Тематический классный час РЕЦЕПТЫ ХОРОШЕГО ТОНА
классный час (7 класс) на тему

Цыганкова Инна Анатольевна

Среди множества проблем, связанных с воспитанием наших детей, одной из наиболее сложных, требующих особенного такта и умения, до сих пор остается проблема поведения ребят дома и в обществе. Классный час «"Рецепты" хорошего тона» проводится с целью практической помощи учащимся в формировании культуры поведения. Необходимо показать детям, что хорошие манеры делают человека приятным, обаятельным и красивым. Культура поведения должна стать моральной ценностью для каждого школьника.

Классный час проводится в форме практикума-самовоспитания. Учащиеся не только являются слушателями и зрителями, а имеют возможность анализировать свой опыт и оценивать важность рекомендаций, предложенных в листах-таблицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon retsepty_khoroshego_tona.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

«РЕЦЕПТЫ» ХОРОШЕГО ТОНА

Рекомендации:

Среди множества проблем, связанных с воспитанием наших детей, одной из наиболее сложных, требующих особенного такта и умения, до сих пор остается проблема поведения ребят дома и в обществе. Классный час «"Рецепты" хорошего тона» проводится с целью практической помощи учащимся в формировании культуры поведения. Необходимо показать детям, что хорошие манеры делают человека приятным, обаятельным и красивым. Культура поведения должна стать моральной ценностью для каждого школьника.

Классный час проводится в форме практикума-самовоспитания. Учащиеся не только являются слушателями и зрителями, а имеют возможность анализировать свой опыт и оценивать важность рекомендаций, предложенных в листах-таблицах.

Подготовительный этап:

Оборудование — листы, оформленные в виде таблицы.

Используются фрагменты видеозаписи подготовленных сценок.

По материалам классного часа оформляется стенд со следующими рубриками:

  1. Юмористические рисунки «Это не мелочи».
  2. Мини-сочинения «Вредные советы».
  3. «Посмеемся вместе» (фотоснимки, сделанные классным фотографом в комичных ситуациях, в которых оказались ребята).

Актуальные вопросы для обсуждения:

  • Для чего человеку нужно соблюдать правила этикета?
  • Как приобрести навыки культурного поведения?

Основные понятия:

  • Приветливость — благожелательность, радушие
  • Деликатность — вежливость, мягкость в обращении, чуткость, тактичное отношение.

Алгоритм деятельности:

 Ведущий: Культура поведения человека — это внешнее выражение его духовного богатства, умение общаться с людьми. Все мы знаем, что правила, регулирующие поведение, создавались на протяжении многих столетий. Они были необходимы для общения людей, для формирования культурных навыков. Согласитесь, что с самого детства мы различаем симпатичных, менее симпатичных и просто антипатичных мальчиков и девочек. В чем же кроется причина такого различного отношения? Что делать, чтобы завоевать расположение окружающих тебя людей, которое, в конце концов, важно для нас самих? Давайте вместе попробуем отыскать ответы на эти, казалось бы, простые вопросы. Вашему вниманию будут предложены инсценированные ситуации из повседневной жизни. Понаблюдайте и решите, что в поведении героев хорошо, а что плохо. Видите ли вы рядом ребят, похожих на этих персонажей в повседневной жизни?

Порядок работы следующий:

Каждому учащемуся раздаются листы-таблицы, в первой графе которых приведены конкретные рекомендации. Они пронумерованы. Во второй графе нужно вставить оценку важности данной рекомендации. В третьей «графе поставить оценку, отражающую насколько хорошо вы следуете данной рекомендации на практике. Оценки выставляются по обычной пятибалльной системе с пояснениями:

  • очень полезно — буквами ОП;
  • полезно — П;
  • затрудняюсь с оценкой — ЗсО;
  • малополезно — МП;
  • бесполезно — Б.

Таблицу можно заполнять на протяжении всего классного часа. В конце занятия мы подведем итоги и проведем обсуждение.

■ Обсуждение ситуаций.

Инсценировка М 1 (включается видеозапись).

(«Картинки с натуры». Разыгрываются ситуации разного уровня сложности, в которых школьники замечают ошибки и решают этические задачи.)

Несколько ребят собрались в гостях у одного из одноклассников. Весело болтали о пустяках, школьных историях. Незаметно поднялся оглушительный шум. Никто никого не слушал, каждый старался перебить другого сокрушительной фразой:

«А вот у меня....», будто всех больше всего должна интересовать его важная персона/ Хватали друг друга за руки, хлопали по плечу. В пылу споров и доказательств в речи ребят стали появляться грубые выражения, унижающие собеседников: «Ишь ты, какой умный!», «Держи карман шире!», «Здрасте-пожалуйста!», «Не на такого напал!». В конце концов, все обиделись, рассорились и, огорченные, разошлись.

—        Ребята! Вам знакома такая ситуация? Какие правила этикета забыли эти ученики?

■ Правильно, человек культурный не допустит резких колебаний громкости и высоты своего голоса. Будет сдержан. Ведь давно известно: кто говорит тихо, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну. Недаром опытные ораторы обычно начинают свою речь нарочно тихим голосом. Это заставляет присутствующих невольно вслушиваться в каждое слово.

  • Что бы вы посоветовали этим детям? Давайте, суммируем ваши предложения-советы.
  • Не пытайтесь заглушить перебившего, повышая голос, а лучше замолчите и выслушайте его возражения.
  • Дослушать собеседника, а потом возражать, если не согласен.
  • Поменьше говорить о себе.

Инсценировка № 2.

Диалог двух подруг по телефону:

  • Представляешь, я так удивилась этому, когда она мне это рассказала...
  • Ой, неужели она так могла... А изображает из себя тихоню...
  • Вот-вот... Я, конечно же, обещала ей никому ничего не говорить. Но тебе-то я не могла не рассказать...

  • Ну что ты, я тоже обещаю никому ничего не передавать.
  • Когда же мы увидимся с тобой? Давай завтра, в 10 утра, у киоска?
  • Обязательно! Постараюсь быть вовремя.

К сожалению, запланированная встреча не состоялась, так как никто из подруг не пришел.

Одобряете ли вы поведение девочек? Конечно, - это шутка, но в ней есть немалая доля истины. l.Hy что ж, давая оценку другим, надеюсь, что вы критически отнесетесь и к себе. Попробуем с этой позиции решить ряд этических задач. Спрашивается: «Нужно ли удивляться, что такие отношения нельзя назвать искренними и обязательными?»

  1. Составьте несколько советов, учитывая ваше стремление к культуре общения и хорошему тону поведения.
  2. Вы можете привести примеры подобных ситуаций?

Инсценировка № 3.

(После просмотра картинок проходит обсуждение, и ребята предлагают свой выход из затруднительных положений.)

В это утро Ниночка проснулась в замечательном настроении — сегодня ее день рождения. Она ждала на праздник друзей и приготовила себя к тому, что ей принесут на праздник какие-то необыкновенные дары. С нетерпением девочка ждала приглашенных друзей. И вот звонок в дверь... Первыми пришли Вовка и Ваня и, неловко переминаясь с ноги на ногу, пробормотали какое-то невнятное поздравление, протянув имениннице что-то большое, завернутое в бумагу. Ниночка не удержалась и стала сразу разворачивать подарок. Но не тут-то было... - Развернув 7 скомканных газет, девочка наконец-то увидела... Мальчишки дружно хохотали, считая, что развеселили виновницу торжества. Затем бесцеремонно ввалились в комнату и без приглашения сели за стол, начиная пробовать приготовленные сладости. Девочка с ужасом наблюдала, как ее красиво накрытый к празднику стол превратился в поле битвы. Настроение разом пропало...

Классный руководитель: Подарки к различным праздникам, памятным датам, юбилеям — один из самых распространенных и популярных способов проявить внимание. Не думайте, что делать подарки так уж просто. Выбрать подходящий подарок, чтобы он понравился тому, кому он предназначен, — вот первая проблема. Давайте поговорим об этом.

— Каким должен быть подарок? Как его нужно вручать?

Инсценировка № 4.

Звенит звонок с урока, приглашая учащихся немного отдохнуть, приготовиться к следующему занятию. Ребята спокойно общаются, повторяют уроки, но вдруг оборачиваются на оглушительные крики и смех собравшихся в кружок мальчишек. Оказывается: они так бурно обменивались впечатлениями по поводу симпатии Маши к Саше, о которой они только что узнали из перехваченной записки в классе. Девочка, услышав, что ее тайна открыта, стала плакать...

— Чем обидели ученики свою одноклассницу? Какое довольно грубое нарушение правил этикета было допущено мальчиками? С чем вы не согласны? Рассудите сами. Классный руководитель: Я полагаю, ребята, что, поразмыслив над этими ситуациями и вспомнив похожие случаи из жизни, вы сможете ответить на вопрос, как же должны вести себя ученики школы и какие правила этикета они должны выполнять, чтобы всем было хорошо и уютно вместе. Остается прибавить немногое. Быть приветливыми — это, значит, расположить к себе с первого взгляда. Пусть ваша смелость не принимает вид грубости, а остроумие — вид шутовства. Хорошие качества всегда будут составлять существенное богатство души. Ведь как важно быть в хорошем настроении, самочувствии, так как от того, приветливы ли мы, доброжелательны или раздражены и грубы, зависит наша работоспособность и желание общаться.

Хочу напомнить вам сказку итальянского писателя Джанни Родари о Джованнино, который однажды, путешествуя, попал в страну Соломенных людей. У них была одна особенность: они вспыхивали не только от огня, но даже от горячих слов. А вот жители страны Восковых людей были очень пластичными, мягкими и со всем всегда соглашались. Но больше всего были удивительны люди Стеклянной страны, которые отличались тончайшей хрупкостью...

  • Зачем я рассказала вам эту сказку? Конечно, вы правы. Все мы разные: обидчивые и уравновешенные, несдержанные и спокойные... Поэтому нам обязательно нужно помнить: мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны для окружающих.
  • Итак, следуя правилам хорошего тона, проверьте себя на умение быть выдержанным, деликатным, корректным, не забывая о собственном достоинстве и принципиальности.

Умею ли я себя правильно вести? (Отвечают ребята письменно, а затем высказываются устно. Важно проанализировать каждое действие.)

Чтобы узнать это, воспользуйтесь тестом, выбрав по одному ответу на каждый вопрос. Тест полушутливый, однако отнеситесь с вниманием к поставленным вопросам. Постарайтесь ответить откровенно.

Тест

1.        В твоем классе среди друзей начался спор на повышенных тонах.

Твоя реакция:

а — не принимаю участия;

б — встану на защиту стороны, которую считаю правой;

в — вмешиваюсь очень бурно, вызывая агрессию у остальных.

2.        В школьной столовой тебе подали недосоленное блюдо.

Твои действия:

а — не буду акцентировать на этом внимание;

б — демонстративно откажусь от еды;

в — пойду жаловаться в администрацию.

3          На своей парте ты нашел колкий, но дружеский шарж.

Как ты поступишь?

а — не стану выяснять, чья это работа, а посмеюсь вместе со всеми;

б — буду докапываться до истины, чтобы найти автора рисунка;

в — поссорюсь со всеми, обижусь и ни с кем не буду разговаривать.

4.        Тебе подарили на день рождение вещь, которая не понравилась:

а — поблагодарю, не высказав недовольство;

б — съехидничаю по поводу  «оригинального» выбора;

в — открыто отброшу в сторону.

5.        Кто-то из одноклассников нелестно отзывается о твоем лучшем друге.

Как ты к этому отнесешься?

а — промолчу, ничем не выдав своего недоумения;

б — не скрою досаду, вступая в спор;

в — испорчу всем настроение.

6.        На перемене тебя сбили несущиеся по коридору мальчишки.

Как ты отреагируешь?

а — поднимусь и пойду дальше;

б — догоню и дам «по ушам»;

в — подойду к дежурному учителю и расскажу о нарушающих дисциплину.

7.        Тебе давно не возвращают книгу. Что сделаешь?

а — постесняюсь напомнить;

б — буду каждый вечер звонить и требовать, чтобы принесли;

в — поссорюсь, доведу до конфликта.

8. Твоя точка зрения в разговоре иная, чем у твоего товарища...

а — не буду спорить, уступлю;

б — буду доказывать «до хрипоты»;

в — выскажусь, не стесняясь в выражениях.

Посчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое:

«а» — 5 очков, «б» — 3 очка, «в» — 0 очков.

От 29 до 40 очков:

Ты тактичный, избегаешь конфликтных ситуаций, иногда пренебрегая собственным мнением. Подумай, всегда ли ты правильно поступаешь. Может быть, в некоторых ситуациях тебе необходимо научиться проявлять некоторую принципиальность.

От 20 до 28 очков:

Нам кажется, что ты невольно создаешь конфликт, упорствуя на своей правоте, пренебрегая дружескими отношениями. Если справиться с чувствами невозможно, веди себя в рамках корректности, тогда к твоему мнению прислушаются. Научись спокойно воспринимать неприятие своих идей, ни в коем случае не допускай при этом раздражения.

До 15 очков:

Подумай о том, каким ты выглядишь в глазах товарищей. Сдерживай свои эмоциональные порывы, ведь очень трудно рядом с тем, кто постоянно ко всему придирается, несдержан и груб. Постарайся изменить свою линию поведения. Помни, самый

беспроигрышный прием — юмор. Достойно отнесись к иронии или шутке в свой адрес.

Не огорчайся, если по результатам теста выяснится, что у тебя некоторые проблемы. При данном настрое и проявлении силы воли можно многое поправить. Было бы желание, как говорится!

■ Предлагаю принять участие в играх-упражнениях и правильно выбирать оптимальный вариант поведения. Класс с помощью цветных жетонов разбивается на микрообъединения, которым предлагаются следующие задания:

  • Изобразить пантомимой, как сын охраняет сон уставшей мамы.
  • Составить обвинительную речь, адресованную Бабе Яге и Кощею Бессмертному за жестокость и черствость, грубость и эгоизм по отношению к другим персонажам сказок.
  • Сочинить специальный документ — инструкцию для посещающих школьный буфет. В юмористической форме подробно и обстоятельно разъяснить, в какой последовательности что делать.
  • Разыграйте сценку-экспромт на тему «Гости пришли» или «Угощаем».
  • Напишите характеристику на литературный персонаж — Карлсона, учитывая особенности его характера и линию поведения.
  • Изобразите ситуацию, аналогичную телепередаче «Человек дня», составьте вопросы для обсуждения и затем постройте беседу с каким-нибудь вымышленным профессором этики.

(Учащиеся демонстрируют выполнение заданий. Победители получают приз.)

— Знание этикета и соблюдение этических отношений как важных элементов нашей жизни, несомненно, приведет вас, ребята, к душевному комфорту, особому состоянию души, в котором совершенствуются порядочность, честь, совесть.

■ А теперь итоги.

В течение классного часа вы заполняли таблицы и теперь при внимательном рассмотрении сами сможете сделать выводы: что для вас является наиболее важным в приобретении навыков культурного поведения. Помните, не должно быть ничего надуманного и искусственного, постарайтесь отличаться естественностью и непринужденностью. Надеемся, что ваша вежливость, внимательность и предупредительность будут искренни. Учитесь, как советовал Демокрит, гораздо более стыдиться самого себя, чем других.

Думаем, что у вас уже готовы ответы на поставленные в начале занятия вопросы.

(Вопросы написаны на доске или на плакате.)

  1. В чем кроется причина различного отношения людей друг к другу?
  2. Что нужно делать, чтобы завоевать расположение окружающих тебя людей?

(Ребята предлагают варианты ответов.) Полезно напомнить, что наше суждение о людях зависит от того, как мы сами ведем себя. Мы можем ожидать от окружающих любезного отношения, если мы сами вежливы, внимательны, приветливы и почтительны. И еще... научитесь на свои какие-то неудачи смотреть с юмором, как бы подшучивая над самим собой. Всего вам Доброго!