Классные часы
классный час (10 класс) на тему

Дьякова Кристина Игоревна

классные часы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_ko_dnyu_pobedy.docx23.05 КБ
Microsoft Office document icon kurenie_i_zdorove.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час ко Дню Победы «Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность!»

(классный час, посвященный дню Победы в Великой Отечественной войне)
Задачи: – способствовать формированию образно-чувственного восприятия военных событий, способности сопереживать делам, подвигам конкретных людей; – воспитывать чувство патриотизма, высокого морального духа (преданность делу, ответственность)
Жизнь – это улыбка даже тогда, когда по лицу текут слезы. 
Моцарт
Ход занятия:

I. Вступительное слово (стихотворение С. Щипачева читает студент)
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.
(Слайды тематические иллюстрации)
Звучит песня из кинофильма «Офицеры» «От "От героев былых времен не осталось порой имен»
(на фоне песни учитель ведет беседу)
– Чем знаменателен 2015 год в истории нашей страны? (70 лет ВОВ).
Ребята, сегодня классный час мы посвятим волнующей, трепетной теме: «Победа в Великой Отечественной Войне».
Вы говорили об этом неоднократно: на уроках истории, дома. А мне хотелось бы с вами вспомнить, благодаря чему была одержана победа над фашистской Германией.
II. Дома вы беседовали с родителями о своих прадедах, прабабушках и их подвигах, поделитесь с классом своими историями (по желанию).
(Студенты по желанию показывают свои рисунки «Война глазами детей» (вывешиваются на доску) и рассказывают историю своей семьи.)
Высокий моральный дух, сплоченность всего народа, защищающего свое Отечество, – были одними из главных составляющих Великой победы.
III. В годы войны, в самое тяжелое время, люди проявляли величайший героизм. Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры. Летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран.
Героями были все: и те, кто устремлялся в атаку сквозь стены огня, и те, кто под снарядами строили мосты, и те, кто жил на оккупированных территориях.
Солдаты уходили на фронт, а дома оставались их семьи: жены, дети, престарелые родители.
Расставались любимые, никто тогда не думал о себе. 
Наше поколение должно помнить об этих героических поступках, во имя чего они совершались, – это история нашей страны, наша история, история наших семей.
Вопрос к классу: Как вы понимаете слово память? … 
(Слайд) «Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» написано в словаре В. И. Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге – долг потомков хранить как святыню.
Вопрос к студентам: А что можно считать подвигом? …
IV. Волжская баллада (слайды)
Ребята, послушайте балладу Льва Ошанина, которая была написана через некоторое время после окончания войны 

Волжская баллада
Третий год у Натальи тяжелые сны,
Третий год ей земля горяча, – 
С той поры, как солдатской дорогой войны 
Муж ушел, сапогами стуча. 
День-то занят, зато в непроглядную ночь 
Думы душу секут, как дожди. 
Он и на слово смолоду был не охоч, 
Ну а писем и вовсе не жди. 
На четвертом году прибывает пакет. 
Почерк в нем незнаком и суров: 
«Он отправлен в саратовский лазарет, 
Ваш супруг, Алексей Ковалев». 
Председатель дает подорожную ей. 
То надеждой, то горем полна, 
На другую солдатку оставив детей, 
Едет в город Саратов она. 
А Саратов велик. От дверей до дверей Как найти в нем родные следы? 
Много раненых братьев, отцов и мужей 
На покое у волжской воды. 
Наконец ее доктор ведет в тишине 
По тропинкам больничных ковров. 
И, притихшая, слышит она, как во сне: 
– Здесь лежит Алексей Ковалев. – 
Нерастраченной нежности женской полна, 
И калеку Наталья ждала, 
Но того, что увидела, даже она 
Ни понять, ни узнать не могла. 
Он хозяином был ее дум и тревог, 
Запевалой, лихим кузнецом. 
Он ли – этот бедняга без рук и без ног, 
С перекошенным, серым лицом? 
И, не в силах сдержаться, от горя пьяна, 
повалилась в кровать головой, 
В голос вдруг закричала, завыла она. 
– Где ты, Леша, соколик ты мой?! – 
Лишь в глазах у него два горячих луча, 
Что он скажет – безрукий, немой! 
И сурово Наталья глядит на врача: 
– Собирайте, он едет домой. – 
Не вернуть тебе друга былого, жена, – 
Пусть как память живет он в дому. 
– Вот спаситель ваш, – детям сказала она. – 
Все втроем поклонитесь ему!
Причитали соседки над женской судьбой, 
Горевал ее горем колхоз. 
Но как прежде, вставала Наталья с зарей, 
И никто не видал ее слез. 
Чисто в горнице. Дышат в печи пироги… 
Только вдруг, словно годы назад, 
Под окном раздаются мужские шаги, 
Сапоги по ступенькам стучат. 
И Наталья глядит со скамейки без слов, 
Как, склонившись в дверях головой, 
Входит в горницу муж – Алексей Ковалев – 
С перевязанной правой рукой. 
– Не ждала? – говорит, улыбаясь, жене. 
И, взглянув по-хозяйски кругом, 
Замечает чужие глаза в тишине 
И другого на месте своем. 
А жена перед ним ни мертва ни жива… 
Но, как был он в дорожной пыли, 
Все поняв и не в силах придумать слова, 
Поклонился жене до земли. 
За великую душу подруге не мстят 
И не мучают верной жены. 
А с войны воротился не просто солдат, 
Не с простой воротился войны. 
Если будешь на Волге – припомни рассказ, 
Невзначай загляни в этот дом, 
Где напротив хозяйки в обеденный час 
Два солдата за братским столом.
Вопрос классу: Как вы поняли основную мысль баллады?…
(предполагаемые ответы учеников) … Война жестока, она ломает судьбы людей, рушит семьи, их счастье, разлучает любимых, порой навсегда... …Но люди умели довольствоваться малым, ценили и осколки былого счастья, примером является Наталья - героиня баллады. 
…У женщины большое доброе сердце – оно не очерствело во время войны-, она преданна своему любимому мужу, даже тогда, когда видит тело без ног и рук, забирает его домой. И продолжает жить! И не жалуется на судьбу! Никто не видел ее слез. …Когда возвращается ее муж, она «ни мертва ни жива» – злую шутку с ней сыграла война, ведь она смирилась с мыслью, что ее любимый - калека, а оно вон как вышло. Возможно, напутали что-то с документами, или они были однофамильцами. Но муж все понимает без слов и кланяется жене до земли. 
Вопрос к студенту: Сравните две истории, что общего в них вы бы отметили?
(предполагаемые ответы) …Безграничная любовь и преданность! В первом случае танкист в последние минуты жизни пишет письмо любимой, на его коленях ее портрет, так легче и умирать не страшно, зная, что где-то далеко есть любимый человек. Во втором – для Натальи важно, что любимый жив! Любимый – калека лучше, чем мертвый любимый. …Это и есть великая сила любви, которая помогла и явилась спасительной силой для Алексея Ковалева, который вернулся домой. Не упрекнув жену ни в чем, а лишь поклонился ей до земли.
V. (слайды)
(выходит студент читает стихотворение)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: – Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Стих написан: 1941
Какие произведения о войне знаете вы? Какие фильмы о войне смотрели?

VI. Подведение итогов.
Обратите внимание на слова Моцарта: Жизнь – это улыбка даже тогда, когда по лицу текут слезы. Имеет ли это высказывание какое-то отношение к тому, о чем сегодня здесь шла речь? Какие выводы каждый из вас сделал для себя?
Я думаю, ребята, что, побеседовав о войне, и в наше время, в трудной ситуации вы сможете сделать выбор, как правильно поступить, сможете не остаться равнодушными к тому, что происходит вокруг нас, не пройдете мимо того, кто будет нуждаться в вашей помощи.
Звучит песня «Журавли».



Предварительный просмотр:

Классный час на тему: "Курение и здоровье"

Цели: формирование у учащихся представлений о полезных и вредных привычках, сформировать у учащихся представление об отрицательном влиянии курения на организм.

Основные понятия: полезные и вредные привычки, табакокурение, никотин, компоненты табачного дыма, последствия курения, никотиновая зависимость.

Исследовательские задания: определи свои привычки и раздели их на полезные и вредные; продолжи фразы: «Привычка - это…», «Здоровье - это..» продолжи фразу: «Люди курят потому, что…», проанализируйте ответы сверстников.

Информационные материалы.

Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек часто совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь.

Привычки бывают полезными и вредными. Многие привычки могут оказывать влияние на здоровье человека. Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными. Например: чистить зубы, питаться в одно и то же время, спать при открытой форточке. Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными. Например: есть много сладостей, долго сидеть у телевизора, читать лёжа и др. Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака.

Вредными эти привычки называются ещё и потому, что от них бывает очень трудно отказаться, т.к. они постепенно становятся необходимыми человеку, последствия, которые возникают в результате их ограничения, настолько болезненны, что человек не может справиться с ними сам. Это связано с тем, что, попадая в организм, табак становится неотъемлемой частью обменных процессов организма. Организм начинает требовать тех компонентов, которые вредны для здоровья.

Курение - это не просто вредная привычка. Последствия курения формируются медленно, вредные вещества накапливаются и постепенно приводят к развитию различных заболеваний. Особенно опасным является приобщение к курению в детском и подростковом возрасте, т.к. ещё не сформировавшемуся организму очень трудно противостоять токсическому действию табака.

Вопросы по теме занятия:

  1. Какие привычки называются полезными?
  2. Какие привычки называются вредными?

ТАБАК - это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. Европейцам долго не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба в 1492 г., наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, втягивая его из листьев, свёрнутых в трубочки, зажженных на конце. В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум», которые они курили после подсушивания на солнце.

В Россию табак был завезён англичанами в 1585 г. через Архангельск. Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал всюду. В царствование царя Михаила Фёдоровича уличённых в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй - отрезанием носа и ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 г., причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. Но в этой борьбе табак всё же оказался победителем. Вернее, победили плантаторы, фабриканты и купцы, получавшие баснословные прибыли от торговли сигарами и папиросами. Торговля табаком не сокращалась, доходы казны значительно росли. Этот факт заставил многие правительства изменить своё отношение к табаку и использовать его как источник прибылей. В России торговля табаком и курение были разрешены 1697 году в царствование Петра 1, который сам стал заядлым курильщиком и разрешил свободный ввоз табака из - за границы, наложив, правда, на него высокую пошлину.

Курение - одна из вреднейших привычек.

Учёными доказано, в чём вред курения - в дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, углекислый газ, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты и др. (зачитать приложение: «Факты вреда курения»).

Как же воздействует курение на организм человека?

Органы дыхания.

Табачный дым попадает в организм курильщика через органы дыхания, компоненты, находящиеся в табачном дыму, раздражают слизистую оболочку дыхательных путей, вызывая её воспаление. Появляется мучительный кашель. Голосовые связки, расположенные в дыхательных путях, также воспаляются, в результате голос приобретает грубый тембр, становится хриплым, а затем сиплым.

В лёгких при курении постепенно скапливается табачный дым и сажа. Мучительный кашель травмирует ткани лёгкого, снижает их эластичность, накапливается слизь, происходит вздутие лёгких, значительно ослабевает дыхание.

Нервная система. При курении возникают изменения в нервной системе, обусловленные прежде всего действием никотина.

Никотин вызывает сильное возбуждение клеток коры головного мозга, но через некоторое время эти клетки, устав, затормаживаются, снижают свою деятельность.

Кроме того, углекислый газ, соединяясь с гемоглобином, лишает его возможности усваивать кислород и снабжать им органы и ткани. Нарушается питание головного мозга, следствием чего является ухудшение памяти, внимания, рост утомляемости, снижение общей эффективности работы. Появляется повышенная утомляемость глаз, ухудшается слух, снижается скорость чтения, увеличивается число совершаемых ошибок.

Сердце. Воздействие табачных веществ на сердце сложно и многообразно: учащается пульс, повышается кровяное давление, увеличивается нагрузка на сердце, нарушается питание сердечной мышцы, что приводит к возникновению тяжёлых заболеваний сердца. Компоненты табачного дыма поражают сосуды, поэтому у курильщиков появляются головная боль, отёки и боль в нижних конечностях, ощущение тяжести при ходьбе.

Органы пищеварения. Табачный дым, воздействуя на органы пищеварения, вызывает раздражение слизистой оболочки полости рта. В результате этого появляется кровоточивость дёсен, трескается эмаль (защитный покров зубов), открывая доступ к проникновению микробов в полость рта. Меняется цвет зубов. Губы сохнут, на них появляются трещины. Вредные вещества табачного дыма, растворяясь в слюне, попадают в желудок и вызывают раздражение слизистой оболочки. Развивается гастрит, язвенная болезнь желудка. Увеличивается вероятность возникновения раковых заболеваний.

- Не кури! - говорят подростку.

- А почему взрослые курят? Им можно? - спрашивает в свою очередь тот.

Вопрос резонный. Конечно, курящий взрослый человек и своему здоровью вредит, и дурной пример подаёт. Однако есть всё - таки различие между курящим взрослым и курящим ребёнком. Судите сами. В молодом неокрепшем организме многие жизненно важные центры и органы находятся ещё в процессе становления. Вот почему влияние табака на взрослый и на молодой организмы неодинаково - оно гораздо вреднее для молодого организма. По сравнению со взрослыми, организм ребёнка не имеет достаточно устойчивых и сильных восстановительных механизмов. От действия табачных веществ его организм менее защищён.

Курящие школьники отстают в физическом и умственном развитии. Курящие ученики, в сравнении с некурящими, более нервны, рассеяны, чаще не успевают в учёбе.

Как вы думаете, раз табак такой вредный, почему до сих пор люди всего мира не договорились и не запретили курение раз и навсегда?

Можно назвать несколько причин такого явления:

  1. курят до сих пор очень многие, в том числе те, от кого зависит принятие решении;
  2. выращивание табака и производство сигарет очень выгодно, и люди, которые этим занимаются, не хотят терять свои доходы;
  3. люди видят, что курильщик (чаще в кино, но и в жизни тоже) может хорошо выглядеть, преуспевать, быть умным, обаятельным и любимым, и не верят врачам, которые без конца твердят, что «капля никотина убивает лошадь».

Последняя причина заслуживает того, чтобы о ней поговорить отдельно. Может быть, до сих пор основной ошибкой человечества в борьбе с табаком было то, что «борцы» всячески расписывали ужасы табакокурения, которые на самом деле в обычной жизни никто не видел.

Действительно 5-7 мг никотина - меньше одной капли - смертельная доза для человека. Действительно капля никотина убивает лошадь. Однако, чтобы умереть, человек (или лошадь) должны проглотить эту дозу за один раз. Но на самом деле яд попадает в организм очень малыми дозами, от которых организм успевает избавиться довольно быстро. Поэтому отравление никотином обычно хроническое (постоянное), а не острое. Представьте себе: каждый курильщик - это хронически отравленный человек.

Никотин - вещество, крайне вредно действующее на сердечно - сосудистую систему. Вероятность инфаркта у курящих в 12 раз выше, чем у некурящих. От дегтярных смол страдают лёгкие. Курильщики чаще болеют бронхитом и туберкулёзом лёгких, 95% всех случаев рака лёгких приходятся на курильщиков. Курильщики чаще страдают язвой желудка. Среди больных этой болезнью курящие составляют 98%. Не все знают о том, что жертвой табака становятся почки и мочевой пузырь. Почки - орган выделения, и почти вся «грязная работа» по удалению из организма ядов приходится на их долю.

Никотин активно разрушает витамины, без которых человеческий организм не может нормально работать. Одна сигарета уносит 25 мг витамина С (столько витамина С содержится в одном апельсине). В табачном дыме содержатся так же цианиды, разрушающие витамины группы В. Содержание витамина В12 у курящих в 20 раз меньше, чем у некурящих.

Если распространённость курева будет сохраняться на том уровне, который существует сейчас, то смертность от курения к середине XXI века будет ежегодно составлять 10 миллионов человек. Около половины этих смертей произойдёт в средней возрастной категории (40 - 60 лет). Потеря продолжительности их жизни составляет около 20 лет.

Вот что сказал бывший крупный работник табачной промышленности В. Кроуфорд в совместном с президентом США Б. Клинтоном радиосообщении: «На протяжении нескольких лет я оборонял табачную промышленность от всех, кто стремился ограничить курение. Мне довелось обманывать многих людей, но получилось так, что я обманул и себя тоже. Я начал курить в 13 лет и всю жизнь очень много курил. Сегодня в моём горле и лёгких, там, где был табачный дым, найдены раковые метастазы, и я знаю, что они скоро убьют меня. Я уже опоздал, но вы ещё нет. Думайте. Не давайте никому вас обмануть. Не курите».

Вопросы по теме занятия:

  1. Как люди пристрастились к курению?
  2. Какой вред наносит курение организму?
  3. Что нужно делать, чтобы люди не курили?

Коллективное разгадывание кроссворда

ОТВЕТЫ:

ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1 - кашель; 2- курение; 3 - смолы.

ПО ВЕРТИКАЛИ: 4 - лёгкие; 5 - зуб; 6 - никотин

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

  1. противный звук, мешающий говорить и слушать как раз тогда, когда это интереснее всего;
  2. вредная привычка, мешающая нормальному функционированию организма;
  3. органические вещества, содержащиеся в табачном дыме, вызывающие заболевания лёгких;

ПО ВЕРТИКАЛИ:

  1. орган, который больше всего страдает от курения;
  2. орган, приобретающий жёлто-серый цвет от табачного дыма;
  3. капли этого средства хватает для убийства лошади.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.

Материал и презентация  были  подготовлены, как методическая разработка  для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных  профессий, для обучающихся по профессии "...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...