Разработка внеклассного мероприятия "Каково на дому, таково и самому"
классный час на тему

Падалкина Елена Михайловна

 

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «КАКОВО НА ДОМУ, ТАКОВО И САМОМУ»

(Пространственный подход к организации воспитательной работы.

Опыт освоения социально-образовательного и семейного пространств подростком)

Цели: расширить представление учащихся и родителей о семье как величайшей общечеловеческой ценности; укрепить нравственные позиции; привлечь родителей к участию в жизни коллектива (семья-колледж); показать, что мир в семье- главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakovo_na_domu_takovo_i_samomu.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Падалкина Е.М.,

преподаватель ГБОУ СПО

«Арзамасский приборостроительный

колледж имени П.И.Пландина»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «КАКОВО НА ДОМУ, ТАКОВО И САМОМУ»

(Пространственный подход к организации воспитательной работы.

Опыт освоения социально-образовательного и семейного пространств подростком)

Цели: расширить представление учащихся и родителей о семье как величайшей общечеловеческой ценности; укрепить нравственные позиции; привлечь родителей к участию в жизни коллектива (семья-колледж); показать, что мир в семье- главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи.

Ход мероприятия

Вступительное слово классного руководителя.

Каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, потом в своей собственной, затем, возможно, в семье детей.

Семья - это школа любви для взрослых и детей, в ней люди становятся личностями, особенными и неповторимыми. В суете повседневной жизни мы не всегда успеваем поговорить друг с другом. Поэтому сегодня мы собрались в этой доброй, уютной и по-настоящему семейной обстановке, чтобы просто побыть вместе и пообщаться, чего нам всем так не хватает.

Что же такое семья для каждого из нас? С чем её можно сравнить? (возможные ответы присутствующих).

Семья – это океан жизни; иногда тихий и миролюбивый, а иногда – грозный и бушующий. Но в нём существуют островки, которые помогают человеку (белому парусу) спастись и стать счастливым.

Сегодня мы посетим некоторые из этих островков (классная доска оформляется в виде океана, в котором располагаются четыре острова – Здоровья, Традиции, Истории, Взаимной любви и взаимных обязанностей. Белый парус в течение мероприятия перемещается от острова к острову).

1 островок – Здоровье.

Предоставляется слово жителям этого острова. (Члены семьи одного из студентов рассказывают, как в их семье организован здоровый образ жизни, делятся своими успехами и достижениями).

Слово классного руководителя.

Вы со мной согласитесь, что современный мир полон соблазнов и пороков. Человек – если он Человек с большой буквы – должен уметь противостоять дурным качествам, мыслям, порокам и делам. Я предлагаю вам сейчас сделать это на бумаге. Перед вами лежат листки, на которых перечислены пороки, а слова – антиподы для них нужно придумать и записать в соседнюю колонку.

  1. Лень –
  2. Лживость –
  3. Трусость –
  4. Грубость –
  5. Жадность –
  6. Распущенность –
  7. Курение –
  8. Пьянство –
  9. Наркомания –
  10. Наглость –

Задание выполняется в течение двух минут.

А знаете ли вы ответы на следующие вопросы?

Вопросы:

  1. Какое вещество арабские алхимики назвали «величайшим обманщиком»? Ответ: Этиловый спирт ( «аль-кохол» - в переводе с арабского означает «нечто воздушное, эфирное» из-за того, что сначала, после его принятия, поднимается настроение, а затем наступает тяжёлое отравление).
  2.  Какое вещество самое опасное в табаке? Ответ: радиоактивный металл полоний-210. Он постоянно облучает курильщика и окружающих: 300 сигарет – доза радиации, равная по воздействию ежедневному посещению рентгеновского кабинета в течение года.
  3. Что можно купить на деньги, которые прокуривает курильщик за год (если, например, выкуривает в день пачку сигарет)? Ответ: если выкуривать в день пачку сигарет, которая, в среднем, стоит 50 рублей, то за год на 18.250 рублей можно купить…
  4. Когда Россия впервые познакомилась с табаком и что делали с курильщиками при царе Михаиле Фёдоровиче Романове? Ответ: табак в Россию завезли англичане через Архангельск в 1585 году. Курильщиков наказывали 60 ударами палкой по пяткам, а если они попадались с курением вторично, то им отрезали нос и уши.

Слово классного руководителя.

Как известно, люди порочными не рождаются, а становятся. Пороки вырастают из маленьких удовольствий, если их не контролировать. Например, наслаждение вкусной едой может перерасти в обжорство, а удовольствие от бокала шампанского – в алкоголизм. Поэтому самое главное для человека – вовремя остановиться, сказать себе и другим «Нет!».

2 островок – Традиции.

Слово классного руководителя.

Вы со мной согласитесь, что каждая семья уникальна и неповторима. В каждой семье есть свой распорядок дня, свои правила поведения, свои ценности и, конечно, традиции. Они могут передаваться из поколения в поколение, а могут появиться и во вновь созданной семье.

Давайте устроим парад семейных традиций (студенты с родителями представляют свои традиции).

А знаете ли вы, какой напиток является традиционным почти в каждой семье? Конечно, чай. Неслучайно в русском языке существует множество пословиц, посвящённых этому напитку.

Слово студентам.

  1. Чай пить – приятно жить.
  2. Выпей чайку – позабудешь тоску.
  3. С чая лиха не бывает.
  4. Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай.
  5. Если чай не пьёшь, где силы берёшь?

Студент. Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: «Давным-давно пастухи заметили, что стоит пощипать их овцам листьев вечнозелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они посушили их, заварили в кипятке, как делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил».

Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времён. В одной древней китайской книге даётся такое описание чая: «Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, освежает тело».

Студент. В 1818 году чайные кусты стали выращивать в Крыму в Никитском ботаническом саду, а в 1833 году в Грузии. В 1638 году русский царь Михаил Фёдорович Романов направил своих послов Василия Старкова и Василия Неверова в Сибирь к монгольскому хану Алтан-Хану. Тот их встретил с почестями и во время обеда угостил чаем. Старков доносил царю: «Я не знаю, листья ли какого дерева или травы; варят их в воде, приливая несколько капель молока, и потом пьют, называя это чаем».

Студент. В 1654 году в Китай был послан боярский сын Фёдор Байков. Вернувшись назад, он поведал, что чай выращивают и производят китайцы. В 1679 году Россия заключила с Китаем договор о постоянных поставках чая. В 1696 году из Москвы отправился первый караван за чаем. Около года он добирался в назад. Чай был очень дорогим из-за трудностей доставки, высоких пошлин и алчности купцов, продававших его намного дороже, чем покупали. Для крестьян чай был недоступен, поэтому и возникло выражение «побалуемся чайком», потому что его пили в особых случаях.

Студент. В 18 веке в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале, затем начали изготовлять в Туле. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали шишки, сухие чурки, древесный уголь, поджигали лучиной, раздували огонь сапогом, и вода закипала. Сверху ставили заварочный чайник. Самовар стал традиционным русским сувениром, как матрёшка и балалайка.

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поёт, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает жар

Наш красавец-- самовар!

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску, Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку!

Классный руководитель.

Родился добрый обычай – всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждают новости, решают семейные проблемы. Чай согревает, располагает к непринуждённости…

В центр выходит студент в костюме врача.

Студент.

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться,

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг

Чай здоровью – лучший друг!

Классный руководитель.

Чтобы получить от чая истинное удовольствие и максимальную пользу, нужно его правильно хранить, приготовлять и пить.

Студент.

Чай легко впитывает влагу и восприимчив к запахам. Поэтому его следует хранить в фарфоровой, фаянсовой или стеклянной чайнице с плотно закрытой крышкой.

Качество чайного напитка зависит не только от сорта чая, но и от способа его приготовления. Нужно кипятить лишь отстоянную водопроводную воду, чтобы улетучился запах хлора. Снимать чайник с огня нужно в тот момент, как только вода закипит.

Согрев заварочный чайник или ополоснув его кипятком, в него насыпают сухую заварку.

Затем чайник заливают на две трети, а сверху прикрывают полотняной салфеткой.

Отверстие на крышке и носике чайника должно быть закрыто, чтобы вместе с паром не улетучились ароматические вещества.

Настаивают чёрный чай 5 минут, зелёный – 8 мин. Затем заварной чайник доливают кипятком, оставляя 1 см. до крышки. После этого заварку разливают по чашкам или стаканам.

Чай пьют маленькими глотками, чтобы слишком горячая жидкость не попала в пищевод или желудок.

Классный руководитель.

Спасибо. Наш парус плывёт дальше по семейному океану. Виднеется ещё один островок. Похоже это остров истории.

У каждой семьи есть своя история. Вспомните, раньше, в средние века, существовала замечательная семейная традиция – создавать герб своего рода. В нём отражались самобытная история семьи, её особенности, символы и ценности, важные для потомков. Давайте попробуем возродить это! (нескольким ребятам заранее даётся задание нарисовать герб своего рода. Они должны выбрать форму герба – круг, овал, квадрат, щит…Цвет, основные элементы герба могут обозначать принадлежность к той или иной профессии, место проживания, нац. принадлежность, любимые увлечения семьи и т. д. К  каждому гербу прилагается комментарий, который можно оформить в виде старинных свитков. Каждое сочинение должно содержать девиз).

На возвышение садятся Король Девиз и Королева Геральдика.              

Выходит Глашатай:

К нам съехались из разных городов

Потомки уважаемых родов,

Отвага, доблесть, ум и честность

Чем принесли давно известность,

Встречайте рыцарей и дам,

Дорогу родовым гербам!

Под звуки «Менуэта Генделя» парами торжественно входятучащиеся и делают поклон.

Глашатай:

На наш открытый честный суд

Они гербы свои несут.

Король и Королева поднимаются навстречу процессии.

Король:

Пастух, земледелец, учёный и воин

Почёта в труде своём равно достоин,

Итак, начинаем наш гордый парад,

Я с вами знакомится счастлив и рад.

Королева:

Колосья хлеба, циркуль, плуг,

Животные и птицы

Пусть создают волшебный круг,

В котором отразится

Вся жизнь семьи, её уклад,

Её дела и слава, И вам всегда принадлежат

Гербы пускай по праву.

Король:

Недаром я зовусь Девиз,

Я не пустяк и не каприз,

Я предков зов, я ваша честь,

И вы сильны, когда я есть.

Но помни – в славе и беде, Ты должен быть со мной везде.

Ученики представляют свои гербы с комментариями и девизы.

Королева: Своею королевской властью я утверждаю ваши гербы, как соответствующие действительности.

Король: Своею королевской властью я утверждаю ваши девизы, будьте всегда их достойны.

Рыцарь:

Пусть переменчив лик судьбы –

Мы сохраним свои гербы,

В ученье, в труд, а также в бой

Всегда бери девиз с собой.

Под звуки старинной музыки рыцари и дамы выходят.

Классный руководитель: Посмотрите, наш парусник подплывает к Острову взаимной любви и взаимных обязанностей.

Конечно, без любви не может существовать ни одна семья. Это между супругами, любовь к детям и любовь к родителям. Она является основой счастья и благополучия. Но каждый член семьи по отношению к другому имеет определённые права и обязанности. 20 ноября 1989 года ООН от имени всех взрослых подписала Конвенцию о правах ребёнка. В ней речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. И все взрослые должны иметь одинаковые обязанности. Одна из статей Конвенции гласит, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Все взрослые любой страны обязаны обеспечивать право на жизнь, здоровье и развитие детей. Вам покажется, это асмо собой разумеется. Да, это должно быть само собой разумеющимся, но, к сожалению, бывает и приблизительно так…

Инсценировка ситуации (по мотивам известных сказок) и комментарии учителя о правах детей:

  1. Инсценировка фрагмента из повести «Тимур и его команда»

Слово классного руководителя:

Одна из статей Конвенции даёт детям право на собрания, то есть дети имеют право создавать свои клубы, любительские объединения. Эти объединения должны носить мирный характер и никому не наносить ущерба. Примером такого дружного коллектива является Тимур и его команда, главная задача которой – помогать людям.

Автор: Тимур разложил перед собой карту местности, все ребята склонились над ней.

Тимур: Ребята, сейчас мы распределим задания, которые надо завтра выполнить.

Саша Симаков: В доме №54 по Пушкарёвой улице коза пропала. Я иду, вижу – старуха девочку колотит. Я кричу: «Тётенька, бить не по закону!» Она говорит: «Коза пропала. Ах, будь ты проклята!» - «Да куда же она пропала?» - «А вот там, в овраге за перелеском, обгрызла мочалу и провалилась, как будто её волки съели!»

Тимур: Погоди! Чей дом?

Сима: Дом красноармейца Павла Гурьева. Девочка – его дочь, зовут Нюрка. Колотила её бабка. Как зовут, не знаю. Коза серая, со спины чёрная. Зовут Манька.

Тимур: (строго). Козу разыскать! Пойдёт команда из четырёх человек. Ты…ты и ты. Ну, всё, ребята?

Гейка: (нехотя). В доме № 22 девочка плачет.

Тимур: Чего же она плачет?

Гейка: Спрашивал – не говорит.

Тимур: А ты спросил бы получше. Может быть, кто-нибудь её поколотил…обидел?

Гейка: спрашивал – не говорит.

Тимур: А велика ли девочка?

Гейка: Четыре года.

Тимур: Вот ещё беда! Кабы человек…а то – четыре года! Постой, а чей это дом?

Гейка: Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.

Колокольчиков: В доме № 25 у старухи молочницы взяли в кавалерию сына.

Тимур: Надо на воротах наш знак поставить.

Женя: Какой знак?

Тимур: Пятиконечную звезду. Он означает, что из этого дома ушёл человек в Красную Армию. И со времени появления звезды дом находится под нашей охраной и защитой. (Обращается к Жене). У тебя отец в армии?

Женя: Да, он командир!

Тимур: Значит, и ты находишься под нашей охраной и защитой тоже.

Слово учителя:

Следующая статья запрещает все формы физического и психологического насилия, отсутствие заботы или небрежного отношения, грубого обращения или эксплуатации детей со стороны любого лица.

  1. Инсценировка сказки «Золушка».

Автор: Золушка сидит и что-то шьёт.

Голос Герольда: Внимание, внимание, сегодня вечером принц устраивает бал! Приглашаются все знатные люди королевства.

Появляются сёстры, они обращаются к Золушке.

1-я сестра: Золушка, ты слышала, мы получили приглашение на бал?

2-я сестра: Ты срочно должна нам приготовить наряды и сделать причёски.

1-я сестра: Я надену самое скромное платье, но ты разошьёшь его золотыми цветами.

2-я сестра: А что , Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал?

Золушка:  Ах, что вы, сестрицы! Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках?

1-я сестра: Что правда, то правда! Вот было бы смеху, если бы такая замарашка появилась на балу!

Входит мачеха.

Мачеха: (обращаясь к дочерям). Красавицы мои, вы собрались?

1-я сестра: Да, сейчас переоденемся, и можно ехать.

Уходят.

Золушка: (к мачехе). Матушка, можно я тоже поеду? Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц.

Мачеха: И думать забудь! Не хватало ещё, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много! Пол подмести, ужин приготовить, посуду помыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох.

Перемешивает крупы в миске.

Мачеха: Ну а если управишься, можешь приехать на бал.

(Смеясь, уходит).

Золушка: Я за три дня не смогу всё это переделать. Бедная я, несчастная! (Плачет).

Слово учителя: Злая мачеха нарушила права ребёнка на отдых и досуг, запретив Золушке ехать на бал.

  1. Новый закон.

Слово учителя:  В нескольких статьях Конвенции речь идёт о праве на собственное мнение и на свободное мышление, о праве быть выслушанным. Если у вас возникает мысль о чём-то, что вы считаете нужно ввести в правило, высказывайте её, например, в такой форме:

Новый закон.

На час начальником бы стать среди законодателей –

Велел бы я закон издать, для взрослых обязательный.

«В дни отдыха,- гласил бы он,- одних, без нас, родителей,

В театр, в цирк, на стадион не допускать как зрителей».

Пусть надпись – буквы покрупней! – там ярко освещается:

«Вход мамам, папам без детей строжайше запрещается».

Тогда бы поняли они – всё взрослое сообщество,

Как детям в праздничные дни быть с ними вместе хочется!»

Слово классного руководителя:

Да, иной раз приходишь в отчаяние. Но, вопреки всему, Конвенция о правах ребёнка имеет очень большое значение и остаётся важной для детей. Она призвана защищать детей от произвола и обид со стороны взрослых. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Должны ли мы поэтому отказываться от маленьких шагов, которые возможны? Начнём с нашего близкого окружения: в семье, в колледже, На нашей улице, в нашем дворе… Множество маленьких шагов создают движение вперёд.

На этом наше путешествие по семейному океану завершается. Но мне очень хочется, чтобы в каждой семье вы его продолжили и всегда оставались на гребне волны. А в будущем, создавая собственную семью, помнили о наших островках, потому что они являются важными составляющими семейного счастья каждого человека.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каково в дому - таково и самому.

Внеклассная игра по математике....

Разработка внеклассного мероприятия по математике "Самый математичный"

Внеклассное мероприятие по математике в 7 классе....

внеклассное мероприятие"Каков мастер-такова и работа"

Внеклассное мероприятие в рамках недели труда...

Презентация к родительскому собранию "Каково на дому, таково и самому"

Данная презентация подготовлена для проведения родительского собрания в 6-7 классах...

Родительское собрание «Каково на дому, таково и самому»

Очень часто на родительских собраниях  мы затрагиваем тему детско-родительских отношений, которые  могут создать не только благоприятную, но  и  неблагоприятную среду для развития ...

Каково в дому, таково и самому

Конспект занятия по программе Русская душа...


 

Комментарии

Обязательно возьму в свою методическую копилку,если Вы не против?

Падалкина Елена Михайловна

Конечно, не против! Пользуйтесь, пожалуйста!

Шутова Ирина Юрьевна

Очень интересная разработка!