Программа по профориентации 8-9 классов «Я выбираю САМ!» на 2012 – 2014 уч.год
рабочая программа (8, 9 класс) на тему

Соломатова Зинаида Борисовна

Программа по профориентации

8-9 классов

«Я выбираю САМ!»

на 2012 – 2014 уч.год

(В рамках проекта «Мой профессиональный выбор»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_vybirayu_sam.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа  № 24»

г. Пермь

УТВЕРЖДАЮ

Зам. Директора по УВР

Л. В. Мушакова.

Программа по профориентации

8-9 классов

«Я выбираю САМ!»

на 2012 – 2014 уч.год

(В рамках проекта «Мой профессиональный выбор»

Автор:Соломатова З. Б.,

классный руководитель 8-9А

, 2012-2014г.

Пояснительная записка

        Основы профессионального самоопределения закладываются в  школе.

        Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально ребёнок, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности воспитанника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Поэтому главная задача нашей школы – подготовить воспитанника к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого необходимо сформировать у воспитанников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Наши учащиеся  испытывают затруднение  в последующем продолжении обучения.

 Такое затруднение обуславливается несколькими факторами:

  • Психологической неготовностью к моменту перехода от предпрофильного обучения .к выбору определенного профиля.
  • Отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин  которой является чувство социальной незащищённости в условиях современной экономики и политике.
  • Неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии, переоценке или недооценке своих возможностей..
  • Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к определению определённых профессиональных трудностей.
  • Отсутствие необходимой  поддержки со стороны семьи.

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешённость которых препятствует  профессиональному самоопределению.

Очевидно, что в решении этой проблемы,  существенную роль,  может сыграть программа, содержащая систему организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной  ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся  школы, ставящая целью не  только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию выпускников формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации. Программа рассчитана для учащихся 8-9 классов. Реализация программа по основным блокам.

  1. Этап соотнесённости – 8 класс
  2. Этап профессионального самоопределения 9 класс


Цели:

  1. Разработать комплекс мер по профориентации учащихся  и обеспечить конкретные целенаправленные действия по ориентации учащихся на профессии, востребованные на современном рынке труда и создание условий для более успешной социализации выпускников.
  2. Приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода.

         Задачи:
- сформировать положительное отношение к труду;

-научить  разбираться в содержании профессиональной деятельности

-научить  соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

 

        Ожидаемые результаты:
Реализация данной Программы позволит:
- повысить мотивацию учащихся;
- оказать адресную психологическую помощь в осознанном выборе будущей профессии;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях

      Сроки реализации сентябрь - май

      Участники программы –ученики  8-9А класса (25 чел.)

     Основные направления работы:

Профориентационная  деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки детей с 8 по 9 класс, работу школы с семьей и социумом.
 Взаимодействие с предприятиями города (экскурсии, встречи)

Цель: активизация работы по профориентации с вовлечением в эту проблему всего педагогического сообщества.


Мероприятия:
1.Организация экскурсий на предприятия города:
–аптека;
–почта;;
–пожарная часть;
-милиция;
-библиотека;
-музей

- Камский кабель
2.Встречи учеников с представителями разных профессий   -  единый классный час по профориентации.
3.Экскурсии по родному краю.

 Система работы с образовательными учреждениями города


Цель: Целенаправленная работа по мотивации выпускников на освоение рабочих профессий

.
Мероприятия:
1.Экскурсии в ППКК 2. Участие в днях открытых дверей.

Система работы педагогов с выпускниками и воспитанниками


Цель: Создать условия для реализации программы по профориентации, мотивировать учащихся к осознанному самоопределению.


Мероприятия:
1.В планы воспитательной работы класснного руководителя включить мероприятия по профориентационной деятельности.
2.Проведение классных часов по теме: «Профессии ».
3.Проведение экскурсий на предприятиях города
4.Профориентационные игры «Биржа труда», «Модель идеального города»и др.
5.Активизирующие опросники: «Престижная профессия», «Труд в современном обществе»
6.Игра-дискуссия «Кто нужен нашему городу?»

 Система работы педагога по профориентации


Цель: Профориентационная помощь.


Мероприятия:
1.Диагностика Сентябрь-октябрь
2.Индивидуальные консультации по выбору профессии
 
Информационное обеспечение профориентационной деятельности


Мероприятия:
1.Оформление информационного стенда со сменной информацией: «Куда пойти учиться».
4.Создание презентации и проектов о  профессиях.

.

             У учащихся  8 кл  важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

 «Я и профессии вокруг меня». 8 класс.

  1. Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.
  2. Профориентационный курс  8 класс.
  3. Профориентационные минутки на уроках 8 класс.
  4. Система дополнительного образования (кружки, секции).
  5. Конкурсы (школьный, городской  уровни).
  6. Экскурсии на предприятия и организации НПР(1 в полугодие).
  7. Встречи с  представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций города.
  8. Знакомство с рынком труда города.
  9. Мониторинг профориентационной работы.

У учащихся 9 класса необходимо формировать представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

 «Мир профессий». 9 класс.

  1. Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям,  социальной сфере, мотивов саморазвития.
  2. Профориентационный курс «Моя профессиональная карьера».
  3. Профориентационные минутки на уроках.
  4. Система дополнительного образования  (кружки, секции).
  5. Экскурсии на предприятия и организации Встречи с  представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций .
  6. Знакомство с рынком труда в городе..
  7. Предпрофильная подготовка (информационная работа, профильная ориентация, курсы по выбору).
  8. Заполнение дневников профессионального самоопределения.
  9. Открытые дни в средних специальных учебных заведениях.
  10. Мониторинг поступления учащихся в Сузы, ВУЗы, профильные классы ОУ.
  11. Мониторинг профориентационной работы.

Профориентационные курсы.

8 класс.
Цель: расширение знаний о себе, своих возможностях и способностях; развитие умений ориентироваться в мире взрослых, преодолевать трудности адаптации в современном обществе, соотнесения себя и свой будущей профессии.

Мероприятия:

1.

Экскурсии на предприятия города

2.

Встречи с представителями разных профессий

3.

Классные часы:

  1. Самопознание. Я – человек и личность.
  2. Кто я? Какой я? Моя жизненная лестница.
  3. Я в мире людей. Общение. Его стили.
  4. Конфликты. Причины и пути их разрешения.
  5. Мой характер и темперамент
  6. Мои жизненные интересы и пути их реализации.
  7. Творчество и способности. Тренинг способностей учащихся.
  8. Моё здоровье – основа моей жизни.
  9. В ситуации выбора.
  10. Тренинг «Управляй собой».

9 класс. Курс  «Моя профессиональная карьера»
Цель: предоставление информации о мире профессий; личностное развитие учащихся; формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Мероприятие

1.

Экскурсии на предприятияю.

2.

Встречи с представителями разных профессий – работниками предприятий и организаций , со специалистами отдела труда и занятости населения.

3.

Содержание курса:

  1. Кем быть? Проблема выбора.
  2. Профессии и специальности.
  3. Формула профессии. Выбор и моделирование.
  4. Качества личности и успех в профессии.
  5. Интересы и выбор профессии.
  6. Склонности и профессиональная направленность.
  7. Профессиональный тип личности.
  8. Деловая игра
  9. Личный профессиональный план.

 


Направления

задача

мероприятия

срок

ответственный

результат

1. Анкетирование и тестирование

Выявить интересы, склонности  и способности,  воспитанников к выбору  профессии; определить внутренние и внешние факторы, влияющие на выбор профессии.

Анкетирование с целью выявления профессиональных интересов, склонностей у воспитанников 8 – 9 классов

январь

Зырянова Л.В.

Выявление  уровня готовности к выбору профессии

Выявить интересы, склонности  и способности,  воспитанников к выбору  профессии; определить внутренние и внешние факторы, влияющие на выбор профессии

Организация тестирования на профпригодность» Как правильно выбрать профессию»

В течение года

Кузнецова И.В, Носкова Н.А

готовности к выбору профессии

Выявить интересы, склонности  и способности,  воспитанников к выбору  профессии; определить внутренние и внешние факторы, влияющие на выбор профессии

Проведение опроса по выявлению интересующих вопросов по профориентации

В течение года

Кузнецова И.В, Носкова Н.А

готовности к выбору профессии

2. Работа с учащимися и их родителями

Познакомить  с многообразием  мира профессий; потребностями рынка труда; показать особенности выбранных  профессий, ограничения и риски, связанные с приобретением той или иной профессии

Классные часы с целью мотивации учащихсяв к профсамоопределению

В течение года

Классные руководители

Заинтересованность воспитанников в профессиональном самоопределении

Организация экскурсий на предприятия города

в течение года

Шавкунова Н.Г

Знакомство с предприятиями города, рынком труда

Организация экскурсий в ППКК

Апрель-май

Шавкунова Н.Г

Знакомство с профессиями ПЛ

День открытых дверей на

По особому графику

Шавкунова Н.Г

Знакомство с предприятиями города, рынком труда

Организация встреч с представителями разными профессий

в течение года

Шавкунова Н.Г

Знакомство с многообразием мира профессии

Оформление информационного стенда «Сделай свой выбор»

с течение года

Шавкунова Н.Г

Получение воспитанниками достоверной информации

Поездка на Ярмарку «Обучение и карьера»

апрель

Шавкунова Н.Г, кл руководители

Презентация «Моя профессиЯ»

Конкурс сочинений «Самая лучшая профессия»

март

Шавкунова Н.Г, классные руководители, учителя русского языка

Самопрезентация  любимой профессии

Дискуссионный клуб «Выбор профессий. Возможности и желания»

3 четверть

классные руководители, психологи

показать особенности выбранных  профессий, ограничения и риски, связанные с приобретением той или иной профессии

Оказать консультативную помощь в профсамоопределении воспитанникам и их родителям

Родительское собрание «Будущее моего ребенка»

февраль

Шавкунова Н.Г классные руководители

Заинтересованность родителей в дальнейшем профессиональном обучении детей

Индивидуальные консультации по вопросам профориентации

с течение года

Педагоги-психологи

Заинтересованность воспитанников в профессиональном самоопределении

Индивидуальные беседы с учениками, имеющими проблемы с ПС

с течение года

Классные руководители, педагоги-психологи

Повышение посещаемости ОППП

Проведение открытых классных часов по профориентации

апрель

Классные руководители

Обмен опытом реализации профориентационной работы

Индивидуальные консультации по вопросам профориентации Защита проф поектов.

с течение года

Педагоги-психологи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения учащихся на период 2012-2014 г.

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьнико...

Методические разработки воспитателя общежития Новосельцевой Марии Андреевны за 2012-2014 гг.

В портфолио кратко описаны цели и задачи педагогической деятельности, приведены используемые методы, кратко рассказано о мероприятиях проведенных за 2012 - 2014 г....

Анализ по реализации программы развития центра за 2012-2014 годы

В Программе развития отражены приоритеты молодежной политики, которые призваны обеспечить сохранение и развитие национальной культуры, оказать поддержку общественных инициатив и талантов молодежи, про...

Олимпиада по профессиональной ориентации учащихся 8 - 9 классов "Мы выбираем путь". 2013-2014 уч.год

В данной подборке  тетрадь с вариантом задания и статья, написанная по итогам проведения городской Олимпиады.Целью проведения Олимпиады является создание условий для более эффективной реализации ...

Индивидуальный план развития музыкального руководителя Вороновой И.А. на 2012-2014 гг. по реализации Программы «Развитие МБДОУ ДСКВ № 52 «Самолётик на 2012-2014 годы» (с изменениями)

В настоящее время основным документом управления качеством образования на муниципальном уровне является программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы». Это целевой ориентир д...

Олимпиада по профессиональной ориентации учащихся 8 - 9 классов "Мы выбираем путь". 2014 - 2015 уч.год.

В данной подборке  тетради с вариантами заданий и ответами к ним для  проведения школьного тура  Олимпиады.Целью проведения Олимпиады является создание условий для более эффективно...