Урок в Школе хорошего тона (русский язык) Тема: «Односоставные предложения. Употребление их в речи»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

ВАКАРИНА РИММА НИКОЛАЕВНА

Урок в Школе хорошего тона

Тема: «Односоставные предложения. Употребление их в речи».

 

              Урок проводится в 8 классе. Цели, задачи и содержание урока определяются через развитие языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций.

 

Цели и задачи:

 

·         обобщить материал по теме «Односоставные предложения», повторить особенности выражения грамматической основы в односоставных конструкциях;

·         учиться строить односоставные предложения, отрабатывать навыки  употребления их в речи, оценивать выразительную сторону односоставных предложений; развивать творческие способности, монологическую речь учащихся, умение владеть нормами речевого этикета;

·         воспитывать хорошие манеры, умение общаться в коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_konkurs._russkiy_yazyk._vakarina_r.n.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа

Урок в Школе хорошего тона (русский язык)

   

Тема: «Односоставные предложения. Употребление их в речи»

                                                                                Вакарина Римма Николаевна,

                                                                                               учитель русского языка и литературы,

                                                                            МОУ СОШ №1 п. Пангоды

                                                                           Надымского района ЯНАО

п. Пангоды, 2013 г.

Урок в Школе хорошего тона

Тема: «Односоставные предложения. Употребление их в речи».

              Урок проводится в 8 классе. Цели, задачи и содержание урока определяются через развитие языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций.

Цели и задачи:

  • обобщить материал по теме «Односоставные предложения», повторить особенности выражения грамматической основы в односоставных конструкциях;
  • учиться строить односоставные предложения, отрабатывать навыки  употребления их в речи, оценивать выразительную сторону односоставных предложений; развивать творческие способности, монологическую речь учащихся, умение владеть нормами речевого этикета;
  • воспитывать хорошие манеры, умение общаться в коллективе.

Оборудование урока:

-    столики с названием группы;

  • компьютеры;
  • интерактивная доска, проектор;

- фонограммы произведений:

  • Шопен «Мазурка»;
  • Бетховен «Лунная соната»;
  • А.Лепин, В.Коростылев «Песенка о хорошем настроении»;
  • Б.Окуджава «Давайте говорить друг другу комплименты»;

- толковые словари;

- таблица «Односоставные предложения»;

- Волшебное зеркальце;

- Доска пожеланий;

- сборники стихов любимых поэтов;

-  выставка книг по этикету;

- карты успеха учеников;

- тетради «Мудрые мысли»;

- эпиграф: «В человеке все должно быть прекрасно…» (А.П.Чехов.)

Содержание урока

Звучит музыка (Шопен «Мазурка»). Пара танцует мазурку.

  1. Вступительное слово учителя. 

На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки  с перечислением некоторых правил поведения. От слова «карточки», а их в то время называли «этикетки», и произошло слово «этикет», то есть установленный порядок поведения. Сегодня  я приглашаю вас, ребята, на урок в Школу хорошего тона. Но речь пойдет не только о хороших манерах, о красоте внутренней и внешней. Наша задача – повторить материал по теме «Односоставные предложения», учиться строить и использовать такие конструкции в своей речи. На уроке работают группы и творческий дуэт. За работой в группах наблюдают эксперты.

Индивидуальное задание №1 (приложение №1).

  1. Страница «А знаете ли вы?»

Учитель. Открывает наш урок страница «А знаете ли вы?».

На английском это звучит: «Good morning!».  По-немецки скажут так: «Guten Tag!». Французы сказали бы: «Bon jours!». А японцы: «Каннитива!». А как это будет звучать на русском языке? Ответ запишите.

Ученики. Здравствуйте!

Учитель. Охарактеризуйте это предложение.

Ученики. Это предложение односоставное, так как грамматическая основа состоит из сказуемого в форме глагола  второго лица, поэтому это предложение определенно-личное.

  1. Страница «Советы обаятельного человека».

  1. Учитель. Говоря «доброе утро», «здравствуйте», мы желаем людям добра, здоровья. Для воспитанного человека – это норма его жизни. Именно воспитанность, как говорил английский писатель, государственный деятель Филипп Честерфильд, - «это единственное, что может расположить к себе людей». Как расположить к себе людей? Как стать обаятельным?

Задание: составить Советы обаятельного человека (представление презентаций)

1 группа: советы  должны быть построены в форме определенно-личных, обобщенно-личных предложений; подчеркнуть грамматическую основу.

2 группа: составить безличное предложение или сложное, одна из частей которого –  безличное; подчеркнуть грамматическую основу (приложение №2).

Учащиеся зачитывают советы, представитель группы №2 комментирует, почему его предложение бессоюзное. (Представление презентаций)

Вопросы экспертов по теории.

  1. Творческая страница.

Учитель. Все, что вы сказали, ребята, правильно. Но обаятельный – это еще и интересный человек. На вопрос анкеты: «Кого из ваших одноклассников можно считать интересным человеком», - вы назвали Святослава Карпова и предложили ему выступить со своими размышлениями. Я приглашаю Святослава (анкетирование проведено накануне урока) (приложение №3).

Учитель. Спасибо, Слава, за твое мнение. Хорошие мысли и оформлены они умело: большая часть сочинения представляет односоставные конструкции.

Индивидуальное задание №2 (приложение №4).

Чтобы привлекать внимание людей, действительно, нужно многое.

Обращение к эпиграфу: «В человеке все должно быть прекрасно…»

  1. Игра «Неоконченная фраза».

Обращение к эпиграфу урока: «В человеке все должно быть прекрасно: (и лицо, и одежда, и душа, и мысли)».

Учащиеся придумывают свой конец фразы, зачитывают ответы и характеризуют предложение.

Учитель. А теперь давайте посмотрим, как эта фраза звучит у А.П. Чехова.

  1. Игра «Волшебное зеркало». Работа с интерактивной доской.

Учитель. Помните, ребята, «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина:

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно.

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело…

Сказка сказкой, а главное в том, что зеркальце отвечает человеку, каким оно его видит. Давайте и мы заглянем в это волшебное зеркальце и внимательно посмотрим на себя:

Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи.

(Предложение записано на доске, один из учеников расставляет знаки препинания, делает синтаксический разбор.) 

Мысленно обратитесь к зеркальцу. Что ответило бы оно вам? Подумайте, в чем вы себя должны совершенствовать?  

Ответ должен представлять сложное предложение, одна из частей - односоставная конструкция (приложение №5).

Индивидуальное задание №3 (смотрите приложение №7).

  1. Поэтическая страница.

Учитель. В человеке должно быть все прекрасно… А что есть красота?

Итак, наша традиционная поэтическая страничка. У вас на столах томики любимых стихов. Можете ими воспользоваться. Что, по-вашему, есть красота? Ответьте строчками любимых стихов. Можно выступить со стихотворениями собственного сочинения. (В приложении №13 напечатаны лучшие стихотворения.)

Индивидуальное задание №4 (приложение №10).

Учащиеся записывают строки стихотворений, а затем читают их (приложение №8.)

Вопросы экспертов по теории.

Звучит «Лунная соната» Бетховена.

Учитель. Своими мыслями поделится …(Слово предоставляется ученице из творческого дуэта.)

Ученица читает наизусть стихотворение А.Фета «Шепот, робкое дыханье…» и размышляет о том, что такое красота (приложение №9).

Проверка индивидуального задания № 4.

Вопрос экспертов о сфере употребления назывных предложений, способах выражения грамматической основы.

  1. Тест. Выполняется на компьютерах.

       I.  Вставьте буквы в слова, изученные в разделе «Односоставные предложения». В какой строке во всех словах пишется буква Е?

  1. Д…баты, д…скуссия, пр…ния.
  2. Эксп…римент, д…кларация, кат…р.
  1. Какие предложения имеют сказуемое в форме прошедшего времени множественного числа?
  1. Определенно-личные.
  2. Неопределенно-личные.
  3. Безличные.
  1. Какие предложения указывают на то, чтодействие производится любым лицом?
  1. Назывные.
  2. Обобщенно-личные.
  3. Неопределенно-личные.
  1. Найдите безличное предложение.
  1. Сначала подумай, потом говори.
  2. Умную голову почитают смолоду.
  3. Мне захотелось узнать об истории этикета.

Проверка тестов экспертами (приложение №12).

  1. Игра «Доска пожеланий».

Учитель. Сегодня у нас на уроке есть несколько сюрпризов. Один из них – Доска пожеланий. Здесь добрые слова каждому из вас. Уходя сегодня с урока, вы унесете не только частичку знаний, но и добрые пожелания. На Доске есть свободное место. Я думаю, вам есть что сказать своим одноклассникам. Воспользуйтесь тетрадью «Мудрые мысли». Учащиеся подходят к Доске пожеланий и прикрепляют к ней свои пожелания, оформленные на красочных открытках (индивидуальное задание дано накануне урока) (приложение №6).

  1. Сюрприз урока.

Учитель. Наш урок подходит к концу. Но у Ани есть для вас еще один сюрприз.

Исполнение «Песенки о хорошем настроении» (муз. А.Лепина, сл. В.Коростылева) (приложение №11).

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок (по итогам карт успеха ученика).

Карты заполнялись экспертами в течение урока (под контролем учителя).

  1. Домашнее задание: написать сочинение-размышление с использованием односоставных предложений, эпиграфом к которому должны быть слова, которые учащиеся  получили в качестве пожелания.

  1. Заключительное слово учителя.

Учитель. Снимает сувенир с Доски пожеланий и читает слова, написанные с обратной стороны: «Давайте говорить друг другу комплименты…». Как правильно говорить комплименты? Это уже тема другого урока. Мы сегодня не ставим точку,  ставим многоточие. А значит, наш разговор об этом еще впереди. Я благодарю вас, ребята, за активную работу на уроке. Всего доброго!

Звучит песня Б.Окуджавы «Давайте говорить  друг другу комплименты…».

Учащиеся подходят к Доске пожеланий, снимают для себя сувениры, читают с обратной стороны пожелания.

                                                                                                                                                Приложение №1

Индивидуальное задание №1

  1. Ответить на вопрос «Что такое красота?»
  2. Прочитать  наизусть стихотворение, охарактеризовать его с точки зрения наличия в нем односоставных предложений.

                                                                                                                                           Приложение № 1б

Индивидуальное задание №1

Задание: написать сочинение-размышление на тему «Как стать интересным человеком?», используя односоставные предложения.

                                                                                                                                               Приложение № 2

Советы обаятельного человека

  1. Доброжелательно относитесь к окружающим.
  2. Будьте аккуратны в своем внешнем виде.
  3. Умейте сдерживаться.
  4. Не разговаривайте громко.
  5. Будьте вежливы со старшими.

Чтобы стать обаятельным человеком, надо быть доброжелательным, уметь сострадать людям, иметь опрятный внешний вид и хорошие манеры.

                                                                                                                                         Приложение № 3

Сочинение

Как стать интересным для окружающих?

Как стать интересным для людей, тебя окружающих? Об этом я очень часто задумываюсь.

Думаю, что нужно читать классику, посещать музеи, выставки, так как они расширят кругозор, сделают душу чуткой, отзывчивой, помогут разобраться в добре и зле, научат ценить людей по их достоинствам, понимать красоту.

Общайтесь с природой! Учитесь замечать красоту в маленькой незабудке и в ручейке, в звездном небе и в русской красавице березке.

Будьте вежливы! Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

Занимайтесь любимым делом! Для меня таким делом стало увлечение бальными танцами, разучивание аккордов любимых песен, чтение классической поэзии и прозы, изучение английского языка.

Верьте в себя, и у вас все получится!

Приложение № 4

Индивидуальное задание №2

Задание: сделать синтаксический разбор предложения, расставить знаки:

Свет мой зеркальце скажи

Да всю правду доложи.

Приложение № 5

  1. Помни: самолюб никому не люб.
  2. Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.
  3. Не забывай: добрыми делами славен человек.
  4. Не забывай, что всем свойственны недостатки, будь терпимым.
  5. Помни, что настроение других во многом зависит от тебя.
  6. Век живи – век учись.
  7. На уроках работай двумя руками: правой пиши, а левую поднимай.

Приложение № 6

  1. Не повтори, а превзойди себя.
  1. Дари радость другому и будешь радоваться сам.
  2. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.

                                                                                                                                                                       Приложение № 7

                           Индивидуальное задание №3

Задание: вставить   пропущенные    буквы,    составить схему,    подчеркнуть

                грамматическую      основу,       определить     тип     односоставного  

                предложения.

Никакая внешняя прелесть (не) может быть полной, если (не) оживить ее внутренней красотой. (В.Гюго)

Приложение № 8

  1. Всегда особенно ценна

Бывает внешность той,

Чья красота озарена

Душевной красотой.

                        (Джами, восточный поэт)

  1. Коль не украсило твоей души

Учтивости понятье,

Что толку в том, что всех людей

Затмил ты красотою платья?

  1. И пусть черты ее нехороши,

И нечем ей прельстить воображенье,

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

                         (Н. Заболоцкий)

  1. А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Н. Заболоцкий)

  1. Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Приложение № 9

Сочинение-миниатюра

Что есть красота?

Для меня понятие красоты связано с красотой природы, потому что красота природы -– это красота мира и человека. Очень выразительно пишет об этом мой любимый поэт А.Фет:

 Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Умеешь понимать прекрасное – значит прекрасен сам.

Приложение № 10

Индивидуальное задание № 4

Задание: сочинить четверостишие, которое бы заканчивалось или начиналось предложением «Встречают по одежке – провожают по уму».

Приложение № 11

 «Песенка о хорошем настроении»

(сл. А. Лепина, муз. В. Коростылева).

Если вы, нахмурясь, выйдете из дома,

Если вам не в радость солнечный денек,

Пусть вам улыбнется, как своей знакомой,

С вами вовсе не знакомый встречный паренек…

Приложение № 13

Пословицу я слышу,

Но смысла не пойму:

«Встречают по одежке –

Провожают по уму.»

Друзья, кто знает –  помогите

Мне смысл ее понять!

Возможно, в речи буду

Ее я применять.

………………………………………………………………………………………

Не всё брильянт, что яркий свет дает,

И внешний вид обманчив очень.

Бывает, глянешь – роза расцветет,

А внутрь посмотришь – все испортишь.

В народе говорят:

– Красу в душе ищи, пусть свет ее не очень яркий.

Не с платьем броским дружбу вам вести,

А с сердцем добрым и горящим.    

………………………………………………………………………………………

Ты не смотри на яркие застежки.

Что в них так манит? Не пойму.

Народ гласит: «Встречают по одежке,

А провожают, значит, по уму». 

Приложение №14

Карта успеха учеников

Ф.И.

Советы обаятельного человека

Задание «Волшебное зеркало»

Поэтическая минутка

Задание «Закончи фразу»

Разборы

Тест

Теория

                                             

Используемая литература

  1. Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / С.Г  Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко.–20-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 193 с.

  1. Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007. – 352 с. – (Мастер-класс).

  1. Л.И. Пучкова, В.И. Капинос, А.О. Татур Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 8 класс. – М: «Интеллект-Центр», 2011. – 80 с.

  1. Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык: Пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену. Часть III. – Воронеж: Издательство «Научная книга», 2011. – 180 с.

  1. Н.Е. Щуркова. Собранье пёстрых дел. – М.: «Новая школа», 2003. – 110 с.