Классный час "Преступление и подросток".
методическая разработка на тему

Озёрнова Елена Анатольевна

Классный час "Преступление и подросток".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prestuplenie_i_podrostok.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Преступление и подросток"

Все чаще участниками преступлений становятся подростки. В образовательных учреждениях необходимо проводить работу по профилактике подростковых правонарушений. Классный час "Преступление и подросток" рассчитан на учащихся 8-11-х классов.

Провела классный час с учащимися  Озёрнова Е.А.

Цель классного часа:

  • формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;
  • формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;
  • развивать умение работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.

  Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся 

Сценарий мероприятия

Классный руководитель: Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа - "Преступление и наказание".

Эпиграфом к нашему мероприятию мы взяли следующие слова: «Почти все люди рабы, и это объясняется той же причиной, какой спартанцы объясняли приниженность персов: они не в силах произнести слово "Нет"». (Никола Шамфор.)

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете?

Подростки все чаще втягиваются в наркобизнес, незаконный оборот оружия, криминальную торговлю. Растут число и тяжесть преступлений:

  • насильственных и корыстно-насильственных;
  • совершенных в группах, под руководством взрослых;
  • совершенных девушками.

Действия подростков отличают крайняя жестокость, дерзость, агрессивность. За последние годы число умышленных убийств увеличилось на 103%, разбойных нападений - на 108%, тяжких телесных повреждений - на 80%, грабежей - на 37%.

Преступность молодеет. Причины этого:

  • резкое падение уровня жизни большей части населения;
  • социальная незащищенность;
  • неуверенность в завтрашнем дне.

По данным криминологических исследований, около 80% детей, доставляемых в приемники-распределители для несовершеннолетних, - в возрасте до 14 лет, все из неблагополучных семей, многие страдают зависимостью от алкоголя, наркотиков и токсических средств.

Классный руководитель рассказывает учащимся начало одной истории, а затем обсуждает ее вместе с ними.

Сергей и Алеша учатся в девятом классе. Они подружились в шестом классе, когда Сергей впервые появился в школе, где учился Алеша. Мальчики живут недалеко друг от друга. У них много общих интересов. В последнее время они одержимы идеей - купить скейтборды, которые стоят очень дорого. У всех друзей они уже есть.

Один знакомый парень с соседней улицы, который старше их на четыре года, предложил ребятам купить у него доски, каждую за половину цены. Мальчики догадывались, что скейтборды краденые, но все равно обрадовались, считая, что им выпал счастливый случай. И они решили, что постараются любой ценой найти необходимую сумму денег.

Учащиеся делятся на группы:

  • 1 -я группа - те, кто считает, что стоит сделать подобную покупку;
  • 2-я группа - те, кто против покупки;
  • 3-я группа - те, кто сомневается. Ребята по очереди обосновывают свое мнение.

Вопрос классу: Подумайте, если мальчики купят у знакомого парня ворованные скейтборды, может ли это быть расценено как соучастие в преступлении? Что ждет молодых людей в этом случае?

Далее один из учащихся раскрывает понятие "преступление", рассказывает о видах преступлений.

Преступление - это деяние, которое представляет опасность для человека, общества или государства, совершенное лицом, вина которого доказана судом.

Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления - совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него.

Соучастие - групповое преступление, совершенное умышленно.

После этого учитель зачитывает продолжение истории.

Проблема, которая омрачала хорошее настроение, заключалась в том, где найти необходимые деньги.

У Сергея были небольшие сбережения - деньги, которые бабушка и дедушка подарили ему на день рождения. Но этого было явно недостаточно для покупки доски. Правда, была слабая надежда выпросить недостающие деньги у отца. Но Сергей не был уверен, что тот согласится дать ему нужную сумму.

У Алексея даже и надежды не было. Он жил с мамой, которая зарабатывала только на их питание и покупку самого необходимого. И снова на выручку друзьям пришел их знакомый, сказав, что он мог бы помочь ребятам с деньгами, которые те смогут позже отработать, оказывая ему некоторые услуги.

Мальчики решили подумать и дать ответ через пару дней.

Учащиеся делятся на пары, распределяют между собой роли: кто будет Сергеем, а кто Алексеем, и отвечают на вопросы с позиции своих героев:

  • Какие опасности могут их ожидать в случае согласия работать с этим знакомым?
  • Какова вероятность того, что ребята будут втянуты в преступление?
  • Можно ли привести примеры из литературы, кинофильмов, телепередач, где сложилась подобная ситуация? Что она повлекла за собой?

Классный руководитель подводит итог обсуждения и напоминает школьникам, что возраст, с которого наступает уголовная ответственность, - 14 лет. Затем он зачитывает продолжение рассказа.

Придя домой, Сергей решил попросить денег у отца. Отец ответил, что в семье нет свободных средств для покупки доски. Он предложил сыну заработать деньги в мастерской своего друга, выполняя посильную работу. Сергей решил, что это может быть даже интересно для него, и согласился с предложением отца.

Алексей, понимая, что у него нет возможности достать деньги, на следующий день дал знакомому свое согласие.

Через несколько дней знакомый позвонил и сказал, что вечером он ждет Алексея, для него есть работа. Когда Алеша пришел на встречу, выяснилось, что вместе с другим мальчиком они должны зайти в пустую квартиру и взять оттуда некоторые вещи.

Далее учащиеся делятся на группы по пять человек. Каждая группа анализирует ситуацию и отвечает на один из вопросов:

  • Какие чувства испытывал бы каждый из вас, оказавшись в подобной ситуации?
  • Есть ли выход для Алексея в сложившейся ситуации?
  • Что привело Алексея к тому, что он вынужден пойти на преступление?
  • Если вдруг он откажется от этого, что его ожидает?
  • Должен ли Алексей заявить на своего знакомого в милицию или сообщить кому-либо из взрослых?

После обсуждения ребятам предлагается послушать продолжение истории.

Алексей и мальчик, которого звали Владик, пришли по указанному адресу. Когда они открыли дверь и зашли в квартиру, то услышали какое-то движение в одной из комнат. Заглянув туда, они увидели пожилую женщину, которая, с трудом передвигаясь, шла им навстречу. Заметив подростков, она испугалась и закричала. Владик оттолкнул старушку, схватил кошелек, который лежал на тумбочке в прихожей, и бросился бежать. Алексей сначала растерялся, но потом побежал за ним. На углу дома их задержали сотрудники милиции, которых вызвали соседи.

Классный руководитель знакомит учащихся со списком преступлений, за которые осуждаются подростки 14-16 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу РФ .

Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:

  • совершение убийства;
  • умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;
  • разбой, грабеж, кража, вымогательство;
  • угон и приведение в негодность транспорта;
  • вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;
  • умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;
  • хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;
  • терроризм, захват заложника.

Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РФ:

  • штраф;
  • обязательные работы;
  • лишение свободы на определенный срок;
  • исправительные работы;
  • арест;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью.

К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред.

В отношении несовершеннолетних Владика и Алексея, после задержания их сотрудниками милиции, должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела по ст. 161 Уголовного кодекса РФ (грабеж).

Согласно ст. 14 и ч. 2 ст. 20 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), уголовная ответственность детей за грабеж наступает с 14 лет при наличии их вины. Если кто-то из детей не достиг 14-летнего возраста, уголовное дело в отношении него возбуждаться не будет, и соответственно ответственность не наступит.

Мы исходим из того, что детям по 14 и более лет. В таком случае возбуждается уголовное дело по п. "в" ч. 2 ст. 161 УК РФ - грабеж с незаконным проникновением в жилище.

В отличие от кражи (статья 158 УК РФ) при грабеже чужое имущество похищается открыто, т. е. в нашем случае - в присутствии человека (потерпевшего), который понимает характер происходящего. И несмотря на то что изначально планировалось совершить кражу, в вину будет вменяться именно грабеж.

Владик будет нести уголовную ответственность согласно п. "в" ч. 2 ст. 161 УК РФ (он изначально знал о том, что будет совершено преступление, желал этого и предвидел последствия).

Знакомый мальчиков будет привлечен к уголовной ответственности как организатор преступления.

Алексей может быть освобожден от уголовной ответственности, если в ходе предварительного расследования и (или) в суде будет установлено, что он не знал о необходимости совершить преступление (отсутствует вина). Например, знакомый мог сказать Алексею, что вещи принадлежат ему, Владику или их родственникам, знакомым и требуется только помочь их перенести, перевезти и т. п. Следовательно, при отсутствии вины (не понимал, не осознавал и не предвидел преступные последствия своего поступка) Алексей не несет никакой ответственности.

Другой вариант таков. Алексей желал совершить кражу, но произошел грабеж. В таком случае применяется ст. 36 УК РФ - эксцесс исполнителя преступления. Поскольку Алексей не предвидел, не знал и не желал, чтобы Владик совершил грабеж, то он не несет ответственности по ст. 161 УК РФ. Алексей будет наказан за совершение кражи.

Учащиеся делятся на две группы. Первой группе необходимо закончить историю, поразмышлять, используя различные источники информации, над тем, что произойдет дальше. Вторая группа должна придумать другой сценарий этой истории, при котором Алексей не оказался бы в столь трагической ситуации.

После обсуждения предложенных учащимися вариантов классный руководитель подводит итог собрания. Если есть возможность, желательно пригласить для заключительного слова участкового милиционера.


Учитель: Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает об совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). 


Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: 

  1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
    За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность
    наступает с 14 лет.
    2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
    3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
    4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

  2. Задания для учащихся.
    1. Разбор ситуации:
    №1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
    №2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
    №3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
    №4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
    Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

2. Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А- административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
У- уголовная.
Д - дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника(Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)  

Учитель: Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: Как дела, подросток?

Классный час на тему: Как дела, подросток? Цель Формировать позитивное отношение к жизни, побуждать подростков к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию, способствовать формированию положительного н...

Семинар для классных руководителей Подросток

Информация для проведения семинара...

Классный час «Преступление и подросток»

В данной разработке затронуты вопросы о видах юридической ответственности при нарушениях. Ведь тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток ...

Классный час "Подросток и закон"

На данном классном часе рассматриваются основные права и обязанности детей....

классный час - "Я - Подросток"

Цель: подвести  подростка к знанию: особенностей возраста, правил гигиены, основ здорового  питания, видов физической нагрузки для совершенствования тела.Задачи:образовательные: познакомить ...

Классный час "Когда подросток преступает закон"

Методическая разработка классного часа об ответственности несовершенолетних за правонарушения и преступления....

Классный час в 5-8 классах классный час «Подросток и алкоголь»

Сценарий классного часа по теме: «Подросток и алкоголь» по профилактике употребления психоактивных веществ. Направленный на профилактику негативных проявлений в молодежной среде, пропаганд...