Программа духовно-нравственного развития и воспитания «Истоки»
материал (5 класс) на тему

Ковалева Наталья Александровна

Программа духовно-нравственного развития разработана на 2 года, для 5-6 класса. Можно использовать для работы с классом, в помощь классному руководителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx53.24 КБ
Файл prilozhenie.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
с. Князе-Волконское-1
Хабаровского муниципального района
Хабаровского края

                                                                На краевой конкурс
                                                                педагогических работ
                                                              «Сердце отдаю детям»

Программа
духовно-нравственного развития и
воспитания

«Истоки»

2014 год

«Утверждаю»
Директор школы
______________ Л. В, Таран
______________2013г.

Программа
духовно- нравственного развития и воспитания
«Истоки»
(для учащихся 5-6 классов)

Программа была представлена на краевой конкурс педагогических работ «Моя Святая Русь»
в номинации « Лучшая программа духовно-нравственного воспитания».

в 2013 году

Автор программы:
учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ №2с. Князе-Волконское-1
Ковалева Наталья Александровна.

                                                           2014 год

Содержание.

1.Пояснительная записка.

2.Цель и задачи программы.

3. Основные  направления и ценностные основы  духовно - нравственного

развития  и воспитания, обучающихся,  в рамках реализации программы.

4.Принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

5.Основное содержание программы.

6.Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и

общественности по духовно - нравственному развитию и воспитанию

обучающихся.

7.Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей).

обучающихся.

8.Ресурсное обеспечение.

9.Планируемые результаты, критерии оценки.

Список литературы и использованных источников.

Приложение.

 

                                      «Из всех наук, которые должен знать человек,

                                              Главнейшая есть  наука о том,

                                        как жить, делая как можно меньше зла

                                           и как можно больше добра».

                                                                                        (Л. Н. Толстой)

1.Пояснительная записка

       Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя школа общеобразовательная школа № 2 с. Князе-Волконское-1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края открыта 1985 году. Школа находится на территории военного гарнизона. Фактическое число учащихся 480 человек.

    Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного стандарта образовательного среднего (полного) общего образования, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Основы религиозных культур и светской этики», с учетом реализации воспитательной работы МКОУ СОШ №2 с.Князе-Волконское-1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

     Значимость программы обусловлена основными требованиями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Для реализации программы в учреждении имеются определенные условия:

Во-первых, школа имеет 10-летний опыт работы в области социального проектирования, включающего в себя социальную практику и проекты.

     Ежегодно учащиеся принимают участие в социальном проекте «Я - гражданин», в научно-исследовательской работе, в поисковой работе
связанной с историей села, работе школьного музея. Во-вторых, на территории гарнизона находится Храм великомученика Дмитрия Солунского Хабаровской епархии Русской Православной Церкви. В-третьих, на территории Хабаровского Муниципального района находится Свято-Петропавловский женский монастырь, взаимодействие с которым может помочь эффективному взаимодействию и приобщению учащихся к  традиционным ценностям православия как культурообразующей религии России.

      На примере реализации предложенной программы можно раскрыть страницы истории родного города как неотъемлемой части России, прикоснуться к ее истокам.

     Возраст детей 10-11 лет- один из самых благодатных. В этом возрасте дети эмоциональны, любознательны, любят путешествовать. Они очень отзывчивы на события, которые происходят вокруг них. Младший подростковый возраст - период активного формирования идеалов. В этот период ребенок начинает осознавать, «что такое хорошо и что такое плохо». Он  начинает ориентироваться в мире, он впитывает все как « губка». Учителя, родители, старшие друзья должны помочь ребенку получить как можно больше позитивных примеров для дальнейшего формирования социально-значимой личности. Программа содержит воспитательный материал, который ребенок может принимать как положительный пример для себя. И. несмотря на то, что наш город молодой, такой материал есть, он органично вписывается в пласт духовно-нравственного воспитания. Программа позволяет продолжить работу в данном контексте, учитывая то, что учащиеся закончили изучение курса « Основы религиозных культур и светской этики».

     Ребята, уже имеют общие представления,  связанные с основами православной культуры, знакомы с такими важными понятиями как « храм», « икона», « святые», « духовный подвиг», « милосердие» и другими.
    Представленная примерная программа выполняет две основные функции:

1. Информационно-методическая. Она позволяет получить представления о целях, содержании, общей стратегии воспитания и развития учащихся средствами данной  воспитательной программы.

2.Организационно-планирующая. Она предусматривает выделение этапов воспитательного процесса, структурирование материала по модулям, разделам, этапам. Учитываются межпредметные и внутрипредметные связи, логика учебно-воспитательного процесса и возрастные особенности учащихся.

Приоритетные направления:

1)Воспитание патриотизма, предполагающего синтез духовно- нравственной, мировоззренческой и личностной зрелости обучающегося.

2)Воспитание гражданина и патриота Родины через изучение православной культуры своего родного края, деятельности выдающихся личностей.

3)Укрепление и развитие связей между школой, родителями по проблемам воспитания детей.

4)Профилактическая работа по предупреждению негативных проявлений в подростковой среде.

5)Усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей во внеурочной деятельности.

Отличительные особенности данной программы в том, что:

-программа реализуется на базе школы, Дальневосточного региона, находящегося достаточно далеко от основной территории России.

-программа реализуется с учетом особенностей исторического развития Дальневосточного региона.

-приоритетным направлением ее реализации является активное взаимодействие всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей).

Педагогическая целесообразность программы обеспечивается:

-внесением учителями дополнений в тематическом планировании своих воспитательных планов и программ, что позволит реализовать его воспитательный потенциал;

-связями воспитательного процесса и социальной средой;

-воспитания и развития коммуникативных навыков;

-воспитания и активности личности;

-воспитания и деятельности в ходе работы в едином контексте с одаренными детьми и детьми группы риска;

     В  реализации программы  задействованы ученики 5-6 классов ( закончена начальная школа.) В 4-м классе пройден курс «Основы религиозной культуры и светской этики». Этот курс будет основой для построения дальнейшей воспитательной работы. Деятельность педагогов в 5-6 классах является подготовительным этапом к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов в основную школу, т.к. к моменту внедрения стандартов, это будут подростки 8-9 классов. Они будут в возрасте, в котором обычно закладываются устойчивые жизненные установки.

Новизна программы: - в духовно - нравственном воспитании учащихся, опирающемся на русские национальные традиции в регионе, сформированном в основном из переселенцев нашей страны.

-в использовании культурно-исторического наследия Дальнего Востока.

Актуальность программы в том, что она способствует формированию системы духовно-нравственного воспитания, в переходе от мероприятий в которых ребята являются « слушателями и зрителями», к деятельности с глубокой нравственной рефлексией всех ее участников.

Основные воспитательные проблемы:

-отсутствие положительного  образа современного героя или человека, с которого необходимо брать пример;

-отсутствие мотивации у родителей учащихся к изучению основ православной культуры;

--состояние общества на современном этапе не способствует формированию духовно-нравственных идеалов у подрастающего поколения;

-неорганизованное свободное время, «рисковые подростковые тусовки »;

-неблагополучная обстановка в семьях или тяжелая жизненная ситуация;

В основе программы - технологичность, заключающаяся в разработке и применении наиболее рациональных, эффективных способов и приемов воспитательной деятельности, продуманности каждого шага воспитательного процесса, что позволяет преодолеть неопределенность педагогического процесса, усиливает его целостность, завершенность. В результате формируется личность с заданными духовно-нравственными  и волевыми качествами. Технологичность воспитательной деятельности реализуется в том, числе , и посредством введения индивидуальных программ воспитания для каждого класса и каждого педагога(на усмотрение педагога, работающего по этой программе)

Реализация программы включает в себя 3 этапа:

1.Организационнно–подготовительный (разработка, согласование программы со всеми участниками образовательного процесса на учебный год).

2.Деятельностный (реализация программы в течение 2-х лет для школьников 5-6 классов).

3.Рефлексивный (сравнительный анализ в процессе деятельности; критический анализ по выявлению позитивных, негативных и инновационных результатов).

2.Цель и задачи программы

      Глубинная перестройка общества и школы породили пересмотр и переориентацию целей воспитания, породили множество противоречий в вопросах «кого воспитывать» и «как воспитывать».

      В современном обществе установка на развитие личности растущего человека придает и школе новые импульсы, так называемое новое  «человеческое измерение»- это осознание гражданской позиции, ответственности за судьбу страны.

      При всем этом должна сохраняться преемственность целей воспитания. Россия имеет свою, исторически сложившуюся, национальную систему воспитания. Необходимо привести исторически сложившуюся систему в соответствие с новыми ценностями и целями, которые стоят перед личностью и обществом.

    Основой духовно нравственного воспитания ребенка является духовная среда, в которой он живет, в которой происходит его становление и развитие. Много сегодня говорят о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации. Общество должно понимать, что дух, который царит в семье и детском саду, школе и детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги – люди, составляющие ближайшее социальное окружение, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

     Поэтому Цель программы «Истоки»- осуществление воспитательного процесса сообразно духовным ценностям отечественной истории и культуры. Возвращению системы духовно-нравственных ценностей и национальных традиций в современную школу. Данной поставленной цели будет служить реализация представленного воспитательного модуля для 5-6 классов.  Задачи представлены в таблице:

Направления

Задачи

Формирование

личностной культуры

-формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

-воспитание нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях , внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

-формирование основ морали и нравственного самосознания личности;

-принятие учащимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

-формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

Формирование

социальной

культуры

-формирование основ российской гражданской идентичности;

-формирование патриотизма и гражданской солидарности;

Формирование доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживать им;

-формирование толерантности, становление гуманистических и демократических ценностей

Формирование

семейной

 культуры 

-формирование отношения к семье как основной базовой ценности российского общества;

Формирование у учащегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

-знакомство учащегося с культурно-историческими традициями российской семьи;

3.Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся осуществляется по следующим направлениям:

Направления

Ценности

Воспитание гражданственности и патриотизма через изучение православной культуры своего родного края и деятельность выдающихся личностей.

Способствовать формированию нравственных ценностей таких как: любовь к родине, своему народу, своему краю;

служение Отечеству; милосердие гуманизм; гражданское общество, поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, законность; уважение прав других людей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Нравственный выбор; справедливость;  милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека; равноправие; ответственность и чувство дога; забота и помощь; мораль; честность; щедрость; забота о старших и младших;  свобода совести и вероисповедания; толерантность, представления о вере и вероисповедании; толерантность; представление о вере и духовной культуре и светской этике; святость и добродетели; бескорыстие.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Родная земля, заповедная природа, экологическое сознание, уникальность родных мест.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формированию представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; самовыражение в творчестве и искусстве, православное искусство.

4.Принципы духовно – нравственного развития и воспитания учащихся в рамках реализации программы «Истоки»

Принцип

Обоснование

Принцип ориентации на идеал

Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. Свои идеалы должно иметь каждое поколение, но есть идеалы, которые могут служить примером во все времена. Должны быть актуализированы идеалы, хранящиеся,  в истории нашей страны и нашего края, в том числе в православной культуре (патриотизм, долг, ответственность, милосердие, самопожертвование).

Принцип следования нравственному примеру

На этом принципе в школе имеется возможность через изучение жизни известных людей края, исторических личностей, изучения жизни и деятельности представителей Русской православной церкви на Дальнем Востоке рассматривать их деятельность, нравственные подвиги, служение Родине и людям. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений.

Принцип идентификации

В младшем подростковом возрасте преобладает образно эмоциональное восприятие действительности; Развита способность к идентификации. Видя перед собой нравственный пример, ребята стараются подражать ему, таким образом, нравственно самосовершенствоваться.

Принцип диалогического общения

Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком. Это общение может выражаться через принцип «ребенок-ребенок», и принцип «ребенок-взрослый», причем это не обязательно будет педагог. Взрослый человек обязательно должен быть для ребенка значим и интересен.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания

Воспитательный процесс в рамках реализации программы включает в себя организацию учебной, Внеурочной, общественно значимой деятельности учащихся. Основными направлениями совместной деятельности появляются: путешествия, экскурсии, встречи, знакомство и изучение православного искусства.

Антропологический принцип

Антропологический подход – это в первую очередь его ориентация на человеческую реальность во всей ее полноте. Во всех ее духовно-душевно-телесных измерениях. Это поиск средств и условий становления человека – как субъекта собственной жизни, как личности.

                       5.Основное содержание программы

   Представленное содержание программы для 5-6 классов лучше всего рассматривать в виде таблицы. В ней хорошо просматриваются преемственность тем для каждого класса. Темы для учащихся 5-х классов рассматриваются в контексте  всей отечественной истории. Темы для 6-го класса  идут в рассмотрении истории родного края, с учетом регионального компонента. Данная программа поможет каждому педагогу, которому захочется использовать предложенные темы для своих занятий или внеурочной деятельности. Им будет несложно  подобрать темы согласно особенностям своего края или региона.

     Большое внимание при подготовке данных мероприятий отводится самоподготовке, поиску материала, оформлению своих работ в виде проектов и презентаций. Особое место отводится экскурсиям в музеи и храмы города, т.к. они являются главными первоисточниками. Они хранят огромный наглядный материал, который ребятам могут продемонстрировать экскурсоводы и работники музеев.

    Предлагается для проведения представленных тем ежегодно рассматривать  по десять тем. По одной каждый учебный месяц. Последнюю десятую тему можно разобрать с ребятами в июне месяце, когда многие школьники проводят время в пришкольных лагерях и летних оздоровительных площадках. Календарно-тематическое планирование приводится в приложении.

5 класс

6 класс

Тема

Основное содержание

Тема

Основное содержание

1

Моя малая

Родина.

Где мы живем?

Какое место занимаем в жизни страны. Чем мы можем гордиться. Особенности нашего края.

«Как тяжело нам было начинать свою судьбу на новом месте»

Появление первых переселенцев на Дальнем Востоке. Нравственный подвиг наших предков. Распространение православного христианства на Дальнем Востоке.

2

Святая русская

земля.

Образы Святых в русской истории. Сергий радонежский, Серафим Саровский Святой Лука. Их жизнедеятельность, святые места, связанные с их именами.

Нравственный подвиг служителей Русской Православной церкви на дальнем Востоке.

Деятельность Иннокентия Вениаминова.

священники-миссионеры их деятельность для переселенцев и коренных народов Дальнего Востока.

3

Святой источник нам дающий силы.

Святые источники русской земли. История их появления. Места  расположения святых источников. Значение святых источников для русского человека.

Святые источники Дальневосточной земли.

Источник, находящийся на территории храма Серафима Саровского в Хабаровске.

Святые источники Приморского края.

4

Монастыри как центры образования

Монахи - первые образованные люди на Руси. Монастырские библиотеки. Перевод и переписка книг. Церковно-приходские школы. История их возникновения. Значение церковно-приходских школ для страны.

Роль Русской Православной церкви в развитии образования на Дальнем Востоке XIX веке.

Развитие образования в Хабаровском крае. Роль Русской Православной Церкви в распространении грамотности на дальнем Востоке. Первые школы переселенцев. Роль православных священников, как первых миссионеров и учителей Дальнем Востоке.

5

Монастыри и Лавры

как места паломничеств.

Паломничество. Его отличие от туризма. Отличие Лавры от монастыря. Знамение Лавры и монастыри страны. Лавра святого Александра Невского, Троице-Сергиева Лавра. Новодевичий монастырь.

Монастыри Дальнего Востока. Женский монастырь святых Петра и Павла.

История основания монастырей на Дальнем Востоке. Выбор места для монастыря. Женский монастырь святых Петра и Павла в Хабаровском крае. Мужской монастырь на территории Приморского края.

6

Православная Пасха.

Что такое Пасха? Главный духовный смысл Пасхи.

Как готовиться к празднику.

Куличи, крашенки, как обязательные атрибуты праздника. Праздничная служба.

Великий пост как духовное очищение человека.

Что такое пост. Почему называют Великим. Какие еще бывают посты. Как готовится к посту и правильно поститься. Значение поста для верующего человека.

7

В жизни всегда есть место подвигу.

Подвиг духовный.

Самопожертвование. Служба Отечеству и людям. Подвижничество, его значение.

Память -духовный мост между поколениями.

День Победы как великий праздник нашего многонационального народа. Окончание Второй мировой войны на Дальнем Востоке. Роль Русской Православной церкви в борьбе с фашизмом.

8

Образы Русских богатырей как защитников русской земли.

Кто такие богатыри. Основное Занятие русских богатырей. Образы русских богатырей в русских народных сказках, былинах, в образах русских художников. Илья Муромец как былинный герой и исторический персонаж.

Героический образ русских князей.

Князья как реальные исторические личности. Подвиги князей во благо Отечества: защита земель от врагов, борьба за сохранение православной веры. Помощь в основании монастырей. Причисление к лику святых. Деятельность Святого Александра невского, Дмитрия Донского, благоверного князя Даниила московского.

9

Икона как святыня.

Что такое икона. Смысл и значение икон. Чудотворные иконы. Особо почитаемые иконы: Казанская, Владимирская, Иверская, Донская.

Особо почитаемые иконы Дальнего Востока.

Виды икон. История особо почитаемых икон: Албазинской и Хабаровской икон. Места их нахождения.

10

Православные храмы Хабаровска.

Сколько храмов в городе. Даты их основания. Месторасположение храмов. В честь какого святого построены. В чем особенность каждого храма.

Почетные граждане г. Хабаровска. «Слава себе или людям? »

Кого называют почетным гражданином? За какие заслуги дается это звание. История появления этого звания. Почетная доска города Хабаровска. Кто принимает решение о присуждении звания. «Почетные граждане» Хабаровска -кто они?

6.Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

     Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Учащиеся нашей школы занимаются в кружках по интересам, спортивных секциях, занимаются танцами и различными видами детского творчества. Посещают занятия в Воскресной школе, работающей при Храме Дмитрия Солунского на территории нашего гарнизона. Взаимодействуют с районным Центром детского творчества, с Отделом культуры  молодежной политики Хабаровского муниципального района. Школьники 5-6 классов занимаются в школьных объединениях, таких как : военно-патриотическое объединение « Ирбис» ,клуб « Патриот» школьного музея.

    Взаимодействие образовательного  учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни учащихся. Работа с семьей проходит через сотрудничество с попечительским советом школы, родительскими комитетами классов. Родители принимают активное участие в воспитании подрастающего поколения. Они участвуют в общешкольных и районных родительских собраниях, экскурсиях, концертах спортивных соревнованиях.
    Для  реализации программы «Истоки» школа  должна начать взаимодействовать с организациями, представителями командования Князе -Волконского гарнизона. Планируется наладить работу с представителями  «Воскресной школы» работающей под руководством Хабаровской Епархии Русской Православной церкви. Школа готова содействовать совместному педагогическому и воспитательному процессу. Наглядно это можно изобразить в следующем виде.

Субъекты и объекты воспитательного процесса.

Формы взаимодействия.

1.Администрация Хабаровского муниципального района.

2.Командование Князе - Волконского гарнизона.

3.Свящщенослужители храма Великомученика Дмитрия Солунского, находящегося на территории части.

4.Гарнизонный дом офицеров.

5.Библиотека школы и гарнизона.

6.педагогический коллектив школы.

7.Попечительский совет школы.

1.Участие представителей организаций и общественных объединений, а также представителей Русской Православной церкви в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации программы, проведении совместных мероприятий (Уроках мужества, Дни памяти, помощь ветеранам и труженикам тыла, «Февральская декада Славы», День защитника отечества, День Победы и других.)

2. Реализация деятельности вышеуказанных организаций и объединений с учащимися (встречи с интересными людьми, организация экскурсий, спортивных соревнований,  поощрение наиболее активных ребят, помощь в реализации  различной проектной деятельности и т.д.)

7.Повышение педагогической культуры родителей

(законных представителей) обучающихся

    Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни школьника. Поэтому повышение педагогической культуры родителей рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы.

   Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно- нравственного развития и воспитания учащихся младшего подросткового возраста основана на следующих принципах:

-совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения;

-сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

-педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

-поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

-содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

-опора на положительный опыт семейного воспитания.

В реализацию программы активно и содержательно включена социально-психологическая служба школы. Педагог - психолог школы проводит различные формы занятий с родителями (лектории, консультации, индивидуальные беседы, коррекционные занятия, диагностику). Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности в процессе образования обеспечивается совпадением целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, педагогами и родителями.

8. Ресурсное обеспечение проекта

1.Нормативно-правое обеспечение: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации « Об образовании», Государственный федеральный стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

2.Програмнно-методическое обеспечение: банк методических материалов, позволяющих обеспечить качественное духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.

3.Информационнное обеспечение: сайт школы, открытое информационное пространство, библиотечный фонд школы и гарнизонного дома офицеров, фонд школьного музея и музеев города Хабаровска.

4.Кадровое обеспечение:1)включение в деятельность по реализации программы развития школы учителей, учеников, представителей родительской общественности, местного сообщества, привлеченных специалистов, представителей Русской Православной  церкви; 2)педагоги школы, имеющие сертификаты курсов повышения квалификации по преподаванию предметов духовно-нравственного содержания.

5.Материально-техническая база школы :  учебная и методическая литература, мультимедиапроекторы, интерактивные доски, проекционная аппаратура, компьютеры, компьютерное программное обеспечение, стенды, плакаты, карты, цифровые образовательные ресурсы, интернет.

9.Ожидаемые результаты, критерии оценки

Предполагается, что программа будет иметь общие результаты, характерные для всех участников образовательного процесса; совместные результаты, личностные результаты.

Школьники приобретают:

-осознание личной сопричастности к истории и культуре родной страны и края, своей малой Родины;

-мотивацию на положительные изменения к роли представителей православного духовенства на Дальнем Востоке;

-способность к эмоциональному отклику на нужды другого человека;

-положительный социальный опыт для личного развития - быть полезным семье, родной школе, родному городу, родной стране;

-знания об эффективных способах самореализации, удовлетворения потребностей без обращения к опасным соблазнам;

-способность к нравственной рефлексии;

-мотивация к активной жизненной позиции;

-представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, о взаимоотношениях в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителей разных социальных групп;

-умение сопереживать жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации;

-уважительное отношение к традиционным религиям;

Результат-становление личности, укореняющейся в культурно-исторических традициях российского народа и направленной на активную социально значимую деятельность во благо Отечества.

Родители:

-начинают осознавать свою культурологическую идентичность;

-обращаются к традиционному культурно-историческому пониманию воспитания детей;

-повышают психолого-педагогическую культуру;

-становятся деятельными участниками детско-взрослой событийной общности.

В связи с тем, что результативность работы по духовно- нравственному воспитанию сложно поддается диагностированию в сжатые сроки(фактически итоги подводит сама жизнь), на сегодняшний день в МКОУ СОШ №2 с. Князе-Волконское-1 пока не выработаны четкие критерии оценки эффективности проекта. Однако в этом направлении ведется методическая работа. За основу оценивания могут быть взяты следующие показатели эффективности:

Критерии

Показатели

Метод оценивания

Самоактуализация личности ученика

1.Выбор нравственных норм поведения.

2.Выбро нравственных способов самореализации.
3.Внутрение нравственные изменения.

1.Наблюдение

2.Анкетирование

3.Тестирование

4.Отсутствие (снижение количества) учеников, стоящих на внутри школьном учете и Комиссии по делам несовершеннолетних.

5.Положительные отзывы родителей

Удовлетворенность учеников жизнедеятельностью в школе

1.Отношение к основным сторонам школьной жизни.

2.Комфортность, защищенность личности ученика школы.

1.Количество учеников с активной жизненной позицией, мотивированных на учебу и социально-значимую деятельность.

2.отсутствие конфликтов и жалоб

Конкурентоспособность образовательного учреждения

1.Участие обучающихся, педагогов школы в смотрах, конкурсах, соревнованиях.

2.Положительная репутация образовательного учреждения(достижения в воспитании, развитии и учебной деятельности)

1.Количество участвующих победителей, лауреатов (педагогов и учеников).

2.Наполняемость классов.

3.освещение в средствах массовой информации позитивных результатов.

Список использованной литературы и источников

1.Аверина Н.Г.  О духовно-нравственном воспитании младших школьников/ Н.Г. Аверина // Начальная школа.-2005-№11-с.68-71

2.Артюхова И.С. Ценности воспитания/ И. С. Артюхова // Педагогика, 1999-№4 –с.78-80

3.Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании /А.В. Бабаян //

Педагогика-2005-№2-с.67-68

4.Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании-2003-№3-с.9-12

5.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В.А. Тишков. Российская академия образования. - М: Просвещение, 2009 год

6.Леднев В.С. Духовно- нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг образования- 2002-№6- С.3-6

7.Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А. Мудрик// Новые ценности образования: Забота – поддержка-консультирование. М.: Инноватор, 1996.-Выпуск 6.- с.56-70

8.Материалы научно-практической конференции, посвященные 400-летию со дня рождения Е. П. Хабарова//Хабаровская Духовная Семинария, 2011 г. – с. 275-276.

9.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личного самоопределения// Н. С. Пряжников. М. 2002. 400 с.

10.Пряжников Н.С. Школьная профориетация: мечты и реальность/ Н. С. Пряжников // Школьный психолог.2003 №4 –с.12-13

11.Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. - Екатеринбург: 6 издательский отдел Екатеринбургской Епархии, 2009-.264 с.

12.Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя./ М. Г. Яновская – М .: Просвещение 1986.-371 с.

13.dvseminary@ mail.com

14. mir-vam>index.php

15. profobrazovanie.ord>t178-topic



Предварительный просмотр:

                                                                                                         Приложение

Календарно-тематическое планирование программы « Истоки».

5 класс

6 класс

месяц

тема

Основное

содержание

Форма проведения.

Виды и формы деятельности

месяц

тема

Основное содержание

Форма проведения

сентябрь

Моя малая

Родина.

Где мы живем?

Какое место занимаем в жизни страны. Чем мы можем гордиться. Особенности нашего края.

Классный час с использованием карты и презентации.

«Как тяжело нам было начинать свою судьбу на новом месте»

Появление первых переселенцев на Дальнем Востоке. Нравственный подвиг наших предков. Распространение православного христианства на Дальнем Востоке.

Классный час.

Экскурсия в Хабаровский краеведческий музей.

Встречи с интересными людьми, жителями села.

Экскурсия в школьный музей

октябрь

Святая русская

земля.

Образы Святых в русской истории. Сергий радонежский, Серафим Саровский Святой Лука. Их жизнедеятельность, святые места, связанные с их именами.

Классные часы с использованием презентаций

Нравственный подвиг служителей Русской Православной церкви на дальнем Востоке.

Деятельность Иннокентия Вениаминова.

священники-миссионеры их деятельность для переселенцев и коренных народов Дальнего Востока.

Экскурсия в Хабаровский краеведческий музей.

Классный час.

Работа с исторической картой и документами

ноябрь

Святой источник нам дающий силы.

Святые источники русской земли. История их появления. Места  расположения святых источников. Значение святых источников для русского человека.

Классный час.

Сообщения.

Презентации .Работа с историческими источниками и документам

Святые источники Дальневосточной земли.

Источник, находящийся на территории храма Серафима Саровского в Хабаровске.

Святые источники Приморского края.

Экскурсия к Святому источнику, находящемуся на территории Храма Серафима саровского.

декабрь

Монастыри как центры образования

Монахи - первые образованные люди на Руси. Монастырские библиотеки. Перевод и переписка книг. Церковно-приходские школы. История их возникновения. Значение церковно-приходских школ для страны.

Классный час. Экскурсия в Духовную семинарию.

Экскурсия в краеведческий музей

Роль Русской Православной церкви в развитии образования на Дальнем Востоке XIX веке.

Развитие образования в Хабаровском крае. Роль Русской Православной Церкви в распространении грамотности на дальнем Востоке. Первые школы переселенцев. Роль православных священников, как первых миссионеров и учителей Дальнем Востоке.

Экскурсия в Хабаровский краеведческий музей.

Классный час с использованием презентаций и сообщений.

январь

Монастыри и Лавры

как места паломничеств.

Паломничество. Его отличие от туризма. Отличие Лавры от монастыря. Знамение Лавры и монастыри страны. Лавра святого Александра Невского, Троице-Сергиева Лавра. Новодевичий монастырь.

Заочное путешествие по святым местам.

Работа по группам.

Работа с документами, буклетами, фотографиями.

Монастыри Дальнего Востока. Женский монастырь святых Петра и Павла.

История основания монастырей на Дальнем Востоке. Выбор места для монастыря. Женский монастырь святых Петра и Павла в Хабаровском крае. Мужской монастырь на территории Приморского края.

Экскурсия в Свято-Петропавловский женский монастырь.

Заочная экскурсия.

Групповая работа с  раздаточным иллюстративным материалом.

Анализ исторических документов

февраль

Православная Пасха.

Что такое Пасха? Главный духовный смысл Пасхи.

Как готовиться к празднику.

Куличи, крашенки, как обязательные атрибуты праздника. Праздничная служба.

Экскурсия в православный храм.

Классный час.

Экскурсия в Художественный музей.

Великий пост как духовное очищение человека.

Что такое пост. Почему называют Великим. Какие еще бывают посты. Как готовится к посту и правильно поститься. Значение поста для верующего человека.

Встреча с православным священником.

Беседа с учащимися. Классный час.

март

В жизни всегда есть место подвигу.

Подвиг духовный.

Самопожертвование. Служба Отечеству и людям. Подвижничество, его значение.

Классный час.

Работа с историческими документами, разбор современных примеров, и примеров и подвигов из далекого прошлого.

Экскурсия в православный храм на территории воинской части.

Экскурсия в краеведческий музей.

Память  -духовный мост между поколениями.

День Победы как великий праздник нашего многонационального народа. Окончание Второй мировой войны на Дальнем Востоке. Роль Русской Православной церкви в борьбе с фашизмом.

Экскурсия в Военно-исторический музей.

Встречи с ветеранами и тружениками тыла. Встречи с воинами интернационалистами и военными, побывавшими, в «горячих точках».

Классный час.

апрель

Образы Русских богатырей как защитников русской земли.

Кто такие богатыри. Основное Занятие русских богатырей. Образы русских богатырей в русских народных сказках, былинах, в образах русских художников. Илья Муромец как былинный герой и исторический персонаж.

Музыкально

литературное обозрение.

Работа по группам с текстами былин, отрывками из русских народных сказок.

Просмотр отрывков из фильмов по русским народным сказкам.

Героический образ русских князей.

Князья как реальные исторические личности. Подвиги князей во благо Отечества: защита земель от врагов, борьба за сохранение православной веры. Помощь в основании монастырей. Причисление к лику святых. Деятельность Святого Александра невского, Дмитрия Донского, благоверного князя Даниила московского.

Классный час.

«Вооружение и доспехи древнерусских воинов».

Литературно-музыкальная композиция

« не оскудеет героями русская земля».

Презентации, сообщения, работа по группам, представляющим одного из предложенных князей.

май

Икона как святыня.

Что такое икона. Смысл и значение икон. Чудотворные иконы. Особо почитаемые иконы: Казанская, Владимирская, Иверская, Донская.

Классный час с обязательными презентациями и сообщениями.

Экскурсия в Хабаровский художественный музей

Особо почитаемые иконы Дальнего Востока.

Виды икон. История особо почитаемых икон: Албазинской и Хабаровской икон. Места их нахождения.

Экскурсия в Спасо-Преображенский собор Хабаровска,

Экскурсия в Градо Хабаровский собор Успения Божией Матери.

Экскурсия в Художественный музей.

июнь

Православные храмы Хабаровска.

Сколько храмов в городе. Даты их основания. Месторасположение храмов. В честь какого Святого освещены. В чем особенность каждого храма.

Автобусная экскурсия по городу.

Заочная экскурсия. Презентации, доклады, сообщения

Почетные граждане г. Хабаровска. «Слава себе или людям? »

Кого называют почетным гражданином? За какие заслуги дается это звание. История появления этого звания. Почетная доска города Хабаровска. Кто принимает решение о присуждении звания. «Почетные граждане» Хабаровска - кто они?

Классный час.

Заочная экскурсия к  Почетной доске г. Хабаровска.

Представление через сообщения и презентации о самых известных в разные времена почетных гражданах Хабаровска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"

Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и  развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит  формы ...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ДОД Детско-юношеский центр "У истоков добра"

Программа духовно-нравственного воспитания и развития разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта  общего образован...

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся на занятиях исследовательского кружка "ИСТОКИ"

Программа составлена для исследовательского кружка школы, основной целью которого является не только развитие исследовательских навыков учащихся, но и духовно-нравственное воспитане учеников....

Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию «Возвращаясь к истокам»

Данная программа реализуется педагогами МБОУ ДО «Центр дополнительного образования», православным приходом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и педагогами и у...

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...