • Могила М. Т. Венгерова, расположенная на центральной площади Венгерова.
  • Монумент воинам, не вернувшихся с Великой Отечественной войны.
  • Аллея Героев Советского Союза.
  • Деревянный жилой дом № 121 по улице Воровского.
  • Сопка-2 — археологический памятник, расположенный в 7 километрах к югу отВенгерово, недалеко от слияния рек Омь и Тартас. Обнаружена П. М. Пономаренко в 1973 году. Сопка-2 представляет собой протянувшийся на полтора километра комплекс могильников различных исторических эпох, включающий около 100 курганов и 700 захоронений. Захоронения относятся к кротовской, ирменской, саргатской, потчевашской и другим культурам. Самые старые захоронения датируются 4 тысячелетием до нашей эры, самые поздние — началом II тысячелетия нашей эры, наиболее массовые — серединой II тысячелетия до нашей эры. Наибольший интерес из всех находок представляют изделия из бронзы и керамика. Материалы раскопок хранятся в Венгеровском краеведческом музее, музее Института археологии и этнографии в Новосибирске, Новосибирском краеведческом музее.

Венгеровский районный краеведческий музей имени П. М. Пономаренко.

Музей расположен на первом этаже старинного купеческого дома Д. С. Кочугова. Краеведческий музей был открыт в Венгерово в 1978 году. Музей включает три зала: археологии, истории досоветского и советского периода. Музей носит имя краеведа-основателя музея, его посещают в среднем 3700 человек в год. В музее содержится 4781 экспонат. Среди наиболее примечательных:

  • старинные предметы быта и орудия труда крестьян,
  • рога гигантского оленя, найденные в 1991 году,
  • материалы Гражданской войны,
  • археологические находки кулайской культуры (конец I тысячелетия до нашей эры),
  • каменный топор,
  • костяные наконечники для стрел,
  • трёхгранный наконечник для пики длиной 17 сантиметров, использовавшийся партизанами в Гражданской войне,
  • металлический ящик для хранения церковных ценностей, изготовленный в 1879 году в селе Лысково,
  • металлические кандалы для ног, найденные при строительстве здания райисполкома Венгеровского района,
  • дорожная коробочка для мыла, на которой сохранилась надпись «Поставщик Двора его императорского…»,
  • колокольчик 1817 года, изготовленный в городе Слободской,
  • рог быка, использовавшийся для кормления детей,
  • деревянная расписная конская дуга с резьбой,
  • три картины, посвящённые М. Т. Венгерову: «Создание партизанского отряда», «Утро перед казнью», «Расстрел».

Метеорит

В метеоритной коллекции Российской академии наук хранится метеорит (2 экз. весом 9,3 кг и 1,5 кг) под названием «Венгерово», координаты падения 56°08′00″ с. ш. 77°16′00″ в. д., дата падения: 11 октября 1950 года.

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Родина.

Над родиной родной, светлой и прекрасной 
Солнце яркое весной греет не напрасно;
После зимних холодов, долгих дней морозных, 
Затрещали корки льдов над Тартасом грозным,
Над рекою Омь, там, где было тонко,
Лопнув, лед пошел, дугой весело и звонко!
Над широкими полями, что омыты снегом,
Неба синь легла, волною. Ждет весна побегов!
И сегодня этот край гордо и красиво

Прославляет имя, имя Михаила!

IV. Наши улицы

Учитель:

Ребята, сколько улиц насчитывает наше село? (29)

- Назовите улицы, связанные с литературой? (Пушкина, Лермонтова, Герцена)

- Назовите улицы, названия которых связаны с героями революции 1917 года и гражданской войны. (Чапаева, Ленина)

V. Знаменитые люди Села

Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.

- Р, какими же всё-таки именами славится наше село? Кто эти герои? (Барбашов, Клеменко, Портянко, Данилов)  

- Р, какие еще знаменитые люди родились в нашем селе?

(25 января (6 февраля) 1821 в с. Спасское родился Григорий Захарович Елисеев (1821—91), российской публицист, демократ, сотрудник журнала «Современник», один из редакторов журнала «Отечественные записки», автор статей по крестьянскому вопросу.

В мае 1918 в д. Большой Сюган ныне Венгеровского района родился Барбашев Пётр Парфёнович, младший сержант, Герой Советского Союза (13 декабря 1942 — посмертно). 9 ноября 1942 года в бою зас. Гизель (ныне Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания) своим телом закрыл амбразуру огневой точки. Его именем названы школа и улица во Владикавказе, школа и улицы в г. Новосибирск и с. Венгерово.

22 ноября 1924 в д. Кузьминка Венгеровского района родилась Шамова Татьяна Ивановна (22.11.1924 — 28.07.2010) — российский учёный в области педагогики, член-корреспондент Российской академии образования, действительный член Международной академии наук педагогического образования, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета.

2 мая 1938 вс. Венгерово родился Кармачёв Валерий Николаевич. Заслуженный строитель РФ. Почётный житель г. Новосибирска (2005). Председатель Совета директоров ОАО «Белон» (1996). Генеральный директор ОАО ПМСП «Электрон» (1989). Награждён орденами (в том числе орденом Трудового Красного Знамени) и медалями (в том числе за участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС). Кандидат философских наук.

1 ноября 1949 в д. Кореново (Новые Кулики) Венгеровского района родились знаменитые самбисты братья — Пушница Александр и Владимир (умер в 2000 г.). Самый титулованный самбист в истории: Александр Михайлович Пушница — трёхкратный чемпион мира, трёхкратный победитель Кубков мира, двукратный чемпион Европы, девятикратный чемпион СССР. Вице-президент Всемирной федерации самбо. Почетный гражданин г. Омска (2000).

В Венгерово в 1950 году скончался искусствовед Алексей Некрасов, находившийся в ссылке с 1949 года (позднее реабилитирован).

Родной край.

Нет для меня роднее и дороже,
Чем Венгеровский воздух и земля,
Где поле удивляет спелой рожью,
Где пух таят в июне тополя.

Влекут закаты розы нежной цветом, 
Манит река прохладною волной.
Родившись здесь, нельзя не стать поэтом –
Пропитан воздух поэтической строкой.

Здесь льются песни в золотых осинах,
Звучат стихи в берёзовой листве.
И шёлк упругой, встречной паутины,
Опять подарит пару ноток мне.

Для каждого свой край – он самый милый.
Ему от сердца и души молюсь.
Не становлюсь моложе, но вот сильной,
Благодаря родному краю, становлюсь.

- Р, а как выглядит герб Венгеровского района? Кто является его автором?

Учитель: Р, может быть, Мы не перечислили всех наших известных земляков. Но мы гордимся и низко кланяемся землякам, прославившим наше село.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

- Р, так всё-таки, с чего начинается Родина? Давайте споём песню автор стихов М. матусовский, композитор В. Баснер, исполнил Марк Бернес.

С чего начинается 
Родина
С картинки в твоем букваре
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе
А может она начинается
С той песни что пела нам мать
С того что в любых испытаниях
У нас никому не отнять
С чего начинается
Родина
С заветной скамьи у ворот
С той самой березки что во поле
Под ветром склоняясь растет
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной
Которой не видно конца
С чего начинается
Родина
С окошек горящих вдали
Со старой отцовской буденовки
Что где-то в шкафу мы нашли
А может она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы которую в юности
Ты ей в своем сердце принес
С чего начинается
Родина...

- Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. 
VI. Заключение.

 Говорят, все пути ведут к дому,

Говорят, он начало начал.

Человек, как никто, По-любому

Тосковал по нему и скучал.

Человек здесь на свет появился.

И отсюда пойдет он вперед,

Только где бы он не поселился,

Дом родной его вновь позовёт.

И порой невозможно вернуться

Нам туда, где пол жизни прошло.

Дом далёк, и года всё несутся,

Но лишь там нам светло и тепло.

 Спасибо!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=0294cd8770d8a4bc5f298f33cab5c461-66-144&n=21

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f652c78fe6f788c87461657ea4c432fd-118-144&n=21

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=6708dbfb0b9491b63374d40639f1ed80-39-144&n=21 

 obraza3 Новосибирская открытая образовательная сеть

Новосибирская область Венгеровский район Венгерово Церковь Спаса Нерукотворного Образа Глава Фотография

храм Новосибирская открытая образовательная сеть 

 

 

 

Памятник - Россия, Новосибирская - Фотографии на карте.

Новости - 16 июля 2013 года в селе Венгерово Венгеровского.

 

Детская Школа Искусств Новосибирская открытая образовательная сеть 

ДОМ КУПЦА ШИПИЦЫНА Новосибирский Краеведческий портал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Венгеровская средняя общеобразовательная школа № 2

Всероссийский урок

Тема:

 «8 апреля – всероссийский урок Победы».

Учитель русского языка и литературы  

Данилина Н.Н.

Венгерово, 2015.

 Всероссийский урок Победы – 8 апреля 2015г.

Тема: 8 апреля – всероссийский урок Победы.

Цель: 1) Познакомить учащихся с литературными произведениями Великой Отечественной войны; повторить исторические сведения о 8 апреля 1945 года.

2) Развивать умение выразительно читать стихотворения и отрывки из прозаического текста.

3) Воспитывать любовь к Родине, литературе, чувство уважения к героям Победы.

Ход урока.

I Орг. момент.

Звучит песня «Священная война».

II Определение темы и целей урока. (слайд 1)

- Р, как связана эта песня с историей нашей страны?  (9 мая наша страна празднует 70 лет Победы в ВОВ).

- Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны - «Священная война». 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. По свидетельству Евг. Долматовского, за несколько дней до вероломного нападения гитлеровских полчищ, Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова:

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать...

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война».  Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

- Давайте с вами вспомним, какое страшное значение сыграла ВОВ в истории нашей страны? (ребята отвечают)

- Сегодня, 8 апреля 2015 года я проведу у вас всероссийский урок – Победы. Откройте тетради, запишите число и тему урока. (слайд 2)

III Знакомство с атрибутикой ВОВ. (слайд 3)

- Ребята, что является символом победы в ВОВ? (георгиевская ленточка)

-  Девиз урока – «Гордимся, помним»! Эмблема урока - эмблема «70 лет Победы» представлена на слайде и эстафетный букет из пяти гвоздик, перевязанный георгиевской ленточкой.

- А почему именно георгиевская ленточка? (ответы детей) (слайд 4)

Георгиевская лента – и порох, и огонь,
И горечь слёз, и радость от победы.
Не просто гордый символ, а шёлковый погон,
За добрый мир, что нам добыли деды.
Георгиевская лента – как выживший цветок,
Что видел злом загубленное детство,
Сожжённые селенья, руин смертельный смог...
Не просто символ – памяти наследство.
Георгиевская лента – двухцвет простых полос –
На фронтовых дорогах кровь и пламя,
И жизней эшелоны, ушедших под откос...
И злом исполосованное знамя.
Георгиевская лента – и порох, и огонь –
И скорбь души, и солнце жизни новой.
Узор двухцветных линий – истории ладонь,

Судьбы орнамент... Памятное слово.
- Автор стихотворения Н. Самоний.

- Цвета ленты — чёрный и жёлто-оранжевый — означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя. Также считается, что эти цвета имеют в своей основе житие святого Георгия Победоносца и символизируют собой смерть и воскрешение. Св. Георгий, согласно житийной литературе, трижды прошёл через смерть и дважды был воскрешаем.

- Давайте прослушаем сводку от Советского информбюро за 8 апреля 1945 года.

IV Знакомство с литературой ВОВ,

- Ребята, каких литературных героев, произведения ВОВ вы знаете? (слайд 5-6)

- Нет такой семьи в нашей стране, которой бы не коснулась война. (слайд 7)

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Неисчислимые беды и страдания принесла Великая Отечественная война. 1418 дней и ночей продолжалось кровопролитное сражение с лютым врагом. На тысячи километров растянулась линия фронта от Белого моря до Чёрного. Горели города и сёла, тысячами гибли люди.

126 наших односельчан ушли на фронт. Наши земляки участвовали во всех крупных сражениях: громили врага под Курском, форсировали Днепр, освобождали Украину, Белоруссию, Молдавию, Литву, Латвию, Эстонию.

Освободив родную землю, Советская Армия помогла избавиться от фашистского ига многим народам Европы. Сибиряки участвовали в освобождении  Польши, Румынии, Чехословакии, Венгрии, Югославии.

Более 10 сибирских соединений сражались за Берлин.

Трудовой подвиг тыла совершили  женщины, девушки, подростки, старики. Они заменили ушедших на войну мужчин.

Женщины овладевали мужскими профессиями, раскрывая в себе невиданные силы. Работая за десятерых, выполняли призыв «Всё для фронта, всё для Победы!». Шестнадцатилетних девчат направляли работать на военные заводы. Женщины вручную косили, гребли и метали сено, ухаживали за колхозным скотом без всякой механизации. В военное и послевоенное время управляли тракторами, распахивали целину.

- А сейчас ученица 9 А класса Надежда Подцепилова расскажет о своём прадедушке, участнике ВОВ. (рассказ)

- Звучит стихотворение «Мой прадед не пришел с войны» в исполнении Завориной Арины, ученицы 8 А класса. (слайд 8)

Давно закончилась война сороковых годов.
Защитники страны всё так же помнят дату,
Когда был каждый жизнь свою отдать готов,
За мир в Отчизне и за русского солдата.

Домой мой прадед не пришел с лихой войны.
Дивизия стрелков была разбита "немцем".
Он грудью не вдохнул победной тишины,
И не узнал о депортации семьи в Освенцим.

Не смог обнять детей, расцеловать жену,
Не улыбнулся птицам в мирном синем небе.
Тогда всё было: страшно, голодно ему,
Мечтал он о спокойном сне и свежем хлебе.

Мой прадед для меня во всём большой Герой!
Со смертью вёл переговоры очень смело.
Его не видела, но он такой родной!
Мне жаль, что пуля вражья жизнь его задела.

Я точно знаю, он живым хотел прийти с войны,
Достроить дом, потом дождаться крепких внуков,
Оставив на земле своей после себя следы.
Чтоб каждый день рождался в мирных звуках.

Мой прадед захоронен в Украине уж давно,
Но моя память будет жить любовью вечной.
За то, что счастливо живу - заслуга есть его!
Живу девчонкой озорною и беспечной.

- Ребята, автор этого стихотворения Брагина Ирина Анатольевна, мама Брагиной Люды.

- А сейчас Дягилев Илья, ученик 9 Б класса расскажет о своём прадеде Кузьмине Николае Петровиче. (слайд 10)

- Ребята, как вы видите, теме ВОВ посвящено немало стихов. А какие прозаические произведения вы знаете?

- В 1975 году писателем Борисом Полевым была написана повесть «А зори здесь тихие». (слайд 11)

- Вашему вниманию представляется сценка, отрывок из повести.

Сценка «А зори здесь тихие». (слайд 12)

Бричкина. Помогите!.. На помощь!.. Помогите!..

                 А следующей будет Доброта,
Хотя я и не первый год в пехоте,
Погибну глупо – не с гранатою на танк,
Утону я в Равнодушия болоте.

Соня. Отличница была. Круглая отличница — и в школе, и в университете.

Стихи читала. А главное, что могла нарожать  детишек, а те бы — внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. А они по этой ниточке ножом... Берите.

Четвертак.   Любовь погибнет первой. Наповал,
Сраженная твоим холодным взглядом.
Напрасно бинтовала и лечила я 
Мне, мертвой, ничего уже не надо.

Комелькова. Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой…Ну, идите сюда, идите… Выходила на берег Катюша … Эй, вы … уносила песню за собой… за Риту (кидает гранату), выходила на берег Катюша… за Галку(кидает гранату), уносила песню за собой … за Софью(кидает гранату), за Лизу...

А в этот раз она как-будто знала,
Что это будет очень трудный бой,
Но, как всегда, опять своих спасала,
Погоню увлекая за собой.

И там в конце безжалостно, в упор,
Сжимая камень, на врагов едва привстав,
Была расстреляна… и с этих пор
Надеяться я тоже перестал.

Рита. Погоди! Помнишь, на немцев я у разъезда наткнулась? Я тогда к маме в город бегала. Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут — Альбертом. Мама больна очень, долго не проживет, а отец мой без вести пропал.

Васков: ….. первой умерла Лиза Бричкина. Она утонула в болоте, возвращаясь на разъезд: “Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила”. Она до последнего мгновения верила, что завтра наступит и для нее. 
Соню Гурвич застрелили, когда она вернулась за забытым кисетом Васкова. 
У Гали Четвертак не выдержали нервы, когда она сидела со старшиной в дозоре. 
Риту Осянину ранило гранатой, и Женя погибла, отводя от нее немцев. Рита, зная, что ее рана смертельна, выстрелила себе в висок.

Читает стихотворение Р. Рождественского «Баллада о зенитчицах» Дорофеенко Юлия. (слайд 13-14)

Как разглядеть за днями

след нечёткий?

Хочу приблизить к сердцу

этот след…

На батарее

были сплошь –

девчонки.

А старшей было

восемнадцать лет.

Лихая чёлка

над прищуром хитрым,

бравурное презрение к войне…

В то утро

танки вышли

прямо к Химкам.

Те самые.

С крестами на броне.

И старшая,

действительно старея,

как от кошмара заслонясь рукой,

скомандовала тонко:

-        Батарея-а-а!

(Ой мамочка!..

Ой родная!..)

Огонь! –

И –

залп!

И тут они

заголосили,

девчоночки.

Запричитали всласть.

Как будто бы

вся бабья боль

России

в девчонках этих

вдруг отозвалась.

Кружилось небо –

снежное,

рябое.

Был ветер

обжигающе горяч.

Былинный плач

висел над полем боя,

он был слышней разрывов,

этот плач!

Ему –

протяжному –

земля внимала,

остановясь на смертном рубеже.

-        Ой, мамочка!..

-        Ой, страшно мне!..

-        Ой, мама!.. –

И снова:

-        Батарея-а-а! –

И уже

пред ними,

посреди земного шара,

левее безымянного бугра

горели

неправдоподобно жарко

четыре чёрных танковых костра.

Раскатывалось эхо над полями,

бой медленною кровью истекал…

Зенитчицы кричали

и стреляли,

размазывая слёзы по щекам.

И падали.

И поднимались снова.

Впервые защищая наяву

и честь свою

(в буквальном смысле слова!).

И Родину.

И маму.

И Москву.

Весенние пружинящие ветки.

Торжественность

венчального стола.

Неслышанное:

«Ты моя – навеки!..»

Несказанное:

«Я тебя ждала…»

И губы мужа.

И его ладони.

Смешное бормотание

во сне.

И то, чтоб закричать

в родильном

доме:

«Ой, мамочка!

Ой, мама, страшно мне!!»

И ласточку.

И дождик над Арбатом.

И ощущенье

полной тишины…

…Пришло к ним это после.

В сорок пятом.

Конечно, к тем,

кто сам пришёл

с войны.

- По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде войны, когда семеро солдат, после ранения служившие на одной из узловых станций Кировской железной дороги, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё — повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал».

V «Минута молчания». (слайд 15)

Где-то около Бреста
Вдруг вошла к нам в вагон
Невеселая песня
Военных времен.

Шла она по проходу
И тиха, и грустна.
Сколько было народу -
Всех смутила она.

Подняла с полок женщин,
Растревожила сны,
Вспомним всех не пришедших
С той, последней войны.

- Давайте почтим всех павших в годы ВОВ минутой молчания.

Минута молчания

Победой кончилась война.
Те годы позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди.
Кто носит орден боевой
За подвиги в бою,
А кто за подвиг трудовой
В своем родном краю.
Пощады от врага не ждать,
Не отступать в бою
И, если нужно, жизнь отдать
За Родину свою!

(С. Михалков)

VI Герои Великой Отечественной войны Венгеровского района. (слайд 16)

Куда б ни шёл, ни ехал ты, 
Но здесь остановись, 
Могиле этой дорогой 
Всем сердцем поклонись. 
Кто б ни был ты — рыбак,
шахтёр,
Учёный иль пастух, — 
Навек запомни: здесь лежит 
Твой самый лучший друг. 
И для тебя, и для меня 
Он сделал все, что мог: 
Себя в бою не пожалел, 
А Родину сберёг.

(М. Исаковский)

- В истории Венгеровского района есть герои, которые отдали свою жизнь за наше светлое будущее. Назовите их имена. (Барбашов, Леонов, Портянко, Данилов, Клименко. Слайды 17,18,19,20,21)

VII Подведение итогов урока.

- Подводя итог нашего урока, давайте исполним песню из кинофильма «Офицеры», которая называется «Вечный огонь». Слова кинодраматурга, поэта Евгения Аграновича, композитор Рафаил Хозак. (слайд 22)

От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
Погляди на моих бойцов,
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю,
Снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки
Поднимался, как один,
Те, кто брал Берлин.
Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.

- Стихотворение читает Подцепилова Надежда. Ученица 9 А класса.

Расул Гамзатов . (слайд 23)

Нас двадцать миллионов
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,
Где путь, как на вершину, был не прям.
Еще мы женам снимся молодыми,
И мальчиками снимся матерям.

А в День Победы сходим с пьедесталов,
И в окнах свет покуда не погас,
Мы все от рядовых до генералов
Находимся незримо среди вас.

Все то, что мы в окопах защищали
Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
Беречь и защищать вам завещали,
Единственные жизни положив.

Как на медалях, после нас отлитых,
Мы все перед Отечеством равны
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

-Учитель: (слайд 24)

Помни, как гремели орудий раскаты,
Как в огне умирали солдаты
В сорок первом,
Сорок пятом –
Шли солдаты за правду на бой.
Помни, не забудь обожженные лица –
Это может опять повториться.
Не забудем
Это, люди,
Никогда.
Помни, чтоб шумели весенние всходы, –
Не забудь эти грозные годы!
Путь наш труден,
Встаньте, люди,
Жизнь зовет!

(А. Досталь) 

- А сейчас я предлагаю вам хором три раза проговорить девиз нашего урока: «Гордимся! Помним»!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Моя малая Родина - Пермский край"

Интеллектуальная игра для учащихся 7-9 классов....

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

методический материал для проведения цикла классных часов "Моя Малая Родина"

Данная работа представляет собой рекомендации по проведению цикла классных часов по изучению родного города....

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Открытый классный час на тему: "Моя Родина- Россия. Моя малая родина-город Яхрома".

Классный час был проведен 1 сентября 2018 года. Предназначен для обучающихся 3 класса школы -интерната с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)...

Классный часМОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ

МОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ...