Исследовательская работа: за или против?
план-конспект занятия (7 класс) по теме

Низовцева Екатерина Владимировна

Беседа с родителями проведена в рамках конкурса "Учитель города - 2014"

Конспект, презентация, дополнительные материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект39.5 КБ
Файл Памятка для родителей15.2 КБ
Файл Презентация109.93 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность: за и против

Здравствуйте уважаемые родители!

Меня зовут Екатерина Владимировна. Я рада видеть вас на первом родительском собрании в этом учебном году. СЛАЙД 

Ваши дети достаточно успешно начали новый учебный год. Но у нас есть проблема, которая в этом году обозначилась особо остро.

Как вы знаете, ребенок начинает исследовать окружающий мир, как только начинает самостоятельно передвигаться в пространстве. Ему все интересно и хочется попробовать. В 3 года большая часть детей становиться «почемучками» и некоторые их вопросы ставят родителей в тупик. В 1 классе ученик начинает изучать окружающий мир в школе. И тут начинаются первые трудности, когда изучение начинает носить систематический характер. Придя в 5 класс, у большей части детей пропадает желание что-либо исследовать. А к 7 классу юных исследователей в классе можно и не обнаружить. Подростки уходят в мир компьютерных игр, мир моды и красоты, а познавательный интерес пропадает. Учителя предметники сталкиваются с проблемой – никто из учеников не хочет заниматься исследовательской деятельностью, а в дальнейшем участвовать в НПК. Так может быть на самом деле не стоит учащимся тратить на научно-исследовательскую работу свое время? И им в будущем совершенно не пригодятся навыки научно-исследовательской работы? Сегодня во время нашей беседы мы постараемся взвесить все «за» и «против» исследовательской деятельности школьников и ответить на эти непростые вопросы. СЛАЙД

А для начала давайте ответим на вопрос,

-В чем, на ваш взгляд, причина того, что ребята не хотят участвовать в НПК?

Ответы родителей

Варианты ответов: им некогда, заняты спортом, в кружках  и т.д, не нравится, не получается, не умеют, не интересно и другие.

Ваши доводы мне понятны. Я согласна, что участие в исследовательской работе – сложный труд не только для ребенка, но и для родителя. И, конечно, я с вами соглашусь, что дети сильно загружены в школе и на доп. занятиях. Но, все же, я считаю, что при желании найти время можно. В ходе научно – исследовательской работы ребята приобретают очень важные и нужные умения и навыки.

Как вы думаете, что это за навыки? Давайте, просто их перечислим.

Родители отвечают

Сейчас я обобщу и, возможно, дополню ваши ответы: при выполнении исследовательской работы у учащихся развиваются не только учебные умения, но и такие, как:

  • планирование – формируется при разработке плана исследовательской работы;
  • прогнозирование – при выдвижении гипотезы;
  • коррекция – вырабатывается при изменении гипотезы, если при доказательстве она оказывается неверной;
  • оценка – формируется при оценивании, на сколько уже продвинулся в исследование определенного вопроса;
  • саморегуляция – при занятиях не всегда чем-то очень интересным, но необходимым для исследования;
  • логические (анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения или классификации, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек рассуждений, выдвижение гипотез и их доказательство и т.д.);
  • коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации).

Думаю, вы со мной согласитесь, что, выйдя из школы, человек должен обладать такими умениями.

Сейчас мы с вами перечислили доводы «за» исследовательскую деятельность. А теперь попрошу ответить тех родителей, которые все-таки сомневаются в необходимости ее проведения, какие они видят недостатки в организации исследовательской деятельности.

Родители отвечают

Ответ: дети перегружены, родители все равно выполняют за детей работу.

Думаю, на самом деле большая проблема в том, что родители вместо того, чтобы помочь в исследовании, просто выполняют всю работу сами – находят в интернете сообщения, доклады, рефераты. Но ведь мы не должны забывать, что исследовательская деятельность подразумевает самостоятельную работу ученика, а задача родителя – знать суть исследования, его этапы, требования к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится за помощью. Ведь родители играют роль источника информации наравне с книгами, фильмами, Интернетом и др.

Поэтому, я, как классный руководитель и учитель – предметник, хотела бы от вас получить поддержку по этому вопросу.

Готовы ли вы помочь мне в этом?

Родители отвечают

Варианты ответов: да. А что нам необходимо сделать?

Со своей стороны, я запланировала цикл бесед, практикумы по обучению ребят исследовательской деятельности.

Для того чтобы помочь вам в этом вопросе, я подготовила листовку, в которой вы найдёте ответы на вопросы: что такое исследование в школе, какие этапы выполнения, какова возможная роль родителя на каждом этапе исследования.  

Вернёмся к вопросу нашего собрания.

- Надо ли ребятам заниматься научно – исследовательской работой?

Родители отвечают

Варианты ответов: да, нет, не знаю или другие

- Хотели бы вы, чтобы ваш ребёнок овладел навыками научно – исследовательской деятельности?

Варианты ответов: да, нет, не знаю или другие

Родители отвечают

Я рада, что сумела многих из вас убедить в том, что ребёнок должен приобретать опыт в научно – исследовательской деятельности.

И думаю, что среди учеников нашего класса обязательно найдутся ребята, которые будут защищать свои работы на НПК. А мы им в этом обязательно поможем.

 Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей.

Участие в исследовательской деятельности – сложный труд и для ученика и для родителя. Исследовательская деятельность подразумевает самостоятельную работу ученика, однако задача родителя – знать суть исследования, его этапы, требования к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится за помощью.

Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребенку!

  1. Что такое учебное исследование в школе?

Практика проведения исследований может рассматриваться как особое направление работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, а также на углубление и закрепление имеющихся у них компетенций. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Итогом исследовательской работы может быть макет из самых разнообразных материалов, с описанием действия представляемого им объекта; научный отчет о проведенном эксперименте.

  1. Каковы этапы выполнения учебного исследования?
  1. выбор темы исследования;
  2. выдвижение первоначальных идей;
  3. сбор материала;
  4. обобщение материалов;
  5. реализация проекта (доклад, макет и т.д.)
  6. защита проекта.
  1. Какова возможная роль родителя на каждом этапе исследовательской деятельности?

На этапе выбора темы исследования возможные действия родителей могут быть следующие: помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор.

 Следующий этап: выдвижение первоначальных идей. Возможные действия родителей:

  • помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей;
  • записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

В ходе сбора материала родители могут посоветовать дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые посодействуют ребенку в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и периодические издания.

 На этапе обобщения материалов родители могут помочь ребенку кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом другим людям. Для этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования, приготовить тексты, макеты, чертежи и др. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке, грамматическом и стилистическом контроле.

  На этапе подготовки к защите проекта родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением.

  Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта, участвует в подготовке презентации, обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

  Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская деятельность: «за» или «против» учитель математики МБОУ г. Мурманска гимназии № 8 Низовцева Е.В. М униципальный конкурс « Учитель города – 2014 » Мурманск, 2014 г.

Слайд 2

Нужна ли в школе исследовательская деятельность?

Слайд 3

Умения планирование; прогнозирование; коррекция; оценка; саморегуляция; логические; коммуникативные.

Слайд 4

Нужна ли в школе исследовательская деятельность?

Слайд 5

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...