Проект "Календарь Памяти"
проект (6 класс) на тему

Проект  к 70-летию Победы. Дети 11-13 лет далеки от трагедии Великой Отечественной войны.  Реализация проекта направлена на воспитание патриотизма, гордости за наших ветеранов. Каждый ребенок должен участвовать в трех видах работы: индивидуальная, в парах и групповая. Продукт проекта - картотека стихотворений с иллюстрациями, картотека фильмов, исследовательские работы об участниках войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kalendar_pamyati.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Степное

Проект «Календарь памяти»

Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий, посвященных дням воинской славы и памятным датам России.

Екушева Наталья Анатольевна

Саратовская область,

Советский район,

р.п. Степное,

МБОУ-СОШ №1

 ул.Школьная д.4

2015

    1.Аннотация.

70лет прошло с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Выросло уже три поколения, знающие о ней лишь по рассказам ветеранов, книгам и фильмам. Но память о тех великих годах не меркнет и благодарность всем, кто отстоял нашу свободу и независимость не становиться меньше. Это были юноши и девушки - сверстники современных старших школьников, студентов – их дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки. Все они были участниками Великой отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков. Одни героически защищали нашу страну на полях сражений, в партизанских отрядах, освобождали от оккупации народы Европы. Другие самоотверженно трудились в тылу, обеспечивая Красную армию первоклассным вооружением, боеприпасами, продовольствием, одеждой, ухаживали за ранеными воинами в госпиталях. Жизнь каждого из них–

пример высокой гражданственности, беззаветного служения Родине.

В ходе реализации проекта  каждый учащийся выполняет  три вида работы :

  • В парах ( выучить стихотворение о войне, детях войны, участниках войны любого автора, выполнить иллюстрации));
  • групповая работа (просмотреть  военный фильм, обсудить, написать краткий отзыв, сочинение, выполнить иллюстрации);
  • исследовательская (самостоятельная). Найти информацию о родственниках, участвовавших в военных действиях, тружениках тыла, детях войны. Для исследовательской деятельности рекомендуется использование сайтов «Подвиг народа» http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome

 и «Мемориал» http://www.obd-memorial.ru/html/

В результате собирается

  • картотека фильмов, просмотренными детьми, в которую входят: название фильма, краткое описание, сочинение и иллюстрации к фильму;
  • подборка стихотворений о войне, иллюстрации к ним;
  • данные об участниках войны, труженика тыла, детях войны – родственниках учащихся данного класса.

Данные материалы впоследствии можно использовать при проведении классного часа ко Дню Победы, к Урокам Мужества, классных часах ко Дню Героя. Данную картотеку, возможно, использовать  для подготовки к урокам литературы (стихотворения) и истории (рекомендации к просмотру фильма).

        

Екушева Наталья Анатольевна, учитель математики МБОУ-СОШ №1

р.п. Степное, I квалификационная категория.

Контактный телефон 8456651479

2.Пояснительная записка.

  Актуальность данного проекта заключается в том, что дети 12-13 лет не осознают масштабы войны 1941-45 г.г. Они воспитаны на других ценностях. Для них война – это только часть истории , пройденной по школьной программе. И это не их вина. Именно поэтому актуальность и важность данного проекта заключается в том, что мы должны донести до детей всю информацию о войне, дать понять, что война коснулась каждой семьи, и их семьи не исключение. Именно в этом возрасте дети психологически готовы к просмотру фильмов, содержащие сцены боевых действий. Они также со смыслом заучивают произведения о войне. Исследовательская работа, поиск информации о родственнике, принимавшим участие в войне, заставляет ребенка проникнуться к данной проблеме, вызывает интерес и желание узнать больше о происходящих событиях. Данная работа должна сопровождаться  помощью и рекомендациями  со стороны родителей, что  способствует  сплочению семьи.

Цель проекта:

  • формирование основ патриотизма ;
  • воспитание уважения к  истории,  интереса к жизни сверстников в военное  время, воспитание гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей.

Воспитательные задачи проекта:

  • формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению  истории, к жизни сверстников  детей, которые воевали,  трудились,  погибли в годы войны;
  • приобщение юного поколения к знанию, какой ценой досталась нам Победа в Великой Отечественной войне;
  • воспитание уважения  к  памяти погибших.

Принципы реализации проекта:

  • личностно - ориентированная направленность: формирование патриотических  качеств личности;
  • деятельностный подход: воспитание и развитие личности  в результате  практической деятельности – создании картотеки;
  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе.

Ожидаемые результаты проекта:

  • заинтересованность детей в проектной деятельности;
  • знание детьми истории своей страны  и семьи.

Результатом проекта будет составление «Календаря Памяти», в который будут внесены все собранные даты.

3.Содержание.

В рамках реализации классного проекта «Календарь памяти» необходимо:

   1. Собрать информацию о родственниках, принимавших участие в войне 1941-45 г.г(участие в боевых действиях, в тылу, возможно кто-то является блокадником Ленинграда, кто- то был угнан на работу в Германию). Информацию занести в анкету (прилагается).

  2. Ознакомиться с проектами, перейдя по ссылкеhttp://www.therunet.com/articles/911-my-pomnim-my-gordimsya

  3. Прослушать песни на сайте http://www.65pobeda.ru/intjeraktivnaja_karta?region=67

  4.Выборочно прочитать школьные сочинения http://www.65pobeda.ru/djeti_o_pobjedje/shkolnyje_sochinjenija

http://bibliopskov.ru/kidofwar.htm

  5.Ознакомиться с материалом «Дети войны». (Прикрепленный фал «Дети войны»)

  6.Прочитать стихотворения http://stranakids.ru/deti-voiny/

  7.Посмотреть фильмы о войне (по рекомендации родителей). Возможно, выбрать из списка предложенных фильмов.

  • «Девочка из города»
  • «Сволочи»
  • «А зори здесь тихие…»
  • «Сын полка»
  • «Мы из будущего»
  • «Жила-была девочка»
  • «Офицеры»
  • «На безымянной высоте»
  • «Мама, я жив»
  • «Четвертая высота»
  • «В бой идут одни старики»
  • «Васек Трубачев и его товарищи»
  • «Подвиг разведчика»
  • «Мальчишки»
  • «Девочка ищет отца»
  • «Секретный фарватер»
  • «Зимнее утро»
  • «Сталинград»
  • «У них есть родина»
  • «Балтийское небо»

На каждый просмотренный фильм составить краткий отзыв. (О чем фильм, главная мысль, герои, запомнившийся момент, эпизод, сделанные выводы).

4.Мероприятия по реализации проекта.

  1. Обсуждение положения и условий реализации проекта.
  2. Работа по сбору информации
  3. Работа в парах. Представление  стихотворений на военную тематику, выполнение иллюстраций к стихотворению  (возможно инсценировка стихотворения).
  4. Работа в группах, обсуждение просмотренных фильмов, прочитанных сочинений, услышанных песен.
  5. Конкурс презентаций, сочинений, рисунков к 70-летию Великой Победы.
  6. Презентация собранных материалов про участников войны в вашей семье.
  7. Оформление календаря памяти.
  8. Рефлексия.

Рекомендации.

Учащиеся должны сами выбрать стихотворение  и фильм для просмотра. Необходимо составить сводную таблицу, в которую занести даты выступлений детей, причем учитель, просмотрев выбор, должен распределить  детей по определенным дням, так, чтобы тематика фильмов и стихотворений совпадала. Это позволит  провести единый классный час, рассмотрев определенную сторону проблемы. Например, можно на одном из занятий  прослушать стихотворение «Утро Победы»  А.Суркова и заслушать  группу, работавших с фильмом «Брестская крепость».

5.Литература.

  1. Высоцкий В. Стихи о войне. Эксмо, 2010.
  2. Друнина Ю. Зинка. Стихи. – М.: Художественная литература, 1985.
  3. «Идет война народная…».- Сборник рассказов и стихов. Издательство «Школьная библиотека».
  4. Ильина Е. Четвертая высота. Издательство «Детская литература», 1977.
  5. Надеждина Н. Партизанка Лара. Издательство «Детская  литература»
  6. Присягаем победой. Стихи о Великой Отечественной войне. Детская литература. Москва, 1975.
  7. Симонов К. «Жди меня…». Эксмо, 2004.
  8. Сухачев М. Дети блокады. Издательство Детская литература», 2013.
  9. Твардовский А.Стихотворения и поэмы. Издательство «Художественная литература», 1984.

Интернет ресурсы.

  1. http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome
  2.  http://www.obd-memorial.ru/html/
  3. http://www.therunet.com/articles/911-my-pomnim-my-gordimsya
  4.  http://www.65pobeda.ru/intjeraktivnaja_karta?region=67
  5. http://www.65pobeda.ru/djeti_o_pobjedje/shkolnyje_sochinjenija
  6. http://bibliopskov.ru/kidofwar.htm
  7. http://stranakids.ru/deti-voiny/
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E2%EE%EB%EE%F7%E8

Приложение 1.

Примерный классный час в рамках реализации проекта.

Боль войны - неподъёмная кладь.
И большая людская беда!
Эту память у нас не отнять:
Никому! Ни за что! Никогда!

Мы начинаем реализацию проекта. Как называется наш проект?

Для чего мы проводим его?

Каждый из вас должен принять участие в трех видах работы. Напомните, что это за задания

1) стихотворение (в паре)

2) просмотр фильма и создание рецензии (группа)

3) история моей семьи во время войны. (самостоятельно)

Итак, начинаем.

Эта память о прошлой войне
Не даёт нам покоя давно.
Наша жизнь дорога нам вдвойне,
Когда войны мелькают в кино!

     Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.

   Мы, ныне живущие, не  знаем самого главного – что чувствовал человек во время тех страшных событий.

   Война коснулась каждой семьи. В каждой семье кто-то принимал участие в войне. У кого то в семье хранятся ордена и медали, у кого-то елочные игрушки, сохранившиеся со времен до военной елки, у кого-то сохранились чашки, ложки...а у кого-то сохранились игрушки….

1.Стихотворение «Аленушка»(работа в паре)

Алёнушка. Нияра Самкова.

Утираясь маленькой ладошкой,
Куколку, прижав к своей груди,
Девочка рыдает на дорожке.
К ней я поспешила подойти:

«Почему ты плачешь? Что с тобою?
Кто тебя обидел? Расскажи»
И столпившись шумною гурьбою,
Куклу показали малыши.

Платье, пожелтевшее с годами,
Волосы из шёлковых чулок.
С нарисованными синими глазами,
А из ножки ваты серый клок.

Куколка в вуалевой панаме,
Где-то сверху порванная нить:
« Отнеси её скорее маме,
Нужно кукле ножку починить»

« У Иришки Барби с магазина,
Ну, а мне не нравится она.
Куклами забита вся витрина,
А Алёна у меня одна -

-Продолжала девочка, рыдая, -
-Бабушка мне куклу отдала.
Думаете кукла не живая?
Многое расскажет вам она;

Видите прожжённое колено?
Это в 41 – ом, у села,
Искорка попала от полена,
Немцы дом спалили нам дотла.

Тут, под платьем, дырочка осталась.
Бабушка не шила, берегла.
Ей она расстрел напоминала,
Ранним утром, на краю села.

Ведь она тогда одна осталась,
Партизаны бабушку спасли.
Только вот, Алёнушке досталось,
От мучителей родной земли.

Кукла эта тоже воевала,
Донесения в себе несла.
Мне про это мама рассказала,
Этого я видеть не могла.

Платье кукле, в первый День Победы,
Бабушка пошила из фаты,
Той, что на пожарище сгорела,
От неё остались лоскуты.

Ну, а туфли – из куска шинели,
Что солдат когда-то ей принёс.
Страшные холодные метели,
Были той зимою и мороз.

Долго всех скрывали партизаны,
Прадед в партизанах был тогда.
Залечили бабушки все раны,
Но явилась новая беда.

Партизан схватили у деревни,
И пытать в гестапо повели.
А затем, закрыв все окна, двери,
Заживо в сарайчике сожгли.

Баба очень рано поседела,
А когда закончилась война,
Сшила платье кукле, как умела,
Перед вами кукла, вот она»

Я молчала, как окаменела.
Куклы необычные глаза,
Рассказали, как война гремела.
По щеке моей стекла слеза.

Спохватившись, имя я спросила,
И от ответа обомлела тут:
« Разве я тебе не говорила?
Ведь меня Алёнушкой зовут»

   Люди встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах, поселках и деревнях, в гостях, у бабушки, в пионерских лагерях.

2. Сценка(работа в паре). Предвоенное время……..

-  Мама!!!
— Снова дралась во дворе?
— Ага!
Мама, но я не плакала.
Вырасту-выучусь на моряка.
Я уже в ванне плавала!
— Боже, не девочка, а беда!
Сил моих больше нету.

— Мама, а вырасту я когда?
— Вырастешь! Ешь котлету.

— Мама, купим живого коня?
— Коня?! Да что ж это делается?

— Мама, а в летчики примут меня?
— Примут. Куда они денутся?!
Ты же из каждого, сатана, душу сумеешь вытрясти!

— Мама, а правда, что будет война?… ….. и я не успею
вырасти?…

 Приближение войны чувствовали абсолютно все, даже дети.

3.Не все могут информацию о войне представить  в виде определенного сюжета, более ярко можно представить события войны, посмотрев фильм. Их великое множество. Каждый отражает определенную ситуацию. Нельзя в одном фильме показать все стороны войны.

Приглашаем группу ребят, работавших с фильмом.

Обсуждение фильма.(«Сволочи»)

  1. Название фильма.
  2. Краткое описание.
  3. Иллюстрации.
  4. Понравившиеся герои.
  5. Сочинение.
  6. Рекомендации к просмотру.

     После обсуждения, трек к фильму «Сволочи»

     Выход фильма вызвал неоднозначную реакцию общественности. Многие публичные деятели заявляли, что фильм содержит клевету на силовые структуры СССР и принижает роль советского народа в Великой Отечественной войне. Рекламная кампания фильма строилась на том, что сценарий основан на реальных событиях из биографии Кунина, о чём он лично говорил в нескольких интервью. Фильм вышел на экраны без предварительного просмотра экспертной комиссией историков. Исторической основы сюжета фильма «Сволочи» не имеется. Архивными документами и материалами не подтверждается существование в системе органов НКВД — НКГБ школ по подготовке диверсантов из несовершеннолетних. Нет и архивных документов о спецоперациях по заброске диверсионных групп из числа подростков советскими органами госбезопасности в тыл противника в годы Великой Отечественной войны.

4. Иногда, а точнее, как в конкретном случае информация и сюжет фильма не совпадает с реальностью. Реальные события – воспоминания ветеранов, непосредственных участников военных событий. Война коснулась каждой семьи. Ваши прапрабабушки и прапрадедушки принимали участие в приближение победы. Кто-то воевал на фронте, кто-то трудился в тылу. Мимо нашей семьи война не прошла мимо. Мой прадед, Юрин прапрадед Степанов Александр Иванович прошел войну с первого до последнего дня войны. После войны, прадед написал всю свою историю. Этот дневник у нас хранится, как самое сокровенное и дорогое. Мы с братом были совсем маленькими, когда дед писал это дневник. Мне было 5 лет, брату 7, и когда мы его спрашивали  рассказать, что он там пишет, он от нас отмахивался и со слезами уходил в свою комнату. Мы не понимали, возможно, в силу своего возраста. Спустя много лет, когда я прочитала его дневник, я поняла, почему он отмахивался и уходил. Для него это были настолько страшные воспоминания, что он не считал возможным донести их до нас, маленьких детей. Я перепечатала всю информацию и сейчас Юра вам коротко её расскажет.                                                                                          Исследовательская работа.   22 июня 1941 года  работал на тракторе, в соседнем колхозе, деревне Селиваново. О начавшейся войне не слышал. Подошла женщина и сообщила, что по радио сообщили сейчас, что Германия напала на нас и бомбят города наши.  (запись (голос Левитана)о начале войны ).Повестку  получил на второй день, 23 июня  в военкомате. Набранной командой на машинах повезли в город Ржев. Привезли  в Ржев, разместили в театре города за Волжским мостом. Как-то их вели на обед, шли через мост. В конце моста конвоировали двух немцев, пойманных шпионов, пожилых, лет по 50, одетых под рабочих, мобилизованных солдат. В это время на мосту было очень  много колонн, в которые двигались в обе стороны моста. И вот когда конвойные с немцами оказались в гуще народа, то немцы, очевидно, решили воспользоваться суматохой. Один немец-шпион вскочил на перила моста и спрыгнул в Волгу. Высота моста большая. В воде он поплыл по течению. Но народу было много, и его поймали. Второго немца удержали на мосту, хотя он рассчитывал скрыться в толпе, но это не удалось и их повели по назначению.

(далее рассказ по плану)

  1. Рытье противотанковых рвов. Первая жертва.
  2. Отстали от машиныИ вот 6  октября 1941 года нам объявляют, что вечером будет погрузка на машины, для переезда на новое место обороны на Днепр.
  3. Предательство старших.
  4. Немцы в деревне.
  5. Переход через Магистраль.
  6. Плен.
  7. Хлеб.
  8. Страшный дом в г. Вязьма
  9. Побег.
  10. Ночлег в деревнях
  11. Потеря друга
  12. Один.

 Названные фамилии и имена подлинные, без изменения.

«Всех окруженцев вырвавшихся от немцев Воинские части Красной Армии собирали и направляли в спецлагерь, для проверки, на станцию Рада, в семи километрах от г.Тамбова в лесу находился лагерь. После проверки окруженцев и пленных рассортировали, кого на доследствие, а кого на формировку в г.Чапаевск Куйбышевской области. Я попал туда. Там формировали 563 полк 163 дивизии. Я попал в 3й батальон, сперва минометчиком 52х миллиметровой» (из дневника)

Участвовал:

  1. Оборона Дона
  2. 100 дней в госпитале г. Балаково (рана в руку)
  3. Участвовал в боях на Курской дуге
  4. Освобождали  Харьков.
  5. 16 сентября 1943 года ранен в ногу (лежал в госпитале г. Белебей Башкирия)
  6. Участвовал в прорыве г. Витебск
  7. Освобождал г.Данциг Польша.
  8. Участвовал при взятие Рейхстага. Входили первые, перед вечером 30 апреля на закате солнца. Были приданы стрелковой дивизии. С командиром батареи корректировал огонь по врагу.

Награжден медалью «За отвагу»

5. Война коснулась каждой семьи.  На каждого человека повлияла. В детстве я знала, что мой прадед участник войны, но ещё я  много читала о войне. Любимые книги были «Четвертая высота» и «Партизанка Лара» (кратко рассказать, представить литературу). Под влиянием этой литературы, я хотела примерить на себя условия войны. Хотела оказаться в тех условиях, в которых жили герои моих любимых книг.

Личный пример.

Обсуждение с детьми.

Закончить хочу отрывком из поэмы «Реквием» Р.Рождественского

Разве погибнуть  ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.

Разве для смерти  рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты  нашей  смерти, Родина?

Пламя  ударило в небо! - ты помнишь, Родина?

Тихо сказала:«Вставайте  на помощь...»    Родина.

Славы  никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого:

Я   или  Родина.

Давайте почтим минутой молчания, память  о нашем народе. (Минута молчания, включить метроном)

Приложение 2.Анкеты для исследовательской деятельности.

Анкета «Память за собою позови»

участника Великой Отечественной войны 1941-45 гг.

Фамилия

Имя Отчество

Дата и год рождения

Место рождения

Когда и как узнал о начале Великой Отечественной  войны

Когда был призван в армию

Кем и в каких войсках служил

В каких боевых действиях участвовал

Где и как встретил День Победы

Какие  боевые награды имеет

Где проживал (проживет) после войны

Где и кем трудился после войны

Имеет ли трудовые награды

Семейное положение: дети, внуки, правнуки, праправнуки

Анкета «Память за собою позови»

труженика тыла   Великой Отечественной войны 1941-45 гг.

Фамилия

 Имя  Отчество

Дата и год рождения

Место рождения

Когда и как узнал о начале Великой Отечественной  войны

Где и кем  работал в годы войны

 Имеет ли удостоверение:  «Труженик тыла Великой Отечественной  войны»

Где и как встретил День Победы

Призывался ли в армию после войны, где и кем служил

Где и кем трудился после войны

Имеет ли трудовые награды

Имеет ли юбилейные награды

Семейное положение: дети, внуки, правнуки, праправнуки

Анкета «Память за собою позови»

дети     Великой Отечественной войны 1941-45 гг.

Фамилия

 Имя Отчество

Дата и год рождения

Место рождения

Воспоминания о семье

до начала войны

Когда и как узнал(а) о начале Великой Отечественной  войны

Находился ( лась) ли в оккупации в годы войны, где и когда

Находился ( лась)ли в эвакуации во время войны (откуда и куда был эвакуирован)

Где и как встретил(а) День Победы

Призывался ли в армию после войны, где и кем служил

Где и кем трудился (лась) после войны

Имеет ли трудовые награды

Имеет ли юбилейные награды

Семейное положение: дети, внуки, правнуки, праправнуки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок памяти "Навечно в памяти народной"

Урок памяти "Навечно в памяти народной" посвящен молодогвардейцам, именами которых названы улицы нашего город ЦЕЛЬ: воспитание чувства патриотизма на примере героизма и мужества героев-молодогвардейце...

Сценарий Вахты памяти, посвященной Дню памяти и скорби "Память в камне"

Пояснительная записка  Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. 22 июня… Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9...

«Работа по увековечиванию памяти погибших односельчан. Книга Памяти»

Данная работа была написана к конкурсу "Растим патриотов России". В ней представлена информация о поисковой работе членов кружка "Юный краевед", даны методические рекомендации педагогам, работающим по...

Творческая мастерская посвященная памяти детей войны 1941-1945 год."Журавлики памяти"

Беседа о детях войны и изготовление журавликов в технике "канзаши"....

Сценарий урока памяти «Международный День памяти жертв фашизма».

Внеклассное мероприятие в форме устного жунала для учащихся 7-9 классов, посвященное Межденародному Дню памяти жертв фашизма....

Сценарий внеклассного мероприятия - вечера памяти "Вечной памятью живы"

Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти "Вечной памятью живы" разработано для учащихся от 11 до 18 лет, их родителей и ветеранов Великой Отечественной войны. Представляет собой музыкально-ли...