Урок этики "Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Сарычева Елена Юрьевна

 

 Урок этики по теме: «Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку?».

Цель: формирование у учащихся  представления о  правилах  хорошего тона.

Задачи:

-  знакомство  с моральными требованиями, относящимися к культуре взаимоотношений;

- развитие у учащихся умений вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики;

- воспитание у школьников хороших манер, доброжелательности, взаимопонимания с одноклассниками.

  

Скачать:


Подписи к слайдам:

Методическая разработка урока № 3 (5 класс) Сарычева Е.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №5» г.КольчугинаТема: Правила хорошего тона.
Хороший тон нужен окружающим или самому человеку?Цель: формирование у учащихся представления о правилах хорошего тона.

Методы и формы:- использование ИКТ;- ролевая игра;- анализ жизненных ситуаций;- работа с текстом;- работа в группах;- словарная работа (работа с толковым словарем).
Форма урока: комбинированный урок
Дебаты по убеждению (педтехнология)Я считаю, что…
хороший тон нужен самому человеку
хороший тон нужен окружающим людям
потому что …
потому что …
Я могу привести пример…
Я могу привести пример…
Следовательно, я доказываю, что…
Следовательно, я доказываю, что…
Кто из сказочных героев ведет себя в соответствии с правилами хорошего тона? А кто нарушает эти правила?
?


Предварительный просмотр:

Урок  №3  по теме  «Правила хорошего тона.  Хороший тон нужен окружающим или самому человеку?

Тема урока:  Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку?

Цель: формирование у учащихся  представления о  правилах  хорошего тона.  

Задачи: 

-  знакомство  с моральными требованиями, относящимися к культуре взаимоотношений;

- развитие у учащихся умений вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики;

- воспитание у школьников хороших манер, доброжелательности, взаимопонимания с одноклассниками.

Оборудование: ИКТ (мультимедийная презентация), карточки с заданиями для ролевой игры,  карточки с жизненными ситуациями.  

Программа  по этике для 5-8 классов:  Т.Х. Дебердеева, Е.А.  Морозова. 

«Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса» Т.Х. Дебердеева, Е.А.  Морозова, под редакцией А.В.Гаврилина. 

Методическое пособие для учителя «Этика» (5-8 классы),  Дебердеева Т.Х.,  Морозова Е.А., Владимир, ВИПКРО, 2008.

Раздел:  «Культура общения» (5 класс).

Ход урока:

Эпиграф  к  уроку:  «Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть».

  1. Слово учителя. Эмоциональный настрой на урок.

- Что обозначает дата 21 ноября? (ответы детей) 21 ноября – Всемирный  день приветствий! Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккомак, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира. В этот  день  каждый человек желает добра и счастья близким и незнакомым людям и, конечно же, дарит им свою лучезарную улыбку. Давайте тоже поприветствуем друг друга!  (приветствие)

-  А удивились бы вы, если бы при встрече с вами я сказала:

  • «Будь весел!  Радуйся! Я тебя вижу!»
  • «Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?»
  • «Хорошо ли вы потеете?»
  • «Мир с тобой!»

-  Наверное, некоторые приветствия вызвали у вас улыбку? И напрасно. Ведь, например, выражение: «Здоров ли твой скот?” - это и приветствие, и пожелание благополучия. Ведь в старые времена основу жизни монголов-кочевников составляло его стадо. Здоровые животные, значит,  хватит еды – всё благополучно в семье. Вот и получается, что пожелать здоровья рогатым кормилицам скотовода – всё равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

- Знаете ли вы, что…

  • рабы Древнего Рима при встрече обнажали свои обритые головы?
  • рыцари поднимали забрала тяжёлых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы?
  • великосветские дамы приседали в глубоком реверансе?
  • военные всегда отдают друг другу честь?

- А что же всё это объединяет? (ответы детей) Все эти приветствия объединяет одно – «пожелание добра и благополучия».

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто “здравствуйте”,

Больше ведь мы ничего не сказали,

Отчего же на капельку солнца

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастье

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радости

Сделалась жизнь?  (В.Солоухин)

2. Ролевая игра (работа в  парах)

- Какие приветствия знаете вы?

1 группа

2 группа

3 группа

составление  и инсценирование диалога-приветствия  при встрече с учителем

составление и инсценирование диалога-приветствия  при встрече с родителями

составление и инсценирование диалога-приветствия  при встрече с друзьями

3.  Анализ  жизненных ситуаций.

- Давайте рассмотрим жизненные ситуации и проанализируем поведение школьника Вани  Сидорова.

1 ситуация  

 Ваня Сидоров  возмущенно рассказывает:

        – Да ну, с этими «здоровканьями»– одни неприятности. Я на улице скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтобы кого знакомого не пропустить!  Как увижу, «здрасьте!» кричу. И мне же ещё выговор делают: «До чего же ты, Петя, некультурный! Просто ужас!»

2 ситуация

Ваня говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка на площадке …такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне притворяться что ли?» Прав ли мальчик?

3 ситуация

Ребята, представьте, что Ваня Сидоров идет по улице со своим лучшим другом. Друг поздоровался с незнакомым Ване человеком, приостановился, завел разговор. Надо ли поздороваться и Ване Сидорову с незнакомцем?

4 ситуация

В школьном дворе разговаривают учителя. Среди них Ваня Сидоров увидел своего любимого классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Светлана Алексеевна». Прав ли мальчик?

5 ситуация

Ира обижена: «Вчера ты, Ваня, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо!» Ваня Сидоров удивлён: «А почему я должен здороваться? Ты же первая  меня увидела, вот бы и здоровалась!»  Кто же прав?

6 ситуация

Бежит Ваня Сидоров по улице. Руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подбрасывают. Навстречу ему  школьный фельдшер. Он на бегу бодро прокричал не то «драсьте», не то «брысьте» и помчался вперёд. А она только руками развела и тяжело вздохнула: «Учат их, учат, а толку мало».

  • Попробуйте сформулировать  правила хорошего тона (поведения) на улице.

4. Работа с текстом (по группам).

- Внимательно прослушайте текст.  Ответьте на следующие вопросы:

  • Согласны ли вы с поведением Лены?
  • Можно ли считать, что она поступает в соответствии с правилами  хорошего тона?
  • Какие ошибки в  поведении были ей допущены?
  • Подберите определение к поведению девочки. Как можно назвать такого человека?

После соревнований Лена сказала Тане: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять. Я тебе открытки свои покажу и плейер новый. А потом музыку послушаем».

- Ладно, - ответила Таня. – Приду.

Часов в шесть Лена уже перестала ждать подругу. Она решила поужинать, и в это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Лена шла к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

- Привет, - сказала Таня. – Это я. Она прошла в комнату, бросила мокрую куртку и шапку в кресло и огляделась:

- А у вас ничего. Подходяще. Это что? – и она схватила статуэтку кошки, сделанную из ракушек.

- Это мама из Сочи привезла. На память.

- Здорово сделано. – Таня нажала посильнее, и ракушки раскололись.

Лена взглянула испуганно, но ничего не сказала. А гостья в это время уже вертела в руках фломастеры, поочерёдно пробуя каждый цвет на листе бумаги, который лежал на столе. Потом Таня отправилась бродить по комнатам.

- Сколько стоит? А это где покупали? – поминутно спрашивала она, трогая хрустальную вазу, картину на стене, икебану на журнальном столике.

- Чего барахло всякое в доме держите? – на лице Тани ясно выразилось презрение.

Зато туалетный столик в комнате родителей вызвал у неё особый интерес. Она открыла флакон духов, перевернула его и трясла над своей головой, пока не вылила почти половину. Потом помазала кремом свои руки, понюхала их и, сказав, что пахнет клубникой, намазала ещё и лицо. Затем она дунула в коробочку с пудрой, и душистое облако разлетелось по ковру.

Лена в это время вскипятила чай и пригласила гостью к столу. Та критически оглядела чашки с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянула к себе ручку холодильника.

- Ты колбасы нарежь, Лен.  А это что? Селёдка что ли? И селёдку давай. Знаешь, как я солёное люблю!

Наевшись и напившись вдоволь, Таня взяла куртку и шапку.

- Ну, я пошла. Пока. Завтра ещё приду. Да, я у тебя две кассеты взяла, посмотрю дома. Отдам как-нибудь, - и она побежала по лестнице.

  • Нарисуйте карикатуру на невоспитанного грубого человека.

5. Работа в  группах.

– Как вы поступите в следующих ситуациях. (Ребятам раздаются карточки).

1. Ты пришёл в гости к приятелю, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?

2. К тебе в гости пришёл приятель, который не нравится твоим родителям. Как следует поступить?

3. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия.

4. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия.

5. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-либо историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?

6. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?

7. Если ты позвонил другу, но попал не туда, что нужно сказать?

8. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?

9. Если ты сидишь и с удовольствием пьёшь чай с мятным пряником, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?

  • Попробуйте сформулировать  правила хорошего тона (поведения) в гостях.

6. Словарная  работа (работа с толковым словарем).

- Продолжите ряд слов и дайте им объяснение.

Вежливость – тактичность – скромность…

Корректность – учтивость – любезность – деликатность…

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Объясните высказывание, которое является эпиграфом урока.

  • Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть.
  • Как вы считаете:  хороший тон нужен окружающим или самому человеку?

Дебаты по убеждению

Я считаю, что…

хороший тон нужен самому человеку

хороший тон нужен окружающим людям

потому что…

потому что…

Я могу привести пример…

Я могу привести пример…

Следовательно, я доказываю, что…

Следовательно, я доказываю, что…

Восточная мудрость гласит: «Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое-то отношение».

- Согласны вы с этим утверждением?

9. Подготовка к домашнему заданию.  Домашнее задание.

- Посмотрите внимательно на слайд, на котором  изображены сказочные герои: Буратино, Карлсон, Незнайка, Буратино, Малыш, Винни-Пух, Мэри  Поппинс, Пеппи – Длинный Чулок и др.

- Кто из сказочных героев ведет себя в соответствии с правилами хорошего тона? А кто нарушает эти правила?

1 задание

- Продолжите  список  сказочных героев,  нарисуйте их, распределив на 2 группы.

2 задание

- Составьте  свод  правил  хорошего тона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Весёлый переполох в стране Хорошего тона"

Являясь классным руководителем постоянно провожу работу по привитию культуры поведения, речи, внешенго вида, общения между людьми, воспитанию умения работать в коллективе, созданию дружелюбной обстано...

Круглый стол: «Правила хорошего тона»

«Важное место в культуре общения занимает речь. Поговорим о культуре речи. Культура речи проявляется в том, как мы произносим слова, строим фразы. О красоте нашей речи будут судить по мелодичнос...

Воспитанный человек, какой он? Правила хорошего тона.

Воспитательная работа в коррекционной школе VIII вида организуется с учетом особенностей развития и познавательной деятельности умственно отсталых детей и осуществляет  разностороннее развитие ли...

Культура речи и правила хорошего тона (программа межпредметного (ориентационного) курса по выбору (17 часов))

Стремление человечества вести себя прилично, как доказано, зафиксировано в древнейших письменных документах. Оно вытекало и вытекает из условий совместной жизни людей: ни одна обще­ственная формация н...

Конспект урока СБО "Этикет. Правила хорошего тона"

Познакомить учащихся с правилами поведения в гостях, с ролью хозяина. Предложить решить ребятам различные ситуации, встречающиеся в жизни. Учить каждого высказывать собственное мнение.Вы никогда не за...

Урок в Школе хорошего тона (русский язык) Тема: «Односоставные предложения. Употребление их в речи»

Урок в Школе хорошего тонаТема: «Односоставные предложения. Употребление их в речи».               Урок проводится в 8 классе. Цел...

Конспект урока в 7 классе по теме "Защита окружающей среды-самая актуальная проблема сегодня. Или?"

Вашему вниманию предлагается конспект урока по немецкому языку в 7 классе по теме "Защита окружающей среды"...