Главные вкладки

    Формирование коллектива у детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью.
    статья на тему

    Формирование коллектива

     у детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_formirovanie_kollektiva_u_detey_s_zpr_.doc30.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование коллектива

     у детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью.

    Для полноценного развития человека ему необходимо общение с себе подобными. Человек не рождается членом коллектива. Он проходит путь постепенного вхождения в общество других людей. Социализация зависит и от внешних условий, и от принятия человека данным коллективом, и от особенностей личности. У людей с дефектом психического развития существуют специфические особенности социализации.

    Первые коллективные отношения осознаются ребёнком во время игр. «В совместной игре дети учатся языку общения, учатся согласовывать свои действия с действиями других людей, учатся взаимопониманию и взаимопомощи.» (В.С.Мухина). «Влияние группы сверстников на развитие личности ребёнка заключается, прежде всего, в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребёнок сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к конкретным ситуациям.» (В.С.Мухина).

    «Решающее значение для развития личности ребёнка имеет вступление его в школьный коллектив.» (Л.И.Божович). Именно в школьные годы происходит основная коррекция личностного поведения и формирование человека как самостоятельной полноценной личности. Взаимоотношения со сверстниками имеют совершенно особую социальную ценность. Дети являются полноценными партнёрами.

    Огромное значение имеет общение и в юношеском возрасте. Очень важно создать такие условия, при которых ребёнок может много общаться и быть членом детского коллектива, в противном случае у него могут возникнуть проблемы, связанные с развитием личности.

    Младенец в возрасте от 1 года до 1,5 лет не определяет сверстника как особый предмет общения. В возрасте от 1,5 до 2-х лет при общении возрастает количество действий, специфических для общения со взрослыми. К 3-м годам исчезают действия, характерные для манипулирования с игрушками; присоединяются речевые действия, обращения к партнёру, появляются первые действия, характерные только для общения со сверстниками. Однако о коллективе говорить ещё рано. Продолжительность общения с другим ребёнком в возрасте 3-4-х лет зависит от того, «в какой степени ребёнок овладел игровым употреблением предметов, умение создавать и реализовывать игровой замысел.» (В.С.Мухина).

    Осознание себя личностью приводит к изменению отношения к окружающим и, прежде всего, к сверстникам. В возрасте 10-12 лет возникает дружба между детьми, основанная на осознании личных качеств друзей, а не по ситуативному признаку.

    Нарушение интеллекта или неравномерное развитие отдельных психических функций (ЗПР) может быть вызвана различными причинами (физиологическими особенностями мозга, последствиями травм, заболеваний и т.д.). Эти нарушения могут быть и следствием других дефектов: нарушения речи, моторных функций, слуха, зрения, педагогической запущенности, т.е. иметь вторичный характер.

    Можно выделить несколько особенностей развития, характерных для детей с недостатком интеллекта. Это дети, формирование психики которых шло отличным от нормального путём, развитие которых остановилось на ранней стадии.

    У детей с отклонениями в психическом развитии позже закрепляются сенсорные эталоны, они пассивны в освоении окружающего мира, что ведёт к сужению кругозора и жизненного опыта. От дефекта интеллекта в наибольшей степени страдают психические процессы. Дефект психического развития накладывает отпечаток на формирование восприятия: нарушаются избирательность, целостность, обобщённость, образуются лишь простейшие связи между субъектами, с трудом постигается смысл воспринимаемого. Специалисты отмечают скудный словарный запас, бедность представлений, недостаточное понимание устной речи, что затрудняет или делает невозможным полноценное общение со сверстниками.

    У детей с ЗПР наблюдается нарушение отдельных сфер развития личности. У них «особое своеобразие наблюдается в развитии эмоционально-волевой сферы». (Певзнер, Т.А.Власова). Дети характеризуются слабым развитием мотивационно-волевых качеств личности и сознательного регулирования поведения.

    Для педагога «важно знать не только, какой дефект у ребёнка, что у него поражено, но и какое место занимает недостаточность в системе личности, какого рода перестройка идёт, как ребёнок справляется со своей недостаточностью.» (Л.С Выготский).

    У каждой группы детей и у каждого отдельного ребёнка может быть свой путь вхождения в коллектив в соответствии с особенностями личностного и психологического развития. Специальное корректирующее воспитание может отчасти сгладить проблемы формирования коллектива у детей с ЗПР, но полностью снять эти проблемы не представляется возможным в связи с особенностями психического и эмоционально-волевого развития. Неумение регулировать своё поведение, подчинять сиюминутные желания интересам коллектива, неумение осознавать общую цель действий, проблемы, связанные с  недостаточным владением речью делают затруднительным формирование полноценного детского коллектива. С другой стороны, и коллектив оказывает несколько меньшее влияние на такого ребёнка, так как тот менее критичен к себе, не может правильно сформировать целостный поведенческий образ, исправить своё поведение в соответствии с морально-этическими нормами или под влиянием мнения общества. Нельзя не принимать во внимание и уже сформировавшиеся негативные черты личности, возникающие как ответная реакция на отторжение со стороны общества, также мешающие формированию детского коллектива.

    Общество должно быть толерантнее к таким детям, и только тогда можно будет говорить о более или менее адекватной социализации человека с дефектом психического развития.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект подгруппового занятия в младшей группе для детей с ЗПР и ОНР

    Занятие в коррекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи. Младший дошкольный возраст (3-4 года)...

    Конспект подгруппового занятия в младшей группе детского сада для детей с ЗПР и ОНР "Путешествие в страну А"

    Занятие для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи с использованием метода песочной терапии...

    Развитие мотивационной сферы обучающихся с ДЦП и интеллектуальной недостаточностью.

    Особенности построения урока для детей со сложной структурой дефекта в целях развития мотивационной сферы....

    Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

    Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации  детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью....

    Методические разработки по русскому языку для учащихся 7 класса (специального коррекционного класса, где совместно обучаются дети с ЗПР и умственной отсталостью)

    Обучение русскому языку осуществляется по тем же учебникам и программам, что и обучение учащихся в общеобразовательных классах, так как задержка психического развития рассматривается в отечественной п...

    Методическая разработка по русскому языку для 7 класса, в котором обучаются дети с ЗПР и умственной отсталостью

    Как провести интересный урок русского языка в "особенном" классе? Я попробовала провести "кулинарный" урок по сложнейшей теме "Правописание НН в причастиях и Н в отглагольных ...

    Рекомендации по организации общения с детьми с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью

    Данный материал может использоваться педагогами, работающими в условиях инклюзивной формы обучения...