Система воспитательной работы с классом
методическая разработка (6 класс) по теме

Сарангова Жанна Валерьевна

 

Моя воспитательная система строится на основе программы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников. Я считаю, что воспитание ответственного гражданина тесно взаимосвязано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_vospit._raboty.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Система воспитательной работы с классом

Стремительно меняется время, меняется общество и отношение между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, но и воспитывает.

Моя воспитательная система строится на основе программы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников. Я считаю, что воспитание ответственного гражданина тесно взаимосвязано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника

 

        Цели моей воспитательной системы:

        1. Воспитание духовности, формирование осознанного отношения школьников к ценностям Отечества, его прошлому, настоящему, будущему, формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.

        1.Создание условий для творческого развития классного коллектива и самореализации каждого учащегося.

        Задачи:

        1.Способствовать формированию стойкой  личности, осознающей ответственность за судьбу страны.

        2.Развивать духовно-нравственные ценности и утверждать их в сознании и проведении учащихся через возрождение народных обычаев и семейных традиций.

        3.Воспитывать гуманистическое отношение к окружающему миру.

        4.Спобствовать формированию внутренней потребности личности в постоянном самосовершенствовании, саморазвитии.

        5.Создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности в нем.

        6.Развивать систему самоуправления учащихся.

        Ценностные ориентиры  моей воспитательной системы:

  1. Семья как основа формирования и развития личности ребенка;

2.Ребенок. Его личность, его здоровье, интересы и потребности;

        3.Интеллект  как мера образованности, важнейшего условия для максимально полной самореализации личности;

        4.Труд-основа человеческого бытия;

        5.Отечество- единственная, уникальная для каждого человека Родина;

6.Культура взаимоотношений между людьми как одна из важнейших составляющих здоровое общество;

        7.Нравственность как основа для осознания смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей;

                Механизм реализации Программы

        Программа развития классного коллектива реализуется в течение трех лет и условно делится на три этапа:

        1.Организационно- установочный

        2.Основной

        3.Аналитический    

       Основные направления системы работы с классом: "Нравственное воспитание», «Правовое воспитание», «Патриотическое воспитание», «Формирование ЗОЖ», «Художественно-эстетическое воспитание», «Экологическое воспитание», «Трудовое воспитание», "Национальное воспитание"

     Формы работы с классом и родителями: этические беседы,  «Уроки мужества», операции «Долг» и «Милосердие»,  тематические классные часы, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, турпоходы, спортивные турниры, соревнования, экологические десанты, конкурсы рисунков, сочинений, конкурсы чтецов и др.

Реализация моей воспитательной концепции осуществляется с помощью следующих педагогических технологий:

        1.Педагогика сотрудничества

2.Игровые технологии

3.КТД

Ведущее место в воспитательной системе занимает гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников. Данная проблема представлена четырьмя направлениями в работе:

1.Историко- культурологическое направление.

В этом направлении проводились Уроки мужества, такие как: «Народный генерал», посвященный Б.Б. Городовику, тематические  линейки «Памяти павших будьте достойны», «У живого огня традиций ,  ребята принимали участие в фестивале дружбы народов «Калмыкия- территория любви». Они представляли республику  Татарстан. Мои ребята заняли  призовое  место.   На классном часе «Память в сердце стучит сквозь года....», на который была приглашена Манджиева О.С.,  приняли участие в беседе о трагическом периоде жизни калмыцкого народа, как высылка в Сибирь. Безусловно, дети с интересом слушали , задавали вопросы.

Мы с ребятами ездили  на экскурсии в п. Яшкуль, г. Элисту. В Яшкуле посетили краеведческий музей, хурул, картинную галерею. А в Элисте посетили достопримечательности города /Город шахмат, хурул…/.

На классных  часах «Зул- священный праздник», «Цапан Сар-праздник весны», «Национальные традиции  воспитания» дети знакомились с традициями и обычаями калмыцкого народа Обычно на такие мероприятия приглашаются родители,  организуется чаепитие и за чашкой чая идет непринужденная беседа.

Социально-патриотическое направление.

1.Формирование в процессе деятельности гражданских качеств

2.Вовлечение в деятельность общественных организации ,клубов и объединений по интересам.

   Все дети моего класса охвачены кружковой работой, ребята посещают спортивные секции, кружки: «Мастерица», «Радость», КВН и др. (слайд).

Активно участвуют в делах школы, села и района. Гражданское воспитание

школьников стремлюсь осуществлять через органы классного самоуправления. Организационную структуру ученического самоуправления в классе можно представить в виде такой схемы . Участие  школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность. Деятельность, по мнению А.С.Макаренко, рождает самоуправление, а не наоборот. Каждый

ученик выполняет определенное поручение. Всегда и во всем поддерживаю инициативу самих учащихся. При подготовке коллективных творческих дел

мы с ребятами используем метод «мозгового штурма», состав творческих

групп меняется в зависимости от желания детей и характера планируемого

дела

 Ребята принимали участие в социальных проектах «Чистый поселок» и «Улыбки детства моего»  (организация кукольного театра для дошкольников), акциях милосердия, операция  «Обелиск». Одно из таких традиционных дел- операция  «Долг»: ребята поздравляют ветеранов войны, тружеников тыла, выпускников школы- солдат срочной службы, курсантов военных училищ с  Днем Защитника Отечества, в ответ получают благодарственные письма с   добрыми пожеланиями.

Гражданско-правовое направление

1.Ознакомление с правами человека

2.Воспитание уважения к государственным символам

 На классном часе «Символы России и Калмыкии» ребята изучили символы

России и Калмыкии. Это способствовало формированию чувства патриотизма, гордости на свою страну, уважения к государственным символам. На классном часе «Наши права » ребята были ознакомлены с правами и обязанностями  ребенка. На таких классных часах у ребят формируется правовая  культура. Во время проведения Дня семейного общения «Взаимная любовь, взаимные обязанности», родители, просмотре

инсценировки ситуации по мотивам известных сказок, представленных детьми, убедились, что они должны уважать права своих детей.

Нравственно-патриотическое направление.

     Оно представлено циклом классных часов «Этическая грамматика» (например «наша дружная семья», «делать добро спешите»), мероприятиями, посвященными Дню матери, Дню пожилых. На классном часе «делать добро спешите» мы с ребятами поразмышляли о важнейших  нравственных ценностях: добре, уважении, любви. На тематический вечер «Солдатские матери» были приглашены родители, воины-афганцы. Учащиеся подготовили номера художественной самодеятельности.

    Большое внимание уделяется мною нравственному самосовершенствованию детей. В этом мне помогает различные диагностики: например « Хороший ли ты друг?», «Вы - лидер»; цикл классных часов « Я утверждаю себя», на которых ребятам предлагаются положительные формы самоутверждения. Используется также воспитательный потенциал ученических портфолио. Портфолио помогает поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, формировать умение ставить цели, планировать, организовывать собственную деятельность, развивать навыки рефлексивной и самооценочной деятельности учащихся.

Работа с родителями

    Я убеждена, что родители могут стать хорошими помощниками в работе классного руководителя. Основная форма работы с родителями- родительское собрание. На каждом из них я стараюсь отметить различные достижения моих детей (в учебе, труде, организаторская деятельность). Значительное место  в системе моей работы с родителями отводится психолого- педагогическому просвещению, потому что накопление психолого- педагогических знаний родителей тесно связаны с развитием их педагогических умений и навыков в области воспитания. Поэтому нам, классным руководителям, приходится заниматься изучением психологических особенностей и проявлением характера каждого ребенка, анализом условий жизни и взаимоотношений ребенка в семье и в классном коллективе.

С этой целью провожу различного рода анкетирование. Например « Знаем ли мы друг - друга?» , «Портрет моей семьи»…родители и дети заполняют аналогичные анкеты, затем они сравниваются и становится видно, насколько совпадает или не совпадают их ответы. Это позволяет родителям взглянуть на своего ребенка со стороны, увидеть его другими глазами.

Какой подарок ко дню рождения казался бы самым лучшим для вашего ребенка?

Каким ласковым словом вы обычно называете своего ребенка дома?

Как вы поступите, если ваш ребенок не убрал постель и др.?

Родители делают для себя выводы.

Родители – мои помощники. Мы союзники. На протяжении всего учебного года я опираюсь на их помощь. Они помогают мне в подготовке и проведений классных мероприятий, участвуют в работе жюри, проведений классно – семейных праздников , спортивных и музыкальных конкурсах, ремонте класса, Привлекают  родителей к обсуждений плана работы класса и на оснований пожеланий, составляют план воспитательной  работы.

        На родительских собраниях стараюсь просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. Подбираю темы, учитывающие возрастные особенности детей.         Стараюсь, чтобы собрания носили не только теоретический, но и практический характер.

        Это собрание- дискуссия, например «Поощрение и наказание ребенка. Как вы решаете эту проблему?», разбор ситуаций, педагогический практикум для родителей, например «Воспитание в труде».

        Совместная работа родителей, детей, учителя сплачивает детский коллектив. Дети по-другому смотрят на взрослых, своих родителей.

Привлекая родителей к участию воспитательной работе в классе, не забываю о поощрении, использую для этого самые разнообразные формы: благодарственные письма, грамоты, сувениры и др.

Совместная деятельность классного руководителя, родителей и детей может быть успешной только в том случае, если все положительно настроены на совместную работу, сообща планируют и сообща действуют.

Педагогическая диагностика

Для того чтобы лучше узнать учеников в классе, а следовательно,

составить объективное мнение о каждом из них, я использую анкетирование учителей, учащихся и их родителей, психолого-педагогическое тестирование, диагностические методики изучения классного коллектива. С помощью этих методик можно было выявить, кто является лидером в классе, привязанности друг к другу, а также тех, кто не участвует в жизни класса по разным причинам. Анкеты «Что важнее?», «Хороший ли ты друг?» позволили выявить мотивы дружбы в коллективе. Тест «Классный руководитель глазами воспитанников» проводился для самоанализа педагога. Тест «Незаконченный тезис» позволил определить стержень позитивного или негативного отношения к жизни. На отдельных методиках я остановлюсь подробнее. Проведение анкеты «Вы и ваши дети» позволила мне сделать следующие выводы: во всех семьях дети рассказывают о школьной жизни. Дома все дети участвуют вместе с родителями в хозяйственных делах, у них есть общие занятия и интересы (вышивание, вязание, чтение книг, рисование, совместное ведение хозяйства), но всего лишь в трех семьях родители обсуждают с детьми прочитанные книги.

        Родителей не оставил равнодушным вопрос об оказании помощи классу, ими были предложены и оказание материальной помощи /создан классный фонд /, и участие в ремонте класса, и в проведении генеральных уборок

Результаты психодиагностики: выявление познавательных мотивов учащихся, установление типов мышления, социального статуса и сплоченности детского коллектива позволяют мне точно определить цели и задачи работы с классом.

                                                     Классный руководитель: Тепкаляева К.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы классного руководителя в кадетских классах

Основной целью моей воспитательной работы как классного руководителя является формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и внеучебное врем...

Система воспитательной работы в классе.

Выступление на областном семинаре. Сопровождение - презентация о работе с классом....

Презентация на тему "Система воспитательной работы с классом"

Презентация системы воспитательной работы с классом в основной школе....

Система воспитательной работы в классе

Материал для классного руководителя...

Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"

Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...

Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной работы школы

Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы потеме "Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной ра...