Программа духовно-нравственного воспитания учащихся на занятиях исследовательского кружка "ИСТОКИ"
материал ( класс) на тему

Морозова Светлана Дмитриевна

Программа составлена для исследовательского кружка школы, основной целью которого является не только развитие исследовательских навыков учащихся, но и духовно-нравственное воспитане учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nrav._vospitanie.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                МБОУ Сосновская СОШ

                 Выгоничского района Брянской области

       Программа духовно-нравственного развития учеников

        на занятиях исследовательского кружка «Истоки»    

                                                             

                                                                Автор - Морозова Светлана Дмитриевна,

                                                                 учитель русского языка и литературы

                                                                (высшая квалификационная  категория)

                                                  с. Сосновка                              

                                                          2010                                                                                                                 

                             

                                         Христианство – это не только вера, это наши традиции и

                                        культура, это те невидимые нити, которые связывают

                                        нас с далёким прошлым.

                                                                                             А. Сахаров

             Пояснительная записка.

         Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требует возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирование гражданской позиции школьников приобрели статус важнейшего национального приоритета, стали предметом особого внимания и заботы руководства страны, образовательных учреждений. Развитие духовно-нравственного воспитания обеспечивается целым рядом постановлений Правительства России и приказов Минобразования РФ.                                                                                                                       Особое внимание уделяется дополнительному образованию, так оно должно воссоединить светское и духовное образование детей. Наша отечественная культура – по своим основам и своему духу христианская.  Приобщение ребёнка к христианской культуре не только необходимость, но и наш долг, как перед прошлыми поколениями России, так и перед вступающими в эту жизнь.

 В системе образования нельзя не уделять особое внимание краеведению, так как оно воспитывает преданность своей Родине и находится в тесной взаимосвязи с духовно-нравственным воспитанием.

        Также необходимо помнить, что перспективы  прогрессивного развития российского общества во многом зависят от наиболее полного раскрытия творческих способностей каждого его представителя. Образовательная инициатива Президента РФ «Наша новая школа» предполагает раскрытие личностного потенциала учащихся. Задача школы  - увидеть, разглядеть в каждом ребенке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к раскрытию творческих способностей.

        Программа исследовательского кружка «Истоки» составлена с учетом  социального заказа общества по духовно-нравственному воспитанию подростков и молодёжи.

Цель программы:

 формирование духовно-нравственных качеств личности;  воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своего народа; развитие творческих способностей  каждого ученика.  

В реализации этой цели поставлены следующие задачи:

  1. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
  2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.  
  3. Развивать интерес к истории малой Родины.
  4. Выявлять и  поддерживать детей, склонных к исследовательской деятельности.
  5. Развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.

Реализация  программы основана на следующих принципах:

                - духовно-нравственного воспитания (гуманистическая направленность воспитания);

      -  социальной адекватности;

                 - индивидуального подхода к каждому ученику;

      - создания воспитательной среды;

      - добровольности.

В деятельности кружка используются следующие формы работы с детьми:

- лекционные и практические занятия;

- тематические и творческие вечера, праздники и мероприятия;

-беседы;

- экскурсии, встречи;

- исследовательская и проектная деятельность;

- индивидуальные консультации;

- работа в творческих группах;

- создание презентаций;

              -  творческие отчеты.

Основные направления:

  1. Духовно-нравственное(«Духовное наследие моего родного края»)
  2. Краеведение:

        - изучение истории родного села, района;

        - изучение литературного наследия;

  1.  Развитие творческих способностей учащихся.

           Работа кружка основана на исследовательском методе обучения, основу которого составляет организация познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

       Необходимость обращения к данной форме обусловлена следующими причинами:

             1) исследовательская деятельность прописана в Стандарте образования, устные экзамены по русскому языку в 9, 11 классах предполагают защиту проекта как одного из видов аттестации;

              2)  исследовательская деятельность способствует формированию у учащихся таких компетенций, как:

              - учебно-познавательная (знания и умения организации и целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);

              - информационная  (умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи реальных объектов и информационных технологий);

              - коммуникативная (развитие умения общения с людьми, навыки работы в группах, умение быть толерантным, презентовать результаты своего труда и т.д.);

           - компетенция личного самосовершенствования.                                                                               Нормативно- правовое обеспечение программы:

- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266- 1 (с последующими изменениями и дополнениями)

       - Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.

- Конвенция о правах ребенка (Нью- Йорк, 20.11.1989 г.)

- Краевая целевая программа «Духовно- нравственное воспитание детей и молодежи, развитие и возрождение семейных традиций в Краснодарском крае на 2007- 2010 гг.»;

- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» от 29.12.2001 г. № 1756- р.

Этапы реализации программы:

2008- 2009 гг.- организационно- аналитический, формирующий этап

2009- 2010 гг.- корректирующий этап

2010- 2011 гг.- итоговый этап.

Темы выполненных учащимися исследовательских и проектных работ в 2009-2010 учебном году:

  1. «Моей школе 40 лет!»
  2. «Литературная композиция «Его стихи просты и задушевны…» (о жизни и творчестве поэта-земляка А.М.Сазонова)»
  3. «Этимология фамилий моего села Сосновка».
  4. «Церкви Выгоничского района».
  5. «Древнерусская иконопись»
  6. «Почему избу рубят
  7. «Чичиков был толст или тонок?» (по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»).
  8. «Доспехи былинных богатырей» (по картине В.Васнецова «Богатыри»).

                                                                                         

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки исследовательских работ учащихся на научно-(исследовательской) практической конференции

Оценить работу учащегося не так просто и, более того, очень ответственно....

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» для учащихся 7-8 классов

Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут ...

ПРОГРАММА ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГОВОСПИТАНИЯ для обучающихся 7 класса «Дорогою добра»

Программа духовно-нравственного воспитания направлена на воспитание обучающихся в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ с...

Активные формы защиты исследовательских работ как способ широкого вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

Современный ученик должен обладать не только предметными знаниями и умениями,но и такими важными  качествами личности, как умение решать проблемы, взаимодействовать и сотрудничать, работать с раз...