Урок этики "Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок этики по теме: «Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку?».
Цель: формирование у учащихся представления о правилах хорошего тона.
Задачи:
- знакомство с моральными требованиями, относящимися к культуре взаимоотношений;
- развитие у учащихся умений вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики;
- воспитание у школьников хороших манер, доброжелательности, взаимопонимания с одноклассниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЭТИКИ | 2.68 МБ |
КОНСПЕКТ УРОКА ЭТИКИ | 55.5 КБ |
Подписи к слайдам:
Хороший тон нужен окружающим или самому человеку?Цель: формирование у учащихся представления о правилах хорошего тона.
Методы и формы:- использование ИКТ;- ролевая игра;- анализ жизненных ситуаций;- работа с текстом;- работа в группах;- словарная работа (работа с толковым словарем).
Форма урока: комбинированный урок
Дебаты по убеждению (педтехнология)Я считаю, что…
хороший тон нужен самому человеку
хороший тон нужен окружающим людям
потому что …
потому что …
Я могу привести пример…
Я могу привести пример…
Следовательно, я доказываю, что…
Следовательно, я доказываю, что…
Кто из сказочных героев ведет себя в соответствии с правилами хорошего тона? А кто нарушает эти правила?
?
Предварительный просмотр:
Урок №3 по теме «Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку?
Тема урока: Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку?
Цель: формирование у учащихся представления о правилах хорошего тона.
Задачи:
- знакомство с моральными требованиями, относящимися к культуре взаимоотношений;
- развитие у учащихся умений вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики;
- воспитание у школьников хороших манер, доброжелательности, взаимопонимания с одноклассниками.
Оборудование: ИКТ (мультимедийная презентация), карточки с заданиями для ролевой игры, карточки с жизненными ситуациями.
Программа по этике для 5-8 классов: Т.Х. Дебердеева, Е.А. Морозова.
«Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса» Т.Х. Дебердеева, Е.А. Морозова, под редакцией А.В.Гаврилина.
Методическое пособие для учителя «Этика» (5-8 классы), Дебердеева Т.Х., Морозова Е.А., Владимир, ВИПКРО, 2008.
Раздел: «Культура общения» (5 класс).
Ход урока:
Эпиграф к уроку: «Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть».
- Слово учителя. Эмоциональный настрой на урок.
- Что обозначает дата 21 ноября? (ответы детей) 21 ноября – Всемирный день приветствий! Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккомак, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира. В этот день каждый человек желает добра и счастья близким и незнакомым людям и, конечно же, дарит им свою лучезарную улыбку. Давайте тоже поприветствуем друг друга! (приветствие)
- А удивились бы вы, если бы при встрече с вами я сказала:
- «Будь весел! Радуйся! Я тебя вижу!»
- «Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?»
- «Хорошо ли вы потеете?»
- «Мир с тобой!»
- Наверное, некоторые приветствия вызвали у вас улыбку? И напрасно. Ведь, например, выражение: «Здоров ли твой скот?” - это и приветствие, и пожелание благополучия. Ведь в старые времена основу жизни монголов-кочевников составляло его стадо. Здоровые животные, значит, хватит еды – всё благополучно в семье. Вот и получается, что пожелать здоровья рогатым кормилицам скотовода – всё равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.
- Знаете ли вы, что…
- рабы Древнего Рима при встрече обнажали свои обритые головы?
- рыцари поднимали забрала тяжёлых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы?
- великосветские дамы приседали в глубоком реверансе?
- военные всегда отдают друг другу честь?
- А что же всё это объединяет? (ответы детей) Все эти приветствия объединяет одно – «пожелание добра и благополучия».
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”,
Больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастье
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радости
Сделалась жизнь? (В.Солоухин)
2. Ролевая игра (работа в парах)
- Какие приветствия знаете вы?
1 группа | 2 группа | 3 группа |
составление и инсценирование диалога-приветствия при встрече с учителем | составление и инсценирование диалога-приветствия при встрече с родителями | составление и инсценирование диалога-приветствия при встрече с друзьями |
3. Анализ жизненных ситуаций.
- Давайте рассмотрим жизненные ситуации и проанализируем поведение школьника Вани Сидорова.
1 ситуация
Ваня Сидоров возмущенно рассказывает:
– Да ну, с этими «здоровканьями»– одни неприятности. Я на улице скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтобы кого знакомого не пропустить! Как увижу, «здрасьте!» кричу. И мне же ещё выговор делают: «До чего же ты, Петя, некультурный! Просто ужас!»
2 ситуация
Ваня говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка на площадке …такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне притворяться что ли?» Прав ли мальчик?
3 ситуация
Ребята, представьте, что Ваня Сидоров идет по улице со своим лучшим другом. Друг поздоровался с незнакомым Ване человеком, приостановился, завел разговор. Надо ли поздороваться и Ване Сидорову с незнакомцем?
4 ситуация
В школьном дворе разговаривают учителя. Среди них Ваня Сидоров увидел своего любимого классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Светлана Алексеевна». Прав ли мальчик?
5 ситуация
Ира обижена: «Вчера ты, Ваня, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо!» Ваня Сидоров удивлён: «А почему я должен здороваться? Ты же первая меня увидела, вот бы и здоровалась!» Кто же прав?
6 ситуация
Бежит Ваня Сидоров по улице. Руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подбрасывают. Навстречу ему школьный фельдшер. Он на бегу бодро прокричал не то «драсьте», не то «брысьте» и помчался вперёд. А она только руками развела и тяжело вздохнула: «Учат их, учат, а толку мало».
- Попробуйте сформулировать правила хорошего тона (поведения) на улице.
4. Работа с текстом (по группам).
- Внимательно прослушайте текст. Ответьте на следующие вопросы:
- Согласны ли вы с поведением Лены?
- Можно ли считать, что она поступает в соответствии с правилами хорошего тона?
- Какие ошибки в поведении были ей допущены?
- Подберите определение к поведению девочки. Как можно назвать такого человека?
После соревнований Лена сказала Тане: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять. Я тебе открытки свои покажу и плейер новый. А потом музыку послушаем».
- Ладно, - ответила Таня. – Приду.
Часов в шесть Лена уже перестала ждать подругу. Она решила поужинать, и в это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Лена шла к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.
- Привет, - сказала Таня. – Это я. Она прошла в комнату, бросила мокрую куртку и шапку в кресло и огляделась:
- А у вас ничего. Подходяще. Это что? – и она схватила статуэтку кошки, сделанную из ракушек.
- Это мама из Сочи привезла. На память.
- Здорово сделано. – Таня нажала посильнее, и ракушки раскололись.
Лена взглянула испуганно, но ничего не сказала. А гостья в это время уже вертела в руках фломастеры, поочерёдно пробуя каждый цвет на листе бумаги, который лежал на столе. Потом Таня отправилась бродить по комнатам.
- Сколько стоит? А это где покупали? – поминутно спрашивала она, трогая хрустальную вазу, картину на стене, икебану на журнальном столике.
- Чего барахло всякое в доме держите? – на лице Тани ясно выразилось презрение.
Зато туалетный столик в комнате родителей вызвал у неё особый интерес. Она открыла флакон духов, перевернула его и трясла над своей головой, пока не вылила почти половину. Потом помазала кремом свои руки, понюхала их и, сказав, что пахнет клубникой, намазала ещё и лицо. Затем она дунула в коробочку с пудрой, и душистое облако разлетелось по ковру.
Лена в это время вскипятила чай и пригласила гостью к столу. Та критически оглядела чашки с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянула к себе ручку холодильника.
- Ты колбасы нарежь, Лен. А это что? Селёдка что ли? И селёдку давай. Знаешь, как я солёное люблю!
Наевшись и напившись вдоволь, Таня взяла куртку и шапку.
- Ну, я пошла. Пока. Завтра ещё приду. Да, я у тебя две кассеты взяла, посмотрю дома. Отдам как-нибудь, - и она побежала по лестнице.
- Нарисуйте карикатуру на невоспитанного грубого человека.
5. Работа в группах.
– Как вы поступите в следующих ситуациях. (Ребятам раздаются карточки).
1. Ты пришёл в гости к приятелю, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?
2. К тебе в гости пришёл приятель, который не нравится твоим родителям. Как следует поступить?
3. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия.
4. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия.
5. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-либо историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?
6. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?
7. Если ты позвонил другу, но попал не туда, что нужно сказать?
8. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?
9. Если ты сидишь и с удовольствием пьёшь чай с мятным пряником, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?
- Попробуйте сформулировать правила хорошего тона (поведения) в гостях.
6. Словарная работа (работа с толковым словарем).
- Продолжите ряд слов и дайте им объяснение.
Вежливость – тактичность – скромность…
Корректность – учтивость – любезность – деликатность…
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Объясните высказывание, которое является эпиграфом урока.
- Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть.
- Как вы считаете: хороший тон нужен окружающим или самому человеку?
Дебаты по убеждению
Я считаю, что…
хороший тон нужен самому человеку | хороший тон нужен окружающим людям |
потому что… | потому что… |
Я могу привести пример… | Я могу привести пример… |
Следовательно, я доказываю, что… | Следовательно, я доказываю, что… |
Восточная мудрость гласит: «Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое-то отношение».
- Согласны вы с этим утверждением?
9. Подготовка к домашнему заданию. Домашнее задание.
- Посмотрите внимательно на слайд, на котором изображены сказочные герои: Буратино, Карлсон, Незнайка, Буратино, Малыш, Винни-Пух, Мэри Поппинс, Пеппи – Длинный Чулок и др.
- Кто из сказочных героев ведет себя в соответствии с правилами хорошего тона? А кто нарушает эти правила?
1 задание
- Продолжите список сказочных героев, нарисуйте их, распределив на 2 группы.
2 задание
- Составьте свод правил хорошего тона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Весёлый переполох в стране Хорошего тона"
Являясь классным руководителем постоянно провожу работу по привитию культуры поведения, речи, внешенго вида, общения между людьми, воспитанию умения работать в коллективе, созданию дружелюбной обстано...
Круглый стол: «Правила хорошего тона»
«Важное место в культуре общения занимает речь. Поговорим о культуре речи. Культура речи проявляется в том, как мы произносим слова, строим фразы. О красоте нашей речи будут судить по мелодичнос...
Воспитанный человек, какой он? Правила хорошего тона.
Воспитательная работа в коррекционной школе VIII вида организуется с учетом особенностей развития и познавательной деятельности умственно отсталых детей и осуществляет разностороннее развитие ли...
Культура речи и правила хорошего тона (программа межпредметного (ориентационного) курса по выбору (17 часов))
Стремление человечества вести себя прилично, как доказано, зафиксировано в древнейших письменных документах. Оно вытекало и вытекает из условий совместной жизни людей: ни одна общественная формация н...
Конспект урока СБО "Этикет. Правила хорошего тона"
Познакомить учащихся с правилами поведения в гостях, с ролью хозяина. Предложить решить ребятам различные ситуации, встречающиеся в жизни. Учить каждого высказывать собственное мнение.Вы никогда не за...
Урок в Школе хорошего тона (русский язык) Тема: «Односоставные предложения. Употребление их в речи»
Урок в Школе хорошего тонаТема: «Односоставные предложения. Употребление их в речи». Урок проводится в 8 классе. Цел...
Конспект урока в 7 классе по теме "Защита окружающей среды-самая актуальная проблема сегодня. Или?"
Вашему вниманию предлагается конспект урока по немецкому языку в 7 классе по теме "Защита окружающей среды"...